- Эмоциональный настрой детей.
Минутка чистописания
Написание сочетаний чу, щу.
- Открываем учебники на странице 129.
- Прочитайте тему урока.
- Какие цели мы поставим на нашем уроке?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на
уроке?
Сегодня мы познакомимся с Чередование звуков в
суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных.
- Как вы понимаете значение слова беглый?
- Встречается ли это понятие в русском языке?
- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)
- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите
их. (О и Е)
- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым
звуком). С. 125.
- Где встречались нам беглые гласные? (В корне
слов).
- Давайте обратимся к упр.146.
- Читай задание.
- Прочитайте слова со слайда. Запишите их. В скобках
рядом с каждым словом напишите слово, от основы которого образовано.
Кустарничек – (от кустарник)
Грибочек – (от гриб)
Цветочек – (от цветок)
Листочек – (от лист)
Орешек – (от орех)
- Покажите, как образованы три любых слова.
- Корни не выделяйте – выделяйте только основы.
Образец дан в учебнике.
- Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на
–ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе».
- Миша использовал форму Р.п. ед.ч. А какую форму
использовали вы?
- Итак, ребята, беглые гласные могут встретиться и в
суффиксе слова, например с суффиксом –ек, и для его определения надо изменить
форму слова, к примеру на форму Р.п. ед.ч.
- Упр.147.
- Теперь посмотрите на слова обозначающие детенышей
домашних животных.
- Выпишите их столбиком вместе с проверками.
Щеночек – щеночка
Теленочек – теленочка
Утеночек – утеночка
Цыпленочек – цыпленочка
Котеночек – котеночка
- Покажите образование любых трех существительных по
образцу.
- Есть ли в этих словах беглый гласный?
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, а вот Анишит Йокоповна говорит, что
иногда слова с беглым гласным в суффиксе путают с другими словами, где такой
орфограммы нет.
- Чтобы в этом разобраться обратимся к упр. 148.
- Читайте задание.
ЗАМОЧ(Е/И)К и КОСТЮМЧ(Е/И)К
- От каких основ каких слов образованы эти слова.
- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый
гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать?
(Нужно изменить форму слова Р.п. ед.ч)
ЗАМОЧ(Е/И)К – ЗАМОЧКА
КОСТЮМЧ(Е/И)К – КОСТЮМЧ(Е/И)КА
- Где гласный звук сбежал?
- Где он остался на месте?
- В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый
гласный в суффиксе»?
- Давайте прочитаем правило Летучей Мыши.
- Давайте, посмотрим, как образованы слова «замочек»
и «костюмчик». И вы увидите, что у них разные суффиксы: -ек- и –чик-.
Замочек – от
замок; замок/ + -ек- + … =замоч/ек/
Костюмчик – от
костюм; костюм/ + -чик- + … костюм/чик/
- Затем поставим их в форму Р.п. ед.ч.
Замоч(е/и)к – замочка
Костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка
- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву
гласного писать в суффиксе? (Надо определить является ли этот гласный беглым.
Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.
- Упр. 149.
- Читай задание.
- Посмотрите на слайд.
- Спишите столбиком. Сначала на –ек, затем на -
шик, рядом напишите проверку: форму Р.п. ед.ч..
Ковшик - ковшика
Орешек – орешка
Горошек – горошка
Карандашик – карандашика
Шалашик – шалашика
- Давайте
посмотрим, как образованы слова: орешек, карандашик.
Орешек – от
орех; орех/ + -ек- + … ореш / ек /
Карандашик – от
карандаш; карандаш / + -ик- + … = карандаш/ик/
- А вот Миша сказал, что в этих словах разные
суффиксы: - ек- и –шик-
- Правильно ли Миша указал суффиксы?
- Упр. 151.
Отряхнись, дружок, от крошек,
Надевай носки в горошек,
Не вертись же ты юлой,
Не снимай носочек свой.
- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?
- Какие задании выполняли?
Упр. 152. Стр. 133.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.