Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока по русскому

Конспект урока по русскому

Скачать материал

Конспект урока русского языка

Класс: 3

Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных».

Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

 Оборудование: Учебник «Русский язык» Каленчук М.Л. ПНШ.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1.Оргмомент

 

 

 

 

 

2. Сообщение темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Итог

 

 

6. Домашнее задание

- Эмоциональный настрой детей.

 

Минутка чистописания

Написание сочетаний чу, щу.

 

- Открываем учебники на странице 129.

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим на нашем уроке?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных.

 

 

- Как вы понимаете значение слова беглый?

- Встречается ли это понятие в русском языке?

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми?  (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

 

 

- Давайте обратимся к упр.146.

- Читай задание.

- Прочитайте слова со слайда. Запишите их. В скобках рядом с каждым словом напишите слово, от основы которого образовано.

Кустарничек – (от кустарник)

Грибочек – (от гриб)

Цветочек – (от цветок)

Листочек – (от лист)

Орешек – (от орех)

 

- Покажите, как образованы три любых слова.

- Корни не выделяйте – выделяйте только основы. Образец дан в учебнике.

- Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе».

- Миша использовал форму Р.п. ед.ч. А какую форму использовали вы?

- Итак, ребята, беглые гласные могут встретиться и в суффиксе слова, например с суффиксом –ек, и для его определения надо изменить форму слова, к примеру на форму Р.п. ед.ч.

 

- Упр.147.

- Теперь посмотрите на слова обозначающие детенышей домашних животных.

- Выпишите их столбиком вместе с проверками.

 

Щеночек – щеночка

Теленочек – теленочка

Утеночек – утеночка

Цыпленочек – цыпленочка

Котеночек – котеночка

- Покажите образование любых трех существительных по образцу.

- Есть ли в этих словах беглый гласный?

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а вот  Анишит Йокоповна говорит, что иногда слова с беглым  гласным в суффиксе путают с другими словами, где такой орфограммы нет.

 

- Чтобы в этом разобраться обратимся к упр. 148.

- Читайте задание.

ЗАМОЧ(Е/И)К и КОСТЮМЧ(Е/И)К

- От каких основ каких слов образованы эти слова.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать?

(Нужно изменить форму слова Р.п. ед.ч)

ЗАМОЧ(Е/И)К – ЗАМОЧКА

КОСТЮМЧ(Е/И)К – КОСТЮМЧ(Е/И)КА

 

- Где гласный звук сбежал?

- Где он остался на месте?

- В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

 

- Давайте прочитаем правило Летучей Мыши.

- Давайте, посмотрим, как образованы слова «замочек» и «костюмчик». И вы увидите, что у них разные суффиксы: -ек- и –чик-.

 

Замочек – от замок; замок/ + -ек- + … =замоч/ек/

 

Костюмчик – от костюм; костюм/ + -чик- + … костюм/чик/

 

- Затем поставим их  в форму Р.п. ед.ч.

Замоч(е/и)к – замочка

Костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву гласного писать в суффиксе? (Надо определить является ли этот гласный беглым. Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.

 

- Упр. 149.

- Читай задание.

 

- Посмотрите на слайд.

- Спишите столбиком. Сначала на –ек, затем на  - шик, рядом напишите проверку: форму Р.п. ед.ч..

Ковшик - ковшика

Орешек – орешка

Горошек – горошка

Карандашик – карандашика

Шалашик – шалашика             

- Давайте посмотрим, как образованы слова: орешек, карандашик.

Орешек – от орех; орех/ + -ек- + … ореш / ек /

Карандашик – от карандаш; карандаш / + -ик- + … = карандаш/ик/

 

- А вот Миша сказал, что в этих словах разные суффиксы: - ек- и –шик-

- Правильно ли Миша указал суффиксы?

- Упр. 151.

Отряхнись, дружок, от крошек,

Надевай носки в горошек,

Не вертись же ты юлой,

Не снимай носочек свой.

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие задании выполняли?

 

Упр. 152. Стр. 133.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова на слайде

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

Выполнить устно.

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных». 

УМК "Перспективная начальная школа"

3 класс

 Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

Урок состоит из 6 этапов:

1.Оргмомент 

2. Сообщение темы и цели урока

3. Актуализация знаний

 

4. Изучение нового материала

 5. Итог

6. Домашнее задание

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 547
    • DOCX 18.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Соломникова Маргарита Владленовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27044
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека