Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому

Конспект урока по русскому

hello_html_m5c60b052.gifhello_html_m5c60b052.gifhello_html_57a3e84e.gifhello_html_57a3e84e.gifКонспект урока русского языка

Класс: 3

Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных».

Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

Оборудование: Учебник «Русский язык» Каленчук М.Л. ПНШ.

Этап урока

Ход урока

Примечания

1.Оргмомент






2. Сообщение темы и цели урока









3. Актуализация знаний









4. Изучение нового материала














































































































5. Итог



6. Домашнее задание

- Эмоциональный настрой детей.


Минутка чистописания

Написание сочетаний чу, щу.


- Открываем учебники на странице 129.

- Прочитайте тему урока.

- Какие цели мы поставим на нашем уроке?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных.



- Как вы понимаете значение слова беглый?

- Встречается ли это понятие в русском языке?

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).



- Давайте обратимся к упр.146.

- Читай задание.

- Прочитайте слова со слайда. Запишите их. В скобках рядом с каждым словом напишите слово, от основы которого образовано.

Кустарничек – (от кустарник)

Грибочек – (от гриб)

Цветочек – (от цветок)

Листочек – (от лист)

Орешек – (от орех)


- Покажите, как образованы три любых слова.

- Корни не выделяйте – выделяйте только основы. Образец дан в учебнике.

- Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе».

- Миша использовал форму Р.п. ед.ч. А какую форму использовали вы?

- Итак, ребята, беглые гласные могут встретиться и в суффиксе слова, например с суффиксом –ек, и для его определения надо изменить форму слова, к примеру на форму Р.п. ед.ч.


- Упр.147.

- Теперь посмотрите на слова обозначающие детенышей домашних животных.

- Выпишите их столбиком вместе с проверками.


Щеночек – щеночка

Теленочек – теленочка

Утеночек – утеночка

Цыпленочек – цыпленочка

Котеночек – котеночка

- Покажите образование любых трех существительных по образцу.

- Есть ли в этих словах беглый гласный?

ФИЗМИНУТКА

- Ребята, а вот Анишит Йокоповна говорит, что иногда слова с беглым гласным в суффиксе путают с другими словами, где такой орфограммы нет.


- Чтобы в этом разобраться обратимся к упр. 148.

- Читайте задание.

ЗАМОЧ(Е/И)К и КОСТЮМЧ(Е/И)К

- От каких основ каких слов образованы эти слова.

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать?

(Нужно изменить форму слова Р.п. ед.ч)

ЗАМОЧ(Е/И)К – ЗАМОЧКА

КОСТЮМЧ(Е/И)К – КОСТЮМЧ(Е/И)КА


- Где гласный звук сбежал?

- Где он остался на месте?

- В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?


- Давайте прочитаем правило Летучей Мыши.

- Давайте, посмотрим, как образованы слова «замочек» и «костюмчик». И вы увидите, что у них разные суффиксы: -ек- и –чик-.


Замочек – от замок; замок/ + -ек- + … =замоч/ек/


Костюмчик – от костюм; костюм/ + -чик- + … костюм/чик/


- Затем поставим их в форму Р.п. ед.ч.

Замоч(е/и)к – замочка

Костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка

- Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву гласного писать в суффиксе? (Надо определить является ли этот гласный беглым. Если является, то пишется буква Е, если нет – в суффиксе пишется буква И.


- Упр. 149.

- Читай задание.

- Посмотрите на слайд.

- Спишите столбиком. Сначала на –ек, затем на - шик, рядом напишите проверку: форму Р.п. ед.ч..

Ковшик - ковшика

Орешек – орешка

Горошек – горошка

Карандашик – карандашика

Шалашик – шалашика

- Давайте посмотрим, как образованы слова: орешек, карандашик.

Орешек – от орех; орех/ + -ек- + … ореш / ек /

Карандашик – от карандаш; карандаш / + -ик- + … = карандаш/ик/


- А вот Миша сказал, что в этих словах разные суффиксы: - ек- и –шик-

- Правильно ли Миша указал суффиксы?

- Упр. 151.

Отряхнись, дружок, от крошек,

Надевай носки в горошек,

Не вертись же ты юлой,

Не снимай носочек свой.

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какие задании выполняли?


Упр. 152. Стр. 133.





























Слова на слайде












































Слова на слайде







Слайд













Слайд



















Слайд








Выполнить устно.



Слайд.









Слайд











Конспект урока по русскому
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по русскому языку на тему: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – буквы беглых гласных». 

УМК "Перспективная начальная школа"

3 класс

 Цели:

1. Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик. Повторить словообразовательный разбор.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

3. Воспитывать внимательность, аккуратность, любознательность.

Урок состоит из 6 этапов:

1.Оргмомент 

2. Сообщение темы и цели урока

3. Актуализация знаний

 

4. Изучение нового материала

 5. Итог

6. Домашнее задание

Автор Соломникова Маргарита Владленовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1224
Номер материала 3439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓