Главная / Русский язык и литература / конспект урока по рускому языку на тему

конспект урока по рускому языку на тему

Открытый урок по русскому языку в 7 классе учителя Е.В.Моргуновой (22.12.2014 г.)

Тема « О-е после шипящих на конце наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий»

Образовательная цель: формирование навыка коллаборативного (партнерского) решения лингвистических задач Обучающая цель: формирование навыка выбора гласных о-е, ь после шипящих на конце наречий Тип урока: изучение нового материала Вид урока: практикум Технологии: «Развитие критического мышления», обучения в сотрудничестве, постановки цели Стратегии: «Я-ты-мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись».

1.Деление на группы (1-сущ. 2 скл. – сторож, гараж, макияж, врач; 2-сущ. 3 скл.- печь, речь, дочь, мелочь; 3- части речи с о-е после шипящих – жучок, овражек, образцовый, замшевый)(1 сл.)

2.Организация урока. Учитель: Посмотрите на доску (2 сл.). Попробуйте определить тему урока. (Формулировка темы. 3 сл.) Какие цели и задачи вы ставите перед собой перед началом урока по этой теме? (Ответы учащихся.) Молодцы, ваши цели совпали с моими (сл.4).

2.Ход урока. Учитель: Сегодня на уроке мы используем стратегии «Я-Ты-Мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись». Давайте выясним значение слова (сл.5).

Стратегия-1.Наука о ведении войны, искусство ведения войны.2.перен. Искусство руководства массами, общественной и политической борьбой. 3.перен. Руководство к действию. (Какое значение применимо к уроку?)

3.Стратегии «Я-ты-мы». «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись» (6 сл.). Задание: внимательно прочтите теоретический материал и выполните упражнения.

Указания по выполнению данного задания:

1.Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут).

2.Обменяйтесь идеями с партнёром (3 минуты).

3.Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы (5 минут). 4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).

Задание для 1 группы

Язык – это система со своими закономерностями. Некоторые правила написания слов характерны для большинства частей речи.

Вспомните правописание о,е после шипящих в разных морфемах разных частей речи. Составьте кластер, используя в качестве примеров слова: хорош_го дня, с восковой свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые заросли, обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к, ситц_вый халат, остановиться перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе, натуральный ш_лк.

Составьте кластер «Мягкий знак после шипящих на конце слов», используя слова: лунная ночь, ночной сторож_, цветок паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы, пилиш_ дрова, береч_ книгу. (Презентация кластеров.)

Задание для 2 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

На конце наречий после шипящих под ударением пишется О: хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче, ошеломляюще, могуче. Исключение: еще.

Используя правило, образуйте наречия от приведенных ниже частей речи и запишите их. Обозначьте орфограмму. Аргументируйте выбор. Составьте с полученными наречиями словосочетания.

Хороший, выжидающий, общий, могучий, осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий, свежий, певучий, угрожающий. (Проверка 7 сл.)

Задание для 3 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!

После шипящих на конце наречий пишется ь: настежь, наотмашь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

Запомните правописание наречия точь-в-точь!

Используя правило, вставьте пропущенные буквы в упражнении, аргументируйте выбор.

1.Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич_ на песок. (М.Лермонтов.) 2.Лиш_ только подснежник распустится в срок, лиш_ только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3. Уж_ небо осенью дышало, уж_ реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.) 5. Мимо прошел последний вагон и покатился проч_. (А.Серафимович.) 6. Матушка-рожь кормит всех сплош_. (Пословица.) (Проверка 8 сл.)

4.Контроль знаний (для всего класса)

Выполните упражнение, вставляя пропущенные орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте, проверьте, поставьте оценки.

Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_, удариш_ наотмаш_, отвориш_ настеж_, стереч_ невмоч_, невтерпеж_ дожидаться, еж_ колюч_, изобразиш_ пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.

Критерии оценивания

«5» - 0 ошибок «4» – 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - более 4 ошибок(Проверка 9 сл.)

5.Рефлексия. (10 сл.) Отразите свое настроение и уровень овладения полученными знаниями в небольшом эссе, используя языковой материал урока (2 мин.). ( Пример: Сегодня мне пришлось решить много лингвистических задач. Я хорошо овладел новым материалом. Мои партнеры по группе блестяще отвечали. Я не прочь потрудиться еще.) (Представление работ)

Домашнее задание:п.36, упр.286; п.37, упр.291.



Приложение Стратегии «Я-ты-мы», «Внимательное чтение», «Думай – обсуждай с партнером – делись». Задание: внимательно прочтите теоретический материал и выполните упражнения. Указания по выполнению данного задания: 1.Самостоятельно обдумайте задание и выполните его (5 минут). 2.Обменяйтесь идеями с партнёром (3 минуты). 3.Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы (5 минут). 4.Выберите выступающего (-их) (2 минуты).

Задание для 1 группы Язык – это система со своими закономерностями. Некоторые правила написания слов характерны для большинства частей речи. Вспомните правописание о,е после шипящих в разных морфемах разных частей речи. Составьте кластер «Буквы о-е после шипящих», используя в качестве примеров слова: хорош_го дня, с восковой свеч_й, домашняя собач_нка, камыш_вые заросли, обиж_нный мальчик, веселый сверч_к, маленький барсуч_нок, неглубокий овраж_к, ситц_вый халат, остановиться перед дач_й, приглуш_нный голос, городское ш_ссе, натуральный ш_лк. Составьте кластер «Мягкий знак после шипящих на конце слов», используя слова: лунная ночь, ночной сторож_, цветок паху_, ехать мимо дач_, обознач_ орфограммы, пилиш_ дрова, береч_ книгу.

Задание для 2 группы Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность! На конце наречий после шипящих под ударением пишется О: хорошо, свежо, горячо, а без ударения – е: певуче, ошеломляюще, могуче. Исключение: еще. Используя правило, образуйте наречия от приведенных ниже частей речи и запишите их. Обозначьте орфограмму. Составьте с полученными наречиями словосочетания. Аргументируйте выбор гласной. Хороший, выжидающий, общий, могучий, осуждающий, вызывающий, неуклюжий, зловещий, свежий, певучий, угрожающий.

Задание для 3 группы

Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность! После шипящих на конце наречий пишется ь: настежь, наотмашь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж. Запомните правописание наречия точь-в-точь! Используя правило, вставьте пропущенные буквы в упражнении, аргументируйте выбор. 1.Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич_ на песок. (М.Лермонтов.) 2.Лиш_ только подснежник распустится в срок, лиш_ только приблизятся первые грозы, на белых стволах появляется сок. (М. Матусовский.) 3. Уж_ небо осенью дышало, уж_ реже солнышко блистало. (А.Пушкин.) 4.Отъехав от аула, Абай пустил коня вскач_. (М. Ауэзов.) 5. Мимо прошел последний вагон и покатился проч_. (А.Серафимович.) 6. Матушка-рожь кормит всех сплош_.

4.Контроль знаний (для всего класса) Выполните упражнение, вставляя пропущенные орфограммы. Обменяйтесь тетрадями с партнером по парте, проверьте, поставьте оценки. Кофе горяч_, купиш_ туш_, залеч_ на печ_, удариш_ наотмаш_, отвориш_ настеж_, стереч_ невмоч_, невтерпеж_ дожидаться, еж_ колюч_, изобразиш_ пейзаж_, мчаться вскач_, решиш_ много задач_.

Критерии оценивания:«5» - 0 ошибок; «4» – 1-2 ошибки; «3» - 3-4 ошибки; «2» - более 4 ошибок.

Сторож гараж макияж врач

печь речь дочь мелочь

жучок овражек образцовый

замшевый



1 группа



2 группа



3 группа



конспект урока по рускому языку на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "О-е после шипящих на конце наречий. Ь после шипящих на конце наречий" является уникальной авторской разработкой и представляет собой конкретный образец  организации урока по формированию функциональной грамотности чтения. Автором предлагаются стратегии, формы и приемы организации работы учащихся в группах. Разработка содержит языковой материал, позволяющий повторить изучаемую оргфограмму в разных морфемах разных частей речи; способствует развитию критического мышления, умению анализировать и синтезировать учебный материал.

Автор Моргунова Елена Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 18609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓