Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)

Конспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)

Скачать материал

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА  10 класс

 

            ТЕМА Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».«Вхождение» в роман. Петербург Достоевского. Герой романа и его мир.

            ЦЕЛЬ: создать условия для вдумчивого заинтересованного чтения романа учащимися; способствовать усовершенствованию у учащихся навыков устанавливать взаимосвязи биографии писателя, его философско-этического учения и внутреннего мира героя романа, а также навыков создания параллелей во времени, обобщений.

            ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, карточки с заданиями по тексту, учебники различных авторов и изданий, цветные мелки,бумага.

 

ПЛАН И ХОД УРОКА

 

1.     Активизация умственной деятельности уч-ся.

 

-         На основе хронологической таблицы, составленной дома, предлагаю продолжить предложение ( заранее записаны на доске).

 

“ Ф.М.Достоевский – великий русский писатель – внес весомый вклад в мировую литературу тем, что… “

“ Суть философско-этического учения Достоевского состоит в том, что…”

 

Учитель предлагает высказаться всем уч-ся по цепочке, уточняет, обобщает, дополняет, комментирует (по мере надобности). Переходит к теме урока приблизительно так: «Убедиться в гениальности Достоевского, в силе его слов и актуальности мысли мы сможем, прочитав произведение, роман «Преступление и наказание». Предлагаю вам провести определенные параллели во времени, ведь даже название звучит достаточно современно. Начнем с размышления над названием”.

 

( Ипользуя прием “мозгового штурма”, составляется таблица-схема, запись производится на доске цветными мелками с использованием символических рисунков, графических изображений. Учитель активизирует весь класс, ведет беседу, ориентируясь по ситуации.)

 Перечень приблизительных вопросов и заданий:

-какой геометрической фигурой или каким следом на плоскости вы бы обозначили каждое из понятий, входящих в название романа? Очертите этим поле, в котором мы сможем внести размышления, и у нас выйдет обобщающая схема-таблица, которая поможет понять и прочитать произведение.

-а) Что такое преступление? Обратите внимание на состав слова. Через что переступает преступник?

-Каие бывают преступления, приведите примеры;

-Кто способен совершить преступление? Какой это человек?

-Против кого бывают преступления?

-Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

-О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.

- А война? А терроризм? Геноцид - это преступление?

 

-б) Что такое наказание? Какие бывают виды наказаний?

 -Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

-Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое  существенное и дает большую пользу?

-Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.

 

-в) Что в названии романа означает  слово “ И “ ? Какова его функция?

 

После окончания беседы осматривается вся запись-схема и можно предложить обобщающие вопросы:

-         Всегда ли после преступления следует наказание?

-         Всегда ли преступление должно быть наказано? ( Уместно вспомнить трагедию Эсхила и за что Зевс наказал Прометея. Обратиться к глубокой философии трагедии).

-         А что последует после наказания? Что может произойти с преступником, его душой? Каково тем, кто так или иначе причастен к преступлению?

 

Изобразите схематично жизненный путь человека, совершившего преступление и принявшего наказание. Учтите, всегда ли преступник после наказания приходит к раскаянию.

 

Ученики выполняют самостоятельно и предлагают схемы и комментарии к ним, происходит коллективное обговаривание.

 

Для тех, кто уже пытался читать роман, предлагаю сложить и записать на основе наших философских рассуждений комментарий к образу главного героя Родиона Раскольникова. Работы зачитываются и обговариваются.

 

Обощающее слово учителя: если посмотреть по телевидению современные передачи о преступлениях или фильмы, где идет речь о преступниках, то очень редко можно узнать о том, что происходит в душе человека, готовящегося к преступлению, совершающего преступление, совершившего преступление. Иногда создается впечатление об определенной странносты преступника. В наше время есть и психологи, и психоаналитики, и социологи, пытающиеся понять душу преступника. Но однозначных ответов нет. По-моему, небезынтересно вчитаться в наблюдения великого писателя-психолога.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: обобщить комментарии к схеме-таблице, читать часть1 главы 1-7,провести наблюдения по таким темам: - причины, толкнувшие Раскольникова на преступление; - как Раскольников идет на преступление, что происходит в его душе; - как окружающая среда влияет на Раскольникова.

 

( Последующий урок будет уроком-наблюдением по тексту над Петербургом Достоевского и главным героем романа.)

 

Приблизительный вид одной из схем, которая получилась в результате “мозгового штурма” и проблемной беседы.

 

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ             и              НАКАЗАНИЕ

 

Прямоугольник: скругленные углы: Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,
задавлен  бытом, живет в жутких условиях, одиночество

Пере-ступил через

Убийство, воровство, насилие,
травля человека человеком, обман, подкуп,

должостное,   политическое

взятка

против одного человека, 

против своего народа

против нации

война, геноцид, терроризм 

УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.

ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть, родных, через самого себя, если не серийный убийца.
Серийный убийца – извращение психики.
Пятиугольник: Суд, кара, мучения, муки совести, (всегда ли?) ответное убийство, 
смертная казнь???
Выпороть ремнем, поставить в угол?

Принять наказание: *понять и осознать свое преступление,
*раскаяться и просить прощения.

Суд закона (какой он? справедлив ли он по-нашему?)

Суд совести !!!

В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                         ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА

 

Так видят ученики, которые осуждают преступление.

 

          Преступление-это падение , осознание сделанного, два пути: вверх – раскаяние, и   жизнь после прощения; вниз – продолжать преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так видит сам человек, замышляющий и совершающий преступление.

Преступление – это подъем, осуществление планов на лучшее для него, после преступления – падение, осознание несбывшегося, крушение надежд, прозрение, раскаяние – это подъем к новой жизни после прощения или чтобы заслужить прощение.

                                           

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тема урока: Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". "Вхождение" в роман. Герой романа и его мир. Цель урокасоздать условия для вдумчивого заинтересованного чтения романа учащимися; способствовать усовершенствованию у учащихся навыков устанавливать взаимосвязи биографии писателя, его философско-этического учения и внутреннего мира героя романа, а также навыков создания параллелей во времени, обобщений.

Приём проблемной беседы значительно повышает интерес учеников к чтению романа.  Беседа принимает дискуссионный характер.

Использование схемы и схематических рисунков способствует ассоциативности мышления старшеклассников, учит сжимать и структурировать материал. 

Следует учитывать, что проблемная беседа предложенного характера может принять и другое направление в зависимости от высказываний учеников, их общего развития и т.д. Поэтому особая роль учителя состоит в том, чтобы умело, продуктивно провести дискуссию и выйти на планируемый результат.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 616
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 860
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 749
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Берест Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Берест Людмила Викторовна
    Берест Людмила Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2531
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 255 человек

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе