ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА 10 класс
ТЕМА Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание».«Вхождение» в роман. Петербург
Достоевского. Герой романа и его мир.
ЦЕЛЬ:
создать
условия для вдумчивого заинтересованного чтения романа учащимися;
способствовать усовершенствованию у учащихся навыков устанавливать взаимосвязи
биографии писателя, его философско-этического учения и внутреннего мира героя
романа, а также навыков создания параллелей во времени, обобщений.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет
писателя, карточки с заданиями по тексту, учебники различных авторов и изданий,
цветные мелки,бумага.
ПЛАН И ХОД УРОКА
1. Активизация
умственной деятельности уч-ся.
-
На
основе хронологической таблицы, составленной дома, предлагаю продолжить
предложение ( заранее записаны на доске).
“ Ф.М.Достоевский
– великий русский писатель – внес весомый вклад в мировую литературу тем, что…
“
“ Суть
философско-этического учения Достоевского состоит в том, что…”
Учитель предлагает
высказаться всем уч-ся по цепочке, уточняет, обобщает, дополняет, комментирует (по мере
надобности).
Переходит к теме урока приблизительно так: «Убедиться в гениальности
Достоевского, в силе его слов и актуальности мысли мы сможем, прочитав
произведение, роман «Преступление и наказание». Предлагаю вам провести
определенные параллели во времени, ведь даже название звучит достаточно
современно. Начнем с размышления над названием”.
( Ипользуя прием
“мозгового штурма”, составляется таблица-схема, запись производится на доске
цветными мелками с использованием символических рисунков, графических
изображений. Учитель активизирует весь класс, ведет беседу, ориентируясь по
ситуации.)
Перечень
приблизительных вопросов и заданий:
-какой
геометрической фигурой или каким следом на плоскости вы бы обозначили каждое из
понятий, входящих в название романа? Очертите этим поле, в котором мы сможем
внести размышления, и у нас выйдет обобщающая схема-таблица, которая поможет
понять и прочитать произведение.
-а) Что такое
преступление? Обратите внимание на состав слова. Через что переступает
преступник?
-Каие бывают
преступления, приведите примеры;
-Кто способен
совершить преступление? Какой это человек?
-Против кого
бывают преступления?
-Какое, по-вашему,
преступление можно считать самым страшным?
-О каких
преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки
зрения только что высказанных нами мыслей.
- А война? А
терроризм? Геноцид - это преступление?
-б) Что такое
наказание? Какие бывают виды наказаний?
-Как преступник
может принять наказание? Понять наказание?
-Какое наказание,
по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?
-Какие примеры
наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.
-в) Что в
названии романа означает слово “ И “ ? Какова его функция?
После окончания
беседы осматривается вся запись-схема и можно предложить обобщающие вопросы:
-
Всегда
ли после преступления следует наказание?
-
Всегда
ли преступление должно быть наказано? ( Уместно вспомнить трагедию Эсхила и за
что Зевс наказал Прометея. Обратиться к глубокой философии трагедии).
-
А
что последует после наказания? Что может произойти с преступником, его душой?
Каково тем, кто так или иначе причастен к преступлению?
Изобразите
схематично жизненный путь человека, совершившего преступление и принявшего
наказание. Учтите, всегда ли преступник после наказания приходит к раскаянию.
Ученики выполняют
самостоятельно и предлагают схемы и комментарии к ним, происходит коллективное
обговаривание.
Для тех, кто уже
пытался читать роман, предлагаю сложить и записать на основе наших философских
рассуждений комментарий к образу главного героя Родиона Раскольникова. Работы
зачитываются и обговариваются.
Обощающее слово
учителя:
если посмотреть по телевидению современные передачи о преступлениях или фильмы,
где идет речь о преступниках, то очень редко можно узнать о том, что происходит
в душе человека, готовящегося к преступлению, совершающего преступление,
совершившего преступление. Иногда создается впечатление об определенной
странносты преступника. В наше время есть и психологи, и психоаналитики, и
социологи, пытающиеся понять душу преступника. Но однозначных ответов нет.
По-моему, небезынтересно вчитаться в наблюдения великого писателя-психолога.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: обобщить
комментарии к схеме-таблице, читать часть1 главы 1-7,провести наблюдения по
таким темам: - причины, толкнувшие Раскольникова на преступление; - как
Раскольников идет на преступление, что происходит в его душе; - как окружающая
среда влияет на Раскольникова.
( Последующий урок
будет уроком-наблюдением по тексту над Петербургом Достоевского и главным
героем романа.)
Приблизительный
вид одной из схем, которая получилась в результате “мозгового штурма” и
проблемной беседы.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
и НАКАЗАНИЕ
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА
Так видят ученики,
которые осуждают преступление.
Преступление-это
падение
, осознание сделанного, два пути: вверх – раскаяние, и жизнь после прощения;
вниз – продолжать преступления.
Так видит сам
человек, замышляющий и совершающий преступление.
Преступление – это
подъем, осуществление планов на лучшее для него, после преступления – падение,
осознание несбывшегося, крушение надежд, прозрение, раскаяние – это подъем к
новой жизни после прощения или чтобы заслужить прощение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.