Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)

Конспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 10 класс


ТЕМА Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».«Вхождение» в роман. Петербург Достоевского. Герой романа и его мир.

ЦЕЛЬ: создать условия для вдумчивого заинтересованного чтения романа учащимися; способствовать усовершенствованию у учащихся навыков устанавливать взаимосвязи биографии писателя, его философско-этического учения и внутреннего мира героя романа, а также навыков создания параллелей во времени, обобщений.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, карточки с заданиями по тексту, учебники различных авторов и изданий, цветные мелки,бумага.


ПЛАН И ХОД УРОКА


  1. Активизация умственной деятельности уч-ся.


  • На основе хронологической таблицы, составленной дома, предлагаю продолжить предложение ( заранее записаны на доске).


Ф.М.Достоевский – великий русский писатель – внес весомый вклад в мировую литературу тем, что… “

Суть философско-этического учения Достоевского состоит в том, что…”


Учитель предлагает высказаться всем уч-ся по цепочке, уточняет, обобщает, дополняет, комментирует (по мере надобности). Переходит к теме урока приблизительно так: «Убедиться в гениальности Достоевского, в силе его слов и актуальности мысли мы сможем, прочитав произведение, роман «Преступление и наказание». Предлагаю вам провести определенные параллели во времени, ведь даже название звучит достаточно современно. Начнем с размышления над названием”.


( Ипользуя прием “мозгового штурма”, составляется таблица-схема, запись производится на доске цветными мелками с использованием символических рисунков, графических изображений. Учитель активизирует весь класс, ведет беседу, ориентируясь по ситуации.)

Перечень приблизительных вопросов и заданий:

-какой геометрической фигурой или каким следом на плоскости вы бы обозначили каждое из понятий, входящих в название романа? Очертите этим поле, в котором мы сможем внести размышления, и у нас выйдет обобщающая схема-таблица, которая поможет понять и прочитать произведение.

-а) Что такое преступление? Обратите внимание на состав слова. Через что переступает преступник?

-Каие бывают преступления, приведите примеры;

-Кто способен совершить преступление? Какой это человек?

-Против кого бывают преступления?

-Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

-О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.

- А война? А терроризм? Геноцид - это преступление?


-б) Что такое наказание? Какие бывают виды наказаний?

-Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

-Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

-Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.


-в) Что в названии романа означает слово “ И “ ? Какова его функция?

После окончания беседы осматривается вся запись-схема и можно предложить обобщающие вопросы:

  • Всегда ли после преступления следует наказание?

  • Всегда ли преступление должно быть наказано? ( Уместно вспомнить трагедию Эсхила и за что Зевс наказал Прометея. Обратиться к глубокой философии трагедии).

  • А что последует после наказания? Что может произойти с преступником, его душой? Каково тем, кто так или иначе причастен к преступлению?


Изобразите схематично жизненный путь человека, совершившего преступление и принявшего наказание. Учтите, всегда ли преступник после наказания приходит к раскаянию.


Ученики выполняют самостоятельно и предлагают схемы и комментарии к ним, происходит коллективное обговаривание.


Для тех, кто уже пытался читать роман, предлагаю сложить и записать на основе наших философских рассуждений комментарий к образу главного героя Родиона Раскольникова. Работы зачитываются и обговариваются.


Обощающее слово учителя: если посмотреть по телевидению современные передачи о преступлениях или фильмы, где идет речь о преступниках, то очень редко можно узнать о том, что происходит в душе человека, готовящегося к преступлению, совершающего преступление, совершившего преступление. Иногда создается впечатление об определенной странносты преступника. В наше время есть и психологи, и психоаналитики, и социологи, пытающиеся понять душу преступника. Но однозначных ответов нет. По-моему, небезынтересно вчитаться в наблюдения великого писателя-психолога.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: обобщить комментарии к схеме-таблице, читать часть1 главы 1-7,провести наблюдения по таким темам: - причины, толкнувшие Раскольникова на преступление; - как Раскольников идет на преступление, что происходит в его душе; - как окружающая среда влияет на Раскольникова.


( Последующий урок будет уроком-наблюдением по тексту над Петербургом Достоевского и главным героем романа.)


Приблизительный вид одной из схем, которая получилась в результате “мозгового штурма” и проблемной беседы.



ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ


hello_html_m4bb0fa76.gifhello_html_5242b34f.gif









































ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕСТУПНИКА


Так видят ученики, которые осуждают преступление.


hello_html_m407eea87.gifhello_html_44bfde3a.gifhello_html_5cb7d448.gifhello_html_m3dc6261d.gifhello_html_m7448dd2.gifhello_html_m3ded7190.gifhello_html_ff936ac.gifhello_html_7bfa4a6b.gifhello_html_m7448dd2.gifhello_html_m15de0b14.gifhello_html_508a2762.gifПреступление-это падение , осознание сделанного, два пути: вверх – раскаяние, и жизнь после прощения; вниз – продолжать преступления.


















Так видит сам человек, замышляющий и совершающий преступление.

Преступление – это подъем, осуществление планов на лучшее для него, после преступления – падение, осознание несбывшегося, крушение надежд, прозрение, раскаяние – это подъем к новой жизни после прощения или чтобы заслужить прощение.

Конспект урока по роману Достоевского "Преступление и наказание" (10класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема урока: Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". "Вхождение" в роман. Герой романа и его мир. Цель урокасоздать условия для вдумчивого заинтересованного чтения романа учащимися; способствовать усовершенствованию у учащихся навыков устанавливать взаимосвязи биографии писателя, его философско-этического учения и внутреннего мира героя романа, а также навыков создания параллелей во времени, обобщений.

Приём проблемной беседы значительно повышает интерес учеников к чтению романа.  Беседа принимает дискуссионный характер.

Использование схемы и схематических рисунков способствует ассоциативности мышления старшеклассников, учит сжимать и структурировать материал. 

Следует учитывать, что проблемная беседа предложенного характера может принять и другое направление в зависимости от высказываний учеников, их общего развития и т.д. Поэтому особая роль учителя состоит в том, чтобы умело, продуктивно провести дискуссию и выйти на планируемый результат.

 

 

Автор Берест Людмила Викторовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2039
Номер материала 18879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓