Главная / ИЗО, МХК / Конспект урока по рисованию на тему "Орнамент"

Конспект урока по рисованию на тему "Орнамент"


Предмет: ИЗО Урок в 6 классе

Учитель Корхова В.В.

Тема: Орнамент

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с орнаментом, его цветом, формой и видами.

Оборудование урока: образцы изделий, украшенных орнаментом, альбомы по декоративному искусству, слайды.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Объяснение учителя.

Казахская орнаменталистика зародилась еще в эпоху андроновской культуры, затем получила свое развитие в изобразительном искусстве древних саков, уйсуней и канлы.

Выбор цвета для казахских мастеров имел символическое значение. Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет символизировал голубое небо, вечность; красный цвет - огонь, Солнце - источник вечной энергии и тепла; белый цвет - радость, счастье; черный цвет - землю, колыбель жизни; зеленый - молодость, весну.

Гармоничное цветовое решение, ритмическое чередование и сочетание различных тонов - характерная особенность узорного творчества в изделиях казахов. Цвет тесно связан с материалом изделия и графикой узоров. Цветом выделяют центры орнаментальных композиций, бордюры, фон. Иногда цветовое решение орнамента контрастно, как, например, в войлочных изделиях. Для казахского орнамента характерно сочетание черного и малинового цветов, голубого с зеленым.

Орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим и т.д.

Кроме того, орнаменты делятся на гладкие и рельефные.

Гладкие орнаменты наносятся на плоскость с помощью различных линий и используются при украшении одежды, предметов и вещей хозяйственно-бытового назначения. Кроме того, этот вид орнамента занимает большое место в оформлении книг, стенных газет и т. д.

Рельефные, или выступающие, орнаменты с помощью специальных инструментов и приспособлений наносятся на дерево, кость, камень, металлическую поверхность.

Оюши-орнекши - мастер по составлению орнаментов и узоров - украшал ими изделия из шерсти и войлока: сырмаки (паласы, текеметы, тускииаы), кесекапы, тосеккапы (футляры для посуды и постельных принадлежностей) и другие предметы домашнего обихода. Мастер делал эскизы из бумаги или ткани. Затем эти эскизы он накладывал на
лицевую сторону материала, из которого делались орнаменты, и вырезал ножницами элементы орнамента. Орнаменты накладывались на лицевую сторону изготовляемой вещи.

При изготовлении текемета (кошмы) на него накладывают орнаменты и узоры из шерсти другого цвета. А аяккапы, кесекапы и тосеккапы ткут из разноцветной шерстяной пряжи,

Зергер - золотых дел мастер - изготовлял предметы из золота и серебра и украшал их орнаментом. Изделия зергеров передавались из поколения в поколение, становились реликвиями, бережно хранились. Казахский национальный орнамент насчитывает более 200 видов и названий.

По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

1. Космогонический, связанный с изображением солнцa, луны и звезд: «ай» (луна), «айшик» (лунообразный), «жулдызша» (звездочка), «кун нуры» (солнечный свет), «кун кози» (солнечный глаз), «кун саулеси» (солнечный луч), «шыккан, баткан кун» (восход и закат солнца), «ай-тан» (луна-заря), «ай гуль» (лунный цветок), «ай танба» (лунный знак), «тунги ай» (ночная луна), «жулдыз» (звезда), «аккан жулдыз» (метеорит), «уркер» (плеяды), «тандай» (небо).

2. Зооморфный, связанный с названиями животных, частей их тел: «кошкар муйиз» (бараний рог); «туйе табан» (верблюжий след), «аша туяк» (пара копыт), «туйе
мойын» (верблюжья шея), «кабырга» (ребро), «аркар муйиз» (рога архара), «кырык муйиз» (сорок рогов), «кос муйиз» (пара рогов), «сынар муйиз» (единорог), «тис» (зуб), «тулкибас» (лисья голова), «ала курт» (пестрый паук),
«жилан» (змея), «жиланбас» (змеиная голова), «кумырска» (муравей), «жыланбауыр» (змеиное брюхо), «кобелек»
(бабочка), «шыбынканат» (крылья мухи), «тышканиз» (след мыши), «кусканат» (птичьи крылья), «казтабан» (гусиные лапки), «казмойын» (гусиная шея), «кусмойын»
(птичья шея), «кустумсык» (птичий клюв), «санулук» (санулук - мифическая хищная птица).

3. Растительный орнамент: «арпабас» (ячменная головка), «уш, бес, алты, сегиз, он еки, жапыракты гульдер» (трех-, пяти-, шести-, восьми-, двенадцатилистные цветы), «маныкуль» (тюльпан), «тармак» (ответвление), «терис бутак» (кривая ветка), «селеубас» (ковыль), «райхангуль» (роза), «гуль» (цветок), «жетигуль» (семицветик), «жауказын» (шафран), «жапырак» (лист), «макта» (хлопок), «тортгуль» (четырехцветик), «ебелек» (перекати-поле) и т. д.

4.Геометрический орнамент.

5.Орнамент, связанный с орудиями труда и быта: «балта» (топор), «алтыбасар» (револьвер), «он еки таспа» (двенадцать лент), «озгим-озимек» (плетенка), «шарбак» (плетень), «торт таспа, (четыре ленты), «уш таспа, (три ленты), «туйме» (пуговица), «ожау» (ковш), «кармак» (крючок), «кайнар» (родник), «жели» (коновязь) и т. д. «Кос тумарша» (два амулета), «балтак» (костыль), «сынар окше» (один каблук),
«ирек» (зигзаг), «тарак» (гребешок), «кос донгелек» (пара колес) и т. д.

При украшении предметов орнаментом следует соблюдать следующие правила:

-орнамент должен обязательно соответствовать объему и форме предмета;

-цветовые оттенки основного материала должны сочетаться с общей гаммой орнаментальной композиции;

-орнамент должен быть симметричным;

-центр и бордюр орнаментальной композиции выделяются путем подбора различных цветов.

Широко распространенные в быту казахов настенные
ковры - тускиизы - были одними из самых распространенных и древних видов народного декоративно-прикладного искусства. Тускиизы были не только настенным украшением юрты, но и имели прикладное значение - они должны были сохранять в юрте тепло зимой, так как были
сделаны из толстого войлока.

На войлочную основу тускииза пришивается материал с вышивкой. Вышивка наносится на хлопчатобумажную или шелковую ткань, Наиболее популярной считается бархат. Это эластичная ткань, яркая по окраске и в то же время нежных цветных тонов. Традиция вышивания тускииза - как предмета гордости каждой семьи - передается из поколения в поколение. Вышитые тускиизы бережно хранятся как семейная реликвия, как образец для подражания. Такие ценные тускиизы входят в приданое невесты, и, по народному поверью, должны охранять невесту и ее новую семью от сглаза, порчи и недугов. Тускиизы также делали из плиса, бархата,шелка и других тканей. В орнаментальных мотивах вышитых тускиизов преобладают крупные медальоны - гирлянды, цветы, бутоны. Тона - белые, зеленые, голубые, малиновые, желтые и др. Учащимся нужно показатъ иллюстрации различных видов войлочных изделий, образцы их орнаментов.

3.Практическая работа. Нарисовать один из видов орнаментов тускииза на бумаге, раскрасить его.

4.Итог урока

5.Домашнее задание.






Конспект урока по рисованию на тему "Орнамент"
  • ИЗО, МХК
Описание:

На данном уроке  учащиеся узнают о том, что казахская орнаменталистика зародилась ещё в эпоху андроновской культуры, затем получила своё развитие в изобразительном искусстве древних саков.  Здесь же дается классификация орнаментов по группам. Дети узнают о том, что при украшении предметов орнаментом следует соблюдать определенные правила:

-орнамент должен обязательно соответствовать объему и форме предмета;

-цветовые оттенки основного материала должны сочетаться с общей гаммой орнаментальной композиции;

-орнамент должен быть симметричным;

-центр и бордюр орнаментальной композиции выделяются путем подбора различных цветов. 

Автор Корхова Валентина Викторовна
Дата добавления 21.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 2595
Номер материала 54613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓