Главная / Начальные классы / Конспект урока по развитию слухового восприятия и обучению произношению на тему "Время года - осень".

Конспект урока по развитию слухового восприятия и обучению произношению на тему "Время года - осень".

ГОУ «Центр образования» для детей – инвалидов Забайкальского края


Учитель: Приходько Ольга Сергеевна.


Класс: первый.


Программа для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей.


Предмет: развитие речи.


Тема: Осень. Составление рассказа на тему «Осень».


Цель: К концу урока учащиеся должны:

  • знать и называть характерные признаки осени в неживой и живой природе;

  • уметь - работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новую информацию (текстовую, изобразительную, графическую) в учебнике, презентации; составлять текст по картинно-графическому плану, на заданную тему; высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле; осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач; оценивать результаты выполненного задания.



Учебно-методический комплекс:

  1. Крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями.

  2. Ваза с букетом из осенних листьев и астр.

  3. Магнитофон, CD или аудиокассета с записью пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года».

  4. Репродукции картин Ф. Васильева «Болото в лесу» и И. Левитана «Сумерки. Луна».

  5. Презентация на тему «Осень».

  6. CD или аудиокассета с записью музыкального сопровождения к физкультминутки «Осенние листья».

  7. Картинно-графический план рассказа на тему «Осень».

  8. Развитие речи: учеб. для 1 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений I вида / Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева. – М. Просвещение, 2006.



Предварительная работа: Наблюдение на экскурсии за осенними изменениями в природе; за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на экскурсии и составление букетов из собранных листьев. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года». Рассматривание и беседа по репродукциям картин Ф. Васильева «Болото в лесу» и И. Левитана «Сумерки. Луна».




Ход урока.


I. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона урока. Развитие обоняния. Объявление темы.)

Учитель приглашает школьников пройти в кабинет, где тихо звучит «Осенняя песня» П. Чайковского. Над головами детей крутится модуль с разноцветными листьями. На полу в вазе стоит осенний букет. На ковре разбросаны листья. Дети входят в кабинет и останавливаются возле стульчиков. На мольберте – репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Через 1 – 2 минуты учитель выключает магнитофон.


Учитель читает стихотворение.


Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!


- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Прочитайте стихотворение.

- Так писал об осени русский поэт Аполлон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, посмотрим фильм и составим рассказ на тему «Осень».


- Внимательно послушайте и ответьте на мои вопросы:

Назовите осенние месяцы.

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)



Учитель ставит на стол осенний букет.

- А сейчас понюхайте, чем пахнет осень?

- Это действительно так. Осень пахнет опавшими листьями, последними цветами, сыростью и прохладой. Сейчас давайте посмотрим небольшой фильм об осени (презентация «Осень»).


II. Просмотр презентации «Осень».

(Развитие эмоционального мира и образного строя речи. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин о природе, формирование целостного представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.)


III. После просмотра презентации вывешивается картинно-графический план.


солнце

небо

деревья

птицы

звери

люди


- Ребята, мы с вами посмотрели фильм об осени. Теперь давайте ответим на вопросы, используя, картинно-графический план.



- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)

- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)

- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, еж), третьи (белка) делают запасы на зиму.)

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

- Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад)

- Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы. Давайте немножко отдохнем.


IV. Физкультминутка под музыкальное сопровождение.


Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на пальчиках,

руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся приседают,

И под ногами шуршат, шелестят, движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.



V. Работа по группам.

Составление графического плана рассказа на тему «Осень» (устно).


- Сейчас мы будем работать по группам. Разделитесь на две группы.

- Послушайте внимательно задание. Составьте рассказ по графическому плану на тему «Осень». При составлении рассказа вы можете использовать словарь на странице 12.


hello_html_37db49b4.jpg


Солнце. (Солнце светит все реже и реже.)

Дождь. (Часто идут дожди.)

Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.)

Ежик. (Животные готовятся к зиме.)

Птицы. (Птицы улетают в теплые края.)

Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)



Детям дается время на составление рассказа. Заслушиваются рассказы каждой группы, выбирается лучший рассказ.


- Какой рассказ вам понравился больше и почему?

- Ребята, а вы хотите, послушать какой рассказ составила я?


Рассказ учителя.

ОСЕНЬ

Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов.



- Ребята, как надо относиться к окружающей нас природе?

- А почему, надо относиться к природе бережно, с любовью?




VI. Домашняя работа.

- Ребята, вы обратили внимание на репродукции картин И. Левитана и Ф. Васильева. Как вы думаете, почему я выбрала для сегодняшнего урока именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили на них художники?

- Верно. Художники изобразили на своих полотнах самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. И у нас с вами будет домашнее задание, нарисовать рисунок на тему «Золотая осень». Составить рассказ по рисунку, используя словарь на странице 12.



VII. Итог урока.

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что сегодня мы делали на уроке?

- Что больше всего вам понравилось?


VII. Рефлексия.

- Довольны ли вы своей работой на уроке?


6


Конспект урока по развитию слухового восприятия и обучению произношению на тему "Время года - осень".
  • Начальные классы
Описание:

Предмет: развитие речи.

 

Тема: Осень. Составление рассказа на тему «Осень».

 

Цель: К концу урока учащиеся должны:

·        знать и называть характерные признаки осени в неживой и живой природе;

·        уметь - работать с графической информацией,  анализировать  таблицу, получать новую информацию (текстовую, изобразительную,    графическую) в учебнике, презентации; составлять текст по картинно-графическому плану, на заданную тему; высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле; осуществлять сотрудничество в группах при выполнении учебных задач; оценивать результаты выполненного задания. 

Автор Приходько Ольга Сергеевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 698
Номер материала 4699
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓