Корона Елена Рэмовна, учитель русского языка и
литературы МОУ СОШ №38 г. Твери
Урок развития речи в 6 классе. (Русский язык)
Тема: Описание памятника героям ВОВ.
Цель: Научить создавать текст типа описание
скульптурного памятника.
Задачи:
Учебная:
- познакомить с
памятником истории и культуры,
- научить проникать в
глубинный смысл разных видов искусства (скульптуры),
- освоить лексику,
необходимую для выражения своих мыслей и чувств, познать специфический
язык ваяния.
Развивающая:
·
научить выявлять разные
виды информации из текстов
·
научить ученика выражать
собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с определенной
точки зрения;
·
развить речь учащихся,
Воспитательная:
·
формировать мировоззрение
человека, включенного в контекст культуры
·
воспитать граждан страны,
впитавших ее ценности, историю и традиции.
Планируемые
результаты:
Личностные:
Будут сформированы:
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
- уважительное отношение к родному языку, истории и
культуре народа, гордость за него;
Могут быть сформированы:
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
·
адекватная самооценка;
·
личностная и социальная
активность и инициативность в достижении поставленной цели, в бережном
отношении к прекрасному в природе и в искусстве;
Предметные:
Учащиеся научатся:
- написанию сочинения
– описания, содержащего фрагменты других типов речи;
- выражать
собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с
определенной точки зрения;
- овладению основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- выявлять разные
виды информации из текстов (фактуальную, концептуальную, подтекстовую –
см.: И.Р. Гальперин);
Учащиеся получат возможность научиться:
- освоению/присвоению
художественных произведений как духовного опыта поколений; пониманию
значимости искусства, его места и роли в жизни человека;
- усвоению специфики художественного образа, особенностей
средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- проявлять устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой
деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям
мировой культуры.
Метапредметные:
- Начальное овладение всеми видами речевой деятельности:
·
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
·
способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, ресурсы Интернета;
·
овладение
приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
·
способность
определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
·
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
·
способность
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
·
соблюдение
в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
·
умение
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2.
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями
культуры;
3.
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению
с искусством и художественному самообразованию;
4.
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая
компетентности.
Урок разработан на основе деятельностного метода
обучения.
Конспект урока.
|
1. Этап
мотивации к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения
внутренней потребности для написания сочинения
|
- Вчера мы ходили
на экскурсию к памятнику героям-танкистам на Комсомольской площади г. Твери.
Давайте поделимся своими впечатлениями.
(Дети
высказываются:
Памятник
необычный. Он представляет собой башню танка, поставленную на постамент. Но с
той стороны, где у танка должно быть орудие (пушка), башня распахнута, и мы
видим всех четырех танкистов в момент боя. Один из них держит снаряд, другой
-водитель, он обеими руками держится за рычаги управления машиной. Третий
танкист указывает на что-то поднятой рукой, а четвертый, самый молодой,
смотрит с мальчишеским задором вперед. На башне хорошо виден номер танка – 03,
на ее броне следы от пуль и снарядов. Сзади я рассмотрел имя скульптора: Евгений Антонов)
- Достаточно ли нам
этих наблюдений, чтобы описать памятник?
Какие вопросы
возникают?
(Дети
формулируют вопросы:
Какой подвиг
совершили танкисты?
Когда, где и
как это произошло?
Как их звали?
Как сложилась их дальнейшая военная судьба? Кто остался в живых после войны?
Почему памятник поставлен совсем недавно именно на этом месте?)
|
2. Этап
актуализации и
2. Этап
актуализации и фиксации затруднения в деятельности.
Цель: выявить у учащихся имеющие знания, умения и
навыки в написании сочинения-описания и получить новые, которые помогут
описать скульптурный памятник
|
- На все ваши
вопросы подготовили ответы наши исследователи. Они
На все ваши вопросы
подготовили ответы наши исследователи. Они поработали с литературой,
документами, Интернетом. Слушая их рассказы, вы увидите военные фотокарточки
ребят-танкистов и фотографии разрушенного войной города Калинина. Эти кадры
драгоценны, благодаря им оживает наша память.
Сообщения учащихся сопровождаются показом презентации.
- История создания
памятника (текст см.Приложение 1)
- Экипаж машины
боевой (текст см.Приложение 2)
- Героический
марш-бросок через оккупированный город. (текст см.Приложение 3)
- Военная судьба
танкистов. (текст см.Приложение 4)
Слушая сообщения
докладчиков, дети производят собирание материала к сочинению: записывают
ключевые слова в специальную таблицу в тетрадях подготовки к сочинениям.
История создания памятника
|
Дата создания
памятника
|
29
ноября 2011 года
приурочено
к 70-летию
|
Авторы
|
Народный художник
России Евгений Антонов.
|
Город Калинин в
ВОВ
|
65
дней: с 13 октября по 16 декабря
войска
Калининского фронта
За
дни оккупации
на
65 % Калинин был разрушен
отдали
жизнь 86 000 советских солдат
«Город
воинской славы»
|
Экипаж машины боевой
|
Имена танкистов
|
командир Старший сержант Степан Горобец
Федор
Литовченко, механик-водитель
башнер Григорий Коломиец
стрелок-радист Ваня Пастушин
|
Черты характеров
|
любивший на маршах петь украинские песни
весельчак, шутник, любитель розыгрышей
простодушный и совсем еще юный паренек
|
Героический марш-бросок через оккупированный
город.
|
Почему оказались
одни
|
рейд
экипажа танка Т-34
врываются в город
|
Во дворе
комбината
«Пролетарка».
|
слышу в шлемофоне
таранит
три автомобиля
|
На левом
берегу Тьмаки
|
«Прямой
наводкой по колонне!»
|
Выходит
на Московское шоссе
|
смог
оживить орудие
Башнер послал несколько снарядов
|
Военная судьба танкистов.
|
Степан Христофорович Горобец
|
Погиб
8 февраля 1942 года
в бою
за деревню Петелино Ржевского района
пал
смертью храбрых.
посмертно
присвоили звание Герой Советского Союза.
|
Сержант
Григорий Коломиец
|
дальнейшая
судьба его неизвестна
|
Стрелок-радист
красноармеец Иван Пастушин
|
прошли
с танком всю войну
воевал
до Победы
|
Механик-водитель
старший сержант Фёдор Литовченко
|
встречались
впоследствии на местах сражений
подполковник
запаса
|
|
3- 4 Этап
выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации.
Цель: выявить место и причину затруднения,
формировать способности для нового способа действия в преодолении
затруднений.
|
- Теперь мы
достаточно подготовились к созданию своего текста о героях танкистах, которые
запечатлены на памятнике. Как вы думаете, кто из них Степан Горобец? Почему?
А который –
Григорий Коломиец? Каким изобразил скульптор Федора Литовченко? А где Иван
Пастушин? Почему вы так думаете?
(Беседа)
- Сейчас мы с вами
устно описали позы и выражения лиц наших героев. Мы отметили, что художник
добился и портретного сходства. Давайте самые удачные выражения, слова и
словосочетания соберем в нашу копилку и продолжим составление таблицы.
Позы
|
Стремительные и точные жесты
|
Выражения лиц
|
Взволнованные лица
|
Скульптурная
группа
|
Экипаж за
работой
Объединены общим порывом
|
Основная мысль,
замысел автора
|
Навеки остались молодыми
Ощущение живой связи с той эпохой
|
Художественный
образ
|
Экипаж машины боевой
В виде башни танка
На высоком постаменте
Как будто ты вместе с ними несешься по…
Памятник
олицетворяет всех защитников города,
|
Мемориальный
комплекс
|
монумент
легендарному экипажу скульптурная композиция
панно с надписями
скульптуры
в честь защитников Калинина.
|
- А как бы вы
описали общий вид памятника, ведь он представляет собой целый комплекс
различных скульптурных элементов: здесь и панно с надписями, и вид
разрушенного войной старого моста через Волгу, как будто старинная
фотография, но выполненная приемами, языком другого искусства – ваяния. И
развивающийся флаг с красной звездой, пробитый осколком снаряда. Впереди
–мраморная доска с надписью.
- Как эти все
элементы дополняют идею автора, помогают ее лучше выразить?
|
5 . Этап
реализации построенного проекта.
Цель: составить план сочинения
|
- Мы собрали
большой материал. Как вы думаете, в каком порядке его следует расположить в
сочинении. Давайте обдумаем композицию своего текста и составим его план.
(Дети составляют
план сочинения в группах. Результат записывается на компьютере в PowerPoint и выводится на экран. Представляют свой вариант.
Идет защита проекта и обсуждение. Исправление ошибок. Утверждаются несколько
возможных вариантов плана.)
|
6. Этап
включения в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить и повторить материал по способам
связи предложений в тексте, типам речи.
|
- Какой тип речи
будем создавать? (Описание предмета)
- Каковы основные
признаки этого типа? (Повторение по учебнику)
- В каком месте
нашего сочинения будет необходим другой тип речи? (Повествование: рассказ о
подвиге)
- А рассуждение
где-нибудь нужно будет применить? (В заключении)
(Повторение
структуры текстов различных типов: в повествовании параллельная связь
предложений; в описании – последовательная (цепная). Рассуждение содержит
тезис, аргументы и вывод)
|
7.Этап
самостоятельной работы и эмоционального настроя
Цель: создать рабочую атмосферу в классе и начать
создавать свой текст.
|
- Какие слова вы бы
взяли в качестве эпиграфа к сочинению?
(Звучат стихи и
песни о ВОВ)
|
8.Этап
рефлексии на уроке.
Цель: выявить самооценку результатов деятельности
учащихся.
|
- Удалось ли нам
сегодня на уроке получить в руки инструмент, который поможет преодолеть
трудности, возникшие вначале?
Можете теперь
написать сочинение? Достаточно ли у вас знаний по теме? Умений для создания
собственного текста – сочинения-описания памятника? Отобрана лексика?
- Приступайте к
работе над черновиком. Удачи! Творческого полета мысли, вдохновения!
|
На втором часе:
|
Написание
черновика, редактирование.
|
Домашнее задание:
|
Закончить
сочинение, переписать в тетрадь по развитию речи.
|
Список используемой
литературы:
1. Кубышева
М.А. « Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой
напровленности» - М.: АПК и ППРО, УМЦ Школа 2000…», 2007г.
- Сборник «Школа
2000...». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного
метода. Выпуск 5. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.
- Русский язык:
Русская речь. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Никитина
Е.И.. М.: Дрофа, 2009.
- Школьная риторика.
5-7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под
ред. Т.А. Ладыженской. – М.:»С-инфо», «Баласс», 2003. – 208 с., ил.
- Пичугов Ю. С.
Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.
- Капинос В.И.,
Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика
обучения: 5 – 7 кл.:
Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.