Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по развитию речи "Описание скульптурного памятника" (6 класс)

Конспект урока по развитию речи "Описание скульптурного памятника" (6 класс)

Корона Елена Рэмовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №38 г. Твери


Урок развития речи в 6 классе. (Русский язык)

Тема: Описание памятника героям ВОВ.

Цель: Научить создавать текст типа описание скульптурного памятника.

Задачи:

Учебная:

  • познакомить с памятником истории и культуры,

  • научить проникать в глубинный смысл разных видов искусства (скульптуры),

  • освоить лексику, необходимую для выражения своих мыслей и чувств, познать специфический язык ваяния.

Развивающая:

  • научить выявлять разные виды информации из текстов

  • научить ученика выражать собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с определенной точки зрения;

  • развить речь учащихся,

Воспитательная:

  • формировать мировоззрение человека, включенного в контекст культуры

  • воспитать граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции.


Планируемые результаты:

Личностные:

Будут сформированы:

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  • уважительное отношение к родному языку, истории и культуре народа, гордость за него;

Могут быть сформированы:

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • адекватная самооценка;

  • личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, в бережном отношении к прекрасному в природе и в искусстве;

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • написанию сочинения – описания, содержащего фрагменты других типов речи;

  • выражать собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с определенной точки зрения;

  • овладению основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • выявлять разные виды информации из текстов (фактуальную, концептуальную, подтекстовую – см.: И.Р. Гальперин);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • освоению/присвоению художественных произведений как духовного опыта поколений; пониманию значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека;

  • усвоению специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • проявлять устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Метапредметные:

  1. Начальное овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2. сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

3. работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

4. культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.

Урок разработан на основе деятельностного метода обучения.

Конспект урока.


  1. Этап мотивации к учебной деятельности.


Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности для написания сочинения


- Вчера мы ходили на экскурсию к памятнику героям-танкистам на Комсомольской площади г. Твери. Давайте поделимся своими впечатлениями.

(Дети высказываются:

Памятник необычный. Он представляет собой башню танка, поставленную на постамент. Но с той стороны, где у танка должно быть орудие (пушка), башня распахнута, и мы видим всех четырех танкистов в момент боя. Один из них держит снаряд, другой -водитель, он обеими руками держится за рычаги управления машиной. Третий танкист указывает на что-то поднятой рукой, а четвертый, самый молодой, смотрит с мальчишеским задором вперед. На башне хорошо виден номер танка – 03, на ее броне следы от пуль и снарядов. Сзади я рассмотрел имя скульптора: Евгений Антонов)


- Достаточно ли нам этих наблюдений, чтобы описать памятник?

Какие вопросы возникают?

(Дети формулируют вопросы:

Какой подвиг совершили танкисты?

Когда, где и как это произошло?

Как их звали? Как сложилась их дальнейшая военная судьба? Кто остался в живых после войны? Почему памятник поставлен совсем недавно именно на этом месте?)


  1. Этап актуализации и

2. Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности.


Цель: выявить у учащихся имеющие знания, умения и навыки в написании сочинения-описания и получить новые, которые помогут описать скульптурный памятник


- На все ваши вопросы подготовили ответы наши исследователи. Они

На все ваши вопросы подготовили ответы наши исследователи. Они поработали с литературой, документами, Интернетом. Слушая их рассказы, вы увидите военные фотокарточки ребят-танкистов и фотографии разрушенного войной города Калинина. Эти кадры драгоценны, благодаря им оживает наша память.
Сообщения учащихся сопровождаются показом презентации.

  1. История создания памятника (текст см.Приложение 1)

  2. Экипаж машины боевой (текст см.Приложение 2)

  3. Героический марш-бросок через оккупированный город. (текст см.Приложение 3)

  4. Военная судьба танкистов. (текст см.Приложение 4)


Слушая сообщения докладчиков, дети производят собирание материала к сочинению: записывают ключевые слова в специальную таблицу в тетрадях подготовки к сочинениям.


История создания памятника

Дата создания памятника

29 ноября 2011 года

приурочено к 70-летию

Авторы

Народный художник России Евгений Антонов.


Город Калинин в ВОВ

65 дней: с 13 октября по 16 декабря

войска Калининского фронта

За дни оккупации

на 65 % Калинин был разрушен

отдали жизнь 86 000 советских солдат

«Город воинской славы»

Экипаж машины боевой

Имена танкистов

командир Старший сержант Степан Горобец

Федор Литовченко, механик-водитель

башнер Григорий Коломиец

стрелок-радист Ваня Пастушин

Черты характеров

любивший на маршах петь украинские песни

весельчак, шутник, любитель розыгрышей

простодушный и совсем еще юный паренек

Героический марш-бросок через оккупированный город.

Почему оказались одни

рейд экипажа танка Т-34

врываются в город

Во дворе комбината «Пролетарка».


слышу в шлемофоне

таранит три автомобиля

На левом берегу Тьмаки

«Прямой наводкой по колонне!»

Выходит на Московское шоссе

смог оживить орудие

Башнер послал несколько снарядов

Военная судьба танкистов.

Степан Христофорович Горобец

Погиб 8 февраля 1942 года

в бою за деревню Петелино Ржевского района

пал смертью храбрых.

посмертно присвоили звание Герой Советского Союза.

Сержант Григорий Коломиец

дальнейшая судьба его неизвестна

Стрелок-радист красноармеец Иван Пастушин

прошли с танком всю войну

воевал до Победы

Механик-водитель старший сержант Фёдор Литовченко

встречались впоследствии на местах сражений

подполковник запаса



3- 4 Этап выявления места и причины затруднения и нахождения выхода из ситуации.


Цель: выявить место и причину затруднения, формировать способности для нового способа действия в преодолении затруднений.


- Теперь мы достаточно подготовились к созданию своего текста о героях танкистах, которые запечатлены на памятнике. Как вы думаете, кто из них Степан Горобец? Почему?

А который – Григорий Коломиец? Каким изобразил скульптор Федора Литовченко? А где Иван Пастушин? Почему вы так думаете?

(Беседа)

- Сейчас мы с вами устно описали позы и выражения лиц наших героев. Мы отметили, что художник добился и портретного сходства. Давайте самые удачные выражения, слова и словосочетания соберем в нашу копилку и продолжим составление таблицы.

Позы

Стремительные и точные жесты


Выражения лиц

Взволнованные лица


Скульптурная группа

Экипаж за работой

Объединены общим порывом


Основная мысль, замысел автора

Навеки остались молодыми

Ощущение живой связи с той эпохой


Художественный образ

Экипаж машины боевой

В виде башни танка

На высоком постаменте

Как будто ты вместе с ними несешься по…

Памятник олицетворяет всех защитников города,

Мемориальный комплекс

монумент легендарному экипажу скульптурная композиция

панно с надписями

скульптуры в честь защитников Калинина. 

- А как бы вы описали общий вид памятника, ведь он представляет собой целый комплекс различных скульптурных элементов: здесь и панно с надписями, и вид разрушенного войной старого моста через Волгу, как будто старинная фотография, но выполненная приемами, языком другого искусства – ваяния. И развивающийся флаг с красной звездой, пробитый осколком снаряда. Впереди –мраморная доска с надписью.

- Как эти все элементы дополняют идею автора, помогают ее лучше выразить?


5 . Этап реализации построенного проекта.


Цель: составить план сочинения


- Мы собрали большой материал. Как вы думаете, в каком порядке его следует расположить в сочинении. Давайте обдумаем композицию своего текста и составим его план.

(Дети составляют план сочинения в группах. Результат записывается на компьютере в PowerPoint и выводится на экран. Представляют свой вариант. Идет защита проекта и обсуждение. Исправление ошибок. Утверждаются несколько возможных вариантов плана.)


6. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить и повторить материал по способам связи предложений в тексте, типам речи.


- Какой тип речи будем создавать? (Описание предмета)

- Каковы основные признаки этого типа? (Повторение по учебнику)

- В каком месте нашего сочинения будет необходим другой тип речи? (Повествование: рассказ о подвиге)

- А рассуждение где-нибудь нужно будет применить? (В заключении)

(Повторение структуры текстов различных типов: в повествовании параллельная связь предложений; в описании – последовательная (цепная). Рассуждение содержит тезис, аргументы и вывод)


7.Этап самостоятельной работы и эмоционального настроя

Цель: создать рабочую атмосферу в классе и начать создавать свой текст.


- Какие слова вы бы взяли в качестве эпиграфа к сочинению?

(Звучат стихи и песни о ВОВ)


8.Этап рефлексии на уроке.


Цель: выявить самооценку результатов деятельности учащихся.


- Удалось ли нам сегодня на уроке получить в руки инструмент, который поможет преодолеть трудности, возникшие вначале?

Можете теперь написать сочинение? Достаточно ли у вас знаний по теме? Умений для создания собственного текста – сочинения-описания памятника? Отобрана лексика?

- Приступайте к работе над черновиком. Удачи! Творческого полета мысли, вдохновения!


На втором часе:

Написание черновика, редактирование.

Домашнее задание:

Закончить сочинение, переписать в тетрадь по развитию речи.


С

снеговик

писок используемой литературы:
  1. Кубышева М.А. « Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой напровленности» - М.: АПК и ППРО, УМЦ Школа 2000…», 2007г.

  2. Сборник «Школа 2000...». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Выпуск 5. М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005.

  3. Русский язык: Русская речь. 6 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Никитина Е.И.. М.: Дрофа, 2009.

  4. Школьная риторика. 5-7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2-х ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.:»С-инфо», «Баласс», 2003. – 208 с., ил.

  5. Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему. – М., Просвещение, 1986.

  6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика

обучения: 5 – 7 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 342 с.





Конспект урока по развитию речи "Описание скульптурного памятника" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок развития речи в 6 классе. (Русский язык)

Тема: Описание памятника героям ВОВ.

Цель: Научить создавать текст типа описание скульптурного памятника.

Задачи:

Учебная:        

  • познакомить с памятником истории и культуры,
  • научить проникать в глубинный смысл разных видов искусства (скульптуры),
  • освоить лексику, необходимую для выражения своих мыслей и чувств, познать специфический язык ваяния.

Развивающая:

·         научить выявлять разные виды информации из текстов

·         научить ученика выражать собственное отношение к памятнику культуры, давать ему оценку с определенной точки зрения;

·         развить речь учащихся,

Воспитательная:

·         формировать мировоззрение человека, включенного в контекст культуры

·         воспитать граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции.

Урок разработан  на основе деятельностного метода обучения.

Приложения к уроку содержат презентацию и несколько текстов, в которых учитель найдет необходимый материал для беседы с учащимися.

Автор Корона Елена Рэмовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 686
Номер материала 36009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓