Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Конспект урока по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Конспект урока по развитию речи в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Учитель: Колиниченко М.А.

Цели урока: учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения.

Задачи урока:

1) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег»;

2) активизировать лексику по теме «Описание картины»;

3) развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

4)развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.


Оборудование урока:

  1. репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»;

  2. вспомогательные карточки с текстом

Ход урока:

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

а) - Какой сейчас месяц? (ноябрь)

- К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)

- Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени?

Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа

Деревья, люди – живая природа.

б) Упражнения при подготовке к сочинению.

- Подберите к словам признаки поздней осени.

Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя.

Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.

Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.

Снег: мокрый, серый, первый.

День: солнечный, пасмурный, морозный, серый.

- Ребята, посмотрите в окно – ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОСЕНЬ, наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

…В полдень дождь перестал,

И что белый пушок

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда)

В памяти первый снег можно сохранить на фотографиях, в рассказах писателей, стихах, в музыке.

А вот художник А. Пластов очень точно сумел передать это в своей картине

• Вспомните, как называется картина с изображением природы? (пейзаж)



2. Рассматривание КАРТИНЫ.

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Что может быть нарисовано на картине?

Рассматривание картины в тишине 1-2 минуты.

3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.

- Как бы вы назвали картину? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).

-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).

- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).

- Обратите внимание цвета картины. Какие краски использует художник? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).

- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).

- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).

- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:

Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий, рыхлый, серебристый, чистый, яркий, искристый.

(Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).

• С чем можно сравнить снег? ( с пухом , покрывалом…)

• Как падает снег ? Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:

Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром, кружится, летает, порхает, порошит, танцует.

- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, палисадник ).

ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.

-Кто изображен на переднем плане картины? (Мальчик и девочка, это брат и сестра).

- Во что одета девочка? (Она в платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).

- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).

- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).

- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).

- Что выражают их лица? (Можно выбрать из предложенных слов).

Восторг, удивление, счастье, испуг, радость, восхищение, грусть, волнение, беспокойство. интерес.

- На что они смотрят? Улицу, крыши деревенских изб.

- Как изменилась улица, крыши домов, деревья, палисадник? (Все побелело).

-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).

2 ученик делает запись на доске:

Девочка не успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.

Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.

3 ученик пишет на доске:

Глаза детей блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.

- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).

- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).

4 ученик выполняет запись на доске:

Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.

Ворона спокойно и важно шагает по снегу.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

6. Составление плана.

- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).

- Как можно озаглавить первую часть?

1). Картина А. Пластова “Первый снег”.

- О чем мы будем писать в основной части?

«На картине А.А.Пластова я вижу…»

«Проснулись дети утром, выглянули в окно…»

2. Основная часть. Описание картины.

На первом плане: снег, дети, деревья, ворона.

На втором плане: дома, улица. небо, земля.

3. Заключение.

«В своей картине художник показал…(цвета, настроение)».

У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.



- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы.

- Кто знает, что такое эпиграф? (ЭПИГРАФ – ЭТО ЦИТАТА, ПОСЛОВИЦА, ПОМЕЩАЕМАЯ АВТОРОМ ПОСЛЕ ЗАГЛАВИЯ, ПЕРЕД ПРОЕЗВЕДЕНИЕМ ИЛИ ЕГО ЧАСТЬЮ И ПОЯСНЯЮЩАЯ ЕГО ОСНОВНУЮ ИДЕЮ, МЫСЛЬ).

Посмотрите на доску:

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Или:

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.


И поля, и сад наш голый

Первым снегом занесло…(И.БУНИН),



В полдень дождь перестал,

И что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок. (И. НИКИТИН).



Это снег лежит ковром

Самый первый, самый белый! ( Е. ТРУТНЕВА),



Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.(А. ПУШКИН).


- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.

7. Составление устного рассказа по картине.

- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”)

8. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.







Конспект урока по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег».
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по развитию речи в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег».

Учитель: Колиниченко М.А.

Цели урока: учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения.

Задачи урока:

1) подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине А.А. Пластова «Первый снег»;

2) активизировать лексику по теме «Описание картины»;

3) развивать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

4)развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

 

Оборудование урока:

1)      репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»;

2)      вспомогательные карточки с текстом

Ход урока:

 1. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке будем учиться писать сочинение по картине. Работать будем два урока. На первом уроке будем готовиться, на втором – писать сочинение.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

а) - Какой сейчас месяц? (ноябрь)

- К какому времени года относится ноябрь? (к поздней осени)

- Какие изменения происходят в природе, характерные поздней осени?

Небо, солнце, осадки, почва – неживая природа

Деревья, люди – живая природа.

б) Упражнения при подготовке к сочинению.

- Подберите к словам признаки поздней осени.

Осень: золотая, ранняя, дождливая, хмурая, поздняя.

Небо: яркое, серое, мрачное, голубое, ясное.

Ветер: ласковый, резкий, порывистый, холодный, пронзительный.

Снег: мокрый, серый, первый.

День: солнечный, пасмурный, морозный, серый.

- Ребята, посмотрите в окно – ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ОСЕНЬ, наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов. Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

…В полдень дождь перестал,

И что белый пушок

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника, ожидание какого-то чуда)

В  памяти первый снег можно сохранить на фотографиях, в рассказах писателей, стихах, в музыке.

А вот художник А. Пластов очень точно сумел передать это в своей картине

• Вспомните, как называется картина с изображением природы? (пейзаж)

 

2.  Рассматривание КАРТИНЫ.

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Что может быть нарисовано на картине?

Рассматривание картины в тишине 1-2 минуты.

3. Беседа по содержанию картины, выявление изобразительных средств. Речевая и орфографическая подготовка.

- Как бы вы назвали картину? (“Ранний снег”, “Начало зимы”, “Снегопад”, “Первый зимний месяц”, “Русская зима”, “Первый снег”).

-Автор назвал свое произведение “Первый снег”. Какое время года изобразил художник? (Начало зимы).

- Как вы думаете, почему это именно начало зимы? (Местами видна голая земля, нет сугробов).

- Какое время суток изображено? (Утро, снег выпал ночью).

- Обратите внимание цвета  картины. Какие краски использует художник? (В картине преобладают светлые тона: розовый, белый, бледно-голубой, серый, лиловый).

- А какой цвет здесь главный? (Главный цвет – розовый. Он дает нам ощущение праздника).

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Картина вызывает чувство радости, счастья).

- Давайте попробуем описать снег. Для этого нам необходимо подобрать эпитеты. Что такое эпитеты? (Красочные прилагательные).

- Запишите в тетради слово “снег”. Один ученик будет работать на доске:

Снег пушистый, белый, мохнатый, блестящий, колючий, крупный, липкий, рыхлый, серебристый, чистый, яркий, искристый.

 (Подбираются проверочные слова, выделяются орфограммы).

• С чем можно сравнить снег? ( с пухом , покрывалом…)

• Как падает снег ? Подберите синонимы к слову “падает”. Запишем их в тетради:

Снег падает, кружится, метет, покрывает землю ковром,  кружится, летает, порхает, порошит, танцует.

- Посмотрите внимательно на картину, что вы видите? (Деревенскую улицу, дом, палисадник ).

ПАЛИСАДНИК – это небольшой огороженный садик, цветник под домом.

 -Кто изображен на переднем плане картины? (Мальчик и девочка, это брат и сестра).

- Во что одета девочка? (Она в платье, на голову наброшен платок, на ногах валенки не по размеру, видно, что она одевалась второпях).

- Как одет мальчик? (Он одет в пальто, шапку-ушанку и валенки).

- Как вы думаете, почему мальчик одет по-зимнему, а сестра выбежала на крыльцо раздетой? (Вероятно, мальчик вышел на прогулку, увидел первый снег, укрывший землю и позвал сестру. Она не успела одеться).

- Как вы думаете, что почувствовали дети, увидев первый снег? (Дети в восторге, они рады снегу).

- Что выражают их лица? (Можно выбрать из предложенных слов).

Восторг, удивление, счастье, испуг, радость, восхищение, грусть, волнение, беспокойство. интерес.

- На что они смотрят? Улицу, крыши деревенских изб.

- Как изменилась улица, крыши домов, деревья,  палисадник? (Все побелело).

-Куда смотрят дети? (Они смотрят вверх, на небо, откуда сыплется снег).

2 ученик делает запись на доске:

Девочка не успела одеться, накинула на голову теплый платок, выбежала в легком платье, ноги сунула в валенки, смотрит на падающий снег, закинула голову вверх.

Мальчик одет тепло: в пальто, валенки, шапку-ушанку.

3 ученик пишет на доске:

Глаза детей блестят от радости. Ребята радуются первому снегу.

- Что еще изобразил художник на переднем плане? (Около дома в палисаднике растет большая старая береза. Также художник изобразил ворону).

- Как вы думаете, что переживает ворона? (Она тоже рада первому снегу, хочет его попробовать).

4 ученик выполняет запись на доске:

Береза старая, раскидистая, стала пушистой и красивой.

Ворона спокойно и важно шагает по снегу.

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

6. Составление плана.

- Вспомните, из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение).

- Как можно озаглавить первую часть?

1). Картина А. Пластова “Первый снег”.

- О чем мы будем писать в основной части?

«На картине А.А.Пластова я вижу…»

«Проснулись дети утром, выглянули в окно…»

2. Основная часть. Описание картины.

На первом плане: снег, дети, деревья, ворона.

На втором плане: дома,  улица. небо, земля.

3. Заключение.

«В своей картине художник показал…(цвета, настроение)».

У меня возникает ощущение радости, счастья, когда я смотрю на эту картину.

Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Хочется встать рядом с детьми и протянуть руки к падающим хлопьям снега.

 

- В своих сочинениях вы можете использовать эпиграфы.

- Кто знает, что такое эпиграф? (ЭПИГРАФ – ЭТО ЦИТАТА, ПОСЛОВИЦА, ПОМЕЩАЕМАЯ АВТОРОМ ПОСЛЕ ЗАГЛАВИЯ, ПЕРЕД ПРОЕЗВЕДЕНИЕМ ИЛИ ЕГО ЧАСТЬЮ И ПОЯСНЯЮЩАЯ ЕГО ОСНОВНУЮ ИДЕЮ, МЫСЛЬ).

Посмотрите на доску:

Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Или:

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

 

                 И поля, и сад наш голый

                 Первым снегом занесло…(И.БУНИН),

 

                 В полдень дождь перестал,

                 И что белый пушок,

                 На осеннюю грязь

                 Начал падать снежок. (И. НИКИТИН).

 

                 Это снег лежит ковром

                 Самый первый, самый белый! ( Е. ТРУТНЕВА),

 

                 Мелькает, вьется первый снег,

                 Звездами падая на брег.(А. ПУШКИН).

 

- Дома вы тоже готовили эпиграфы. Давайте их послушаем.

7. Составление устного рассказа по картине.

- Давайте попробуем устно составить рассказ по картине. С каких слов его надо начать? (Передо мной картина А. А. Пластова “Первый снег”)

8. Итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

- На следующем уроке мы с вами будем писать сочинение по этой картине.

 

 

 

 

Автор Колиниченко Марина Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1894
Номер материала 48243
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓