Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по Природоведению 2 класс

Конспект урока по Природоведению 2 класс

Скачать материал

Тема: Как меняется осенью жизнь зверей?

Цели урока:

 познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;

создать условия для приобретения новых знаний

·         закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

·         повторить изученные понятия и усвоить новые;

  • расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
  • обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осенью”;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать память, мышление, речь.
  • формирование ключевой  компетентности умения учиться;
  • развивать коммуникативную компетентность;

·         воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

  •  воспитывать заботливое отношение к животным, воспитывать бережное отношения к природе; любви к нашим "меньшим братьям".

Оборудование: Учебник «Природоведение 2 класс» И. Грущинская,  компьютер, телевизор ,презентация «Осенние изменения в жизни животных», конверты с набором изображений зверей для групповой

работы, индивидуальные карточки для дидактической игры «Кто лишний?», выставка рисунков.

 

Методы обучения: деятельностный метод обучения

·       создание проблемной ситуации;

·       поисковый;

·       наглядно-иллюстративный;

·       словесный

 

Формы организации деятельности:

·       парная

·       групповая

·       фронтальная

Тип урока:

 

 

                            І    Ход урока:духовно-эстетический

 

 

I.                  Эмоциональный настрой на урок

1.    Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

                             А поможет всё узнать наша любознательность

 

ІІ Установочно- мотивационный

 

1.Интерактивный приём: «Интрига»

(Стук в дверь.) - Ой, ребята! Кто-то прислал нам письмо!

 

Вот конверт, большой и жёлтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как же ты попал в наш класс?

Разберемся. Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

 

Вам, ребята, интересно,

Что же пишут нам из леса?

 

Пишет нам лесной народ:

Ждем вас в гости!

Приходите в лес осенний,

Приходите погулять.

Будем с вами мы дружить

И покажем нашу жизнь.

 

Что, ребята? Отправимся в путешествие?

 

\Путешествие-вещь серьёзная, к нему нужно основательно готовится. Давайте подумаем ,с чего мы начнём.

-нужно знать, как одеваться в лес;

-нужно вооружиться научными  знаниями

-нужно знать ,как вести себя в лесу.

2.Фенологические наблюдения.

 Послушаем сообщения наших синоптиков про этот день.

Синоптик.(первый ученик) Сегодня пятница 29 ноября. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________,небо_______________, на улице стало холоднее.

 

(второй ученик) Ноябрь в народном календаре:

В  ноябре  зима  с  осенью  борется.  Выпадает  первый  снег,  но  очень  быстро  тает. «Первый  снежок – не  лежок»,- говорит  поговорка.

"Ноябрь - месяц полузимник, телегу на сани меняют. "

"Ночи в ноябре до самого снега темные. "

"В ноябре рассвет среди дня сумерки встречает. "

 

 3. Мотивация учебной деятельности

 

(Слайд 1)     Заканчивается  владение осени. Последние листочки она  раздала. Кажется, совсем недавно ярко светило солнышко и

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

                                                   Стоял над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

.И кружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

 

А что же сейчас происходит в лесу?

Давайте вспомним рассказ Н. Сладкова(погружение в тему)

Стоит на берегу лес.

Густой, как стена.

Крикнешь - лес ответит.

- Эхо лесное спросить могу.

- Ау, ау, ау.

- Листья лесные, куда пропали?

- Опали, опали.

- Птички - певички, давно ли галдели?

- Мы на юг улетели.

- Лягушки и жабы куда подевались?

- Мы в ил закопались.

- Белки и зайцы, про вас не знаем?

- Линяем, линяем, линяем.

- Так что же творится в лесу - мы спросим?

                                              …(Осень, осень, осень(Слайд 2)

 

4.Проверка домашнего задания

 

Вооружаемся знаниями

В прошлый раз мы говорили об осенних измененях в жизни птиц

Давайте вспомним.Дифференцированный опрос

 

1.Индивидуальная работа по карточкам( 1-й ряд)

 

ü Обведи в кружок лишнюю птицу(сделать вторую карточку)

http://www.abc-color.com/image/coloring/birds/001/lastivka/lastivka-picture-color.png    http://raskraska.ucoz.ru/_nw/5/75987101.gif http://raskraska.ucoz.ru/_nw/1/02379508.gif http://www.raskraskin.ru/wp-content/main/2010_02/swan-coloring-page.jpg          http://xacitarxan.narod.ru/koslar/9.files/image002.gif 

               Ласточка       голубь          аист           лебедь                   скворцы

(2-й ряд)

                                          

Воробей                        Голубь                   Сова                             Ласточка                         Ворона                

 

2.    Опрос у доски

1 ученик.

(Заполнить таблицу. Карточки с названиями птиц)

 

Перелётные птицы

Зимующие птицы

Кочующие птицы

Скворцы

Воробьи

Снегири

Ласточки

Голуби

Синицы

Журавли

Вороны

Свиристели

 

3.    Блиц-опрос(фронтально)

§  Чем питаются птицы?

§  Какие птицы улетают первыми ?

§  Главная причина отлёта птиц?

§  Каких птиц называют осёдлыми?

§  Каких птиц называют перелётными?Кочующими?

 

Проверка :

 

1.У доски- светофоры

2.Карточки -взаимопроверка.

 

III Содержательно-поисковый

 

1.Создание проблемной ситуации

 

(Учебники на партах открыты)

 

 Учитель:Я приглашаю вас в галерею матушки природы полюбоваться картиной Исаака Бродского

(Слайд   3 )   Работа с книгой Посмотрите в свои ученики на с.60 вы видите картину Исаака  Бродского «Осень»

Какому осеннему месяцу она соответствует? (Ноябрю.)

Что вы видите на картине?

- В чем причина происходящих изменений в неживой природе? (В похолодании)

Учитель:Приглашаю посмотреть репортаж из леса

Фильм .(«Про Медвежонка»)

 

Учитель:А что дальше будет?

 

IV Адаптивно-преобразующий

 

Учитель:Животные – тоже часть живой природы.

- Как вы думаете, какие трудности появляются у животных с наступлением

осени? (холод, нет еды, негде спрятаться). Как животные их решают, предстоит

разобраться сегодня .Итак,  отправляемя  в путь?

 

– С приходом осени много забот появляется у диких животных. Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

  По тому, как они готовятся к зиме, дикие животные делятся на 3 группы. Наша задача сегодня на уроке ответить на вопросы: какие это группы и как дикие животные готовятся к зиме.

На доске таблица.

 

ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ,?,?,?
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


V Оценочно-смысловой

А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого- нибудь встретим.).

 

Ой, ребята, тишина , кто это на полянке? Давайте подслушаем их разговор

Выходят дети в костюмах белки, крота.( Бобёр выходит после работы с учебником.)

 

 (Слайд 4)  Белка говорит (Сотникова Таня)

 

Целый день я все скакала, осенью ведь дел немало: выбрать на зиму дупло,

Чтобы в нем было тепло, застелить его ковром – теплым пухом, мягким мхом.

День-деньской скачу по лесу, собираю мягкий мох, а орешек, если встречу,

В кладовую с ним я скок! Ну, а если на полянке я грибочек разыщу, то зимою

приходите – Непременно угощу! Лист осенний облетает, льется с веток листопад.

Посмотрите, посмотрите, я меняю свой наряд! Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,

Хвостик серебристый – серенький, пушистый

 

Учитель:

Белка делает себе гнездо в дуле дерева, утепляет его мхом, сухой травой. Таких домиков по лесу у неё много. Белки очень гостеприимны. Если кто-нибудь потеряется или забудет где её гнездо, то входит в дупло своих подруг. В дупле у белки два  входа. И их она  закрывает мхом или иногда даже собственным хвостом. Чтобы зимой не остаться голодной, ей белочке, приходится за 1 день вышелушить 216 шишек.

 

Ребята, а вы знаете, кто на зиму готовит консервы?

 

  (Слайд 5)   Крот (Безуглов Никита)

 

Зимой пропитания меньше, и, чтобы не голодать, я заготавливаю пищу на зиму. Я ловлю червей и встраиваю их в стены своих нор, иногда сотни штук сразу. Черви уползти далеко не могут, но остаются живыми, не портятся - вот Вам и консервы. Зимой мы не спим, как ежи, а копаемся под снегом, только зарываться  теперь приходится поглубже.

 

Учитель: Ребята, прочитайте в учебнике  статью про крота .

 

Работа с учебником  Чтение статьи про крота с.61

(жужжащее чтение)

Учитель:По каким приметам можно найти места, где живёт крот? Как называются эти кучки земли?(кротовины)

На полянке появился ещё один зверь.

 

(Слайд 6)   Бобёр (Головко)

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а

потом всё это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

Учитель: Что объединяет этих зверей?

(Слайд 7)

Ответы детей        Делают запасы.

 

Учитель: Они готовят запасы. (вывешиваю табличку)

Учитель:К таким зверям относятся и мышь полёвка. Она тоже делает запасы. В основном –это  зерно.

 

Физкульминутка (Кошки)

 

Мы продолжаем своё путешествие. Ребята , на дереве я вижу объявление

(Слайд 8 ) Мы залегли в спячку, просьба не беспокоить.

 

Ребята, а какие это звери? Мы сможем это узнать, если отгадаем загадки.

(Слайд 9) 

Медведь

Загадка Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том?

 

Учитель: Ребята, ведь никто не видел, как медведь готовится к зиме.

А сейчас у нас с вами есть удивительная возможность. (Фильм)

Прослушайте  интересный факт о медведе.

 

(Ученик) Это интересно: Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет? ( Только он не сосет её, а  лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё  причмокивает губами)

 

(Слайд 10) Загадка(–Ёж)

 Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной

. Анечка ,скажи ,пожалуйста, что ты узнала о еже.(сообщение о еже.

Поздно осенью, когда промерзает почва и уменьшается количество корма, ежи зарываются в опавшую листву и завёртываются в непрочный клубок, впадая в глубокую спячку вплоть до марта. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Тощий, худой ёжик до весны не доживёт. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормится ёж ночью. Ест червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается ёж со змеёй, то непременно её одолеет. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. А грибы лучше всего растут после дождя. Во время зимней спячки у ежей очень замедляется дыхание (до 6 раз в минуту), резко снижается температура тела, сердце делает лишь несколько ударов в минуту. За зиму худеют, так как на протяжении спячки они не питаются, а живут благодаря жиру, отложенному в теле осенью.

 

 

     Отгадайте по описанию зверя  

(Балукова Лолита)     Барсук.

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму! ( Слайд 11)

 

 

Что объединяет этих зверей ( Слайд 12)

Ответы:  впадают в спячку.

 

   Впадают в спячку. На доску прикрепляется табличка.

- Спячкаэто малоподвижный, сонный образ жизни.

Идём дальше. Ой, а кто это нам навстречу?

Выходит лиса (Козлова) ( Слайд 13 )

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И свою главную добычу – мышей-полевок – я без всяких уловок нахожу. Мне нос и уши помогают. Догнать зайца нам трудно, поэтому разговоры, что лисицы уничтожают много зайцев, неверны. Разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка.

Учитель: Когда лиса охотится на мышей, говорят, что она мышкует

Это интересно знать:

 Сообщение Горбанёва Лиза  Лиса Патрикеевна – лиса имеет имя и отчество. Не многих животных так величают.

600 лет назад жил князь по имени Патрикей  Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец»  Так как лиса считалась очень хитрой, то она и получила прозвище  - Патрикеевна.  Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная

фильм лиса мышкует (если позволяет время)

.Прощаемся с лисой,

потому ,что я вдалеке вижу ещё одного лесного жителя

Заяц  (Слайд 14)

(Терехов Ваня ) Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря “косые” – гляжу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.

 

(Слайд 15)  Презентация (волк, кабан, лось)-Эти звери не делают тоже никаких запасов. Они так найдут себе корм.

. Волк сильный, выносливый, сообразительный зверь. У него прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Зимой волки собираются в стаи. Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть помногу дней. Нападают только на больных животных, чтобы болезни не распространялись на других. Недаром волка называют санитаром леса. К зиме у волка вырастает густая, пушистая шерсть

Лось - настоящий лесной великан, медленно, величественно бродит он среди кустарников деревьев .Его корм- молодые веточки и кора. Чтобы насытиться, лось съедает за день больше тысячи веточек. разрывает копытом снег и ест зелёную травку и ростки. Спит в снегу, примяв его

 

Кабан к зиме накапливает толстый слой жира. Запасов не делает. Питается сухой травой, разрывает землю-находит личинок, любит жёлуди.

Учитель: Что объединяет этих животных? ( Слайд 16)

Могут прокормить себя ,не делая запасов.

Таблица на доску  (могут прокормить себя)

Учитель: - Как вы думаете, как живётся поздней осенью и зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

 

- Почему плохо? Почему хорошо?

 

- Правильно, холодно и голодно будет зверям в лесу зимой.

- Поэтому в нашей стране есть такая профессия –егерь  (Слайд 17), работник который заботится о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.

Чем можете вы помочь зверям ?

(Слайд 18)  Когда вы пойдете в лес, прихватите с собой кусочки хлеба, немного семечек для птиц, положите все на пенек или кормушку, так вы поможете зверям в лесу.

Учитель: Ребята, нам пора возвращаться из этого удивительного мира - царства животных, части живой природы. Он очень богат и разнообразен. Мы с вами хорошо вели себя в лесу, не шумели.

Итак, мы снова с вами в классе.

VI Системно-обобщающий

Давайте подведём итоги нашего путешествия. (Резерв.Парная работа.Тест.Отметить  правильные ответы. Карточки)

Для этого  объединимся в группы. У каждой группы лежат конверты. Откройте их. Распределите своих животных по группам ,которые видите  на доске. Давайте вспомним правила работы в группе.

 ( Слайд 19)

Только не забудьте выбрать того, кто будет презентовать работу в группе.

Дети развешивают картинки с изображением животных на доске под соответствующей таблицей.

Картинки каких животных остались на партах? Как называют таких животных? (Домашние животные) Кто о них заботится?

VІІ Контрольно-рефлексивный

Рефлексия

Молодцы, ребята. Все вы работали дружно и слаженно. Спасибо ребятам, которые были у нас актёрами, готовили  сообщения, отвечали.

. ( Слайд 20)

Поделитесь   своими впечатлениями, продолжив предложения

«Я узнал……….»

«Я повторил………»

«Я удивился………..»

«Я запомнил………..»

 Домашнее задание. Запишите в дневники: Читать статью в учебнике с.60-61, придумать сказку о жизни зверей в лесу осенью.

VІІІ   Духовно- эстетический

( Слайд 21 ) Молодцы!

 (Слайд 22) Спасибо за урок!

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по Природоведению 2 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 познакомить учащихся с подготовкой к зиме диких животных (кроме насекомых и птиц), показать связь изменений в жизни животных осенью с изменениями в живой и неживой природе и в мире растений;

создать условия для приобретения новых знаний

·         закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

·         повторить изученные понятия и усвоить новые;

  • расширить и углубить знания о диких животных и привести их в систему;
  • обобщить знания детей по теме “Жизнь диких животных осенью”;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать память, мышление, речь.
  • формирование ключевой  компетентности умения учиться;
  • развивать коммуникативную компетентность;

·         воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

 

  •  воспитывать заботливое отношение к животным, воспитывать бережное отношения к природе; любви к нашим "меньшим братьям".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 292 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 880
    • DOCX 417.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жукова Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жукова Елена Борисовна
    Жукова Елена Борисовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3830
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 199 человек из 48 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе