Главная / Музыка / Конспект урока по предмету «Музыка» для 6-го класса Тип урока: Урок искусства Тема: «Всё начинается с чистого листа»

Конспект урока по предмету «Музыка» для 6-го класса Тип урока: Урок искусства Тема: «Всё начинается с чистого листа»











Конспект урока по предмету «Музыка» для 6-го класса

Тип урока: Урок искусства

Тема: «Всё начинается с чистого листа»



Васильева Наталия Сергеевна

Учитель музыки

ГБОУ СОШ № 453 Выборгского района Санкт-Петербурга

имени Сергея Жукова







Конспект урока по предмету «Музыка» для 6-го класса.

Тип урока: Урок искусства.

Тема: «Всё начинается с чистого листа».

Учитель: Васильева Наталия Сергеевна.

Цель: сформировать представления учащихся об истоках творческой деятельности.

Задачи:

  • Пополнить фонд знаний, углубляя визуально-пространственное представление о музыке;

  • Формировать полихудожественное развитие ребёнка;

  • Развивать наблюдательность и логику, способность к абстрагированию и конкретизации в восприятии искусства;

  • Познакомить с принципами достраивания художественного образа посредством поэтической и изобразительной интерпретации музыки;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Показать взаимосвязь разных видов искусств (литературы, изобразительного искусства: скульптуры, живописи, музыки);

  • Воспитывать чуткое отношение к ярким образцам мировой художественной культуры.



Оборудование и зрительный ряд:

  • Портреты: И. С. Бах, Ф. Лист, Микеланджело;

  • Репродукции картин Микеланджело;

  • Фотографии скульптуры «Мыслитель» Микеланджело;

  • Музыкальный центр;

  • Мультимедиа-проектор, компьютер;

  • CD-диски, презентация Power Point;

  • Творческие работы учащихся по теме: «Всё начинается с чистого листа», доклады по биографии и о творчестве Ф. Листа;

  • Раздаточный материал: чистые листы бумаги, текст песни «Живёт на свете красота».

Музыкальный ряд:

  • И. С. Бах. Токката ре минор;

  • Л. Бетховен. Симфония №5, 1-ая часть (фрагмент);

  • Ф. Лист. Цикл «Годы странствий»: «Фонтаны виллы д`Эсте», «Мыслитель»;

  • Песня «Живёт на свете красота». Музыка – Ю. Антонов, слова – М. Пляцковский.



  1. Организационный момент - вход учащихся под музыку И. С. Баха – Токкату ре минор.



  1. Актуализация знаний.

  • У: Здравствуйте. Ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и мы немного волнуемся. Не возможна человеческая жизнь без этого чувства. Мы переживаем. Получится ли у нас урок, любая мама – кем и каким будет ребёнок; великие художники – как поймут их творения. Всё, что сделано от души, для людей, не может исчезнуть бесследно. И тому пример – великий мастер, которого поняли лишь через 100 лет после его смерти. Под его музыку вы зашли в класс. Кто он?

  • Д: Иоганн Себастьян Бах.

  • У: Какая страна подарила его человечеству?

  • Д: Германия.

  • У: Какие ассоциации вызывает его музыка? Напоминаю вам. Что ассоциация – от латинского соединяю – это возникающая в опыте человека связь между содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, чувствами, мыслями, зрительными образами).

  • Д: Мощь, сила, космос…

  • У: Что за произведение Баха прозвучало?

  • Д: Токката.

  • У: Что значит термин «токката»?

  • Д: ТОККАТА (итал. toccata - прикосновение), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком ритме.

  • У: Какой инструмент звучал?

  • Д: орган.

  • У: К какой группе музыкальных инструментов он принадлежит?

  • Д: К клавишно-духовой.

  • У: Вот сколько можно рассказать о небольшом, одну минуту звучащем фрагменте музыкального произведения великого мастера. Бах в переводе с немецкого языка обозначает – «ручей». Какое высказывание Бетховена о Бахе вы знаете?

  • Д: Бетховен сказал о Бахе: Не ручей! Море должно быть имя ему.

  • У: Что оно означает? (Ответы детей)

  • Д: Большой, сильный, неукротимый…

  • У: Не сразу Иоганн Себастьян стал «морем». Много труда, сил и волнений потребовалось ему для этого. Как в природе маленький ручеёк питает реку, которая, собирая по капле воду, вливается в море, так и в жизни человека, и в искусстве – всё начинается с малого. Всё начинается…



  1. Работа над темой.

  • У: «С чистого листа» - стихотворение М. Матусовского.



Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк. Пришедших неспроста,-

Всё возникало с чувства удивленья.

Всё начиналось с чистого листа.



Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места,-

Всё предварялось жаром беспокойства,

Всё начиналось с чистого листа.

Тропа зимы и разнотравье лета,

Земная и иная красота,

«Война и мир», «Ромео и Джульетта»,-

Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста –

Да что искусство – мира сотворенье –

Всё начиналось с чистого листа!



  • У: У вас было задание порассуждать на эту тему. Как сказал французский писатель-реалист Оноре де Бальзак: «Творческая работа – утомительная борьба». Тем приятнее мне прочитать сейчас отрывки из ваших сочинений.



«Музыка – это искусство, призванное воплощать прекрасные возвышенные чувства. Композитор должен внимательно изучать людей, природу, иначе его музыка никогда не сможет отразить подлинные чувства, мысли, красоту».

«Никто из людей не стал знаменитым сразу же. Надо вложить много сил и труда».

«Память человека – есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно».

«Как рождается музыка? Наверное, так же, как и поэзия. В начале появляется ощущение взволнованности, потрясения, а потом неудержимое желание как-то эти чувства выразить…»



  • У: В своих работах вы использовали цитаты, стихи. Высказывания знаменитых людей, пытались найти главное. Так и этот великий музыкант, о котором пойдёт сейчас речь, прошёл через все эти искания. Именно ему французский композитор Гектор Берлиоз сказал: «ты можешь сказать с полной уверенностью: оркестр – это я! Хор – это я! Мой рояль поёт, мечтает, гремит…» О ком идёт речь?

  • Д: О Ференце Листе.

  • У: давайте послушаем одно из его произведений.



  • Слушание музыки: Ф. Лист «Фонтаны виллы д`Эсте»



  • У: Какие чувства, настроения вызывает эта музыка? Как называется это музыкальное произведение? (Ответы детей).

  • У: Прозрачная, звенящая мелодия, которая всё время стремится вверх, льющаяся, лёгкая, дала нам понять название произведения на прошлом уроке. Давайте вспомним и творческий портрет композитора. (Рассказы учащихся о биографии и творчестве Ф. Листа).



  1. Продолжение работы над темой.

  • У: Лист много путешествовал и свои мысли. И впечатления выразил в нескольких фортепианных циклах. А что такое цикл произведений?

  • Д: 1. Это ряд отдельных музыкальных произведений или музыкальных альбомов, концертов, посвященных какой-либо теме или образу. 2.Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке.

  • У: Циклы Листа называются «Годы странствий» и написаны под впечатлениями его путешествий по разным странам. Путешествуя по Италии, он увидел одну скульптуру, которая его очень поразила. Её создал великий мастер эпохи Возрождения.

Возрождение (Ренессанс) – одна из ярких эпох в истории мировой художественной культуры, которая охватывает несколько веков с конца XIV по XVI века в странах Европы. Обращение к наследию Античности (отсюда и название эпохи). Всё искусство этого периода проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Утверждение идеала творческой личности, красоты, гармонии. Человек, как высшее начало бытия. Синтез искусств – высшая точка его деятельности. Леонардо да Винчи, Тициан и Микеланджело, который создал скульптуру, поразившую Листа.

Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. Родился в 1475 году, прожил долгую (89 лет) жизнь, которую полностью посвятил искусству ещё с детства, с 13 лет. Вот эта скульптура. Кого мы видим перед собой?

  • Д: Человека, который задумался над чем-то…

  • У: Давайте представим себя композиторами. Какую музыку мы должны написать, чтобы передать слушателям свои впечатления и ощущения от неё? Изложите свои мысли на ваших чистых листах. (Самостоятельная работа учащихся на листах).

  • У: Чтобы не отвлекаться, переверните листочки и послушайте, как сам Ференц Лист передал нам этот образ в своём втором цикле «Годы странствий».



  • Слушание музыки Ф. Лист «Мыслитель».



  • У: Переверните листочки. Что вы написали до слушания музыки? (Ответы учащихся).

  • У: Что бы ещё добавили или убрали после прослушивания этого произведения Листа? (Ответы детей).

  • У: Вы, наверное, заметили, что я не назвала произведение. Перед вами изображена скульптура, вы слышали музыку. Они имеют одно название. Какое? Скажу лишь, что эпиграфом к произведению Листа служит мысль самого Микеланджело:



Молчи, прошу, не смей меня будить

О, в этот век преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

(Микеланджело, перевод Ф. Тютчева).

  • У: Назовите произведение.

  • Д: Мыслитель.

  • У: Правильно. Вот сейчас вы познакомились с принципами достраивания художественного образа посредством поэтической и изобразительной интерпретации музыки. Увидели взаимосвязь разных видов искусства.



  1. Закрепление работы над темой, вокально – хоровая работа.

  • У: А сейчас мне хочется обратиться к песне, которая, на мой взгляд, подходит к теме сегодняшнего урока – «Живёт на свете красота», композитора Юрия Антонова.



    • Распевание;

    • Работа над трудными вокальными местами без текста и с текстом;

    • Исполнение песни.



  • У: Какой вывод мы можем сегодня сделать в конце урока?

  • Д: Любое творчество начинается с чистого листа и требует труда и переживаний, воплощает чувства, эмоции, ощущения человека, и часто взаимодействует с другими видами искусства.



  1. Заключительный этап. Рефлексия.

  • У: Природа, искусство – их сила и красота – звенья одной неразделимой цепи жизни. И если вы это, на ваш взгляд, осознали, то нарисуйте на своём листочке солнышко, а если нет – не переживайте, ведь на уроках искусства мы будем часто обращаться к этой теме.



Не правда ли – примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощённый,

Пленяет взор, потомка восхищённый,

И замыслом, и почерком резца?



Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ, им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.



И я портретом в камне или цвете,

Которым, к счастью, годы не опасны,

Наш век могу продлить, любовь моя,-



Пускай за гранью будущих столетий

Увидят все, как были вы прекрасны,

Как рядом с вами был ничтожен я.

(Микеланджело Буонарроти, перевод Е. Солоновича).



Выход под песню «Живёт на свете красота»





Конспект урока по предмету «Музыка» для 6-го класса Тип урока: Урок искусства Тема: «Всё начинается с чистого листа»
  • Музыка
Описание:

“Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития”.

(Б. В. Асафьев)

 

В связи с проблемой внедрения новых образовательных технологий возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением. В обществе происходят бурные изменения и человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы правильный выбор и разработка адекватных средств развития творческого продуктивного мышления.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

На современном этапе актуальность данной темы обусловлена в первую очередь потребностями общества и необходимостью разработки новых нестандартных идей, а также процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является ребенок, его творческие способности и возможности реализации себя в современном мире.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства (живописью, художественным словом) убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению целостного образа мира. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования творческого потенциала человека, его креативности.

Автор Васильева Наталия Сергеевна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 705
Номер материала 58094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓