Главная / Другое / Конспект урока по предмету дошкольная педагогика "Становление образования в Казахстане"

Конспект урока по предмету дошкольная педагогика "Становление образования в Казахстане"

Развитие педагогической мысли в Казахстане. Первый период.

План

  1. Педагогическая мысль Казахстана с древних времен до образования казахского ханства (5-15 вв)

  2. Развитие педагогической мысли с момента образования казахского ханства (1 половина 15в)

  3. Развитие образования после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней в период приобретения суверенитета и независимости в РК.

История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана . Условно выделяют три основных периода становления педагогической мысли.

  1. Ее истоки первоначальные этапы зарождения ведущие отсчет с 5-15 веков (древнетюркские письменные памятники, наследие Аль-Фараби, творение поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой орды, сюда также относится народна педагогика).

  2. Развитие педагогической мысли связано с моментом образования казахского ханства – государство раннефеодального типа (1 половина 15 века)

  3. Развитие педагогической мысли после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней, период приобретения суверенитета и независимости РК.

На протяжении длительности истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека, в частности был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме. Дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет 8 граней качества и способен хранить тайну», т.е. человек должен обладать следующими качествами: умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкостью в беде, смелостью в боях, знание генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивость и остроумие, владеть техникой верхней езды.

Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла им жесткие требования, они должны быть не только физически крепкими, выносливыми , уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали зоркость глаза, чуткость уха, присутствуя на охоте или на состязании акынов, слушая сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие произведения. Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является власть карана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам — таков основной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, не отделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины... ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).

В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:

«Народ, у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)—это они, надо думать, и даровали нам победу».

Устно-поэтическая традиция древних тюрков сохранила также имя легендарного Коркут-ата («Отец Коркут») — певца и музыканта, создателя замечательных мелодий (IX в.). Скоротечность человеческой жизни и неизбежная смерть - вот основная тема песен Коркут-ата. Он вкладывал в песни мысли о страхе перед смертью и о бегстве от нее. Его музыкальное наследие не только замечательный художественно-эпический памятник, отражающий обычаи, жизнь и быт, верования кочевых племен эпохи раннего средневековья, но и интересный педагогический документ («Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощенья не устроит... лживым речам лучше бы на этом свете не появляться; правдивым людям лучше бы жить трижды тридцать десятилетий...», «Женщины бывают четырех родов: один — наводящая бедность порода, другие — оставляющие пресыщенный пир, третьи — опора дома, четвертые — хуже всего, что бы ты ни сказал» и т. д.).

В IX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).

Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.). Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения. «Обучение — это наделение теоретическими добродетелями народов,— писал аль-Фараби. Воспитание — это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание — путем практической работы и опытом».

Аль-Фараби не только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной науки представляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектам возрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.

Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.

В XI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.

В начале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстан вторглись войска Чингисхана. Чужеземные захватчики уничтожили десятки городов и поселений, подорвали экономическую основу культурной жизни народов региона. Родина Фа-раби— город Отрар, когда-то процветавший культурный центр средневекового Казахстана, со своей обсерваторией, библиотекой, медресе и караван-сараем, принимавшим богатых купцов из дальних стран, первым в степи оказал сопротивление и пал после шестимесячной героической борьбы. В Отраре сгорела самая значительная, после знаменитой Александрийской, библиотека.

Однако следует подчеркнуть, что и на этом этапе развития, в невероятно трудный критический период, казахский народ выдвинул из своей среды немало выдающихся акынов-жырау, поэтов, мыслителей, ученых, которые внесли весомый вклад в развитие его духовной культуры вообще, педагогической — в частности. Так, в период монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII—XIV вв.) было создано значительное количество произведений на тюркско-кипчакском языке («Тюркско-арабский словарь», «Кодекс куманикус», «Мухаббат-наме»,), содержащих в себе немало полезных педагогических наставлений.

Развитие педагогической мысли в Казахстане Второй период.



В XV—XVII вв. на общественную арену выходят мыслители-жырау, благодаря дару поэтического слова оказавшие определенное влияние на народные массы и завоевавшие большой авторитет. Поэтические толгау (философские стихи) казахских жырау имели не только воспитательно-прикладное, но и идейно-эстетическое значение. Жырау участвовали в походах, являлись советниками хаков, предводителями войск, воспевали сражения, оплакивали смерть батыров, были старейшинами родов и племен. Из этой плеяды мыслителей XV—XVII вв. своей педагогической направленностью особо выделялись Асан Кайгы-жырау (Асан Скорбящий), Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау.

Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в., период джунгарского нашествия, представлена творчеством Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына (1748—1814) и других. Шал-акын, делясь своими размышлениями о различных этапах человеческой жизни, говорит о трех типах юношей, дает характеристику каждому из них.

В отличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) в странах Востока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзия вбирала в себя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика, эстетика, психология, педагогика и т. Об этом писал еще В. Г. Белинский, который отмечал, что поэзия и философия часто до того смешиваются друг с другом, что иное философское сочинение, прежде всего, вы назовете поэтическим, а поэтическое — философским.

После присоединения казахских степей к России, в казахскую степь стали просачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковом руднике (Восточный Казахстан) была открыта школа для детей горно-заводских рабочих, а в 1786 г. в г. Омске была основана «азиатская школа» для подготовки переводчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казахских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 г.

Детям казахской феодально-родовой знати (султанов, бисв и старшин) был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др.

На территории казахстана особенно в оседлых его районах еще в период раннего средневековья стали функционировать многочисленные мектебы и медресе. Крупные медресе имелись в Отраре, Таразе, Туркестане. Мектебы находились в аулах, почти в каждом населенном пункте. Учителями были приходские муллы, которые содержались в основном на средвства народа. Учащиеся занимались осенью и зимой 4-6 месяцев в году курс обучения 4 года обучались с 7 лет.

Вторая половина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстане возникает просветительское движение. С появлением на общественной арене предводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новую полосу развития.

Богато наследие Ш.Уалиханова – историка, публициста, лингвиста, географа, музыковеда, этнографа, путешественника, археолога. Родился в крепости Кушмурун, кокшетауской области, в семье султана Чингиза, внука Абылай хана. Уалиханов оставил ценное наследие по истории народов Средней Азии, Казахстана, Туркестана. В своих произведениях «Записки о Киргизах», «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие», «Очерки джунгарии», обличал произвол каазхских феодалов, колониальную политику русского царизма, пропагандировал казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление отсталости. Говоря о характере образования казахов, Уалиханов представлял его гуманным и народным, считая, что только знания и образование предают человеку силы в борьбе за социальную справедливость, знание и просвещение могут вывести кочевников на путь свободы и общественного прогресса.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841—1889)— видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, публицист, детский писатель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился Затобольском районе, Костанайской области. Был знаком с трудами Ушинского и Коменского. В 1879 году получил назначение на должность инспектора Тургайской обл. в первые годы работы в каждом их 4 уездов открыл по 1 училищу. При них были открыты интернаты на 30 человек, одновременно разрабатывает тип волостных и аульных школ. Аульные школы с 2-х летним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайшей по расстоянию от них волосной или 2-х классной русско-казахской школе и находились под наблюдением заведующих. По его инициативе были открыты женские училища с пансионатом для девушек-казашек.

В качестве главных дисциплин было введено рукоделие (вышивание, вязание ручное и на машинке), а так же казахские девушки учились русской грамоте и арифметике. По И.Алтынсарину школа должна давать реальные знания и помогать в умственном развитии и нравственном совершенствовании ребенка. Его перу принадлежат учебные пособия «Киргизская хрестоматия» (1879), «Начальное руководство и обучение киргизов русскому языку».

На территории Казахстана в 1914-1915 годах 2.011 школ, из них 53 средних и неполныхсредних, где обучались более 100 учащихся.

Развитие педагогической мысли в Казахстане 3 период.

Дошкольные учреждения в Казахстане появились после Октябрьского переворота. Первые детские сады появились в Верном (Алматы) и Семипалатинске, в 1917. В 20 годах 20 века активно шла подготовка кадров для детских садов. В Ташкенте открылся казахское училище для подготовки учителей начальных классов и воспитателей детских садов. В 1924 году в Оренбурге, и Кызыл- орде открылись краткосрочные курсы для девушек казашек, которые направлялись в детские сады аулов и сел Казахстана.

Общеобразовательные школы.

 1920 г. - одной из главных задач была организация ликвидации неграмотности среди населения. В 1921 году была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Через курсы для взрослых «красные караваны» осуществлялась не только образовательная, но и большая политико-воспитательная работа среди населения. К 30 годам прошли обучения и овладели грамотой 95% мужчин и 66% женщин. Советская школа создавалась на новых политических и педагогических принципах как единая трудовая политехническая школа, обеспечивающая всеобщее бесплатное образование. Важным принципом школ была связь обучения с жизнью. В этот период в Казахстане появились такие типы школ: школа первой ступени с одно, двух, трех, четырехлетним сроком обучения, школы семилетки, интернаты и школы второй ступени. Быстрое развитие просвещения науки и культуры республики началось 31-40 годах после выхода закона «о всеобщем обязательном начальном обучении», одно-двухлетние школы были преобразованы в начальные и четырехлетним сроком обучения. Резко расширилось семилетнее образование, выросла сеть средних школ, создавались профтехучилища. Мирный созидательный труд советских людей был нарушен вероломным нападением фашисткой Германии. Резко возросло количество детдомов. В годы первой послевоенной пятилетки получило дальнейшее развитие всеобщего обязательного образования. В период пятилетки советская школа поднялась в своем развитии на новую более высокую ступень, стала качественно иной. В 1973 году отделы образования, полколлективы школ провели большую работу по успешному завершению перехода к всеобщему среднему образованию. Большой вклад в осуществление всеобуча внесли вечерние школы для работающей молодежи. Большое значение в повышении уровня учебно-воспитательной работы, качество знаний учащихся имеют улучшения, улучшается материально-учебная база, переход школ на на кабинетную систему обучения. После окончания учебных заведений 4, 8, 10 классов проводились перевод и выпускные экзамены. Учебные планы обеспечивали обучение и воспитание школьников, гармоничное развитие личности. Для учительства и других работ народного образования издаются журналы " Казак мектебі", «Бастауышы мектеб», «Русский язык в казахских школах» и газеты «Қазақстан мұғалімі», «Учитель Казахстана».

Сегодня Казахстан на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения. 
Уже в сложнейшие 90-е годы по инициативе Президента страны были запущены уникальные образовательные проекты, аналогов которым не было в мире. 
Прежде всего - Президентская программа подготовки молодежи в лучших университетах мира «Болашак», стартовавшая в 1993 году. 
2011
год стал принципиально новым этапом. 
Приняты Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, новый Закон «О науке», закон о статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ. 
В дошкольном воспитании и обучении выделяются два главных аспекта. 
Первый - массированное строительство новых и возвращение ранее построенных детсадов. 
Для этого по поручению Главы государства с прошлого года запущена Программа «Балапан». 
И уже за один год ее реализации количество дошкольных организаций увеличено на 41%. 
К сегодняшнему дню Казахстан вышел на уровень 65%-ного охвата детей дошкольного возраста, а в ряде регионов уже до 90 %. 
Конечная цель - к 2020 году обеспечить 100%-ный охват по всей республике. 
Второй - мы запустили в работу реальные механизмы государственно-частного партнерства. 
Ключевым фактором в этом деле стало введение государственного подушевого финансирования воспитания дошкольников. 
Развитие частного дошкольного сектора становится достаточно выгодным, за короткий срок он уже вырос более чем в 2,5 раза. 
В сфере среднего образования главным является намеченный на 2015-2020 годы переход на 12-летнее обучение. 
Во-первых, это сеть Назарбаев Интеллектуальных школ. 
В настоящее время уже работают 6 таких школ, всего запланировано 20. 
Во-вторых, формируется централизованная вертикаль государственного контроля качества образования всех уровней. 
В-третьих, повышение статуса учителя. 
Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. 
За 5 лет по новой системе будет переподготовлена почти половина действующих учителей. 
Для этого создаются новые структуры - Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах и Национальный центр повышения квалификации педагогов. 
В-четвертых, информатизация образования. 
За последние 5 лет обеспечили все школы компьютерами. 
И если в 2001 году количество учащихся на 1 компьютер составляло 62 (этот показатель был самый лучший среди стран СНГ), то сегодня на один компьютер приходится 16 учащихся. 
К настоящему времени 50% организаций образования имеют интерактивные кабинеты и оборудование, 98% школ имеют доступ к Интернету, в т.ч. 37% - к широкополосному. 
В-пятых, электронное обучение E-learning, которое в текущем году внедряется в 44 пилотных организациях образования, в 2012 году будет в 537, а в 2013 году - в 926. 
К 2015 году число пользователей системы электронного обучения должно составлять 50%, а к 2020 году - более 90% организаций образования. 
В техническом и профессиональном образовании вводится система корпоративного управления с обязательным участием работодателей в масштабах всей страны. 





Конспект урока по предмету дошкольная педагогика "Становление образования в Казахстане"
  • Другое
Описание:

Конспект урока.Типо урока лекция. Развитие  и становление образорвания в Казахстане. По трем периодам.

Развитие педагогической мысли в Казахстане. Первый период.

План

  1. Педагогическая мысль Казахстана с древних времен до образования казахского ханства (5-15 вв)

  2. Развитие педагогической мысли с момента образования казахского ханства (1 половина 15в)

  3. Развитие образования после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней в период приобретения суверенитета и независимости в РК.

История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана . Условно выделяют три основных периода становления педагогической мысли.

  1. Ее истоки первоначальные этапы зарождения ведущие отсчет с 5-15 веков (древнетюркские письменные памятники, наследие Аль-Фараби, творение поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой орды, сюда также относится народна педагогика).

  2. Развитие педагогической мысли связано с моментом образования казахского ханства – государство раннефеодального типа (1 половина 15 века)

  3. Развитие педагогической мысли после завершения октябрьского переворота в России и до наших дней, период приобретения суверенитета и независимости РК.

На протяжении длительности истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающего поколения, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека, в частности был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме. Дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет 8 граней качества и способен хранить тайну», т.е. человек должен обладать следующими качествами: умение вести кочевое скотоводство, трудолюбие, стойкостью в беде, смелостью в боях, знание генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивость и остроумие, владеть техникой верхней езды.

Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла им жесткие требования, они должны быть не только физически крепкими, выносливыми , уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали зоркость глаза, чуткость уха, присутствуя на охоте или на состязании акынов, слушая сказителей, певцов, юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другие произведения. Самые ранние образцы письменности дальних предков современных казахов называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменных памятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его брата полководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изречения о жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей истории Тюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является власть карана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам — таков основной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, не отделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины... ты сам будешь жить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).

В них ясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата: требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:

«Народ, у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)—это они, надо думать, и даровали нам победу».

Устно-поэтическая традиция древних тюрков сохранила также имя легендарного Коркут-ата («Отец Коркут») — певца и музыканта, создателя замечательных мелодий (IX в.). Скоротечность человеческой жизни и неизбежная смерть - вот основная тема песен Коркут-ата. Он вкладывал в песни мысли о страхе перед смертью и о бегстве от нее. Его музыкальное наследие не только замечательный художественно-эпический памятник, отражающий обычаи, жизнь и быт, верования кочевых племен эпохи раннего средневековья, но и интересный педагогический документ («Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощенья не устроит... лживым речам лучше бы на этом свете не появляться; правдивым людям лучше бы жить трижды тридцать десятилетий...», «Женщины бывают четырех родов: один — наводящая бедность порода, другие — оставляющие пресыщенный пир, третьи — опора дома, четвертые — хуже всего, что бы ты ни сказал» и т. д.).

В IX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).

Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.). Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения. «Обучение — это наделение теоретическими добродетелями народов,— писал аль-Фараби. Воспитание — это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание — путем практической работы и опытом».

Аль-Фараби не только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной науки представляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектам возрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.

Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе.

В XI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.

В начале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстан вторглись войска Чингисхана. Чужеземные захватчики уничтожили десятки городов и поселений, подорвали экономическую основу культурной жизни народов региона. Родина Фа-раби— город Отрар, когда-то процветавший культурный центр средневекового Казахстана, со своей обсерваторией, библиотекой, медресе и караван-сараем, принимавшим богатых купцов из дальних стран, первым в степи оказал сопротивление и пал после шестимесячной героической борьбы. В Отраре сгорела самая значительная, после знаменитой Александрийской, библиотека.

Однако следует подчеркнуть, что и на этом этапе развития, в невероятно трудный критический период, казахский народ выдвинул из своей среды немало выдающихся акынов-жырау, поэтов, мыслителей, ученых, которые внесли весомый вклад в развитие его духовной культуры вообще, педагогической — в частности. Так, в период монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII—XIV вв.) было создано значительное количество произведений на тюркско-кипчакском языке («Тюркско-арабский словарь», «Кодекс куманикус», «Мухаббат-наме»,), содержащих в себе немало полезных педагогических наставлений.

Развитие педагогической мысли в Казахстане Второй период.

 

В XV—XVII вв. на общественную арену выходят мыслители-жырау, благодаря дару поэтического слова оказавшие определенное влияние на народные массы и завоевавшие большой авторитет. Поэтические толгау (философские стихи) казахских жырау имели не только воспитательно-прикладное, но и идейно-эстетическое значение. Жырау участвовали в походах, являлись советниками хаков, предводителями войск, воспевали сражения, оплакивали смерть батыров, были старейшинами родов и племен. Из этой плеяды мыслителей XV—XVII вв. своей педагогической направленностью особо выделялись Асан Кайгы-жырау (Асан Скорбящий), Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау.

Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в., период джунгарского нашествия, представлена творчеством Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына (1748—1814) и других. Шал-акын, делясь своими размышлениями о различных этапах человеческой жизни, говорит о трех типах юношей, дает характеристику каждому из них.

В отличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) в странах Востока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзия вбирала в себя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика, эстетика, психология, педагогика и т. Об этом писал еще В. Г. Белинский, который отмечал, что поэзия и философия часто до того смешиваются друг с другом, что иное философское сочинение, прежде всего, вы назовете поэтическим, а поэтическое — философским.

После присоединения казахских степей к России, в казахскую степь стали просачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковом руднике (Восточный Казахстан) была открыта школа для детей горно-заводских рабочих, а в 1786 г. в г. Омске была основана «азиатская школа» для подготовки переводчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казахских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 г.

Детям казахской феодально-родовой знати (султанов, бисв и старшин) был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др.

На территории казахстана особенно в оседлых его районах еще в период раннего средневековья стали функционировать многочисленные мектебы и медресе. Крупные медресе имелись в Отраре, Таразе, Туркестане. Мектебы находились в аулах, почти в каждом населенном пункте. Учителями были приходские муллы, которые содержались в основном на средвства народа. Учащиеся занимались осенью и зимой 4-6 месяцев в году курс обучения 4 года обучались с 7 лет.

Вторая половина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстане возникает просветительское движение. С появлением на общественной арене предводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новую полосу развития.

Богато наследие Ш.Уалиханова – историка, публициста, лингвиста, географа, музыковеда, этнографа, путешественника, археолога. Родился в крепости Кушмурун, кокшетауской области, в семье султана Чингиза, внука Абылай хана. Уалиханов оставил ценное наследие по истории народов Средней Азии, Казахстана, Туркестана. В своих произведениях «Записки о Киргизах», «Следы шаманства у киргизов», «Киргизское родословие», «Очерки джунгарии», обличал произвол каазхских феодалов, колониальную политику русского царизма, пропагандировал казахов к оседлости и земледелию, боролся за преодоление отсталости. Говоря о характере образования казахов, Уалиханов представлял его гуманным и народным, считая, что только знания и образование предают человеку силы в борьбе за социальную справедливость, знание и просвещение могут вывести кочевников на путь свободы и общественного прогресса.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841—1889)— видный казахский педагог-просветитель, писатель, этнограф, публицист, детский писатель, создатель казахского алфавита на основе русской графики. Родился Затобольском районе, Костанайской области. Был знаком с трудами Ушинского и Коменского. В 1879 году получил назначение на должность инспектора Тургайской обл. в первые годы работы в каждом их 4 уездов открыл по 1 училищу. При них были открыты интернаты на 30 человек, одновременно разрабатывает тип волостных и аульных школ. Аульные школы с 2-х летним сроком обучения открывались в виде отделений при ближайшей по расстоянию от них волосной или 2-х классной русско-казахской школе и находились под наблюдением заведующих. По его инициативе были открыты женские училища с пансионатом для девушек-казашек.

В качестве главных дисциплин было введено рукоделие (вышивание, вязание ручное и на машинке), а так же казахские девушки учились русской грамоте и арифметике. По И.Алтынсарину школа должна давать реальные знания и помогать в умственном развитии и нравственном совершенствовании ребенка. Его перу принадлежат учебные пособия «Киргизская хрестоматия» (1879), «Начальное руководство и обучение киргизов русскому языку».

На территории Казахстана в 1914-1915 годах 2.011 школ, из них 53 средних и неполныхсредних, где обучались более 100 учащихся.

Развитие педагогической мысли в Казахстане 3 период.

Дошкольные учреждения в Казахстане появились после Октябрьского переворота. Первые детские сады появились в Верном (Алматы) и Семипалатинске, в 1917. В 20 годах 20 века активно шла подготовка кадров для детских садов. В Ташкенте открылся казахское училище для подготовки учителей начальных классов и воспитателей детских садов. В 1924 году в Оренбурге, и Кызыл- орде открылись краткосрочные курсы для девушек казашек, которые направлялись в детские сады аулов и сел Казахстана.

Общеобразовательные школы.

 1920 г. - одной из главных задач была организация ликвидации неграмотности среди населения. В 1921 году была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Через курсы для взрослых «красные караваны» осуществлялась не только образовательная, но и большая политико-воспитательная работа среди населения. К 30 годам прошли обучения и овладели грамотой 95% мужчин и 66% женщин. Советская школа создавалась на новых политических и педагогических принципах как единая трудовая политехническая школа, обеспечивающая всеобщее бесплатное образование. Важным принципом школ была связь обучения с жизнью. В этот период в Казахстане появились такие типы школ: школа первой ступени с одно, двух, трех, четырехлетним сроком обучения, школы семилетки, интернаты и школы второй ступени. Быстрое развитие просвещения науки и культуры республики началось 31-40 годах после выхода закона «о всеобщем обязательном начальном обучении», одно-двухлетние школы были преобразованы в начальные и четырехлетним сроком обучения. Резко расширилось семилетнее образование, выросла сеть средних школ, создавались профтехучилища. Мирный созидательный труд советских людей был нарушен вероломным нападением фашисткой Германии. Резко возросло количество детдомов. В годы первой послевоенной пятилетки получило дальнейшее развитие всеобщего обязательного образования. В период пятилетки советская школа поднялась в своем развитии на новую более высокую ступень, стала качественно иной. В 1973 году отделы образования, полколлективы школ провели большую работу по успешному завершению перехода к всеобщему среднему образованию. Большой вклад в осуществление всеобуча внесли вечерние школы для работающей молодежи. Большое значение в повышении уровня учебно-воспитательной работы, качество знаний учащихся имеют улучшения, улучшается материально-учебная база, переход школ на на кабинетную систему обучения. После окончания учебных заведений 4, 8, 10 классов проводились перевод и выпускные экзамены. Учебные планы обеспечивали обучение и воспитание школьников, гармоничное развитие личности. Для учительства и других работ народного образования издаются журналы " Казак мектебі", «Бастауышы мектеб», «Русский язык в казахских школах» и газеты «Қазақстан мұғалімі», «Учитель Казахстана».

Сегодня Казахстан на 14 месте среди 177 стран по уровню грамотности населения. 
Уже в сложнейшие 90-е годы по инициативе Президента страны были запущены уникальные образовательные проекты, аналогов которым не было в мире. 
Прежде всего - Президентская программа подготовки молодежи в лучших университетах мира «Болашак», стартовавшая в 1993 году. 
2011
год стал принципиально новым этапом. 
Приняты Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, новый Закон «О науке», закон о статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ. 
В дошкольном воспитании и обучении выделяются два главных аспекта. 
Первый - массированное строительство новых и возвращение ранее построенных детсадов. 
Для этого по поручению Главы государства с прошлого года запущена Программа «Балапан». 
И уже за один год ее реализации количество дошкольных организаций увеличено на 41%. 
К сегодняшнему дню Казахстан вышел на уровень 65%-ного охвата детей дошкольного возраста, а в ряде регионов уже до 90 %. 
Конечная цель - к 2020 году обеспечить 100%-ный охват по всей республике. 
Второй - мы запустили в работу реальные механизмы государственно-частного партнерства. 
Ключевым фактором в этом деле стало введение государственного подушевого финансирования воспитания дошкольников. 
Развитие частного дошкольного сектора становится достаточно выгодным, за короткий срок он уже вырос более чем в 2,5 раза. 
В сфере среднего образования главным является намеченный на 2015-2020 годы переход на 12-летнее обучение. 
Во-первых, это сеть Назарбаев Интеллектуальных школ. 
В настоящее время уже работают 6 таких школ, всего запланировано 20. 
Во-вторых, формируется централизованная вертикаль государственного контроля качества образования всех уровней. 
В-третьих, повышение статуса учителя. 
Госпрограммой предусмотрено, что к 2015 году средняя зарплата педагогов приблизится к уровню оплаты в частном секторе. 
За 5 лет по новой системе будет переподготовлена почти половина действующих учителей. 
Для этого создаются новые структуры - Центры педагогического мастерства при Назарбаев интеллектуальных школах и Национальный центр повышения квалификации педагогов. 
В-четвертых, информатизация образования. 
За последние 5 лет обеспечили все школы компьютерами. 
И если в 2001 году количество учащихся на 1 компьютер составляло 62 (этот показатель был самый лучший среди стран СНГ), то сегодня на один компьютер приходится 16 учащихся. 
К настоящему времени 50% организаций образования имеют интерактивные кабинеты и оборудование, 98% школ имеют доступ к Интернету, в т.ч. 37% - к широкополосному. 
В-пятых, электронное обучение E-learning, которое в текущем году внедряется в 44 пилотных организациях образования, в 2012 году будет в 537, а в 2013 году - в 926. 
К 2015 году число пользователей системы электронного обучения должно составлять 50%, а к 2020 году - более 90% организаций образования. 
В техническом и профессиональном образовании вводится система корпоративного управления с обязательным участием работодателей в масштабах всей страны. 

 



Автор Редько Надежда Сергеевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1972
Номер материала 2553
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓