Главная / Начальные классы / конспект урока по познанию мира в1 классе. Урок 4

конспект урока по познанию мира в1 классе. Урок 4

Познание мира 1 класс Урок 4

Тема: «Органы чувств человека».

Цель урока: познакомить детей с органами чувств человека.

Задачи:

1.Узнать роль и специфику разных органов чувств;

2.Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

Оборудование: демонстрационный материал, наглядное пособие, рисунки для раскрашивания, цветные карандаши, три стакана с водой сладкой, обычной, солёной., чудесный мешочек с игрушками, рисунок человечка, загадки,

Форма работы: фронтальная, групповая.


Ход урока:

1.Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


Прозвенел звонок и смолк, начинается урок

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

-Ребята, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (дети показывают смайлики)

2.Сообщение темы и цели урока (детьми)

Подводящий диалог.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)


- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Отгадай загадки (чего нет у человечка)

Вижу ими. Наблюдаю.

Все замечу, распознаю.

Если больно, то слеза

Катится из них. (глаза)


Шорох каждый слышу я:

Шелестят ли тополя,

В мяч играют во дворе,

Дождь закапал по траве...

В раковине море слушать

Нам нужны, конечно,... (уши)


Есть лимон я не хочу,

Кислый вкус я отличу

От любого, хоть какого:

Это сладко, то солено...

Задачу эту разрешит

Орган вкуса — мой... (язык)


Чувствую запахи вкусные я:

Мама в духовке пирог испекла,

Пахнет малиной варенье в буфете,

А шоколадом в лавке конфетной.

Чем пахнет, скажу без труда, не вопрос.

А чувствует запахи эти мой... (нос)

Выдвижение проблемы.

-Чего ещё нет у нашего человечка?

- А нужны они ему? (Конечно)

-О чём мы, сегодня будем говорить на уроке? (об органах)

- Ребята, как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

На доску вывешивает учитель надпись Органы чувств в виде кластера

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)


3.Работа в группах

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.

Деление на группы. На парте перевёрнутые листы со словом. Дети берут любой листочек, переворачивают его и пытаются прочитать. Ребята, которые умеют читать помогают прочесть слово не читающему ребёнку.

1группа «Глаза»

2группа «Уши»

3группа «Язык»

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Давайте мы эти правила вспомним.

Правила работы в группе

Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.

- А я буду вашим помощником.

- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

1.Задание каждой группе

Задание для 1 группы: найдите на картинке спрятавшихся животных

Задание для 2 группы: в мешке находятся предметы с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Выполнив задание, группы меняются местами и проводят туже работу.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

нам нужны…….

Научное название…

-С помощью чего вы, нашли спрятавшихся животных? ( глаз) к кластеру прикрепляем глаза. Научное название глаза – орган зрения.

-С помощью чего вы, определили издающие звуки? (ушей) к кластеру прикрепляем ушки. Ушки – орган слуха

-С помощью чего вы определили вкус воды? (языка, рта) прикрепляем ротик. Язык – орган вкуса.

2.Задание для всех учеников.

1.Ущепните свою руку, потрогайте щеку соседа

До чего мы, прикоснулись? (до кожи) Кожа – орган осязания)

2.Закройте глазки, я подойду к каждой группе и что сделаю, а вы мне попробуете сказать, что я сделала. Учитель, брызгает освежителем воздуха, дети с помощью запаха узнают, что это было

С помощью чего мы почувствовали запах? Носа нос – орган обоняния

4.Защита проектов

1 группа

- Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли (глаза)

Научное название – орган зрения.

- Что вам помогло увидеть животных? (глаза)

- Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть вас

(рисуются глаза человечку)

- Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

- Что вам помогло услышать звуки? (уши)

- Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь? (Нарисовать уши нашему человечку)

- Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

- Что помог определить вкус воды? (язык)

- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

(дети рисуют язык человечку)

Какое задание вам предложил учитель?

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

- Что вам помогло определить запах воздуха? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

- Помогите нашему герою.

(дети рисуют нос)



Чтобы выполнить следующее задание нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…

Научное название - …. орган осязания.

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

(рассматривают иллюстрации, что можно сделать с помощью рук)

- Поможем нашему герою

(дети рисуют человечку руки)


5.Физминутка ИКТ


6.Оценивание «Две звезды и пожелание».

Сегодня ребята вы работали в каждой группе, вы должны оценить каждую группу смайликом зелёный - отлично, жёлтый - хорошо, а ещё сказать пожелания этой группе.

7.Просмотр презентации «Органы чувств»

обсуждение

7.Обобщающая беседа.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько у человека органов чувств?

-На какой вопрос вы должны были ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

Дети рассматривают получившегося человечка


8.Рефлексия.

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.


6.Итог урока.

- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Ребята, понравился вам урок? Что интересного для вас было сегодня на уроке?

На столах у детей смайлики без органов чувств. Нарисуйте органы чувств и отразите на них своё настроение. Смайлики прикрепите к нашему человечку.

Ребята, за вашу хорошую, замечательную работу я бы хотела вас сегодня угостить вкусным напитком, но скажите с помощью какого органа чувств вы узнаете вкус этого напитка? (дети пьют сок)



Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.






конспект урока по познанию мира в1 классе. Урок 4
  • Начальные классы
Описание:

Познание мира 1 класс    Урок 4

 Тема: «Органы чувств человека».

 Цель урока:  познакомить детей с органами чувств человека.

 Задачи:

1.Узнать роль и специфику разных органов чувств;

 2.Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

 Оборудование: демонстрационный материал, наглядное пособие,  рисунки для раскрашивания, цветные карандаши, три стакана с водой сладкой, обычной, солёной., чудесный мешочек с игрушками, рисунок человечка, загадки,  

Форма работы: фронтальная, групповая.

 

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

 

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

-Ребята, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? (дети показывают смайлики)

2.Сообщение темы и цели урока (детьми)

Подводящий диалог.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

 

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Отгадай загадки (чего нет у человечка)

Вижу ими. Наблюдаю.

Все замечу, распознаю.

Если больно, то слеза

Катится из них. (глаза)

 

 Шорох каждый слышу я:

Шелестят ли тополя,

В мяч играют во дворе,

Дождь закапал по траве...

В раковине море слушать

Нам нужны, конечно,... (уши)

 

 Есть лимон я не хочу,

Кислый вкус я отличу

От любого, хоть какого:

Это сладко, то солено...

Задачу эту разрешит

Орган вкуса — мой... (язык)

 

 Чувствую запахи вкусные я:

Мама в духовке пирог испекла,

Пахнет малиной варенье в буфете,

А шоколадом в лавке конфетной.

Чем пахнет, скажу без труда, не вопрос.

А чувствует запахи эти мой... (нос)

Выдвижение проблемы.

-Чего ещё нет у нашего человечка?

- А нужны они ему?  (Конечно)

-О чём мы,  сегодня будем говорить на уроке? (об органах)

- Ребята, как одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

На доску вывешивает учитель надпись Органы чувств в виде кластера

Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

- Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?

(Нарисовать ему органы чувств)

 

3.Работа в группах

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

Деление на группы. На парте перевёрнутые листы со словом. Дети берут любой листочек, переворачивают его и пытаются прочитать. Ребята, которые умеют читать помогают прочесть слово не читающему ребёнку.

1группа «Глаза»

2группа «Уши»

3группа «Язык»

- Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Давайте мы эти правила вспомним.

Правила работы в группе

Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)

Учебные действия «Открытие новых знаний»

-У каждой группы будет свое задание.

- Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить   исследовательской работой.

- А я буду вашим помощником.

- Капитаны подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

1.Задание каждой группе

Задание для 1 группы: найдите на картинке спрятавшихся животных

Задание для 2 группы: в мешке находятся предметы с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.

Выполнив задание, группы меняются местами и проводят туже работу.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

   нам нужны…….

Научное название…

-С помощью чего вы, нашли спрятавшихся животных? ( глаз) к кластеру прикрепляем глаза. Научное название глаза – орган зрения.

-С помощью чего вы, определили издающие звуки? (ушей) к кластеру прикрепляем ушки. Ушки – орган слуха

-С помощью чего вы определили вкус воды? (языка, рта) прикрепляем ротик. Язык – орган вкуса.

2.Задание для всех учеников.

1.Ущепните свою руку, потрогайте щеку соседа

До чего мы,  прикоснулись? (до кожи)  Кожа – орган осязания)

2.Закройте глазки, я подойду к каждой группе и что сделаю, а вы мне попробуете сказать, что я сделала. Учитель,  брызгает освежителем воздуха,   дети с помощью запаха узнают, что это было

С помощью чего мы почувствовали запах? Носа нос – орган обоняния

4.Защита проектов

1 группа

- Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли (глаза)

Научное название – орган зрения.

- Что вам помогло увидеть животных? (глаза)

- Что еще мы можем делать  при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

(рассматривают иллюстрацию с изображением глаза)

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть вас

(рисуются глаза человечку)

- Выступает 2 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

- Что вам помогло услышать звуки? (уши)

- Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши нашему человечку)

- Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

- Что помог определить вкус воды? (язык)

- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

(дети рисуют язык человечку)

Какое задание вам предложил учитель?

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

- Что вам помогло определить запах воздуха? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

(рассматривают иллюстрацию с изображением носа)

- Помогите нашему герою.

(дети рисуют нос)

 

 

Чтобы выполнить следующее задание  нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название - …. орган осязания.

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

(рассматривают иллюстрации, что можно сделать с помощью рук)

- Поможем нашему герою

(дети рисуют человечку руки)

 

5.Физминутка ИКТ

 

6.Оценивание «Две звезды и пожелание».

Сегодня ребята вы работали в каждой группе, вы должны оценить каждую группу смайликом зелёный - отлично, жёлтый - хорошо, а ещё сказать пожелания этой группе.

7.Просмотр презентации «Органы чувств»

обсуждение

7.Обобщающая беседа.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько  у человека органов чувств?

-На какой вопрос вы должны были ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

Дети рассматривают получившегося человечка

 

8.Рефлексия.

- А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик -  запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

 

6.Итог урока.

- Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.

- Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

- Поднимите руку, кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

Ребята, понравился вам урок? Что интересного для вас было сегодня на уроке?

На столах у детей смайлики без органов чувств. Нарисуйте органы чувств и отразите на них своё настроение. Смайлики прикрепите к нашему человечку.

Ребята, за вашу хорошую, замечательную работу я бы хотела вас сегодня угостить вкусным напитком, но скажите с помощью какого органа чувств вы узнаете вкус этого напитка? (дети пьют сок)

 

 

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

   

В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий.  Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.

 

 

 

 

Автор Кленина Любовь Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 660
Номер материала 43266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓