Главная / Начальные классы / Конспект урока по познанию мира на тему

Конспект урока по познанию мира на тему

Предмет: познание мира

Класс: 4-ый

Тема урока: Органы чувств

Тип урока: комбинированный

Субкомпетенции:

-усвоение новых знаний о чувствах и органах чувств;

-определение роли чувств и органов чувств в познании окружающего мира;

-осознание необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Компетенции:

К1-называть органы чувств человека и соответствующие им чувства;

К2-доказывать на основании простых опытов, что органы чувств помогают нам познать окружающий мир;

К3-описывать органы чувств;

К4-рассказывать о значении этих органов для жизнедеятельности человека;

К5-устанавливать связь между органами чувств и мозгом;

К6-усвоить правила гигиены органов чувств;

К7-объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены;

К8-уметь организовывать и поддерживать диалог, проявлять взаимное сотрудничество.

Методы работы: частично-поисковый, исследование, практические, эксперимент, объяснительно-иллюстративный, беседа.

Формы работы: работа в малых группах.

Педагогические технологии:

-личностно-ориентировочного обучения;

-объяснительно-иллюстративного обучения;

-педагогика сотрудничества;

-ИКТ- технология.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, карточки,учебник, муляжи, лимон, чеснок,  кофе , соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода, наждачная  бумага,  мех.

Словарь: чувство, органы чувств, орган зрения-глаз, орган слуха-ухо, орган вкуса-язык, орган обоняния-нос, тактильный орган-кожа.


Этапы урока

К

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Организационный момент. (1мин.)


Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в «прятки»,

И некогда дуть на корабль бумажный-

Сегодня у ребят урок уж очень важный.



II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания(2мин.)



-Какой раздел начали изучать на прошлом уроке?    

-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?  

-Зачем человеку нужно знать свой организм?

-Какие пословицы о здоровье вы приготовили дома?



Одну из пословиц выбираю девизом урока:

 «Я здоровье берегу,  сам себе я помогу»

-Объясните  значение фразы.

-С какими органами человека  вы познакомились  на прошлом уроке?

Чудо из чудес-человек.



Организм человека.



Чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

Зачитывают приготовленные поговорки

и пословицы.

Вывешивается надпись



Сердце, печень, почки,  желудок  и т.д.


III.Постановка учебной задачи(3мин.)





Практическая работа.

К1

К2

-Мы видим обстановку в классе, слышим мой голос, знаем как писать ручкой, чувствуем, удобно ли нам сидеть на стуле. Обо всем этом нам сообщает твоя разведка…

-А вот какая?

-Чтобы ответить на этот вопрос  и узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем  опыты.

А) Учитель просит  детей закрыть глаза, кроме 1 ребенка. Затем просит называть показываемые предметы  по очереди класс и  выбранного  ребенка.

 Вывод.-Почему не ответили?

- Какой орган не  работал?

Б) Игра «Угадай голос»  1 ребенок встает спиной  к классу и угадывает тех, кто называет его имя.

Вывод.-Как узнал , кто говорил?

-Что помогло?

В) Детям завязывают глаза и просят определить по запаху  вещество (лимон, чеснок,  кофе  )

Вывод.-Как узнал вещество?

-Какой орган помог?

Г) Несколько человек  определяют на вкус воду с растворенными  в ней веществами (соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода)

Вывод. -Какой вкус у тебя в стакане?

-При помощи чего узнал?

Д)Учитель выборочно предлагает детям потрогать  такие предметы, как наждачная  бумага,  мех, любой холодный предмет.  

 Вывод. -Какие ощущения возникают?

-При помощи чего узнал?

По мере угадывания детьми  органов, на доске появляется  их запись.

-Какую  работу  выполняли эти органы? (помогали почувствовать вкус, запах и.т.д.)_-Верно, поэтому их назвали (тема)

-Попробуйте сформулировать,   что мы узнаем сегодня(на доске слова-помощники):

  • Познакомимся с ……

  • Узнаем,  для  чего….

  • Научимся …….            























Не видели

Глаз







По голосу 

Уши





По запаху

Нос







ответы  

При помощи языка









Ответы

Кожа









Органы чувств





органами чувств

нужны -значение

беречь, ухаживать













































































Слайд № 1

IV. Открытие новых знаний (28мин.)



























К8

  -У человека  пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире Сегодня  на вас ложится  большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее другим, чтобы в конце  урока все без труда  написали  тест.

- А что  ещё очень важно, чтобы  никто  в конце  урока не ошибся?

-Сегодня вы будете работать в группах.



Вспомним  устав группы.


















(Внимательно  слушать.)









Будь добр и вежлив.

Помни, что у вас общее дело.

Уважай своего товарища.

Умей выслушать каждого.

Не согласен – предлагай.

Работай вполголоса


1.Работа в группах. 

(10мин.)



























2.Отчет групп.

(15мин.)























3.Органы чувств и мозг. (3мин.)



К8





























К3

К4

К6

















К4







К5

Работа в группах. 

1.Инструктаж:

1.Распределите роли  в группе (капитан, докладчик, секретарь, организатор).

2.На столе  у каждой группы лежит конверт с карточкой - заданием (оранжевого)  и, карточкой –ответом (зеленого цвета). Читаете задание,  выполняете его  все вместе, опорные слова записываете  в карточку-ответ. На работу я вам даю 10 минут. Если вы справились -сигнализируйте вставанием . У вас на столах имеется дополнительная информация, которой вы можете  воспользоваться.

2.Задания группам (:карточки - задания)



Отчет групп.

-Я приглашаю группы сделать свои доклады.

На карточках, которые находятся  у вас на столах, записывайте  тему выступающей группы.

По мере выступления на доске появляется запись:

Органы чувств

Орган слуха

Ухо

Орган зрения

Глаз

Оран обоняния

Нос

Орган осязания

Кожа

Орган вкуса

Язык



-Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

-С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого тела.   Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувства имеют память..

-Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это?



























Работают с карточками-заданиями.



Докладчики групп информируют класс

на основе слайдов

2-7























Предположения уч-ся













Уч-ся(3-4) с завязанными глазами называют разные предметы.



























Приложе-

ние 1



Приложе-

ние 2

слайды №2-7





Слайд № 8



















Слайд № 9

V. Закрепление материала. 

1.Природоведческий диктант(2мин.)







































2.Тест – на карточке(3мин.)





1.Природоведческий диктант

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Каждая его часть отвечает за определенный вкус.

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри.

Как называются видимые уши?

5.Орган,помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости .















Кожа





Язык









Нос







Ухо

Ушные раковины



Глаза



Самостоятельное выполнение задания уч-ся















































Приложе-

ние 3

VI.Подведение итогов урока







1.Решение познавательных задач.

(2мин.)















2.Домашнее задание

(1 мин.)

3.Оценка работы групп и обучающихся (1мин.)











-Что важное для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?

-А что вам надо запомнить на всю жизнь?



1. У северных народностей есть такая пословица: «Наш природный прищур, от  снежной  белизны и бурь», объясните ее значение.

2. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой  в  мире?

3. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем».



-Домашнее задание поможет вам ещё раз вспомнить то самое важное, о чём говорили на

уроке. (Учебник,стр.22-34;тетрадь,стр.

-Вы меня порадовали, были активными, дружно работали в группах. Наиболее организованная группа….

Особенно хорошо работали….





VII.Рефлексия (2мин.)





-Чтобы узнать ваше мнение о нашем уроке,  я прошу вас заполнить небольшую анкету



-Выслушивание мнений.



Приложе-

ние 4

Слайд № 10











Приложение 1


Задания  группе 2

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 26-27.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и нижний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

     А) Что такое ухо? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под цифрой 2).

     Б) Для  чего  они нужны? (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 3)

     В) Что вредит ушам?(ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 4)

     Г) Как нужно ухаживать за ними?  

Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4. Что еще вы хотели  бы узнать  об  ушах ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5..  Покажите  массаж ушных раковин





Задания  группе 3

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с. 28-29.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и верхний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

   А) Что такое нос? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под цифрой 2).

   Б) Что такое ОБОНЯНИЕ?(ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 3)

   В) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 4)

 Г) Как сохранить обоняние?  (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 5)

Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4  Что еще вы хотели  бы узнать о  носе?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5. Покажите  массаж носа.

6.* Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке




Задания  группе 4

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с.30-31.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и нижний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

   А) Что такое язык? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под цифрой 2).

   Б) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 3)

   В) Как нужно беречь язык?  (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 4)

Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

3 Что еще вы хотели  бы узнать языке ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

4.  Покажите, как тренировать язык

5*. Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке





Задания  группе 1

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с.23-25.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и текст до следующей темы,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

   А) Что такое глаз? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под цифрой 2).

   Б) Для  чего  он нужен? (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 3)

   В) Как нужно беречь зрение?  (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 4)

Помни об уставе группы!)

3. Выполните задание  из копилки  интересных  фактов.

4.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

5.Что еще вы хотели  бы узнать глазе ?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

6..  Покажите  зарядку для глаз

7*.Если осталось время, рассмотрите глаза соседа. Подумайте, для чего  нужны брови и ресницы?




Задания  группе 5

Распределите роли  в группе

1. Откройте учебник на с.32-34.

2.Прочитайте  заголовок (черный шрифт)  и верхний текст,  подготовьте и обсудите ответы на  вопросы:

  А) Что такое кожа? (ответ кратко запишите  в карточку ответов под цифрой 2

Б) Что такое ОСЯЗАНИЕ?(ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 3)

   В) Для  чего  нужна кожа? (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 4)

   Г) Как сохранить её?  (ответ кратко запишите   в карточку ответов под цифрой 5)

Помни об уставе группы!)

3.  Подготовьтесь отвечать  с помощью  карточки для ответа. (Выслушайте докладчика сначала в группе, дополните!)

4.  Что еще вы хотели  бы узнать о  коже?    КАЖДЫЙ запишите свой вопрос на  листочек

5   Покажите  массаж

6* Если осталось время, почитайте дополнительную информацию в папке














Приложение 2


1группа - орган зрения – глаз.  

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа группе 1

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: «У нас  было задание изучить материал в учебнике и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что    глаза – орган…

3.Он нужен для того, чтобы….

4.Беречь  глаза  нужно так: (УСТНО!)

5. Зарядку для глаз проведет………………………

Б) строение глаза –

В) связь  с профессией (окулист)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

   

   2 группа - орган слуха – ухо.

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа группы 2

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание  изучить материал в учебнике и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   уши – орган… 

3.Они нужны  для того,  чтобы….

4.Ушам вредит………….

5.Ухаживать за ушами надо так: (УСТНО!)

6 Массаж ушных раковин  покажет………………………

Б) строение уха -

В) связь  с профессией (отоларинголог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

 

   3 группа - орган обоняния – нос.

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 3

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   нос – орган… 

3.Обоняние это-…

4.Нос  нужен  для того,  чтобы….

5.Чтобы сохранить обоняние, нужно….

6 Массаж носа  покажет…………

Б) строение носа -

 В) связь  с профессией(отоларинголог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками



    4 группа - орган вкуса – язык. 

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 4

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что   язык – орган… 

3.Язык  нужен  для того,  чтобы….

4.Чтобы сберечь язык, нужно….

5 Как тренировать язык покажет…………

 Б) строение языка 

В) связь  с профессией ( терапевт)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками

 

 5 группа  - орган осязания – кожа.

А)  ответ по плану

(Помни об уставе группы!)

Карточка - для  ответа  группы 5

Ребята! В эту  карточку вы можете записывать себе опорные  слова для ответа или краткие предложения.

1.Начните ответ так: « У нас  было задание изучить материал в учебнике и ответить на  вопросы……

2. Мы узнали, что  кожа – орган… 

3.Осязание - это…

4.Кожа нужна для того,  чтобы….

5.Чтобы сохранить кожу, нужно….

6. Массаж    покажет…………

 

Б) строение языка 

В) связь  с профессией (дерматолог)

Г) словесное оценивание группы одноклассниками






























Приложение 3

Ф.И.уч-ся-----------------------------

Тест по познанию мира по теме:

«Органы чувств»


1.Сколько органов чувств ты знаешь?

А) 7

Б) 6

В) 5


2.Соедини линиями органы и их названия


Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха


3. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

А) без кишечника

Б) без головного мозга

В) без селезенки


4.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?


А) сутулый, неуклюжий, высокий;

Б) горбатый, бледный, хилый, низкий;

В) стройный, сильный, ловкий, крепкий.






Приложение 4


Анкета.

В этом  столбике зачеркни ненужные для тебя  слова. Прочитай свои ответы

Своей работой на уроке  я   ….  

доволен      / не доволен /  

На уроке я работал….

 активно   /  не очень активно

Материал урока мне был….    

Понятен   / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

На уроке я  …..

узнал  новое /   ничего нового не узнал

Мое настроение  стало…..

 лучше/ хуже/ не изменилось

Мне понравилось работать  в группе потому, что….

  • Можно ничего не делать,  кто-нибудь ответит

  • Когда работаешь командой –легче

  • Когда работаешь группой – можно узнать  больше информации

Урок дал мне для жизни…

Подумай как ответишь или запиши!




Конспект урока по познанию мира на тему
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по познанию мира в 4 классе с использованием ИКТ.

Цели:

-усвоение новых знаний о чувствах и органах чувств;

-определение роли чувств и органов чувств в познании окружающего мира;

-осознание необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Задачи:

К1-называть органы чувств человека и соответствующие им чувства;

К2-доказывать на основании простых опытов, что органы чувств помогают нам познать окружающий мир;

К3-описывать органы чувств;

К4-рассказывать о значении этих органов для жизнедеятельности человека;

К5-устанавливать связь между органами чувств и мозгом;

К6-усвоить правила гигиены органов чувств;

К7-объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены;

К8-уметь организовывать и поддерживать диалог, проявлять взаимное сотрудничество.

Методы работы: частично-поисковый, исследование, практические, эксперимент, объяснительно-иллюстративный, беседа.

Формы работы: работа в малых группах.

Педагогические технологии:

-личностно-ориентировочного обучения;

-объяснительно-иллюстративного обучения;

-педагогика сотрудничества;

-ИКТ- технология.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, карточки,учебник, муляжи, лимон, чеснок,  кофе , соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода, наждачная  бумага,  мех.

 

Словарь: чувство, органы чувств, орган зрения-глаз, орган слуха-ухо, орган вкуса-язык, орган обоняния-нос, тактильный орган-кожа.

К конспекту прилагаются все приложения использованные на уроке.

Автор Букур Олеся Валентиновна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 385
Номер материала 40587
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓