Главная / Русский язык и литература / Конспект урока по письму и развитию речи на тему «Экология озера Байкал» (9 класс)

Конспект урока по письму и развитию речи на тему «Экология озера Байкал» (9 класс)

Казённое образовательное учреждение Омской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида»


Конспект нетрадиционного урока по письму и развитию речи в 9 классе.

Тема: «Экология озера Байкал»








Составила:

учитель русского языка

Малицкая Любовь Ивановна











Омск – 2013 год



Тема. Обобщающий урок. «Экология озера Байкал».


Цель. Обобщить знания по написанию различных грамматических категорий, способствовать развитию логического мышления и умению рассуждать на определенную тему.


Задачи:

1. Образовательная. Актуализировать знания, приобретенные при наблюдении за природой, окружающей жизнью.

2. Коррекционно-развивающая. Корригировать аналитико-синтетическую деятельность; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

3. Воспитательная. Воспитывать чувства ответственности и гражданственности, любовь к живому миру, к Родине и ее экологическому наследию.


Оборудование:

  • Плакаты: «Как вести себя на природе», словарные слова и их значение – экология, аукцион, «Для чего нужно повторение»;

  • Таблицы: «Правописание числительных», «Правописание окончаний существительных», «Правописание окончаний прилагательных»;

  • Карта России;

  • Иллюстрации озера Байкал, подводный мир;

  • Тексты для выполнения грамматических заданий на тему «Экология Байкала»;

  • Таблички: «Имя прилагательное», «Знаки препинания», «Имя существительное», «предложение», «Имя числительное»;

  • Карточки-задания командам участницам.


Ход занятия


  1. Организационный момент.

- Урок в форме аукциона активизирует мысли. Процесс повторения проходит занимательно и интересно.

Итак, ребята выбрали для «продажи» 5 «предметов» (лотов) грамматических категорий:

  • Имя существительное

  • Имя прилагательное

  • Имя числительное

  • Знаки препинания

  • Предложение

Любой из этих «предметов» (лотов) команда-участница сможет купить «заплатив» за нее знаниями по данной грамматической категории.

- А кто-нибудь знает, что обозначает слово «аукцион»?

- Аукцион – это публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену.


  1. Вступительное слово.

- А теперь – аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Награды получает!

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

- На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчет баллов).

- Я, ведущая аукциона, - мастер грамматических наук (можно использовать соответствующие атрибуты костюма: шапочка, накидка, молоточек). А темой наших высказываний будет экология озера Байкал.

- А что же такое «экология», о которой сейчас так много говорят и в школе, и дома, и в газетах, и в других источниках информации?

Экология – взаимоотношения живых организмов, человека с окружающей средой и наука о них.


  1. Предварительный залог – задание.

- Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению (время 30 секунд) – чья команда быстрее справится с заданием, та первая начинает диалог на торгах.


Задания:

  1. Команда «Грамотеи» - что обозначает слово «экология».

Команда «Знатоки» - что обозначает слово «аукцион».

  1. Используя все буквы, составить слово- название своей команды

ОТКИЗНА РЕГМИОТА


  1. Открытие аукциона.

(Звучит удар гонга)

Ведущий:

- Внести первый лот на продажу!

Ассистенты вносят табличку «Существительное» (слайд 1)


Текст:

Наше государство богато озерами. Большинство озер пресные. Но в южной части есть и соленые озера. Байкал – самое глубокое озеро на планете, крупнейший резервуар пресной воды. Озеро расположилось в виде гигантского полумесяца. Большое внимание уделяется бережному использованию озер, их охране, сохранению чистой воды и рыбы.

Задание:

Найти существительные, определить их падеж.

- Внести второй лот!

Ассистенты вносят табличку «Числительное» (слайд 2)

Текст:

Байкал называют «седым», потому что возраст озера 25 миллионов лет. По площади Байкал занимает седьмое место в мире. Его длина 636 км, ширина 80 км, максимальная глубина 1620 м. В Байкал впадает 340 рек и речушек, а вытекает одна Ангара, которая впадает в Енисей.

Задание:

Записать числительные словами.

- Внести третий лот!

Ассистенты вносят табличку «Прилагательное» (слайд 3)

Текст:

Как-то ночью единственная дочь старого Байкала Ангара убежала к юноше Енисею, а разгневанный отец бросил ей скалу (теперь Шаманский камень), сказав, что кроме слез, он ничего не может ей дать. Вот почему Ангара чиста, как слеза. А одинокий Байкал поседел от горя.

Задание:

Выделить окончания прилагательных.

Физминутка. (слайд 4)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс:

Одной, другой – это кроль

Все как один –

Плывем как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

- Внести четвертый лот!

Ассистенты вносят табличку «Знаки препинания» (слайд 5)

Текст:

Местные жители и многие в России называют Байкал: северное море, природное море, богатое море, над которым летают чайки, дуют сильные ветры.

Задание:

Расставить знаки препинания.

- Внести пятый лот!

Ассистенты вносят табличку «Предложение» (слайд 6)

Текст:

Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды. Ежегодно добывается 13-14 тысяч тонн рыбы, в том числе 3-4 тысячи тонн Байкальского омуля! Так же в Байкале водятся хариус, байкальский осетр, налим, щука и другие виды рыб. Наиболее интересна живородящая рыба – голомянка, тело которой содержит 30% жира.

Задание:

Разобрать первое предложение по членам предложения и подчеркнуть.

Игра проходит азартно, команды сменяют друг друга. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнение. Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание.

Ведущий троекратно отстукивает окончание торгов за этот лот. Табло показывает окончательный счет команд.

Если количество очков одинаковое, командам дается дополнительное задание по этой же категории (например: отгадать ребус и т.д.)

С болельщиками проводится игра на внимание, смекалку на тему «Рыбы озера Байкал».

Кроме командного счета, можно учитывать индивидуальный вклад каждого участника аукциона, чтобы при подведении итогов отметить наиболее активных ребят.

Ведущий: слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос» - наука. (слайд 7) Выходит, это наука о доме.

А дом для человека – это чаще всего четыре стены, крыша;

А дом для зверя – это лес, поле, горы;

А дом для рыб – моря, озера, реки;

А для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

ЭКОЛОГИЯ стоит на страже нашего здоровья, борется за чистоту воздуха, воды и продуктов питания.

Государство тратит средства на борьбу с экологическими катастрофами.


Вообще в экологии есть три кита:

Всеобщий природный баланс, красота

И наши ресурсы, с которых живем,

Начав с пропитанья, кончая углем.


Все это надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять.

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

«ЧТО НЫНЧЕ ПОСЕЕМ – ТО ЗАВТРА ПОЖНЕМ»


Ведущий обращает внимание присутствующих на уроке к фото «Волонтеры» (слайд 8).

Волонтеры (около 100 тыс. человек) – молодежь, студенты из городов России, Европы, мира поставили перед собой задачу – повысить уровень экологической культуры среди отдыхающих на Байкале и жителей. Они проводят экологические рейды, беседы с туристами о сортировке отходов, их увозе с побережья озера.

Усилия волонтеров по очистке берегов после летнего сезона становятся тщетными. Мусор вывозят КамАЗами!!

Сражаются экологи с хозяйственниками промышленных предприятий. Рекомендуют строить на Байкале экологически дружественные производства.

БАЙКАЛ БОЛЕН!!!

Волонтеры призывают всех неравнодушных людей в июле и августе присоединиться к работе по спасению экологии озера Байкала.








Конспект урока по письму и развитию речи на тему «Экология озера Байкал» (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Казённое образовательное учреждение Омской области

 

«Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа № 18 VIII вида»

 

 

 

Конспект нетрадиционного урока по письму  и развитию речи в 9  классе.

 

Тема: «Экология озера Байкал»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

 

учитель русского языка

 

                                                                                                      Малицкая Любовь Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2013 год

 

 

 

                      

 

 

 

Тема. Обобщающий  урок. «Экология озера Байкал».

 

 

 

Цель. Обобщить знания по написанию различных грамматических категорий, способствовать развитию логического мышления и умению рассуждать на определенную тему.

 

 

 

Задачи:

 

             1. Образовательная. Актуализировать знания, приобретенные при наблюдении за природой, окружающей жизнью.

 

             2. Коррекционно-развивающая. Корригировать  аналитико-синтетическую деятельность; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

 

             3. Воспитательная. Воспитывать чувства ответственности и гражданственности, любовь к живому миру, к Родине и ее экологическому наследию.

 

 

 

Оборудование:

 

Ø  Плакаты: «Как вести себя на природе», словарные слова и их значение –  экология, аукцион, «Для чего нужно повторение»;

 

Ø  Таблицы: «Правописание числительных», «Правописание окончаний существительных», «Правописание окончаний прилагательных»;

 

Ø  Карта России;

 

Ø  Иллюстрации озера Байкал, подводный мир;

 

Ø  Тексты для выполнения грамматических заданий на тему «Экология Байкала»;

 

Ø  Таблички: «Имя прилагательное», «Знаки препинания», «Имя существительное», «предложение», «Имя числительное»;

 

Ø  Карточки-задания командам участницам.

 

 

 

Ход занятия

 

 

 

I.       Организационный момент.

 

- Урок в форме аукциона активизирует мысли. Процесс повторения проходит занимательно и интересно.

 

            Итак, ребята выбрали для «продажи» 5 «предметов» (лотов) грамматических категорий:

 

Ø  Имя существительное

 

Ø  Имя прилагательное

 

Ø  Имя числительное

 

Ø  Знаки препинания

 

Ø  Предложение

 

Любой из этих «предметов» (лотов) команда-участница сможет купить «заплатив» за нее знаниями по данной грамматической категории.

 

- А кто-нибудь знает, что обозначает слово «аукцион»?

 

- Аукцион  это публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит самую высокую цену.

 

 

 

II.      Вступительное слово.

 

- А теперь – аукцион,

 

Подведет итоги он.

 

Тот, кто больше знает,

 

Награды получает!

 

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет  любая команда в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

 

- На нашем аукционе присутствуют гости, болельщики, ассистенты (они будут вести подсчет баллов).

 

- Я, ведущая аукциона, - мастер грамматических наук (можно использовать соответствующие атрибуты костюма: шапочка, накидка, молоточек). А темой наших высказываний будет экология озера Байкал.

 

- А что же такое «экология», о которой сейчас так много говорят и в школе, и дома, и в газетах, и в других источниках информации?

 

Экология – взаимоотношения живых организмов, человека с окружающей средой и наука о них.

 

 

 

III.  Предварительный залог – задание.

 

- Прежде чем  прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» - способность участвовать в аукционе.

 

Капитаны выбирают задания и команды приступают к выполнению (время 30 секунд) – чья команда  быстрее справится с заданием, та первая начинает диалог на торгах.

 

 

 

Задания:

 

1)      Команда «Грамотеи» - что обозначает слово «экология».

 

Команда «Знатоки» - что обозначает слово «аукцион».

 

2)      Используя все буквы, составить слово- название своей команды

 

ОТКИЗНА                            РЕГМИОТА

 

 

 

IV. Открытие аукциона.

 

(Звучит удар гонга)

 

Ведущий:

 

- Внести первый лот на продажу!

 

Ассистенты вносят табличку «Существительное» (слайд 1)

 

 

 

Текст:

 

Наше государство богато озерами. Большинство озер пресные. Но в южной части есть и соленые озера. Байкал – самое глубокое озеро на планете, крупнейший резервуар пресной воды. Озеро расположилось в виде гигантского полумесяца. Большое внимание уделяется бережному использованию озер, их охране, сохранению чистой воды и рыбы.

 

Задание:

 

Найти существительные, определить их падеж.

 

- Внести второй лот!

 

Ассистенты вносят табличку «Числительное» (слайд 2)

 

Текст:

 

Байкал называют «седым», потому что возраст озера 25 миллионов лет. По площади Байкал занимает седьмое место в мире. Его длина 636 км, ширина 80 км, максимальная глубина 1620 м. В Байкал впадает  340 рек и речушек, а вытекает одна Ангара, которая впадает в Енисей.

 

Задание:

 

Записать числительные словами.

 

- Внести третий лот!

 

Ассистенты вносят табличку «Прилагательное» (слайд 3)

 

Текст:

 

Как-то ночью единственная дочь старого Байкала Ангара убежала к юноше Енисею, а разгневанный отец бросил ей скалу (теперь Шаманский камень), сказав, что кроме слез, он ничего не может ей дать. Вот почему Ангара чиста, как слеза. А одинокий Байкал поседел от горя.

 

Задание:

 

Выделить окончания прилагательных.

 

Физминутка. (слайд 4)

 

К речке быстрой мы спустились,

 

Наклонились и умылись

 

Раз, два, три, четыре,

 

Вот как славно освежились.

 

А теперь  поплыли дружно,

 

Делать так руками нужно:

 

Вместе – раз, это – брасс:

 

Одной, другой – это кроль

 

Все как один –

 

Плывем как дельфин

 

Вышли на берег крутой

 

И отправились домой.

 

- Внести четвертый  лот!

 

Ассистенты вносят табличку «Знаки препинания» (слайд 5)

 

Текст:

 

Местные жители и многие в России называют Байкал: северное море, природное море, богатое море, над которым летают чайки, дуют сильные ветры.

 

Задание:

 

Расставить знаки препинания.

 

- Внести пятый лот!

 

Ассистенты вносят табличку «Предложение» (слайд 6)

 

Текст:

 

Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды. Ежегодно добывается 13-14 тысяч тонн рыбы, в том числе 3-4 тысячи тонн Байкальского омуля! Так же в Байкале водятся хариус, байкальский осетр, налим, щука и другие виды рыб. Наиболее интересна живородящая рыба – голомянка, тело которой содержит 30% жира.

 

Задание:

 

Разобрать первое предложение по членам предложения и подчеркнуть.

 

Игра проходит азартно, команды сменяют друг друга. Пока звучит ответ одной команды, другая уже готовит дополнение. Но вот ответы иссякли, прозвучало последнее высказывание.

 

Ведущий троекратно отстукивает окончание торгов за этот лот. Табло показывает окончательный счет команд.

 

Если количество очков одинаковое, командам дается дополнительное задание по этой же категории (например: отгадать ребус и т.д.)

 

С болельщиками проводится игра на внимание, смекалку на тему «Рыбы озера Байкал».

 

Кроме командного счета,  можно учитывать индивидуальный вклад каждого участника аукциона, чтобы при подведении итогов отметить наиболее активных ребят.

 

Ведущий: слово «экология» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом, «логос» - наука. (слайд 7) Выходит, это наука о доме.

 

А дом для человека – это чаще всего четыре стены, крыша;

 

А дом для зверя – это лес, поле, горы;

 

А дом для рыб – моря, озера, реки;

 

А для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля.

 

ЭКОЛОГИЯ стоит на страже нашего здоровья, борется за чистоту воздуха, воды и продуктов питания.

 

Государство тратит средства на борьбу с экологическими катастрофами.

 

 

 

Вообще в экологии есть три кита:

 

Всеобщий природный баланс, красота

 

И наши ресурсы, с которых живем,

 

Начав с пропитанья, кончая углем.

 

 

 

Все это надо беречь и лелеять:

 

Копать осторожно, умеючи сеять.

 

Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

 

«ЧТО НЫНЧЕ ПОСЕЕМ – ТО ЗАВТРА ПОЖНЕМ»

 

 

 

Ведущий обращает внимание присутствующих на уроке к фото «Волонтеры» (слайд 8).

 

Волонтеры (около 100 тыс. человек) – молодежь, студенты из городов России, Европы, мира поставили перед собой задачу – повысить уровень экологической культуры среди отдыхающих на Байкале и жителей. Они проводят экологические рейды, беседы с туристами о сортировке отходов, их увозе  с побережья озера.

 

Усилия волонтеров по очистке берегов после летнего сезона становятся тщетными. Мусор вывозят КамАЗами!!

 

Сражаются экологи с хозяйственниками промышленных предприятий. Рекомендуют строить на Байкале экологически дружественные производства.

 

БАЙКАЛ БОЛЕН!!!

 

Волонтеры   призывают всех неравнодушных людей в июле и августе присоединиться к работе по  спасению экологии озера Байкала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Красова Наталья Александровна
Дата добавления 17.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 655
Номер материала 54245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓