Главная / Начальные классы / Конспект урока по ОРКСЭ "Икона"

Конспект урока по ОРКСЭ "Икона"

Кhello_html_440b080.pngАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

hello_html_ee1ba7.png



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Казакова Оксана Викторовна

Район

Приокский

Место работы

МБОУ СОШ № 48

Должность

Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы православной культуры.

УМК

Просвещение.

Тема урока

Икона.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Цель, задачи

Цель: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи:

- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия в написании иконы и картины;

-уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

- усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

-развивать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.

- воспитание гражданской идентичности, бережного отношения к иконе


Необходимое оборудование

Мультипроектор, компьютер, диск, презентация «Икона в искусстве»

Дидактическое обеспечение

Учебник, рабочая тетрадь, репродукции икон и картин, шаблоны таблиц


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с православной традицией отношения к иконам и переживания эмоциональной сопричастности к иконописному наследию Родины


  • предметные

  • знание особенностей иконописного изображения

  • понимание православной традиции отношения к иконе


  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • умение осуществлять самоконтроль и контроль результатов работы партнеров

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Синквейн, таблица «Отличия иконы от картины», тест «Священный образ», тренажёр «Икона и картина». Творческая работа учащихся( подбор пары картин и икон на одну тему).



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник


Дополнительная

  • Детская энциклопедия «Русская икона»


Интернет-ресурсы

  • Pravoslavie-detyam.ru

  • www. Openclass.ru

  • www. 4stupeni.ru


ЭОРы

School-collection.edu.ru

Eor.edu.ru

Fcior.edu.ru

Учебный диск





План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА «Благовест».


Фронтальная беседа. Учитель напоминает о заочной экскурсии в храм на прошлом уроке и задаёт вопрос о том, что детей удивило и что запомнилось больше всего.

Слушают




Предположительные ответы:

- все храмы построены в виде корабля, креста или ротонды;

- тишина в храме;

- внутреннее убранство: иконостас, алтарь, большое количество разных икон, свечи

Личностные УУД

(формирование эстетических ценностей)


Личностные УУД

(эмоционально-личностная оценка)

Познавательные УУД

(умение отвечать на вопросы,

рефлексия пройденного материала на прошлых уроках).


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

На доске вывешены репродукции иконописных изображений и картин (Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский, «Опять двойка,»Алёнушка» и др.). Детям предлагается разделить их на группы.



А почему вы разделили их именно на эти группы? В чём же основное отличие иконы от портрета человека?



Так чем же сегодня на уроке мы будем заниматься ?

Дети делят репродукции на иконописные изображения и картины..








Предлагают свои варианты. Трудно ответить на вопрос.





Желаемый ответ.:

-изучать иконы, учиться отличать их от картин, понимать их предназначение.

Регулятивные УУД

(умение высказывать своё предположение)

Познавательные УУД

(ориентирование в худ. произв., осуществление анализа и синтеза)




Коммуникативные УУД

(умение высказывать и обосновывать свою точку зрения)


Регулятивные УУД

(определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя)


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Выявляет, что затруднение вызывает чёткое различие в написании иконы и портрета человека, картины.


Делит класс на 4 группы для решения проблемы. В каждой группе присутствует сильный ученик.






Дети делятся на группы.



Коммуникативные УУД: (умение работать в группах)


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Даёт задание читать текст учебника и найти там ответ на вопрос: «В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?»

Чтение в группах текста учебника. Обсуждение вопроса.

Регулятивные УУД

(составление плана ответа)

Познавательные УУД

(извлечение информации)

Коммуникативные УУД

(умение вступать в диалог со сверстниками)


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Далее учитель предлагает в помощь презентацию «Икона в искусстве». Раздаёт таблицы.



Предлагает найти в ней выявленные из текста учебника отличия и окончательно составить таблицу.


















Предлагает сделать вывод, для чего же нужны икона и картина.

Каждая группа называет своё отличие. Идёт фронтальное обсуждение. Составляется итоговая таблица.

икона

картина

Условность изображения, вытянутая форма (важна идея)

Соблюдаются пропорции в изображении человека

Характерна обратная перспектива

Прямая перспектива

Свет исходит от ликов и фигур. Нимб.

Внешний источник света, светотень

Цвет – символ. Внешняя гармония.

Цвет – средство для создания колорита картины

Все события изображаются сразу.

Изображается какой-либо один момент.

Предположительные ответы:

- икона показывает сокровенный мир души Святого человека. Верующие молятся образам святых. Картина служит для эстетического становления человека.

Регулятивные УУД

(корректирование своей деятельности)

Познавательные УУД

(переработка и преобразование информации из одной формы в другую)

Коммуникативные УУД

(способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной)















Личностные УУД

(выявление морального содержания и нравственного значения иконы и картины)

Познавательные УУД

(умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД

(умение приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем)



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Даёт задание выполнить задание «Тренажёр 3» с диска.

Дети заполняют пропуск подходящим по смыслу словом.

Фронтальное обсуждение правильного варианта.

Пример:

может показывать борьбу добра и зла.

Познавательные УУД

( анализ и синтез)

Регулятивные УУД

(взаимоконтроль)


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Даёт задание выполнить контрольный тест с диска.

Решение теста в группах.

Пример…Какой образ имеют в виду, называя человека иконой? Самопроверка.

Регулятивные УУД

(умение высказать свою версию, самооценка)

Коммуникативные

(умение приходить к общему решению в совместной деятельности)



8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Даёт задание составить синквейн в группах.

Примерный синквейн

Икона

чудотворная красивая

верить молиться надеяться

Молиться с надеждой перед иконой

Регулятивные УУД

(оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)

Коммуникативные УУД

(умение работать в группе)


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Даёт оценку работы команд. Домашнее задание: подберите пары картин и икон на одну тему. Объясните, чем они схожи и чем различаются.

Учащиеся дают оценку работы каждого в группе, записывают домашнее задание.

Личностные УУД

(рефлексирование изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока

Регулятивные УУД

(определение степени успешности своей работы и работы других)

Коммуникативные УУД

(умение слышать и слушать других)


Гhello_html_ee1ba7.pngБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Конспект урока по ОРКСЭ "Икона"
  • Начальные классы
Описание:

Модуль

Основы православной культуры.

УМК

Просвещение.

Тема урока

Икона.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.

Цель, задачи

Цель: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам.

Задачи:

- познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия в написании иконы и картины;

-уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир;

- усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.

-развивать умение работать в группе, развивать коммуникативные навыки, анализировать своё поведение.

- воспитание гражданской идентичности, бережного отношения к иконе

 

 

Автор Казакова Оксана Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 523
Номер материала 41447
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓