Главная / Начальные классы / Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло" (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло" (4 класс)




Учитель начальной школы

МБОУ «СОШ № 8» г. Краснокамска

Мизёва Валентина Дмитриевна


Модуль: Основы светской этики.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Тема урока: Добро и зло.

Цель урока: развитие осознанной потребности совершать добрые поступки.

Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, книги о добре и зле, карточки с “добрыми” и “злыми” словами, капельки со словами (добро и зло)



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организацион- ный момент.

Включение в деловой ритм. Педагогика сотрудничества. Логико-психологический приём: вербальный (стихотворение)

Личностные: самоопреде- ление, регулятивные: целеполагание, коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться: "Доброе утро"

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте и мы улыбнемся друг другу. Пусть наше утро озарится светом добрых улыбок.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения дея

тельности.

Выявляет знания, определяет типичные недостатки.

Выполняют задания, тренирующие способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Используется приём: вопросно-ответный ход рассуждения.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками, познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

- Прочитайте эпиграфы. (слайд 3).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.(Слайд 4)




-Самостоятельно читают со слайда эпиграфы.

- Коллективная мыслительная деятельность (работа в микрогруппах).

-Формулируют тему урока.

Регулятивные: целеполагание, ком-

муникативные: поста-

новка вопросов, познава- тельные: общеучебные: самостоятельное формулирование учебной цели, логические: формули- рование проблемы.

4. Практическая деятельность учащихся.

Организует учащихся для исследования проблемной ситуации.

- (Слайд 5)

1. Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.



- Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)


- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.


Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к  толковому словарю.  (Слайд 6)


Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

(Слайд 7)

- А что такое зло?(ответы)

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

Стимулирование детей (комплимент в ситуации успеха).

2. Послушайте притчу. (Слайд 8)

« Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»


- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?


3. Работа с пословицами.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Объединитесь в группы ,обсудите в группе, в чем заключается смысл этих пословицы, а затем всем расскажите ваше общее мнение.

(Слайд 9)

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе слово и железные ворота открывает.

4. «Худо тому, кто добра не делает никому».

5. «Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло,

Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

6. «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится».


- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

-Какие добрые слова вы знаете, мне хотелось бы проверить.


(Слайд 10)

4. Игра «Доскажи словечко» ( фронтальная работа; ответы хором, вслух)

- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…
(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит...
(добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…
(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим …
(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …
(до свидания)


- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

(слайды 11-13) Кристаллы воды (снежинки)

5. Игра «Добрый дождик» (с.52 «Начала мудрости»).

Логико-психологический приём: вербальные средства со значением объединения.











Работа в группах.

Работа с источниками информации.





















































Ситуативная работа в группах.







































Составляют план действия достижения цели.

Озвучивают свои результаты.



























Работают в группах.
















Регулятивные: планирова- ние, прогнозирование, познавательные: логичес- кие: решение проблемы, построение логической цели рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, коомуника -тивные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе ин- формации, управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действия партнёра.

5. Рефлексия.

Организует рефлексию, высказывает своё мнение.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю нарисовать капельки своего настроения. А потом посмотрим какой радужный дождик получится. (звучит музыка, слайд 14)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

- Психологический приём: визуальный (карточки, рисунки).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, личностные: смыслообразование.

6. Домашнее задание.

Предлагает детям разноуровневое домашнее задание.

-1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло».

3. Заполнить таблицу. (слайды 15-16).


Самостоятельно работают с информацией.

Личностные: самоопределение.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь:

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.



Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Модуль: Основы светской этики.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Тема урока:Добро и зло.

Цель урока: развитие осознанной потребности совершать добрые поступки.

Формы организации учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа 

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование,  книги о добре и зле, карточки с “добрыми” и “злыми” словами,  капельки со словами (добро и зло)

Планируемые результаты: обучающиеся научаться:

   оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей:

      самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

 

Автор Мизёва Валентина Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1497
Номер материала 29920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓