Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи"

Скачать материал

Тема : Ценности рода и семьи.

Цели урока: сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными традициями, показать значение семьи в жизни каждого гражданина,     довести до сознания детей, что семья – это самое    дорогое, самое  близкое,  что  есть у человека.

Задачи:

        – Раскрыть понятие “семья”, “род”, “любовь”,    “семейные традиции”,  закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках.     

       – Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье. 

 

        – Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать  у учащихся стремления   помогать семье во всем; пробуждать  в ребенке чувства  ответственности и заботы за семью.

 

Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс, карточки с заданием для работы в группах.       

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД

 

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга.  Сегодня наш урок  я предлагаю начать с песни известного певца  Л.Лещенко «Родительский дом».  Слайд 1

Без чего на белом свете

Взрослым   не прожить и детям

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная ...( семья)  Слайд 2

Дети читает загадки и отгадывают их:

  1.Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша … (мама) Слайд 3

2.Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш ...(папа) Слайд 4

3. Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные  оладушки?

Это наша … (бабушка)

4. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

  Нестареющий наш. ..(дед)Слайд 5

– Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке. Слайд 6

-Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".

--  Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.

– Почему это ценность, как вы думаете?

-Послушайте китайскую притчу.

Приложение 1. Слайд7

-Ответьте теперь на мой вопрос.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.Слайд 8

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано? Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

– Как вы считаете, нужны ли людям традиции? А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

(Анализ прочитанного)

 

Познавательные УУД

1. смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей

2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

.

Регулятивные УУД

1 целеполагание, планирование

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

3. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1 смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности...

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 

 

 

II. Решение проблемы, открытие новых знаний.

 

Работа с текстом «Как появилась семья?» стр.43

 

– Что общего у рода и у семьи? Слайд 9-10

– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

– Были ли традиции у людей, которые жили родами?

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

В  каждой семье  есть свои традиции. Приведите мне примеры ваших семейных традиций.

-Ребята ,а как важно знать свой род?

-Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево).В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

 - Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

 -  Давайте поговорим о ближних. Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина». Слайд 11

Сколько поколений можно насчитать в родословной? А какие записи вносят в окошки? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии).

Поговорим об этих данных.Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Человек рождается, получает имя. Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Работа со словарем.

Давайте попробуем составить «генеалогическое древо» Слайд 12

- Вернемся к семейным традициям.

Дети читают текст на стр. 44.

Итак, традиции – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков. 

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? Слайд 13

 

Работа со схемой «Что даёт человеку семья?» Слайд14

– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.

 

III. Выражение

решения проблемы.

– Вспомните проблемный вопрос урока. Почему семья ценность? Слайд 15

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу  и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

 

IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Группова работа учащихся (дети на карточках составляют пословицы). Слайд 16 Приложение2,3

Ученики по очереди читают пословицы и объясняют их смысл.

 

 

V. Итог урока. Рефлексия.

Игра  «Свеча  любви» Слайд 17

Давайте  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Свеча  любви»

Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы  она  ни  была  -  большой  или  маленькой,  полной  или  не  полной.  Но  наверняка  вы  редко  задумываетесь  о  своих  чувствах  к  членам  семьи.  Просто  любите  их  -  и  все.  Сейчас  же  я  предлагаю  вам  задуматься  именно  об  этом  -  о  том,  как  дороги  вам  ваши  близкие.

Описание  игры.     

Дети  становятся  в  круг.  Каждый  получает  маленькую  сувенирную  свечку.  Учитель  зажигает  свечу  одного  из  учащихся  и  просит  всех  подумать  о  своей  семье,  вспомнить  какие-либо  волнующие  моменты  из  истории  семьи,  а  затем  предлагает  ученику,  чья  свеча  уже  зажжена,  сказать,  глядя  на  пламя,  слова  благодарности  конкретному  лицу  (маме,  папе,  бабушке,  сестренке  и  т. д.)  и  пояснить,  за  что  он  его  (их)  благодарит.  После  этого  ученик  зажигает  своей   свечой  свечу  соседа.  Игра  продолжается,  пока  в  кругу  не  зажгутся  все  свечи.  Затем  учитель  предлагает  детям  повторить  три  раза  слова  «Мир  дому  моему»,  глядя  на  свечу  любви,  после  чего  свечи  одновременно  тушатся

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

 

 

VI. Домашнее задание.

 

 1.  Составить  генеалогическое  древо  своей  семьи.                                                2.  Придумать и нарисовать герб своей семьи.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок начинается с создания проблемной ситуации "Что такое родительский дом?". Учитель загадывает загадки о членах семьи ( мать, отец, бабушка, дедушка),разгадывают ребус (семья), читает притчу. Работа со словарем( любовь, прощение. терпение). Сравнивают современную семью и семьи в первобытном обществе. Дети знакомятся с понятиями: род, семья, любовь. Рассматривают генеалогическое древо рода Пушкиных, пытаются составить свое древо. На основе текста в учебнике, отвечают на вопросы: "Зачем нужны традиции?","Почему семья ценность и что дает человеку она?"Учитель использует групповую работу- собери пословицы о семье. Урок заканчивается игрой "Свеча любви"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 309 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 469
    • DOCX 28.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никитина Ирина Михайловна
    Никитина Ирина Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9629
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек