Главная / Начальные классы / Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи"

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи"

Тема : Ценности рода и семьи.

Цели урока: сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека, через знакомство с семейными традициями, показать значение семьи в жизни каждого гражданина, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

Задачи:

 – Раскрыть понятие “семья”, “род”, “любовь”, “семейные традиции”, закрепить знания учащихся о семейных традициях, праздниках.

Развивать речь, внимание, мышление, память, формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Воспитывать любовь и уважение к своей семье, воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру, формировать у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждать в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.


Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс, карточки с заданием для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД


I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем улыбкой гостей и друг друга. Сегодня наш урок я предлагаю начать с песни известного певца Л.Лещенко «Родительский дом». Слайд 1

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная ...( семья) Слайд 2

Дети читает загадки и отгадывают их:

1.Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша … (мама) Слайд 3

2.Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш ...(папа) Слайд 4

3. Кто любить не устаёт,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша … (бабушка)

4. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. ..(дед)Слайд 5

Разгадайте ребус и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке. Слайд 6

-Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".

-- Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока.

Почему это ценность, как вы думаете?

-Послушайте китайскую притчу.

Приложение 1. Слайд7

-Ответьте теперь на мой вопрос.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.Слайд 8

Как можно одним словом назвать людей на картинке?

Какое событие здесь показано? Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

Как вы считаете, нужны ли людям традиции? А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

(Анализ прочитанного)


Познавательные УУД

1. смысловое чтение, поиск, анализ и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, аргументированное высказывание мыслей

2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

.

Регулятивные УУД

1 целеполагание, планирование

2. Принимать и сохранять учебную задачу.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Умение работать в группе, умение принимать чужую точку зрения

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1 смысловая ориентация, мотивация на процесс деятельности...

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.




II. Решение проблемы, открытие новых знаний.


Работа с текстом «Как появилась семья?» стр.43


Что общего у рода и у семьи? Слайд 9-10

Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

Были ли традиции у людей, которые жили родами?

А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

В каждой семье есть свои традиции. Приведите мне примеры ваших семейных традиций.

-Ребята ,а как важно знать свой род?

-Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево).В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

- Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

- Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Родственники бывают ближние и дальние.

- Давайте поговорим о ближних. Рассмотрите иллюстрацию «Родословная Пушкина». Слайд 11

Сколько поколений можно насчитать в родословной? А какие записи вносят в окошки? (Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни, фотографии).

Поговорим об этих данных.Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает?

Человек рождается, получает имя. Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Работа со словарем.

Давайте попробуем составить «генеалогическое древо» Слайд 12

- Вернемся к семейным традициям.

Дети читают текст на стр. 44.

Итак, традиции – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков.

Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? Слайд 13


Работа со схемой «Что даёт человеку семья?» Слайд14

По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.


III. Выражение

решения проблемы.

Вспомните проблемный вопрос урока. Почему семья ценность? Слайд 15

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.


IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Группова работа учащихся (дети на карточках составляют пословицы). Слайд 16 Приложение2,3

Ученики по очереди читают пословицы и объясняют их смысл.



V. Итог урока. Рефлексия.

Игра «Свеча любви» Слайд 17

Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»

Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся

Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

Ответили ли мы на главный вопрос урока?



VI. Домашнее задание.


1. Составить генеалогическое древо своей семьи. 2. Придумать и нарисовать герб своей семьи.





Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Ценности рода и семьи"
  • Начальные классы
Описание:

Урок начинается с создания проблемной ситуации "Что такое родительский дом?". Учитель загадывает загадки о членах семьи ( мать, отец, бабушка, дедушка),разгадывают ребус (семья), читает притчу. Работа со словарем( любовь, прощение. терпение). Сравнивают современную семью и семьи в первобытном обществе. Дети знакомятся с понятиями: род, семья, любовь. Рассматривают генеалогическое древо рода Пушкиных, пытаются составить свое древо. На основе текста в учебнике, отвечают на вопросы: "Зачем нужны традиции?","Почему семья ценность и что дает человеку она?"Учитель использует групповую работу- собери пословицы о семье. Урок заканчивается игрой "Свеча любви"

Автор никитина ирина михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 853
Номер материала 22398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓