Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)

Конспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)


Технологическая карта урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1

Школа: МБОУ Мушковичская ООШ

Учитель: Морозова Юлия Александровна, учитель начальных классов

УМК: Образовательная система «Школа России»


Тема урока

Весна: пробуждение природы.

Цель урока

Формирование умения выделять признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе весной и их связи.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- признаки наступления весны в неживой и живой природе,

- последовательность событий в природе весной и их взаимосвязи,

- названия первоцветов, перелётных птиц,

- правила поведения в лесу в весенний период;

уметь:

- устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково - символичные средства представления информации,

- работать в группе  (планировать работу, распределять  её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести   диалог)

Основные понятия

Весна, ледоход, первоцветы, перелётные птицы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы

  1. Учебник Плешаков АА., Окружающий мир.

  2. Презентация к уроку «Весна: пробуждение природы».

  3. Карточки для групповой работы.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Регулятивные УУД:

формирование способности к организации своей деятельности


Вновь звонок нас всех зовёт.

Что ж, друзья мои, вперёд.

Пенал, учебник и тетрадь

Вас устали ожидать.

И рады встрече с вами снова.

А вы к открытиям готовы?

Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.

Целеполагание и мотивация

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку



Коммуникативные

УУД:

оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений


Видеоролик «Весна- пробуждение природы»

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «весна»?

-Мне понравилось, что я услышала в ваших ответах не только слова, называющие неживые предметы и живые организмы, но и чувства, которые у вас вызывает это время года. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Тема урока: «Весна: пробуждение природы».

Сегодня на уроке мы подведем итоги наших наблюдений за изменениями в неживой и живой природе весной, их связи, откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.

- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами?

- Желаю вам успехов.

Эмоциональный настрой

Высказывания обучающихся









Высказывания обучающихся

Актуализация знаний


Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.



.


Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи


Регулятивные УУД: планирование своих действий.


- Когда начинается весна?

- Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи. В природе весна наступает по-разному: иногда позже, иногда раньше.

Определить её приход можно по совокупности признаков, о которых мы сегодня будем говорить на уроке.

- Говорят, что в природе бывает три весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы. Как вы думаете, почему?

Календарная весна наступает 1 марта.










Весна начинается в марте, когда начинает пригревать солнышко. Это весна света. Становится теплее. В апреле тает снег, бегут ручьи, бывает ледоход. Это весна воды. В мае распускаются листья на деревьях, появляется травка, цветут цветы. Это весна зелёной травы.

Создание проблемной ситуации
















Познавательные УУД:

освоение доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.



Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.




Проблемная ситуация

Однажды, летая на воздушном шаре и пытаясь обмануть пчёл, Винни Пух задумался, как мы узнаём о приходе весны? Он обратился к друзьям: Пятачку, Сове, Кролику и Ослику.
Кролик сказал: Распускается первый весенний цветок - подснежник.
Ослик Иа: Стало теплее.
Сова ответила: Просыпаются звери от зимней спячки.
А Пятачок утверждает, что самое главное прилетают перелётные птицы.

Задумался Винни Пух, почесал затылок. Как вы думаете о чём?
- У Винни Пуха в голове одни опилки. Давайте поможем ему решить эту проблему.

- Кто же из них прав? Какое основное, главное изменение в природе весной?
Поиск решения.
- Какие есть предположения? Значит, какое изменение самое главное в природе весной?

- Сделайте вывод: кто прав из друзей Вини-Пуха? (Прав Ослик).

- Что является причиной потепления весной? Как вы объясните это медвежонку?

- Как мы наблюдали за этим изменением в природе?

- Какие выводы сделали?





















Кто из них прав?







Высказывания детей




Прав Ослик


Солнце стоит выше над горизонтом и светит ярче.

Вели наблюдения за температурой воздуха. Весной температура воздуха поднимается выше нуля. Там, где ярче светит солнце, там температура воздуха выше, в тени она ниже.

Включение в систему знаний и повторений


Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.



Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.




Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске информации.







Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.



Работа в группах. Игра «Третий лишний».

- Вспомним, по каким изменениям в неживой природе мы узнаём, что наступила весна? Возьмите карточки. Прочитайте высказывания. Зачеркните лишнее (Приложение 1).

- Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и называют весенние изменения в неживой природе.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Какой из этих признаков стоит на первом месте? Почему?

- Во время прогулки Вини Пух сделал интересную фотографию (Демонстрируется фотография).

- У него возник вопрос: почему вокруг деревьев снег тает быстрее и образует глубокие воронки?

- Одна из групп провела исследование и нашла ответ на этот вопрос.



- Почему под деревьями с тёмной корой проталины больше, чем под деревьями со светлой корой?

В случае затруднения можно предложить опыт: заранее пожить на подоконник чёрный и белый лист бумаги. Ребята на ощупь определяют степень нагревания каждого листа и приходят к выводу, что тёмный лист нагрелся сильнее.

- Именно по этой причине проталины вокруг деревьев имеют форму воронки.

- Вот мы и раскрыли один из секретов весны.









Выступают по 1 представителю от каждой группы. Называют весенние изменения в неживой природе.


Солнце поднимается выше и светит ярче.





Стволы деревьев днём нагреваются. Температура воздуха около них повышается. Поэтому снег вокруг деревьев тает раньше и быстрее, чем в других местах.

Тёмные стволы деревьев нагреваются сильнее, чем светлые, поэтому снег вокруг них тает быстрее, и проталины больше.






Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка

«Весёлая зарядка»


Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.



Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.



Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном




.
















Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.
















Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков.












Познавательные УУД:

освоение доступных способов изучения природы, получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.
























Коммуникативные УУД:

умение строить высказывание с учётом норм языка.

Личностные УУД:

осознание необходимости новых знаний для ученика.







Познавательные УУД:

получение информации из дополнительных источников, выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.








Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков





Работа в группах с игровым пособием «Волшебный шнурок. Растения и грибы», карточка № 20.

- Как вы думаете, влияют ли изменения в неживой природе на живые организмы весной?

Учитель демонстрирует луковицу нарцисса.

- Как вы думаете, о каком изменении в природе весной пойдёт наш дальнейший разговор?

- Возьмите игровое пособие «Волшебный шнурок», найдите карточку № 20. Прочитайте задание. Проведите шнуровку согласно заданию.

- Выполните самопроверку.

- Какие растения весной цвести торопятся?


- Какие секреты есть у этих растений?


- Какие ещё вы знаете первоцветы? Назовите.

- Почему эти растения называют подснежниками или первоцветами?

- Почему у этих растений цветы появляются раньше, чем листья?

- Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением весны?


- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад?

- Что же произошло?

- Почему листья уже распустились на веточках, которые мы поставили в сосуд с водой две недели назад, а в природе это явление мы пока не наблюдаем?

- Давайте сделаем вывод.


- Как прекрасны эти творения природы! Ими только бы восхищаться, если бы не одно но…

У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лете,
Солнечной лужайке и реке.

- Какие чувства и мысли у вас возникли? Почему?





- Как сберечь эти растения от уничтожения?

- Пусть цветы украшают нашу землю, давайте их беречь! Пусть все люди любуются их красотой.




Беседа о перелётных птицах.

- Вспомните, о каком изменении в природе весной говорил Пятачок?

- Что позволяет птицам вернуться?

- Каких насекомых вы наблюдали в природе с приходом весны?

- К нам на урок тоже пожаловали перелётные птицы. Они разлетелись по всему классу.

Птицы прикреплены в разных частях класса.

- Отгадайте загадки, назовите и найдите этих птиц в классе.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит он пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица … (Грач)

Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет. (Скворец)

Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)

Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

- Какая птица по ошибке залетела в наш класс? Почему?

- С наступлением весны синички покидают города и возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.

- Какая птица прилетает первой?

- Какие птицы прилетают после?

- Весной леса, парки наполняются звонкими птичьими голосами. А сейчас давайте представим, что мы оказались весной на опушке леса. Давайте послушаем голоса птиц.

«Голоса птиц»

- Как вы думаете, о чём поют весной птицы?

- Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни – это очень серьёзное и важное дело. Об этом нам расскажут юные следопыты.

- Много забот у птиц весной: найти удобное безопасное место для гнезда, построить его, вывести птенцов, вырастить их.

- Как необходимо вести себя людям, оказавшимся в лесу, на берегу реки?





- Как помочь птицам весной?







Высказывания обучающихся




Распускаются первые весенние цветы.




Назовите растения, цветущие ранней весной.



Медуница, ветреница, сон-трава, галантус, гусиный лук.

Сообщения о первоцветах из книги Плешакова А. А. «Зелёные страницы»



Ответы обучающихся





На деревьях набухают почки. Распускаются листочки.

Ответы обучающихся.



Распустились листочки, появились серёжки.






Чтобы распустились листья на деревьях и кустарниках необходимо солнечный свет, тепло и вода.









Сорванные цветы быстро увядают, и через некоторое время люди их выбрасывают. Поэтому красиво цветущих растений в лесах становится меньше.

Обучающиеся демонстрируют запрещающие знаки.

Ходить по тропинкам, не рвать цветы. Любоваться их красотой в лесу. Не ломать ветки деревьев.



Прилетают перелётные птицы.


Становится тепло. Просыпаются насекомые. Становится достаточно корма для птиц. Они возвращаются их тёплых стран.







Дети отгадывают загадки, находят их в классе и показывают.






























Синица. Это зимующая птица.






Грач.

Скворцы, жаворонки, кукушки. Последними прилетают ласточки и стрижи.




Они радуются приходу весны.



Выступления обучающихся «О чём поют птицы»




Обучающиеся демонстрируют запрещающие знаки.

Соблюдать тишину.

Если нашёл в лесу гнездо, нельзя трогать руками яйца, птенцов.

Построить скворечники, синичники, повесить их в парке, саду, лесу.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Юнна Мориц

«Попрыгать-поиграть»



Включение в систему знаний и повторений

Коммуникативные УУД:

умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из прослушанного,

понимание и адекватная оценка прослушанной информации


Инсценировка «Лесные новости».

Приложение 2.

- Как встречают весну звери? Об этом мы узнаем, посмотрев сценку, которую подготовили ребята.

- Каким рождается ежонок?

- Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

- Почему зайчиха покидает своего малыша?

- Вот мы снова открыли новый весенний секрет.

- Перечислите, какие изменения происходят в жизни зверей весной?




Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. Звери линяют. У них появляются детёныши.


Ответы обучающихся




Ответы обучающихся



Ответы обучающихся


Самостоятельное применение знаний

Коммуникативные УУД:

умение строить высказывание с учётом норм языка.


Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний.




Регулятивные УУД:

проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности.


1. Работа с учебником.

Составление рассказа о весне

- Откройте учебники на с. 44. Прочитайте историю про медвежонка Вини Пуха.

- Помогите медвежонку исправить ошибки. Составьте правильный рассказ о весне.

2. Тест «Природе нужна твоя помощь» с использованием ЭОР «Академия младшего школьника»

- Как вы думаете, для чего нам нужно так много знать об изменениях, которые происходят в природе с наступлением весны?



Работа в группах

Дети представляют свои рассказы о весне








Чтобы правильно вести себя в природе.


Итог урока. Рефлексия

Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.



Личностные: личностное самоопределение.


Регулятивные:

умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей





- Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?

- У вас на столах лежат картинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите солнышко. Если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите снежинку.

- Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания.

Сегодня на уроке

- Мне показалось важным …

- Мне показалось трудным …

- Для меня было открытием то, что …

- Могу похвалить себя за то,

- Могу похвалить одноклассников за то, что …

- Закончить урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М. М. Пришвина: «Всё прекрасное на земле – от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы их понимаете?

- Запомните эти слова. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.




Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку.







Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.





Высказывания обучающихся




















Приложение 1


Карточка № 1

Солнце поднимается выше и светит ярче.

Земля покрывается снегом.

День увеличивается.



Карточка № 2

День уменьшается.

Становится теплее.

Идёт дождь.



Карточка № 3

Тает снег.

Появляются проталины.

Листья желтеют и опадают.


Карточка № 4

Становится холоднее.

На реке тает лёд.

Звенит капель.


Карточка № 5

Начинается ледоход.

Оттаивает почва.

Распускаются листья.



















Приложение 2


Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая, но имея такую шубку,  никого не боюсь. Появится опасность - свернусь я в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.:      А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепыми. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.:      А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.:     А я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.:      Как это? Почему?

З.:     Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.:     И тебе не хотелось есть?

З.:     Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3 - 4 дня я не голоден.

Б.:     А как же на следующие дни?

З.:     А когда захочется есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3 - 4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

 






11



Конспект урока по окружающему миру(технологическая карта) на тему:"Весна. Пробуждение природы"(1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока: Формирование умения выделять признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе весной  и их связи.

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать:

- признаки наступления весны в неживой  и живой природе,

- последовательность событий в природе весной и их взаимосвязи,

- названия первоцветов, перелётных птиц,

- правила поведения в лесу в весенний период;

уметь:

- устанавливать  причинно-следственные связи в окружающем мире,

- использовать различные методы изучения природы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково - символичные средства  представления информации,

- работать в  группе  (планировать работу, распределять   её между членами   группы, совместно оценивать  результат работы, слушать собеседника и вести   диалог).

Автор Морозова Юлия Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1675
Номер материала 50556
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓