Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы"

Конспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы"

Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"

ТЕМА: Кто такие птицы?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;

              учить выделять существенные признаки природных объектов;

             продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;

карточки для работы в группах; рисунки птиц,

перья птиц (большие и маленькие) стакан с водой; застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, магнитофон.

                  ХОД УРОКА.

I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

-Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие на наш природный островок. Мне очень приятно путешествовать с вами вместе, я рада видеть ваши улыбки, а ваши глаза мне говорят о том, что вы не просто путешественники - вы исследователи.

III. Работа в группах

- Давайте вспомним о чём мы говорили с вами на прошлых уроках.

У вас на столах лежат изображения разных животных. Распределите их на группы.( звери, рыбы, птицы, насекомые)

- Вы догадались о чём мы будем с вами говорить на этом уроке? Как?

Дети-(на столах лежат фигурки птиц, а мы ещё о них не говорили)


-Какое замечательное название предмета- «Мир вокруг нас»! И как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него сверху! Давайте попробуем взлететь. Взмахните руками! Сильнее! Машем! Машем! Не получилось? Тогда давайте попробуем со словами. И сделаем еще одну попытку.

Давайте мы с вами руками помашем,

 И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем!

 Что мы сидим?

(Дети встают, машут руками, как крыльями, и издают звуки, подражая голосам птиц).

-Опять не вышло? Почему, ведь мы так старались!

 (Мы люди. Люди не летают как птицы.)

-Ребята люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных аппаратов позволило человеку осуществить мечту о полете.

 -Ребята, видели ли вы птиц? Где?

(Выслушиваются ответы детей).

-Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Итак, тема урока: «Кто такие птицы?»

 ( Учитель прикрепляет к на доску фигурку цыплёнка.)

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Ой, кто ты? Не знаешь? Что-что? Маму потерял? Хочешь узнать, кто такие птички? Ребята, надо ему помочь! Выяснить главную особенность птиц, ответить на вопрос - кто такие птицы, а заодно и найти маму цыпленка.

(Звучит песня «Кто же такие птички?».) Дети слушают куплет, и припев.

На проекторе-

-Кого считают птицами? Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать.)

-А кто еще умеет летать? «бабочка, стрекоза, летучая мышь).

-Ребята, посмотрите на (доску). На окраине деревни прокукарекал петух, созывая кур. Большая бабочка пролетела над цветущей поляной. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь.

А в глубине леса с ветки на ветку прыгает перелетает удивительное животное

белка-летяга.

Какие разные животные! Но все они умеют летать. Значит все они птицы?

 (Петух - это птица. Бабочка - насекомое.)

-Кто такая летучая мышь мы не знаем.

-Кто такая белка-летяга, мы тоже не знаем.

-Чтобы точно определить, какое животное - птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Подходит ли признак - умение летать? (Умение летать не подходит. Мы знаем что не только птицы умеют летать, но и насекомые. А птица петух летает очень плохо). И еще птица страус, пингвины не могут летать. Поэтому можем ли мы утверждать, что умение летать - главное у птиц? (нет, умение летать не главная особенность птиц.

  • Значит, мы не нашли ответ.

ЗВУЧИТ 2 КУПЛЕТ ПЕСНИ.

  • Согласны ли вы с тем, что птицы поют? (мы слышим звучание птичьих голосов, его называют пение. Но поют также дельфины, касатки, значит, и это не главное.

ЗВУЧИТ ТРЕТИЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

  • Что скажете? Согласны ли вы с тем что, птицы вьют гнезда? (да, птицы вьют гнезда.)

  • Ребята, но есть такие птицы, которые кладут просто яйца на камни, на землю. «Вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать? (то, что птицы вьют гнезда,- тоже не главное)

ЗВУЧИТ ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ ПЕСНИ.

-О чем говорится в этом куплете? (птички несут яйца).

-Да птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.

- Значит, ребята, и это не главное.

-Ну, давайте сделаем вывод о том, что умеют делать птицы птицы?

ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ, ПОЮТ, НЕСУТ ЯЙЦА, ВЬЮТ ГНЕЗДА.

  • А другие животные умеют это делать? (да).

  • Можно ли утверждать, что это не главные отличия для птиц?(да).

  • Значит, мы не совсем помогли цыпленку, не узнали то, что он просил. Так давайте, ребята, поможем нашему гостю, продолжим наше наблюдение.

  • Что у птицы есть такое, чего нет у других животных? ( перья)

  • Можно ли отнести летучую мышь и белку-летягу к птицам? (нет, их тело покрыто шерстью).

  • Ребята, а если Мудрая черепаха прицепит перья, станет она птицей?(нет).

  • Тогда ответьте, кто же такие птицы? (животные, тело которых покрыто перьями)

  • Давайте прочитаем вывод на странице 24.

  • А сейчас мы с вами рассмотрим строение тела птицы. Поможет нам в этом рисунок на стр. 24. Как называется эта птица? (голубь)

  • Как вы поняли, что это голубь? (ВИДЕЛИ НА УЛИЦЕ.)

А это птица?

V. Практическая работа.

Цель: определить виды перьев по внешним признакам, выявить свойства перьев и их строение.

(Работа в парах. На столах лежат перья.)

Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных - наличие перьев на теле. Ребята, а хотелось ли вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения. Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать перья. Выньте из конвертов перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они? (разные).

-Что общего у всех перьев? (есть стержень, волоски).


- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

- Сейчас я макну перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? (оно осталось сухим).

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

(Учитель показывает стержень и бороздки перьев, очин и опахало).

-Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки(волоски).Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния

-Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож? (на пустую трубочку)

-Значит, перо легкое, там воздух.

УЧИТЕЛЬ БЕРЕТ ЛИСТ БУМАГИ, ДЕРЖИТ ЕГО ЗА КРАЙ. ДВА УЧЕНИКА СНИЗУ ДУЮТ.

-Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.

-Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?(стало тепло).

-Сделайте вывод.

-Перья согревают тело птиц.

- Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Большие упругие перья находятся в крыльях, они нужны для полета. Самые мягкие, пушистые перья согревают птицу. Перья гораздо теплее меха. Мы видим, как в холодные дни птицы взъерошивают перья, чтобы сохранить тепло. Свое оперение птицы чистят, укладывают и смазывают. Для смазывания они пользуются жидкостью над хвостом, и перья не намокают.

(слайд 6)

- Почему в учебнике рядом с голубем нарисовано перо и чернильница? (Раньше писали гусиным пером) (слайд 7)

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ.

-Как устроено тело гуся и голубя? (одинаково).

-Найдите те же части тела у курицы.

-А теперь рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна? (ноги)

-Сколько ног у птицы? (две).

-Передние ноги птиц уже давно превратились в крылья.

VI. ЭТАП ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ НОВОГО:

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 24-25.


СЛАЙДЫ10-12

Рекордсменом по количеству перьев является Тундровый лебедь, при длине тела до 120 см и весе до 6 килограммов, у него больше всего перьев на теле – около25тысяч.

Как вы думаете, у какой птицы наименьшее количество перьев, почему и где, по- вашему она живёт?

Наименьшее количество перьев на теле у Рубиновогорлого колибри - не превышает 1000 перьев. А вес птицы до 20 грамм, длина до 20 см.


УЧИТЕЛЬ ПОМЕЩАЕТ НА ДОСКУ КАРТИНКУ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕТУХА И КУРИЦЫ. слайд 15

Кто вырастет из цыпленка?

Петух или курица.

До свидания, цыпленок! Помашем ему рукой.

Мир птиц разнообразен. На земле их больше 9 тысяч видов. Существуют птицы разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны - они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

10.ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ С ГОЛОСАМИ ПТИЦ. 


VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

         -Муравей-Вопросик говорит, что очень хотел бы себя почувствовать птицей и немного полетать.

-Давайте мы с вами руками помашем

 И что-нибудь птичье давайте мы скажем...

 А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

 Давайте попробуем - что мы сидим?

VIII. ИТОГ УРОКА.

  • -Какая была тема нашего урока?


  • Вы теперь уже специалисты, по своим наблюдениям приблизились к ученым-орнитологам и можете сказать: чего не знал цыпленок?

  • Он нам задавал вопрос « КТО ЖЕ ТАКИЕ ПТИЦЫ?»

  • Давайте мы ему ответим.

  • Животные, тело которых покрыто перьями.

  • Ребята, а кто же его родители?

  • - Что для себя нового вы узнали?

  • Знали ли эти сведения раньше?

  • Где могут пригодиться в жизни они?

  • -Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

  • -Достигли ли мы задач урока? Цели?

  • -Ответим на вопрос:

  • - Что приятнее всего? (Достичь желаемого).


  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?

  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что вспомнили?

  • Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?


  • Самооценка.

  • На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.


  • Зеленый – «Я понял».

  • Желтый – «Я знаю».

  • Красный – «Я умею».

  • Учитель делает выводы по самооценке учеников, мотивирует свои выводы.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Найдите в библиотеке книги о птицах.



6



Конспект урока по окружающему миру" Кто такие птицы"
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок по окружающему миру" Кто такие птицы"

ТЕМА: Кто такие птицы?

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с птицами, показать их разнообразие красоту;

              учить выделять существенные признаки природных объектов;

             продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас 1 класс»;

карточки для работы в группах; рисунки птиц,

 

перья птиц (большие и маленькие) стакан с водой; застежка-молния; видеоаппаратура; видеофильм, магнитофон.

Автор Потапова Юлия Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 570
Номер материала 15646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓