Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру«ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ.ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Конспект урока по окружающему миру«ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ.ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Дуки Федосеева Ольга Александровна



Урок окружающего мира 1 класс.

УМК:

- Образовательная программа «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова ( Окружающий мир. Программа 1-4 кл. Автор Н.Ф. Виноградова)., 2012. Издательский центр Вентана – Граф

Н.Ф.Виноградова Окружающий мир :

- 1класс : учебник для учащихся общеобр- х учреждений. М.:Вентана -Граф , 2011 г.

Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь для учащихся общеобр-х учреждений. М. . «Вентана – Граф»2013

- Рабочая тетрадь «Наблюдаем и трудимся» 1 класс Т.В. Лихолат

- Окружающий мир. Методика обучения 1-2кл. Издательский центр Вентана – Граф 2012

Тип урока: урок - исследование

Тема урока соответствует программе «Начальная школа XXI век»

Технологическая карта урока

тема урока: «что такое здоровье.ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

Цели деятельности педагога: создание условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека.

Задачи урока:

-положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;

- показать роль и специфику разных органов чувств;

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах и в парах

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся проявлять заботу о своём здоровье и хорошем настроении, соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.

Формы работы; фронтальная, групповая, парная.

Ресурсы: аудиозапись звуков, подбор предметов для различения на ощупь, подбор предметов для определения запахов, презентация.

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование ууд

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создадать условия для возникновения внутренней потребности, включая учебную деятельность, вызвать интерес

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


Настрой учащихся на работу.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: построение нового знания, фиксация затруднения в выполнении учебного действия.










Что такое здоровье?

Как хорошо быть здоровым! Можно поиграть с друзьями, помочь родным и увидеть благодарную улыбку родителей, бабушки или дедушки, заняться любимым делом… Да мало ли чего интересного и полезного можно сделать, когда ты здоров! Здоровому всё здорово!

Рассмотрите внимательно и сравните рисунки в учебнике на с. 56. Как вы думаете, кто из ребят реже болеет? Почему? Докажите.


Один заранее подготовленный ученик читает стихотворение

Кто здоровье бережёт,

Тот мало болеет,

Не лежит он весь в компрессах,

Сам себя жалея.

Будет точно тот здоров,

Кто за мной сейчас пойдёт

И друзей всех за собою

В Страну здоровья поведёт.

Дети отвечают на вопрос учителя




Предполагаемые ответы детей.


Дети рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД



3. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока.


Подводящий диалог.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.




- Кто такие исследователи?

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком


Слайд№2

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

Выдвижение проблемы.

- А нужны они ему?

- Как, одним словом можем назвать эти органы?






Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Действительно ли органы чувств являются нашими помощниками?

Как вы думаете, что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?


- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)


Что нужно сделать, чтобы вернуть человеку его органы чувств? (слайд№3)








Итак приступим.




Определяют и формулируют тему и цель урока с помощью учителя

Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания

дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица


У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук


Предполагаемые ответы детей: конечно, да нужны, как человек будет смотреть, дышать и т.д.



Органы чувств





Ответы детей

Дети ставят цели урока.



Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)


Хорошо работать в классе.




Регулятивные УУД

Общеучебные УУД



Познавательныне УУД

4. Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.

Задачи: апробация способа действия, напрвленного на решение проблемной ситуации.


1. Исследование органа зрения. Фронтальная работа.

-Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?




На лицо человека приклеиваются глаза.

Слайд №3,№4

На доску вывешивается табличка: орган зрения




Физминутка для глаз. Слайд№5


Ответы детей:

Глаза были закрыты, и мы ничего не видели


Дети делают вывод:


Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.








Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД:


Общеучебные УУД

2. Исследование органа слуха. Фронтальная работа.

Прослушайте два музыкальных фрагмента.

Слайд№6

Что вы можете сказать об этих музыкальных отрывках? Как вы догадались? Какой орган чувств помог вам безошибочно определить, где какой фрагмент?

Ухо – орган слуха. У каждого человека своя форма ушей. Снаружи ухо напоминает раковину, она так и называется – ушная раковина. С помощью ушей мы слышим звуки, различаем их между собой, можем определить, откуда идёт звук.

Слайд №7,8


На лицо человека приклеиваются уши.

На доску вывешивается табличка орган слуха.



Учащиеся прослушивают фрагменты. Первый – любая музыкальная пьеса, второй – пение птиц.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод




Физминутка

массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» - расслабление позвоночника

Слайд№9

Дети повторяют за учителем.


Продолжение работы по теме урока.

Для того, чтобы вернуть оставшиеся части лица я предлагаю вам поработать в группах.

- Чтобы дальнейшее исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

- Давайте мы эти правила вспомним.



Работа в группах

1 группа. Исследование органа обоняния.

Опыт №1

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.











-Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах?



Слайд№10






2 группа. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)

-Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая,

3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

-Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

-Дайте научное определение этому органу.








На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.

Слайд №12,13


3 группа. Исследование органа осязания.

Опыт №3.

Оборудование: на столах в стаканчиках приготовлены кусочки льда. Нужно приложить кусочек льда, почувствовать, что происходит с кожей.



Ещё один орган чувств – кожа, орган осязания. Какую ещё помощь оказывает нам кожа?

Слад№14




На доску прикрепляется табличка орган осязания. группах теме урока.бличка орган слуха.я

Дети вспоминают правила работы в группах:

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника ,работаем тихо, дружно)







Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.



Нос

Дети делают вывод.


Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

На лицо приклеивается нос. Табличка орган обоняния.

Дети затрудняются в ответе. Слайд №11










Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

Язык. Орган вкуса
















Проведение опыта: ученики прикладывают кусочки льда на руку , определяют, что лёд придаёт холод.


Ответы детей: различаем тепло, холод, острые предметы.

Вывод: Кожа – верный защитник. Её нужно беречь, содержать в чистоте.




Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Общеучебные УУД


5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать решение учащимися практикоориентированных заданий с целью выявления границ нового знания.


Откройте рабочую тетрадь с. 25.

Как вы различаете сладкое, солёное, горькое? Какой орган вам помогает в этом?

Язык – орган вкуса, который помогает нам узнавать вкусовые признаки предметов.

Но только ли в этом заключается важное назначение языка?



Рассмотрите внимательно рисунки (учебник, с. 58). Сформулируйте правила, которые позволят сохранить зрение.










Рассмотрите рисунки на с. 25. Скажите, какие звуки издают эти животные?


Как вы думаете, а нужно ли беречь орган слуха? Как?

Что ещё важно? Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 57. О чём они? (О влиянии излишнего шума на органы слуха.)








Сколько органов чувств у человека? Перечислите их.

Отгадайте загадки. О каких органах чувств идёт речь? Поднимите соответствующее изображение.

Между двух светил

В середине я один.

Один говорит,

Двое глядят,

Двое слушают.

У зверушки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

Слайд №15


Ответы детей: с помощью языка.


Это ещё и главный орган речевого общения людей.





Дети формулируют правила для сохранения зрения.


Не читать лёжа.

Не смотреть телевизор близко от экрана.

Читать и писать при хорошем (достаточном) освещении.

Оберегать глаза от повреждений


Дети рассматривают рисунки в учебнике, отвечают на поставленные вопросы.


Ответы детей.

Необходимо следить за чистотой ушей, каждый день мыть их тёплой водой с мылом, опасаться попадания в ухо предметов, которые могут его травмировать

О влиянии излишнего шума на органы слуха.





Дети отгадывают загадки.




Нос.



Язык, глаза, уши.


Уши.




Язык.






Коммуникативные УУД


Познавательные УУД

6. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа. С самопроверкой по эталону.

Цель: включить детей в систему нового знания, повторить и закрепить ранее изученного при выполнении заданий.

Поработайте в паре: соедините между собой понятия:

Вспомним правила работы в паре.

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

Проверка по образцу на доске.

Какой вывод вы можете сделать? Сравните свой вывод с тем, который сделали авторы учебника.

Слайд №16

Дети работают в паре, вспоминают правила работы в парах.

Проверяют по эталону на доске.






Делают вывод.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


7. Итог урока.


Человек, которого я встретила перед уроком уже совсем не такой. Что в нём изменилось?

Как одним словом можно назвать эти части лица?

Являются ли органы чувств нашими помощниками?


Что вы узнали для себя нового? Какими знаниями хотелось бы поделиться?


У него появились : глаза, нос, уши, рот.

Органы чувств помогают нам лучше узнать тот мир, который нас окружает, правильно вести себя.



Регулятивные УУД

Познавательные УУД


8. Рефлексия.

На листах нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.

Слайд №17

Дети высказывают своё мнение, оценивают свою деятельность на уроке.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился…

Коммуникативные УУД

Рефлексия
































Приложения



Орган слуха





Орган зрения

Орган вкуса

Орган обоняния

Орган осязания

Конспект урока по окружающему миру«ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ.ТВОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира 1 класс.

УМК:

- Образовательная программа «Начальная школа 21  века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова ( Окружающий мир. Программа 1-4 кл.  Автор Н.Ф. Виноградова)., 2012. Издательский центр Вентана – Граф

Н.Ф.Виноградова Окружающий мир  :

- 1класс : учебник для учащихся общеобр- х учреждений. М.:Вентана -Граф , 2011 г.

Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь для  учащихся общеобр-х учреждений. М. . «Вентана – Граф»2013

- Рабочая тетрадь «Наблюдаем и трудимся» 1 класс  Т.В. Лихолат

- Окружающий мир. Методика обучения 1-2кл. Издательский центр Вентана – Граф 2012

Тип урока: урок -  исследование

Тема урока соответствует программе «Начальная школа XXI век»

Автор Федосеева Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1503
Номер материала 51571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓