Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак"

Скачать материал

Урок разработан и проведен

во 2 классе

учителем начальных классов Лобановой В.В.

МБОУ Большетумановская ООШ

 

Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

Цель урока:

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Планируемые достижения:

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания,  составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера  к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)

Структура урока:

I.                    Организационный момент – 30 сек

II.                 Актуализация знаний – 1 мин 30 сек

III.              Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин

IV.              Мотивация – 3 мин

V.                Физкультминутка – 30 сек

VI.              Постановка проблемы – 2 мин

VII.           Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин

VIII.        Итог урока. Обмен информацией – 15 мин

IX.              Домашнее задание – 1 мин

X.                Рефлексия – 30 сек


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

 

Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: слушать учителя

Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним,  что мы изучали на прошлых уроках.

Закончите предложение.

(на экране  появляется запись)

- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

- Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

 

(На интерактивной доске появляются слова)

Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:

белка,  корова,  курица,  медведь, волк,  овца,  заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.

Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

корова            яйца

куры               молоко, сыр, масло

овца                мёд

пчёлы             шерсть            

 

 

 

 

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

дикие животные

 Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

 

домашние животные

 

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

 

 

 

 

 

 

Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.

Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль

III. Формулировка цели урока.

Постановка учебной задачи.

 

На доске кроссворд.

Отгадайте загадки:

1.      Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла

2.      Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива

3.      С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Доится, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт

4.      Собой не птица, петь не

поёт,

Кто к хозяину идёт, она знать даёт

 

Какое слово получилось в выделенной строке?

 

- Значит,  о ком мы сегодня будем говорить на уроке?

 

- Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.

(Звучит запись песни «Пропала собака»).

О ком говорится в песне?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.

 

Правильно.

А зачем нам нужно изучать эту тему?

- Значит цель нашего урока …

 

 

Учащиеся отвечают:

 

- корова

 

 - лошадь

 

 

 

- коза

 

 

- собака

 

 

 

 

- кошка

 

- Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках

 

 

 

- В песне говорится о собаке.

 

 

 

- Про кошек и собак.

 

- Чтобы больше знать об этих животных.

- Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.

Познавательные УУД:

принятие учебной задачи, анализ.

 

 

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

IV. Мотивация.

Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)

- Вспомните, что это такое?

- А в толковом словаре Ожегова говориться так:

 «Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

  1. подвергнуть научному изучению;
  2. осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)

- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

- Каким образом мы можем еще добыть информацию?

- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

  имеют краткие, доступные тексты.

- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.

 

- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.

(открывается последние строчки схемы)

- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

                    Алгоритм, план, программу исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛИ

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(варианты ответов детей)

 

 

 

 

 

 

 

(варианты детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)

j0299125

 

 (постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

  • из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

j0217698

  • посмотреть по телевизору

j0229385

  • найти и прочитать в Интернете

j0195384

  • понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

j0305257

- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.

 

  • спросить у другого человека

j0233018

 

Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: поиск информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: знаково-символические действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы

 

 

 

 

 

 

 

V. Физкультминутка

 

- Вот идёт черный кот,

 

Притаился – мышку ждёт.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет

Дети выполняют движения

Шаги с высоким подниманием ног

Приседания, руки к коленам

Встать, повернуться возле себя

Руки в сторону

 

VI.  Постановка проблемы

- Подумаем!

Что мы знаем о собаках?

 

- А все ли собаки имеют свой дом?

 

 

 

 

 

 

 

- Подумаем!

Что мы знаем о кошках?

 

 

 

- А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?

Что мы можем предположить?

 

Что ж докажем это.

Ответы детей:

- Это домашние животные, значит они имеют свой дом.

- Нет, есть бездомные собаки.

- Собаки бывают разного размера

- Собаки имеют разный окрас шерсти.

- Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.

- Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.

(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)

(Дети задумываются.

- Нет, не знаем.

- Кошки и собаки могут быть разных пород

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы.

 

 

VII. Исследования в малых группах, открытие новых знаний.

Здесь мы и воспользуемся сбором информации:

- из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.

 

- обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим,  как выглядят те или иные породы собак.

 

- обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»

 

- прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?»

 

Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают  каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.

 Рассматривание картинок в группе.

 

 

Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.

Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.

Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.

Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.

 

Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство

 

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации

 

 

 

 

 

VIII.   Итог урока. Обмен информацией.

- Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

- Что мы можем рассказать о кошках и собаках?

- Что нового и интересного узнали об этих животных?

- Каким способом воспользовались выступающие?

- Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?

- Каким способом мы получили новую информацию?

- У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.

Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.

 

От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования. 

 

 - рассказ детей о породах собак и кошек;

- рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.

 

-Получение информации из книги, из Интернета.

- Да, можем.

 

С помощью исследования.

Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

 

Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

IX. Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):

  1. Порода.
  2. Кличка.
  3. Возраст.
  4. Внешний вид.
  5. Особенности характера.
  6. Твое отношение к животному.

 

 

Познавательные УУД: принятие задачи.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.

Регулятивные УУД: планировать свой ответ.

X.  Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке фишками.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке

- я узнал

- я знал, но узнал лучше

 - я запомнил.

Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.

 

 

 

 

 


Литература:

 

1.      Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

2.      Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ»Перспектива», 2013, - 224с.

3.      Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред.  Н.Б. Шумаковой.   – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

4.      Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013, - 152с. (Начальная школа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

                 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Про кошек и собак""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Политолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:



Цели и задачи (основные)

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

 

Ключевые слова (теги)

Урок-исследование, окружающий мир, 2 класс

Краткое описание работы (не более 60 слов)

Урок-исследование во 2 классе по теме «Про кошек и собак». В конспекте урока раскрываются этапы организации и реализации исследовательских умений у обучающихся 2 класса

Ссылка в Интернет (для видеоурока)

 


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 710 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 410
    • DOCX 83.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобанова Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3916
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эмоциональная связь между родителями и детьми

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе