Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Чтобы жить в
согласии с природой. Экологическая безопасность"
Цели:
1.
Сформировать целостное представление об экологических проблемах
Земли и месте человека в данном аспекте (создающего проблемы, решающего
проблемы).
2.
Воспитание экологической культуры у младшего школьника.
Задачи:
Образовательные:
1. Выявить
знания детей об экологических проблемах, которые они могут наблюдать в жизни.
2.
Ввести в словарный запас понятия «экологическая проблема»,
"экологическая безопасность", "цепь загрязнения", "эколог".
3.
Расширить знания, представления детей о планете Земля, о ее
разнообразной и необъятной природе, об экологических проблемах и способах их
решения.
4.
Вывести обучающихся на формирование правил личной экологической
безопасности.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувства:
-
сопричастности к экологическим проблемам Земли,
-
необходимости бережного отношения к себе, другим людям и окружающему миру в
целом.
Развивающие:
1)
Развитие познавательных УУД:
-осуществлять
поиск нужного текстового материала в дополнительных текстах;
–
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем
мире;
–
строить небольшие сообщения в устной форме;
–
находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной
задачи;
–
проводить сравнение и классификацию изучаемых экологических проблем по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
2) развитие регулятивных УУД:
-
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
–
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным
(рисунками), словесно-образным и словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
–
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
–
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок;
–
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
3) развитие коммуникативных УУД:
-
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
–
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
–
учитывать другое мнение и позицию;
–
умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в
паре);
–
контролировать действия партнера;
–
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных
задач.
Оборудование:
1. Учебник.
Плешаков А.А. "Окружающий мир: Мир вокруг нас".Учеб. для 3 кл. нач.
шк. В 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2009.
1. Аудиозапись
песни Антонова Ю. "Живет на свете красота"
2. Мульфильм
«Про это, но не совсем»
3. Панно
"Планета Земля" (выполнено руками учителя- лесная полянка)
4. Презентация
Этапы
урока
|
Содержание
|
Задачи
этапа
|
Методы и
формы обучения
|
1. Оргмомент
|
У.
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте
глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то
ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор,
пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля. (слайд
1)
(Дети
закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель)
|
Настроить
обучающихся на деятельность
|
Психологический
тренинг
Применение
ИТО
|
2. Актуализация
знаний
|
У.
Опишите нашу Землю.
Д.
Высказывают свои мнения, формулируют вывод
У.
Один космонавт, увидев Землю в иллюминатор ракеты, вспомнил строки из
произведения Михаила Юрьевича Лермонтова:
«В
небесах торжественно и чудно
Спит
земля в сиянье голубом».
-
Почему он сказал «спит»?
-
Наша Земля очень красивая. Днем она освещена солнцем, ночью – луной и
звездами. По земле текут голубые реки, красивые озера. На лугах растут цветы,
травы. В садах созревают яблоки. В лесах гуляют звери и поют птицы. На севере
вечный лед и ослепительное солнце. На юге пустыни и степи. Вот такая у нас
красивая Земля! Необъятная! И как важно, чтобы это продолжалось вечно.
|
Актуализация
знаний о Земле как планете
|
проблемная
ситуация
|
3. Постановка
проблемы, темы урока
|
У. Но
так ли всё благополучно на нашей Земле? Давайте
посмотрим мультфильм.
Дети
смотрят мультфильм.
У. Что
вас удивило? Назовите условия, в которых обитает корова.
Д.
1.
Фабрики и заводы отравляют отходами воду в реках и морях.
2.
Различные комбинаты (например, мясокомбинат) делают выбросы в атмосферу.
3. В
каждом городе десятки тысяч машин выхлопными газами отравляют воздух.
(на
доске, в порядке называния их детьми, вывешиваются картинки с данными
проблемами)
У. Может
ли человек, а также животные обитать в данных условиях?
У. Определите
тему нашего урока
Д.
Предлагают свои варианты темы урока.
У.
Действительно, сегодня мы будем говорить об экологической безопасности.
(на
слайде появляется тема урока)
|
Подведение
обучающихся к постановке цели своей дальнейшей деятельности
|
1. просмотр
мультфильма
2. Проблемные
ситуации
|
4. Открытие
новых знаний
|
1)
У. Как вы понимаете это словосочетание?
Д.
Предлагают свои варианты
У. А как
мы можем узнать, правы ли вы в объяснении или нет?
Д.
Прочитать, спросить у взрослых…
У. Прочитайте
и найдите
определения,
в
учебнике А.А. Плешакова «Окружающий мир. 3 класс», с.29-33
(по
группам раздать альбомные листы с указанным понятием, чтобы дети выписали их
значения) по тексту учебника
например
1 группа
– экологическая безопасность – это …….
2 группа
– экология – это
…..
3 группа
- …цепь загрязнения- это ……
Дети
пишут объяснение фломастером, затем вывешивают данные листы с объяснениями на
доску и объясняют их значения.
2) У. Как
решить эти проблемы? Найдите варианты для их решения.
картинки
снимаются с доски и раздаются в группы или просто по группам распределяются
проблемы по картинкам, не снимая их с доски.
Д. 1
группа – (загрязнение воздуха промышленными производствами) – надеть на трубы
очистители воздуха (самый верный вариант)
2 группа
– (загрязнение воздуха машинами) – ввести новый вид топлива, например
электрический
3 группа
– (загрязнение воды промышленными отходами) – заставить промышленность
очищать воду, создать замкнутый круг и т.п.)
4 группа
– (загрязнение почвы) – организовать определённые места для свалок, построить
заводы по переработке мусора и т.п.)
У. Какой
же вывод мы с вами можем сделать?
Д. Часто
люди вредят окружающей среде. Необходимо беречь природу. По возможности
сохранять чистый воздух, не засорять реки, не отравлять воду в морях и
океанах.
|
|
работа в группах
|
5. Закрепление
|
У.
Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте составим памятки нашей
экологической безопасности.
По
группам составьте памятки, как сегодня защититься от загрязнённого
воздуха,
воды и продуктов питания…
|
|
работа по группам
|
6. Самооценка
Рефлексия.
|
1.
Рассмотрите панно (изображение Земли). Это кусочек нашей Земли.
Если
будет время
У
меня на столе есть разные изображения (цветов, машин, завода, города)
Чем
бы вы украсили полянку? И почему?
Но
надо над этим этапом подумать ещё!
|
|
работа по группам под аудиозапись
песни Ю.Антонова «Живет на свете красота».
|
7.Итог
урока.
|
У.
Оцените свою работу на уроке.
(Как?)
|
|
|
8.
Задание на дом.
|
Подготовить
сообщение о состоянии воды и воздуха в родном городе по сообщениям из газет
или журналов, которые вы можете найти вашей библиотеке
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.