Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Зима:покой в природе" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Зима:покой в природе" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Программа «Школа 2100»

Тема: Зима: покой в природе

Цель: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление; воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:
1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок – презентация. 

Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный, практический.

Место урока: первый урок по разделу.

Формы урока: коллективная, фронтальная, парная



Оборудование: - учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;
- карточки с изображением птиц;
-
учебник, тетрадь, карточки – пазлы, карточки с заданием на нахождение лишнего слова.

-запись Чайковского «Времена года»

- рассказ
"Летят снежные пушинки" В.Архангельского
- модели ёлочных игрушек (красные и жёлтые кружки);

- мультимедийная установка.



Ход урока

  1. Мотивационный этап

Ну, ребята, чур- молчок.

Начинается урок.

Глаза смотрят и всё…(видят)

Уши слушают и всё…(слышат)

Сначала думаю, потом…(говорю)

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других.

Каждый урок вы получаете частичку мудрости. Как вы это понимаете?

Слайд. Задание: предложение рассыпалось. Собери его.


hello_html_m2826016c.png

Произнесём его по- разному, ставя логическое ударение на выделенное слово

Слайд.

hello_html_4d14a9a9.png

Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки прилетели к нам на урок.

Слайд.

hello_html_m6fb2367b.png

-Проследите глазами за снежинками в том порядке, в котором я назову. Соедините буквы и прочитайте слово. Красная, жёлтая, синяя, белая.

Какое слово получилось? (зима)

2.Операционно – деятельностный этап

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Учитель: О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о зиме)

Зима – покой природы

Учитель: А что относится к природе? (растения, животные, птицы и т. д.)

А почему ее называет "покой природы", кто скажет?

Учитель: Ребята, как вы думаете, когда  отдыхает природа: весной или летом, может, осенью или зимой?

Дети: Зимой.

- Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

- Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Зима» (в парах) (составление кластера)

Слайд.

hello_html_m15c0616d.png

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром.

-Что за тройка скакунов? (зимние месяцы: декабрь,январь, февраль)

Слайд.

hello_html_66540b5f.png

Про какой месяц говорят:….год кончает, а зиму начинает

hello_html_5a88b06b.png

Работа в тетради стр. 36

Обведи синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой, зелёным – в том числе и зимой, красным карандашом – то, что не встречается зимой.

Проверка.

- Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба. Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька, обвели синим кружком)

Взаимопроверка

Работа в группах. Собери рассыпавшуюся картинку Поучили :снегурочку, снегоход, снеговика, санки,снежинку.

Чем похожи эти слова?(связаны с зимой)

-Какое слово лишнее?(санки, так как все другие однокоренные)

Беседа о снеге:

- Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

- Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
(Так говорят о снежинке)

- работа с учебником Рассмотрите снежинки на голубом фоне (с.88) Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

- Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает ученик) Слайд №7



Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

- Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Рассматривание картины зимнего леса

Беседа о зимнем лесе. 

- Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Вывод: Жизнь растений замирает

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого ещё, кроме деревьев  мы можем встретить в нём?

Вывешиваю карточки животные», «птицы».

(животные)

- Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

Слайд..

Работа по учебнику стр 86

Найди, где прячутся звери и птицы на рисунке

-Что происходит с животными в зимнем лесу мы узнаем из сообщений ребят, которые они подготовили.

Сообщения детей (зараннее подготовили) Белка, заяц, лиса

- Не только растения и животные подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Вспомните, какие из них улетели? (ласточки, грачи, журавли)

Групповая работа “Четвертый  лишний”

Слайд № 11

-Почему птицы улетают?

Ответ на этот вопрос вы получите выполнив задание в группах.

- Выберите лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.

Работа по карточкам

1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка. Галоши. Буква «Г».

2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь. Октябрь Буква «О»

3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь. Ласточка Буква «Л»

4 гр. Медведь, олень, барсук, еж. Олень Буква «О»

5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель. Дуб Буква «Д»

- Голод (читают дети слово).

Проверка работы в группах.

-Назовите лишнее слово. Докажите свой выбор.

-Что птицам страшнее: голод или холод?

-Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.

И всётаки некоторые из них остаются зимовать.

-Назовите, какие птицы остаются зимовать?

Слайд №11 (зимующие птицы)

- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?

- Как мы можем помочь птицам зимой? (кормушки)

Вывод: для животных и птиц наступает трудная пора

Игра "Крестики-нолики". Графический диктант

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

У кого 5 «+» молодцы, погладьте себя по головке

У кого 4 «+» вы хорошо поработали, похлопайте себе в ладоши

Рефлексия

Итак, вернёмся к началу урока

Назовите тему урока? Зима: покой природы.

- Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

- Назовите  признаки зимы? -Похолодало,  с деревьев опадают листья, деревья, растения спят, день короче, ночи длиннее.

- Что происходит в жизни растений зимой? - с деревьев опадали  листья, деревья, растения спят

-Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц? - животные упрятались в глубину земли, нор, щелей, дупл, спят, ожидая весны и солнца. -Птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо.

-Откройте учебники на стр. 87, прочитайте вывод.

- Ответили мы с вами на главный вопрос урока «Почему в природе стоит тишина?».

-Зима -  время сна, затишья в природе.

- Что показалось вам наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу

  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Объяснение домашнего задания.

Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.

Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.51)

Другое задание - это экспериментально-наблюдательная работа, которую предлагают авторы на с.52 учебника. Проведите опыт: отправьте северного белого медведя в путешествие. Как описано в задании человечка Наблюдайки.

На с.53 прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Мороз не велик, да
Спасибо, мороз, что
Береги нос в
Солнце - на лето, зима -


большой мороз.
стоять не велит.
на мороз.
снегу нанес.




Слово учителя. Слайд №18

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.











- Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы:

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

  • (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)

  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)

  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)

  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)

  • Какие признаки зимы вы можете назвать

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)



10


Конспект урока по окружающему миру "Зима:покой в природе" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию.

Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности.

Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

 

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Автор Абрамова Светлана Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 624
Номер материала 51473
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓