Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство в нашем крае"

Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство в нашем крае"

Урок окружающего мира в 4 классе по теме

«Растениеводство в нашем крае».

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представление о растениеводстве в нашем крае.

2.Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).

3.Сформировать понятие «сорта культурных растений».

4.Расширить знания учащихся о растениях.

5.Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать.

6.Воспитывать бережное отношение к природе.

Приёмы проблемно-диалогической технологии: актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открыие» новых знаний, самостоятельное применение знаний, подведение итога урока.

Оборудование: гербарий полевых культур, рисунки и фотографии с изображением растений, предметы(морковь, картофель, гречневая крупа, белый хлеб, чёрный хлеб,подсолнечное масло, яблоко, груша), карточки для работы группах, карточки для проверки домашнего задания, схема «Растениеводство» для каждого учащегося.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проводим разные, ребята, мы занятия,

И снова отправляемся в дорогу.

Нас ожидают интересные открытия.

Благодарим за это мы природу.

2.Проверка знаний и умений.

Работа по карточкам – 2 ученика.

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания. Карточка №1. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется (стрелолист). Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это (бобёр). Санитарами пресных водоёмов считают (беззубку, рака). С водоёмами связана жизнь таких птиц, как (цапля, утка).

Карточка №2. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами – это(кубышка). Детёныши лягушки – это(головастики). Живым фильтром водоёма называют (двустворчатых моллюсков). Хищниками пресных водоёмов являются (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).

1 ученик у доски составляет 2 цепи питания, которые складываются в водоёме.

Остальные находят «4 лишнее», объясняя свой выбор:

1)рогоз, берёза, ряска, стрелолист;

2)бобр, жаба, выдра, ондатра;

3)водомерка, жук-плавунец, карась, комар;

4)карась, щука, сом, дельфин.

Вопрос для всего класса: Какое значение для водоёмов имеют растения?

3.Работа над новым материалом.

-Ребята, сегодня вам придётся потрудиться и вы обязательно добудете знания.

На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.

-Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).

-А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).

-А что произошло потом?

(Люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).

-Вы правы, ребята, люди стали отбрать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).

На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО (отрасли закрыты).

Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений.

Класс разделён на 2 группы.

-Что нам предстоит выяснить на уроке? (предположения детей).

Работа в группах:

- Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель. Распределите растения на 4 группы и дайте название каждой группе.

Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.

- А сейчас познакомимся с каждой отраслью:

1.Полеводство – это выращивание полевых культур.

Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.

-Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры).

-По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?

-Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

НРК : в каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных условий.

-Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья).

Остальные культуры:

-подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

- картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

- из льна (льняную ткань).

- Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему?

2.Овощеводство – это выращивание овощных культур.

- Где выращивают овощи? ( в поле, в огороде, в теплице).

- Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

НРК: показ фото: ОАО «Пригородный» г. Сыктывкар, тепличное хозяйство г. Микунь.

-Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки.

- Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы –лук, чеснок).

- В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, репа ).

ФИЗМИНУТКА

3.Плодоводство – выращивание растений для получения плодов.

Демонстрация фотографий.

-Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.

-Какое значение имеют плодовые культуры?

НРК:-Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.

4.Цветоводство – выращивание цветов.

Демонстрация фотографий.

-Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые).

-Какое значение имеет данная отрасль для человка?(для красоты). Показ фотографий.

НРК: -Ребята, как вы считаете,какая из отраслей растениеводства наиболее развита в нашем крае?

-Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите?(на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?

-Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

-лука – 1000 сортов;

-крыжовника – 1500 сортов;

-груш – 5000 сортов;

-яблонь – 10000 сортов.

4)Закрепление изученного.

-А сейчас поиграем в игру «Угадай». Назовите растение и отрасль растениеводсва.

1.Закутан ребёнок в сто пелёнок.(Капуста, овощеводство).

2.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.(Малина, плодоводство).

3.Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.(Подсолнечник, полеводство).

4.Сарафан на сарафан, платьице на платьице.

А как станешь раздевать, досыта наплачешься.(Лук, овощеводство).

5.Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять. Как её названье дети?(Картофель, полеводство).

6.Из луковицы в грядке цветочки по порядку,

А лист, как меч, зелёный,

Украсит он газоны.(Гладиолусы, цветоводство).

7.Она древностью гордится уже десят тысяч лет,

Шумит в полях под симим небом

И кормит всех нас белым хлебом.(Пшеница, полеводство).

8.В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

Он розовый, красный, он разных сортов,

Его называют царицей цветов.(Роза, цветоводство).

5)Итог урока.

- Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

- Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

- За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь. Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!

6) Д/з

Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.

Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство в нашем крае"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по окружающему миру на тему "Растениеводство в нашем крае" расчитан на аудиторию 4 класса. Программа: "Гармония". Данный урок очень насыщенный. Проверка домашнего задания задания осуществляется как в устном, так и в письменном виде (работа по карточкам). Новая тема осуществляется путем добывания знаний учащимися. Так же на уроке ведетсся и работа в группах, и самостоятельная работа. Для того, чтобы детямбыло интереснее, в урок вводятся загадки. Очень важно, чтобы этот урок сопровождался презентацией, так как детям требуется в подобных темах больше наглядностей. 

Автор Новойдарская Татьяна Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1162
Номер материала 50504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓