Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра", 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра", 4 класс

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

 им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска»

 

 

 

 

Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе

«Ранимая тундра»

УМК «Гармония»

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

 

                                                        Семикаракорск

  2013

Тема: «Ранимая тундра»

Место в системе уроков:

Раздел 3. Путешествие по природным зонам России

Природная зона. Суровая Арктика.

Ранимая тундра

Россия - страна лесов

Россия - страна лесов. Что дает лес человеку.

Степные просторы.

Жаркие пустыни

Горные районы

Природные зоны России. Обобщающий урок.

 

Тип урока: изучение  нового материала.

Цель: - сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре

Задачи:  

 Обучающие:

·         уметь показывать  зону тундры на карте;

·         знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры;

·         рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

·         формировать у учащихся универсальные учебные  действия:

                 личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

                познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Развивающие:

  • формирование наглядно - образного и логического мышления;
  • развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков анализа и синтеза
  • развивать понимание  о взаимной  приспособленности живых, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

 Воспитательные:

·   создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;

·   воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

 

Оборудование к уроку:

учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с презентацией, учебник, карта природных зон;

ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир», 4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы

 

                                                         План урока:

 

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин.)

I

Организация учебного процесса

 

1

II

Проверка домашнего задания

 

Словесный метод

Наглядный метод

3

III

Актуализация знаний.  Введение в тему урока. Постановка целей и задач.

Словесный метод: беседа, постановка задач   

5

   IV

Изучение нового материала

Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с книгой, ситуация выбора.   Практический метод: работа под руководством педагога, работа с раздаточным материалом, графическая систематизация материала (кластеры).

Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично-поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.   Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная деятельность учащихся.

Объяснительно-иллюстративный метод: восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ.  

27

 

Физ. минутка

Наглядный метод: показ действий

2

V

Рефлексия

Словесный  метод

3

VI

Оценка деятельности учащихся на уроке

Словесный метод: словесная оценка

2

VI

Итог урока. Запись д. з.

Словесный метод

2

 

Ход урока:

I Организация учебного процесса:

- Закройте глазки, вспомните что-нибудь приятное для вас, улыбнитесь. Откройте глаза, посмотрите, как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Пусть будет также светло в течение всего урока. Я приглашаю вас к сотрудничеству, призываю вас быть активными  на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и успеха.

      II Проверка домашнего задания:

Несколько учеников работают по индивидуальным карточкам:

Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

Фронтальная работа с сигнальными «светофорами»: (красный цвет – не согласен; зеленый цвет – согласен)

- Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)

- Территория Арктики не имеет коренного населения.  (-)

- В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.  (+)

- В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели.   (-)

- В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи.  (+)

- Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками».  (-)

- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.   (+)

III Актуализация знаний учащихся. Введение в тему  урока:

Слайд 1:

Игра "Что лишнее? Кто лишний?”

1. Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень

(Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в Международную Красную книгу, а тюлень – нет)

2. Дятел, тупик, соловей, синица, сова

(тупик обитает в Арктике, остальные -  в лесу)

3 . белый медведь, тюлень, морж, олень

(олень  живет в тундре, остальные – в Арктике)

4. полярная ночь, северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)

5. остров Врангеля, Северный Ледовитый океан, Восточно-Сибирское море, Черное море
(Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)

6.  Сайда, кайра, гага, чайка

(сайда – рыба, остальные – птицы)

Слайд 2:

- Из данных слов выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:

1).  В слове тюлень назовите букву, обозначающую парный согласный                                   (т) 

2). В слове тупик  назовите гласную букву первого слога                    (у)

3). В слове олень назовите вторую согласную  букву.                            (н)

4). В слове медведь назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога           (д)

5). В словах Черное море назовите общую согласную букву                                    (р)

6). В слове сайда назовите гласную букву                                                (а)

- Назовите тему урока.

Минутка фантазии

- Что представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние, полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)

- Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем занимается население тундры)

Сообщаю цели урока.

IV Работа над новым материалом:

- Где находится природная зона тундра? Попробуйте предположить.

Исследовательское задание:

- Используя географическую карту, определите расположение зоны тундры.

- Расположена южнее Арктики. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.

Самостоятельная работа:

- Какие климатические условия типичны для тундры? Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю сначала просмотреть небольшой видеофильм (слайд 4), потом  самостоятельно ознакомиться с текстом на стр. 117 учебника, используя прием «Инсерт» (пометки на полях)

Слайд 3:

- Какую ценную информацию вы получили для себя?

(ответы детей)

Работа в рабочих листах:

- Составим карточки погодных условий зимнего и летнего дня тундры (на доске из набора)       Зима                                                 Лето

 

 


тундре бывает только два времени года - зима и лето. В течение основной части года почва региона заморожена.  Для зоны тундры  характерны: полярный день и полярная ночь, долгая зима и короткое лето. Тепло приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу. Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течение суток.

- Соедините стрелками причины и следствия природных явлений:

Слайд 4:

Солнце в тундре освещает                          Летом здесь теплее

Землю косыми лучами

Слой вечной мерзлоты                                Летом образуются болотца и озерки

не пропускает воду

Солнце в тундре поднимается                   Даже летом почва прогревается слабо

Выше, чем в Арктике


- Сделайте выводы: почему суровый климат? (косые солнечные лучи)

- Почему в тундре много болот и озер? (из-за вечной мерзлоты вода не просачивается и не испаряется из-за холодного лета)

- Слово «тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая равнина».

Слайд 5:

- Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные условия тундры

Составление кластера                                            равнина

Природные условия тундры:                              вечная мерзлота

                                                                                 суровая зима

                                                                            прохладное короткое лето

(на доске выбор карточек: горы, равнина, чернозем, вечная мерзлота, теплая зима, суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)

- Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике. Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает «безлесье»? (Ответы детей)

- Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в тундре? Как растения и  животные приспосабливаются к суровым условиям тундры? Посмотрим видеофильм: «Растения и животные тундры»

Вопросы после просмотра:

-  Как растения приспособились к суровым условиям климата? (Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы)

- Как приспособился животный мир тундры?

(Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище.)

Слайд 6:

- Много в тундре леммингов – небольших зверьков, похожих на пушистых хомячков, встречаются полярные куропатки, заяц-беляк. Все они питаются растительной пищей. Интересные факты: лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными припасами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Слайд 7:

 - За ними охотятся песцы,  полярные совы, волки, горностаи. Полярные волки –непременные спутники оленьих стад,  а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей, а песцы и полярные совы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм на обнаженных от снега местах. В северных странах олень - животное настолько популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья упряжка везет сани Деда Мороза.

Рассказ подготовленных детей о животных тундры.

Слайд 8:

Песец

Песец, или полярная сова, - характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты шерстью, что облегчает ходьбу по гладкому льду и насту.

Густой пушистый мех делает его малозаметным зимой на общем фоне тундры. Летом белая окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными силами, прячется только перед непогодой или когда чувствует опасность. Обычно отдыхает под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест животных, которые попадаются: белых куропаток, уток, гусей. Питается и падалью крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками, крабами, морскими ежами. Часто друг с другом песцы ведут кровавые ссоры.

(рассказ учителя)

- Существуют две основные разновидности песцов – белый и голубой. Если голубой песец живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает заснеженные земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков на хвосте) служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет.

Песцы не живут стаями, это одиночные животные. Нору роют в сухом иле. Песец относится к семейству волчьих. Он очень непривередлив в еде и с легкостью разнообразит рацион. Обычно питается леммингами и другими мелкими грызунами, птичьими яйцами, не гнушается трупами животных и рыбой, которую волны выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом за медведем, подбирая за ним объедки.

 

Слайд 9:

Северный олень

Олень самый крупный зверь тундры, который встречается в диком состоянии в России только на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова. Длина его от головы до хвоста около 1,5 метров. Голова и у самки, и у самца вооружена длинными ветвистыми рогами, которые служат для защиты при нападении волков, а также зрение и острый слух помогают им защищаться от врагов в тундре. Густая шерсть покрывает все тело, а также морду и ноги между копытами, что вместе с жировым подкожным покровом помогает переносить даже самые сильные морозы. Зимой шерсть серовато-белого цвета, длина её около шести сантиметров. Весной эта шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень широкие и раздвоенные копыта позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом.

            У северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500 метров, легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Кроме ягеля олени питаются и другими растениями, круглый год находясь на подножном корму.

            С наступлением лета, олени страдают от гнуса, комаров и оводов, которые облепляют их веки, набиваются им в ноздри. Они страдают от бесконечных укусов. Поэтому пастухи заранее весной перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана, где сильные холодные ветра отгоняют насекомых. Там олени пасутся все лето.

            Северный олень – очень полезное домашнее животное, которое дает все необходимое: мясо и одежду, которую шьют из кожи и меха. На оленях ездят верхом, запрягают в легкие сани – нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.

 

            Слайд 10:

- Весной в тундру прилетают огромные стаи птиц. Гнездятся здесь водоплавающие птицы: белые лебеди, серые гуси, многочисленные утки, гагары. Прилетают также журавли, рогатые жаворонки, пуночки – полярные воробьи. Птицам есть чем питаться: много сладких ягод, комары и мошка размножаются на болотцах в больших количествах. Моря, реки и озера богаты рыбой. В полярный день птицы бодрствуют целые сутки, чтобы успеть выкормить потомство и дать ему окрепнуть до осенней кочевки. Осенью птицы улетают в южные края.

 

- Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это - розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая птица и охраняется законом.

- Гагары способны летать со скоростью до 120 километров в час.

- Замечательная  птица тундры  – пуночка  или снежный подорожник, или «снежный воробей».

Дело в том, что в тех местах Крайнего Севера, в особенности в тундровых поселках, где наши знакомые воробьи уже не встречаются, их место часто занимают пуночки, которые по своей обычности и численности часто не уступают им. Население в этих местах считает, что пуночки на крыльях приносят весну, так как с их массовым появлением начинается долгожданное потепление.

Слайд 11:

- Коренные население тундры представляют коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси.

- Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?

- Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры. Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты, торф. Интересно отметить, что в области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как нефть и уран.

С развитием промышленности в тундре возникли города, рабочие поселки. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города, проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это отразилось на природе тундры?

- Почему тундру называют ранимой?

- При освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. А это приведет к уменьшению численности животных.

Проблемы:

            - Отходы промышленных предприятий загрязняют воздух, воду, почву.

- Местность загрязняется нефтью во время её добычи.

 

- Замусоривание (в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность).

 

- Разрушение растительного покрова  тундры современными транспортными средствами (след от вездехода или трактора не зарастает несколько лет).

 

- Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

 

- Оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!

 

Работа в парах:

 

- Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?

(Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и охоту и т.д.)

V Закрепление изученного:

Слайд 12:

1). Восстановите цепи питания:

Растения – лемминг –… ( горностай, волк, песец, сова)

Ягель – …(олень) – волк

Растения – заяц-беляк -  … (волк)

2). Работа в рабочих листах:

- Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры. Если задание выполните верно, прочитаете зашифрованное слово, как оценку вашей работы. (зашифровано слово молодец)

 

 

 

л

 

п

 

 

 

 

 

 

е

 

 

б

я

 

м

в

 

р

 

 

е

м

 

л

о

д

 

 

и

 

 

ш

 

 

 

 

к

 

 

 

ь

г

 

ь

а

 

 

 

1.      Мелкий грызун.

2.      Непременный спутник оленьих стад.

3.      Самое крупное животное тундры.

4.      Северная малина.

5.      Белая водоплавающая птица.

6.      Олений мох.

7.      Полярная лисица.

Физминутка:  игра «Согласен – не согласен»

- Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

 - Зона тундры находится севернее Арктики. (топают)

- За лето почва тундры успевает оттаять на глубину не более метра.  (хлопают)

- Безлесье – главный отличительный признак тундры.   (хлопают)

- Из крупных животных в тундре обитает белый медведь.   (топают)

- Большие пространства в тундре занимает лишайник ягель.  (хлопают)

VI Рефлексия деятельности:

 

Слайд 13:

- Закончите  предложение:     

Я не знал, что …

Я хочу рассказать родителям …

Теперь я буду …

Теперь я не буду …

Я понял, что …

Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.


Упражнение «Сели, встали, встали выше»

- Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на носочки. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны  находиться.

- Как вы могли бы оценить свою работу на уроке?

- Покажите, насколько вы устали?

- Какое у вас сейчас настроение?

 

VII Вариативное домашнее задание:

1.Придумайте свой знак охраны тундры.  Изобразите его.

2.Нарисуйте свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.

3.Задание для всех – уч. – стр. 117 - 123

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы, интернет-ресурсы

1.      О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» , 4 класс  часть1- М.: Смоленск, Ассоциация XXI век, 2010

2.      «Окружающий мир» 4 класс, поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, I часть, Волгоград

3.      Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001

4.      http://video.mail.ru/mail/val1607/38/52.html- растения и животные тундры

5.      Яндекс-картинки:

 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный олень

 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лемминги

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный волк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=заяц-беляк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=песец http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=горностай http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ягель в тундре–http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=растения тундры http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=растения в тундре

 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=полярная сова http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=полярная куропатка http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=белые лебеди в тундре

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=журавли в тундре http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=серые гуси в тундре

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=рогатые жаворонки в тундре фото

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пуночки в тундре

http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=коренные жители тундры

 http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=розовая чайка

 

 

 

Ф. И. ____________________________

Рабочий лист

1.     Составь карточку погодных условий зимнего и летнего дня тундры:    

               Зима                                     Лето

 

 

 


2.     Восстанови слова в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры.

 

 

л

 

п

 

 

 

 

 

 

е

 

 

б

я

 

м

в

 

р

 

 

е

м

 

л

о

д

 

 

и

 

 

ш

 

 

 

 

к

 

 

 

ь

г

 

ь

а

 

 

1.     Мелкий грызун.

2.     Непременный спутник оленьих стад.

3.     Самое крупное животное тундры.

4.     Северная малина.

5.     Белая водоплавающая птица.

6.     Олений мох.

7.     Полярная лисица.

 

Карточка


Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

Карточка


Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над горизонтом.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру "Ранимая тундра", 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока:изучение  нового материала.

Цель: - сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре

Задачи:  

 Обучающие:

  • уметь показывать  зону тундры на карте;

  • знать нескольких представителей животного и растительного мира тундры;

  • рассмотреть экологические проблемы, возникающие по вине человека;

  • формировать у учащихся универсальные учебные  действия:

                     личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

                    познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

                   регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

                  коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Развивающие:

  • формирование наглядно - образного и логического мышления;
  • развитие умения читать карту, выявлять связи в природе;
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие навыков анализа и синтеза
  • развивать понимание  о взаимной  приспособленности живых, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

 Воспитательные:

  • создать условия для воспитания таких качеств как: познавательный интерес и наблюдательность к окружающему миру, умение ценить красоту;

  • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.

     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 870 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 479
    • DOCX 53.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Божко Анна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Божко Анна Анатольевна
    Божко Анна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 33784
    • Всего материалов: 44

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе