Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2
им.
А. А. Араканцева г. Семикаракорска»
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Ранимая
тундра»
УМК «Гармония»
Подготовила:
учитель
начальных классов
Божко
Анна Анатольевна
Семикаракорск
2013
Тема: «Ранимая тундра»
Место
в системе уроков:
Раздел
3. Путешествие по природным зонам
России
|
Природная
зона. Суровая Арктика.
|
Ранимая
тундра
|
Россия
- страна лесов
|
Россия
- страна лесов. Что дает лес человеку.
|
Степные
просторы.
|
Жаркие
пустыни
|
Горные
районы
|
Природные
зоны России. Обобщающий урок.
|
|
Тип
урока: изучение нового материала.
Цель: - сформировать знания о климатических
условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре
Задачи:
Обучающие:
·
уметь показывать зону тундры
на карте;
·
знать нескольких
представителей животного и растительного мира тундры;
·
рассмотреть экологические
проблемы, возникающие по вине человека;
·
формировать у учащихся универсальные
учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование,
морально – этическая ориентация;
познавательные: работа
с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью,
контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность,
навыки сотрудничества
Развивающие:
- формирование
наглядно - образного и логического мышления;
- развитие умения
читать карту, выявлять связи в природе;
- развитие
познавательного интереса к окружающему миру;
- расширение кругозора
учащихся;
- развитие
навыков анализа и синтеза
- развивать
понимание о взаимной приспособленности живых, их зависимость от неживых
компонентов и влияние на них.
Воспитательные:
· создать условия для воспитания таких качеств
как: познавательный интерес и наблюдательность
к окружающему миру, умение ценить красоту;
· воспитывать уважительное и бережное отношение к природе.
Оборудование к уроку:
учитель: компьютер, мультимедиапроектор, диск с
презентацией, учебник, карта природных зон;
ученик: учебник О. Т. Поглазовой «Окружающий мир»,
4 класс 1 часть, раздаточный материал, рабочие листы
План урока:
№
|
Этап урока
|
Приемы и методы
|
Время (мин.)
|
I
|
Организация учебного процесса
|
|
1
|
II
|
Проверка
домашнего задания
|
Словесный метод
Наглядный метод
|
3
|
III
|
Актуализация знаний. Введение в тему
урока. Постановка целей и задач.
|
Словесный метод:
беседа, постановка задач
|
5
|
IV
|
Изучение нового материала
|
Наглядный метод:
показ иллюстративного материала,
работа с книгой,
ситуация выбора. Практический метод: работа под руководством
педагога, работа с раздаточным материалом,
графическая систематизация материала (кластеры).
Словесные методы:
беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия, словесная оценка и коррекция,
анализ текста. Частично-поисковый метод:
участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом, решение проблемных ситуаций. Исследовательский
(Творческий) метод: самостоятельная
деятельность учащихся.
Объяснительно-иллюстративный метод:
восприятие и усвоение готовой информации, использование ИКТ.
|
27
|
|
Физ. минутка
|
Наглядный метод:
показ действий
|
2
|
V
|
Рефлексия
|
Словесный метод
|
3
|
VI
|
Оценка деятельности учащихся на уроке
|
Словесный метод:
словесная оценка
|
2
|
VI
|
Итог урока. Запись д. з.
|
Словесный метод
|
2
|
Ход урока:
I Организация учебного процесса:
- Закройте глазки,
вспомните что-нибудь приятное для вас, улыбнитесь. Откройте глаза, посмотрите,
как светло и тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Пусть будет также
светло в течение всего урока. Я приглашаю вас к сотрудничеству, призываю вас
быть активными на протяжении всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
II
Проверка домашнего задания:
Несколько учеников
работают по индивидуальным карточкам:
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет
на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике (полярный
день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день). Полярной ночью
в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных явлений
(полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко, невысоко) над
горизонтом.
Фронтальная
работа с сигнальными «светофорами»: (красный цвет – не согласен; зеленый цвет –
согласен)
-
Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
-
Территория Арктики не имеет коренного населения. (-)
-
В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)
-
В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)
-
В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)
-
Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)
-
Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
III Актуализация
знаний учащихся. Введение
в тему урока:
Слайд 1:
Игра "Что
лишнее? Кто лишний?”
1. Белый медведь,
гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка, тюлень
(Белый медведь,
гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка – занесены в Международную
Красную книгу, а тюлень – нет)
2. Дятел, тупик,
соловей, синица, сова
(тупик обитает в
Арктике, остальные - в лесу)
3 . белый медведь,
тюлень, морж, олень
(олень живет в
тундре, остальные – в Арктике)
4. полярная ночь,
северное сияние, вечная мерзлота, белый медведь
(белый медведь относится к живой природе, все остальное – неживая природа)
5. остров Врангеля,
Северный Ледовитый океан, Восточно-Сибирское море, Черное море
(Черное море находится на юге страны, все остальное – на севере)
6. Сайда,
кайра, гага, чайка
(сайда – рыба,
остальные – птицы)
Слайд 2:
- Из данных слов
выберем буквы, соберём из них слово и узнаем тему нашего урока:
1). В слове тюлень
назовите букву, обозначающую парный согласный
(т)
2). В слове тупик
назовите гласную букву первого слога (у)
3). В слове олень
назовите вторую согласную букву. (н)
4). В слове медведь
назовите букву, обозначающую твердый согласный первого слога (д)
5). В словах Черное
море назовите общую согласную букву (р)
6). В слове сайда
назовите гласную букву (а)
- Назовите тему
урока.
Минутка
фантазии
- Что
представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние,
полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)
- Что бы вы ещё
хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем занимается
население тундры)
Сообщаю цели
урока.
IV
Работа над новым материалом:
-
Где находится природная зона тундра? Попробуйте предположить.
Исследовательское
задание:
- Используя
географическую карту, определите расположение зоны тундры.
- Расположена
южнее Арктики. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой
полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства
в Сибири.
Самостоятельная
работа:
-
Какие климатические условия типичны для тундры? Чтобы ответить на
данный вопрос, предлагаю сначала просмотреть небольшой видеофильм (слайд 4),
потом самостоятельно ознакомиться с текстом на стр. 117 учебника, используя
прием «Инсерт» (пометки на полях)
Слайд 3:
- Какую ценную информацию вы получили для себя?
(ответы детей)
Работа в рабочих листах:
- Составим карточки погодных условий зимнего и летнего дня тундры
(на доске из набора) Зима
Лето
-В тундре
бывает только два времени года - зима и лето. В течение основной части года
почва региона заморожена. Для
зоны тундры характерны: полярный день и полярная ночь, долгая зима и короткое
лето. Тепло
приносит Гольфстрим - северо-атлантическое тёплое течение. А холод проникает из
Арктики. Эти два великана: тёплый и холодный постоянно вступают в борьбу.
Побеждает то один, то другой, поэтому мы наблюдаем частую смену погоды в течение суток.
- Соедините
стрелками причины и следствия природных явлений:
Слайд 4:
Солнце в тундре освещает Летом здесь
теплее
Землю косыми лучами
Слой вечной мерзлоты Летом
образуются болотца и озерки
не пропускает воду
Солнце в тундре поднимается Даже летом почва
прогревается слабо
Выше, чем в Арктике
- Сделайте выводы: почему суровый климат? (косые солнечные лучи)
-
Почему в тундре много болот и озер? (из-за вечной мерзлоты вода не
просачивается и не испаряется из-за холодного лета)
-
Слово «тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесая
равнина».
Слайд
5:
-
Из набора предложенных карточек выберите те, которые характеризуют природные
условия тундры
Составление кластера
равнина
Природные условия тундры:
вечная мерзлота
суровая зима
прохладное короткое лето
(на доске выбор
карточек: горы, равнина, чернозем, вечная мерзлота,
теплая зима, суровая зима, жаркое лето, прохладное короткое лето)
-
Предположите, богаче или беднее будет растительный мир в тундре, чем в Арктике.
Какова же растительность в тундре, если само слово «тундра» в переводе означает
«безлесье»? (Ответы детей)
- Какие растения можно увидеть в этой природной зоне? Каков животный мир в тундре? Как растения и животные приспосабливаются
к суровым условиям тундры? Посмотрим видеофильм: «Растения и животные
тундры»
Вопросы после
просмотра:
- Как растения
приспособились к суровым условиям климата? (Растения обычно низкорослые и с
мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это
защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше
тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы)
- Как
приспособился животный мир тундры?
(Густая шерсть
зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска
зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к
пище.)
Слайд 6:
- Много в тундре
леммингов – небольших зверьков, похожих на пушистых хомячков, встречаются
полярные куропатки, заяц-беляк. Все они питаются растительной пищей. Интересные факты:
лемминг
никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными
припасами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два
часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.
Слайд 7:
- За ними
охотятся песцы, полярные совы, волки, горностаи. Полярные волки –непременные
спутники оленьих стад, а за волками – песцы и совы. Волки охотятся на оленей,
а песцы и полярные совы подбирают остатки их добычи. Для песцов и сов очень
важно, что олени своими широкими копытами разгребают снег, обнажая растения и
норки леммингов. Летят за оленьими стадами и куропатки – они также находят корм
на обнаженных от снега местах. В северных странах олень - животное настолько
популярно, что о нем слагают легенды; согласно одной из них оленья упряжка
везет сани Деда Мороза.
Рассказ
подготовленных детей о животных тундры.
Слайд 8:
Песец
Песец,
или полярная сова, - характерный обитатель тундры, отличается от всех остальных
лисиц короткими круглыми ушами и короткими ногами, подошвы которых покрыты
шерстью, что облегчает ходьбу по гладкому льду и насту.
Густой
пушистый мех делает его малозаметным зимой на общем фоне тундры. Летом белая
окраска меха меняется на темно-серую или бурую. В нору, вырытую собственными
силами, прячется только перед непогодой или когда чувствует опасность. Обычно
отдыхает под какой-либо кочкой или кустарником. В пище песец неразборчив и ест
животных, которые попадаются: белых куропаток, уток, гусей. Питается и падалью
крупных животных. У морских побережий песцы лакомятся рыбой, моллюсками,
крабами, морскими ежами. Часто друг с другом песцы ведут кровавые ссоры.
(рассказ
учителя)
- Существуют две основные
разновидности песцов – белый и голубой. Если голубой песец
живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает заснеженные
земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков на хвосте)
служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет.
Песцы не живут стаями, это одиночные
животные. Нору роют в сухом иле. Песец относится к семейству волчьих. Он очень
непривередлив в еде и с легкостью разнообразит рацион. Обычно питается
леммингами и другими мелкими грызунами, птичьими яйцами, не гнушается трупами
животных и рыбой, которую волны выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом
за медведем, подбирая за ним объедки.
Слайд
9:
Северный
олень
Олень
– самый крупный зверь тундры, который встречается в диком состоянии в
России только на Таймыре и к востоку от него – до Чукотского полуострова. Длина
его от головы до хвоста около 1,5 метров. Голова и у самки, и у самца вооружена
длинными ветвистыми рогами, которые служат для защиты при нападении волков, а
также зрение и острый слух помогают им защищаться от врагов в тундре. Густая
шерсть покрывает все тело, а также морду и ноги между копытами, что вместе с
жировым подкожным покровом помогает переносить даже самые сильные морозы. Зимой
шерсть серовато-белого цвета, длина её около шести сантиметров. Весной эта
шерсть выпадает и заменяется более короткой одноцветной серой шерстью. Очень
широкие и раздвоенные копыта позволяют оленю почти не проваливаться при ходьбе
по рыхлому снегу зимой и топким болотам летом.
У
северного оленя превосходное чутье, он различает запахи на расстоянии 500
метров, легко узнает, где под снегом есть ягель – его любимый корм. Кроме ягеля
олени питаются и другими растениями, круглый год находясь на подножном корму.
С
наступлением лета, олени страдают от гнуса, комаров и оводов, которые облепляют
их веки, набиваются им в ноздри. Они страдают от бесконечных укусов. Поэтому
пастухи заранее весной перекочевывают со своими стадами к берегам Северного
Ледовитого океана, где сильные холодные ветра отгоняют насекомых. Там олени
пасутся все лето.
Северный
олень – очень полезное домашнее животное, которое дает все необходимое: мясо и
одежду, которую шьют из кожи и меха. На оленях ездят верхом, запрягают в легкие
сани – нарты, на которых перевозят по тундре грузы зимой и летом.
Слайд
10:
-
Весной в тундру прилетают огромные стаи птиц. Гнездятся здесь водоплавающие
птицы: белые лебеди, серые гуси, многочисленные утки, гагары. Прилетают также
журавли, рогатые жаворонки, пуночки – полярные воробьи. Птицам есть чем
питаться: много сладких ягод, комары и мошка размножаются на болотцах в больших
количествах. Моря, реки и озера богаты рыбой. В полярный день птицы бодрствуют
целые сутки, чтобы успеть выкормить потомство и дать ему окрепнуть до осенней
кочевки. Осенью птицы улетают в южные края.
- Только в тундре есть птица,
которую мечтают увидеть путешественники. Это - розовая чайка. Необычность этой
чайки в том, что её розовое нежнейшее оперенье видно только в естественных
условиях. А на фотографиях получается обычная белая чайка с черным ожерельем на
шее. Розовая чайка очень редкая птица и охраняется законом.
- Гагары способны летать со скоростью до 120
километров в час.
- Замечательная
птица тундры – пуночка или снежный подорожник, или «снежный воробей».
Дело в том, что в
тех местах Крайнего Севера, в особенности в тундровых поселках, где наши
знакомые воробьи уже не встречаются, их место часто занимают пуночки, которые
по своей обычности и численности часто не уступают им. Население в этих местах
считает, что пуночки на крыльях приносят весну, так как с их массовым
появлением начинается долгожданное потепление.
Слайд 11:
-
Коренные население тундры представляют коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи,
ханты, манси.
-
Как вы думаете, чем могут заниматься жители тундры?
-
Охота, рыболовство, оленеводство – главные занятия коренных жителей тундры.
Также здесь добывают каменный уголь, нефть, газ, цветные металлы, апатиты,
торф. Интересно отметить, что в
области тундры находится обширный запас природных ресурсов, таких как
нефть и уран.
С развитием промышленности в тундре
возникли города, рабочие поселки. Благодаря
развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали
быть непреодолимыми. И люди устремились в эти края. Построили посёлки, города,
проложили дороги, протянули линии электропередачи. Как это
отразилось на природе тундры?
-
Почему тундру называют ранимой?
-
При
освоении Севера человеком растительность тундры страдает более всего. А это приведет
к уменьшению численности животных.
Проблемы:
- Отходы промышленных
предприятий загрязняют воздух, воду, почву.
- Местность
загрязняется нефтью во время её добычи.
- Замусоривание
(в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на
поверхность).
- Разрушение
растительного покрова тундры современными транспортными средствами (след от
вездехода или трактора не зарастает несколько лет).
- Из-за
бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.
- Оленьи
пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на
другие места, на восстановление пастбища нужно 15 лет!
Работа
в парах:
-
Посоветуйтесь с соседом, какие меры надо принять для предотвращения
экологической катастрофы. Как спасти природу тундры?
(Запретить
браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую
технику, бережно относится к природным богатствам, ограничить отлов рыбы и
охоту и т.д.)
V
Закрепление изученного:
Слайд 12:
1). Восстановите цепи
питания:
Растения – лемминг
–… ( горностай, волк, песец, сова)
Ягель – …(олень) –
волк
Растения –
заяц-беляк - … (волк)
2). Работа в
рабочих листах:
- Восстанови слова
в столбиках по порядку, вспомни растения и животных тундры. Если задание
выполните верно, прочитаете зашифрованное слово, как оценку вашей работы.
(зашифровано слово молодец)
|
л
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
е
|
|
|
б
|
я
|
|
м
|
в
|
|
р
|
|
|
е
|
м
|
|
л
|
о
|
д
|
|
|
и
|
|
|
ш
|
|
|
|
|
к
|
|
|
|
ь
|
г
|
|
ь
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Мелкий
грызун.
2. Непременный
спутник оленьих стад.
3. Самое
крупное животное тундры.
4. Северная
малина.
5. Белая
водоплавающая птица.
6. Олений
мох.
7. Полярная
лисица.
Физминутка: игра
«Согласен – не согласен»
- Я буду произносить фразу. Если вы
согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
- Зона тундры находится
севернее Арктики. (топают)
- За лето почва
тундры успевает оттаять на глубину не более метра. (хлопают)
- Безлесье –
главный отличительный признак тундры. (хлопают)
- Из крупных
животных в тундре обитает белый медведь. (топают)
- Большие
пространства в тундре занимает лишайник ягель. (хлопают)
VI Рефлексия
деятельности:
Слайд 13:
- Закончите предложение:
Я
не знал, что …
Я
хочу рассказать родителям …
Теперь
я буду …
Теперь
я не буду …
Я
понял, что …
Под
руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с
которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде
учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором
говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Упражнение «Сели, встали, встали выше»
-
Своими действиями можно дать только три варианта ответа. Можно остаться на
стуле, можно встать, можно подняться на носочки. И все поймут, что чем лучше,
тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы
оценить свою работу на уроке?
- Покажите,
насколько вы устали?
- Какое у вас
сейчас настроение?
VII Вариативное домашнее задание:
1.Придумайте
свой знак охраны тундры. Изобразите его.
2.Нарисуйте
свой пейзаж тундры, запишите комментарии к рисунку.
3.Задание
для всех – уч. – стр. 117 - 123
Список
литературы, интернет-ресурсы
1. О.
Т. Поглазова, В. Д. Шилин «Окружающий мир» , 4 класс часть1- М.: Смоленск,
Ассоциация XXI век, 2010
2. «Окружающий
мир» 4 класс, поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина, I
часть, Волгоград
3. Я
иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.:
Издательство «Первое сентября», 2001
4. http://video.mail.ru/mail/val1607/38/52.html- растения и животные
тундры
5. Яндекс-картинки:
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный
олень
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=лемминги
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=северный
волк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=заяц-беляк http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=песец
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=горностай
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=ягель в
тундре–http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=растения тундры
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=растения в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=полярная
сова http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=полярная куропатка http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=белые
лебеди в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=журавли
в тундре http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=серые гуси в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=рогатые
жаворонки в тундре фото
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=пуночки
в тундре
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=коренные
жители тундры
http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=1&text=розовая
чайка
Ф. И.
____________________________
Рабочий
лист
1.
Составь карточку погодных условий зимнего
и летнего дня тундры:
Зима Лето
2.
Восстанови слова в столбиках по порядку,
вспомни растения и животных тундры.
|
л
|
|
п
|
|
|
|
|
|
|
е
|
|
|
б
|
я
|
|
м
|
в
|
|
р
|
|
|
е
|
м
|
|
л
|
о
|
д
|
|
|
и
|
|
|
ш
|
|
|
|
|
к
|
|
|
|
ь
|
г
|
|
ь
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
Мелкий грызун.
2.
Непременный спутник оленьих стад.
3.
Самое крупное животное тундры.
4.
Северная малина.
5.
Белая водоплавающая птица.
6.
Олений мох.
7.
Полярная лисица.
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет
на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике
(полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день).
Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных
явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко,
невысоко) над горизонтом.
Карточка
Задание: подчеркни нужное слово в скобках, подходящее к тексту:
Арктика занимает (острова, моря) Северного Ледовитого океана. Солнце направляет
на зону арктических пустынь свои прямые (косые, прямые) лучи. Зимой в Арктике
(полярный день, полярная ночь), а летом – (полярная ночь, полярный день).
Полярной ночью в Арктике можно наблюдать на небе одно из красивейших природных
явлений (полярное сияние, радугу). Солнце в Арктике поднимается (высоко,
невысоко) над горизонтом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.