Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)

Конспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №13»












Конспект открытого урока

окружающего мира

в 1 классе










Составил:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Гинятуллина Лейсан Мансуровна






Ульяновск, 2013

Класс: 1 «Г»

Предмет: окружающий мир


Тема: ПРО БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ


Триединая дидактическая цель:

обучающая: - на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных;


- выяснить, как животные заботятся о своем потомстве;


развивающая: - создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

-ознакомить с термином «млекопитающие» животные;

-продолжить формирование навыка устного рассказа по материалу урока;

воспитательная: -воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру;


- повышение познавательной активности, учебной мотивации,


- научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях,


- учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала


Оборудование: учебники, хрестоматии, раздаточный материал с изображениями животных и их детенышей, компьютер, видеоматериал, оценочный лист.




Ход урока


  1. Организация начала урока.(Слайд1)

У. - Дети, вам тепло?

 Д.- Да!

У. - В классе светло?

 Д. - Да!

У. - Прозвенел уже звонок?

 Д. - ДА!

У. - Уже закончился урок?

Д. - Нет!

У. - Только начался урок?

 Д. - Да!

У. - Хотите учиться?

  Д. - Да!

У. - Значит можно всем садиться!

Показ фрагмента мультфильма «Мама для мамонтёнка».(Слайд2)

- Чем закончилась эта история?


  1. Подготовка к определению темы урока.

-Хорошо, когда малыш находит свою маму. Давайте мы тоже поможем малышам,

которые потеряли своих мам.

(Помогите малышам: потеряли дети мам.)

Без родителей, одни попадут в беду они.

Помогите малышам! Поскорей найдите мам!

Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.

Он такой скакун хороший – не догонит мама ... .

Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.

Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … .

Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.

Не бойся, не заблудится, придет домой ... .

Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?

У сарая за кадушкой червяка нашла ... .

Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка!

Ждет вас около пруда ваша мама ... .

Олененок-озорник за кустом к земле приник.

Притаился тихо-тихо: пусть поищет ... .

Опустив печально хвостик,

Маму ждет послушный ослик.

Целый день должна трудиться мама ослика – ... .

Забрели четыре брата в поле сладкого овса.

Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет ... .

Куда бы спрятаться козленку?

Какой-то зверь летит вдогонку.

Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее ... .

Купаться в речке страшновато,

Залезли в лужу поросята.

Умылась дружная семья – не узнает детей ... .

Ну-ка марш назад, цыплятки!

Залезать нельзя на грядки!

Ищет вас, волнуется

Ваша мама ... .

Му-у! – мычит теленок. – Му-у!

Очень грустно одному!

Му-у! – охрип малыш от рева.

Му-у! – нашла его ... .

Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.

И за помощь всех ребят малыши благодарят.


Я. Пишумов


- Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)

- Правильно, о животных и их детёнышей или про больших и маленьких. (Слайд3)


3.Постановка учебной задачи.


А сейчас мы поработаем в группах. Для начала давайте вспомним правила поведения в группе: (ответы детей)

- слушать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.


Возьмите большие конверты, высыпьте всё содержимое, соотнесите взрослое животное и детёныша, найдите лишнее(лягушка).

-Какие животные оказались в 1 группе? (дикие)

во 2 группе? ( домашние )

в 3 группе? (птицы)

- Все ли детеныши похожи на своих родителей?


- Сегодня на уроке узнаем о том, как лягушки и другие животные заботятся о своём потомстве.


4. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)


1)- А в какое время года у животных появляется потомство?

- Откроем разворот учебника (с. 52-53) и скажем у каких животных весной появляются малыши? Кто сможет назвать их?

- Какой вывод мы можем сделать, глядя на этот рисунок? (Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нём)


2)- Рассмотрите рисунок на с. 53. Как птицы готовятся к выведению птенцов?

-Похожи ли птенцы на своих родителей? (Только что появившиеся на свет птенцы на своих родителей мало похожи.)

«Они проклёвываются из яиц сначала слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, не умеют летать».


-Как же птицы-родители заботятся о птенцах? (Взрослые птицы высиживают яйца в гнездах, а когда появляются птенцы, то приносят им корм, согревают своим теплом, охраняют от врагов.)

-Как вы думаете, много ли у птиц весной забот? Давайте прочитаем и узнаем. (хрестоматия с.59 «Много ли у птиц весной забот?» )


- Какая птица не заботится о своём потомстве? Слайд 4 (кукушка) Почему?

(хрестоматия с.60 Рассказ ученика «Почему кукушка птенцов не выкармливает?» )


- Вы слышали когда-нибудь такое выражение «Кушает как птичка»? Много ли пищи на самом деле нужно птенцам? Об этом расскажет ……. (хрестоматия с. 61 «Много ли пищи надо птенцам?»)

-Что ещё кроме пищи необходимо всему живому на планете? (вода, воздух, свет)


3)-А вы знаете, что есть ещё одно животное, которое бросает своих детёнышей? Кто же это узнаем, отгадав загадку:

Что за зверь такой лесной,

встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

уши больше головы? (Заяц) Слайд 5

-Загляните в книгу и скажите, что происходит в жизни зайца с приходом весны и тепла?

Рассказ учителя о заячьем потомстве.

«Новорожденные зайчата, ещё не обсохнув, сразу лезут под брюхо матери и сосут молоко. Покормив зайчат, мать не облизывает их, не проявляет никакой другой заботы, а немедленно убегает. Покинутые зайчата, немного обсохнув, поодиночке разбегаются в разные стороны и прячутся. Они лежат, затаившись, без движения, не пищат. Проходит день, другой. Проголодавшись, зайчата отправляются на поиски корма. Но так как зубы у них ещё не выросли, питаться они могут только молоком. К этому времени у зайчихи снова появляется молоко. Кормит она каждого встречного зайчонка, не разбираясь, свой он или чужой. Зайчонок насытившись, снова затаится и сидит в укрытии до нового приступа голода. В течении первых десяти дней зайчонок кормится 3-4 раза, после чего, не встречая кормилицы, он вынужден переходить на самостоятельное питание. К этому времени у него вырастают зубы.


- Почему же зайчиха и кукушка бросают своих детей?

 - Может они плохие мамы? Нет! Они по природе не приучены заботиться о своих малышах.

- Кукушка подбрасывает яйцо в другое гнездо, и тем самым спасает своего детёныша.

-Зайчиха-мать оставляет своих зайчат. Убегая, она уносит запах с собой и хищникам тяжело учуять зайчонка, который смирно сидит под кустом. Так эти животные проявляет заботу о детях».



Физминутка «Лягушки» Слайд 6

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две веселые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!


4)- Интересно узнать, как на свет появляются лягушки? Давайте посмотрим фильм. (размножение и развитие лягушки) Фильм


Расскажите по рисунку на с.52 как головастик превращается во взрослую лягушку?

-Кто должен заботиться о родившихся лягушатах?

- Оказывается в наших краях есть особенная лягушка, самцы которой заботятся о подрастающих малышах. Слайд 7 (Тайну о том, как они заботятся вы можете прочитать вместе с родителями из хрестоматии на с.57)

  1. - А теперь мы поговорим о медведице. Слайд 8

-Что делала медведица зимой?

- Почему весной она выходит из берлоги не одна? 

- Чем питались малыши в берлоге?

-Рассказ учителя о млекопитающих?  «У новорожденных зверей нет зубов, и они питаются молоком матери и их называют в науке биологии - млекопитающиеся».


- «Как медведица о медвежатах заботится» Послушаем…(стр.62 «Хрестоматия»).


5. Закрепление.(работа в паре)

- Все животные приносят потомство, размножаются, для себя и своих детёнышей строят жилища. Сейчас мы поработаем в паре. Перед вами листочки ( животные и их жилища). Вы должны отгадать загадку о животном и соединить линией его жилище.

Роет, роет, роет,

Ход подземный строит,

Роет – строит ловко

Спальню и кладовку.

(Крот – нора.)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

(Бобёр – хатка.)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном Из травы и глины.

(Ласточка – гнездо.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной… (медведь – берлога)


Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (белка – дупло)


Проверяем по экрану. Слайд 9 (ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ НА ОЦЕНОЧНОМ ЛИСТЕ)


6.Обобщение и закрепление.

- Молодцы! Ребята, можете ли вы сказать когда птица не летает, (Слайд10) лягушка не прыгает, а еж не колется?

- А сейчас - игра: «У кого кто появляется?» Слайд 11

  1. У коровы _______________________________

  2. У кошки ________________________________

  3. У курицы _______________________________

  4. У лягушки ______________________________

  5. У скворца _______________________________

  6. У медведицы_____________________________

  7. У овечки_________________________________

  8. У лошади________________________________

7. Рефлексия.

- С кем встретились на уроке?

- Что узнали о больших и маленьких?

«Что они при рождении не всегда похожи на своих родителей, многие из них слепые, без зубов не умеют летать, прыгать и даже нет шерсти и колючек. Тех, кто питается молоком матери, называют – млекопитающимися».

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного. Слайд12 Спасибо за урок!


Конспект урока по окружающему миру "Про больших и маленьких" (1класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока разработан по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса.

Предмет: окружающий мир

Тема: ПРО БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

Триединая дидактическая цель:

обучающая:  - на примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных

 - выяснить, как животные заботятся о своем потомстве;

 развивающая:

- создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

-ознакомить с термином «млекопитающие» животные;

-продолжить формирование навыка устного рассказа   по материалу урока;

 воспитательная:

-воспитание  любви и бережного отношения к окружающему миру;

- повышение познавательной активности, учебной мотивации,

- научить самостоятельно получать знания в новых для учащихся условиях,  

- учить работать в группе, уважать мнение товарищей.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

 Оборудование: учебники, хрестоматии, раздаточный материал с  изображениями животных и их детенышей, компьютер, видеоматериал, оценочный лист.

Автор Гинятуллина Лейсан Мансуровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 764
Номер материала 13540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓