Главная / Начальные классы / конспект урока по окружающему миру "Почему воду надо беречь?"

конспект урока по окружающему миру "Почему воду надо беречь?"

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПО ПРОГРАММЕ «Перспективная начальная школа»

В 3 б КЛАССЕ МБОУ «Тарасинская СОШ»


Дата проведения: 6 декабря 2013 г.

Учитель: Бускинова Нурия Гайфуловна

Тема урока: Почему воду надо беречь?

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Цели урока: создать условия для осознания учениками: много ли на Земле питьевой воды и как можно сохранить чистоту питьевой воды.

Задачи: активизировать знания и наблюдения детей о питьевой воде;

показать значение воды для растений, животных, человека;

обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;

работать над созданием плаката - памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты;

систематизировать и обобщить изученное на уроке;

учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод ,прием ЗХУ.

Оборудование:

- тесты

- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 3 класс, Академкнига, 2013г.

- глобус, демонстрационный стол;

- проектор , презентация

Цели урока ,направленные на достижение обучающимися


- личностных результатов:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем знаний об окружающем мире;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с информацией;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) способы решения проблем творческого и поискового характера;

3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

8) готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

9) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями урока;

- предметных результатов:

1) формирование представлений об окружающем мире ;

2) сформированность бережного отношения к природе , правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

3) овладение учебными действиями при проведении опытов и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
























Пояснительная записка к уроку окружающий мир по теме «Почему воду надо беречь?»


Данный урок разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и современными требованиями организации единой информационно-образовательной среды. Уровень образования школьников: 3 класс, что предполагает проблемность изложения материала. Для получения высокого результата на уроке использовались: технология развития критического мышления , методы, включающие применение ИКТ (интерактивная доска, презентация к уроку). Форма учебной работы: классно-урочная на основе активной и интерактивной стратегии взаимодействия. Урок строится в диалоговом режиме, акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой. Школьники пользуются дополнительными источниками информации – книгами, электронными ресурсами. Тип урока: урок – урок сообщения новых знаний, шестой урок в разделе «Чудесные превращения воды в природе » ( УМК «Перспективная начальная школа» Г.В. Трафимова Окружающий мир Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений). Урок был дан в 2013 году (в неделю - два часа).

Благодаря применению перечисленных методов и приемов организации обучения, достигаются высокие результаты усвоения материала обучающихся.








Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.

Организационный момент


Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.

Закройте глаза, положите ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи ,отличных оценок.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!



Дети выполняют задания учителя.

Личностные: готовность к обучению, отношение к обучению.

II

Проверка домашнего задания.


III.


Актуали-зация знаний и постанов

ка проблемы




















IV.

Первич-

ное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач






















































































































Развивать вычислительные навыки, учить применять их в жизни




























































































Игра

















V.



Самостоятельная работа













Физминутка






VI.

Обобщение


Проверить знания обучающихся в предыдущих темах о воде.




Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу





















Активизировать знания и наблюдения детей о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных, человека; обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;

работать над созданием плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.









































































































Охрана воды и её расход











Решение практических задач














































































































Закрепление полученных знании















Профилактика умственного утомления детей.





Закрепить полученные знания на уроке
















Раздать тесты




Чтение стихотворения


Блистают звёзды, цвет меняют горы,

Снега сползают, розы опадают.

Мне очень жаль людей, которых

На свете ничего не удивляет.

- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли,

Укачаю в океанах

Великаны корабли.   (Вода)

- О чём мы будем говорить на уроке?

3. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (слайд)

Капля воды дороже золота

- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

- Что вы знаете о воде. И что хотели бы узнать.

- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?

Сегодня мы проведём урок в форме «круглого стола» по очень волнующей всё человечество теме. В её обсуждении примут участие представители разных профессии: инженер, биологи, экологи.


Шёл по морю корабль. в тот миг роковой

Кипела вода за высокой кормой.

Но прямо по курсу сквозь грохот и гул

Услышал матрос за бортом «Караул»

-как вы думаете, чей это зов о помощи?

-оказывается на помощь зовёт вода . Итак сегодня мы с вами должны ответить на вопрос: почему воду надо беречь?

Первыми к обсуждению приглашаются биологи (рассказывают дети выступающие в роли биологов)

-таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Слайд

- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).

- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).

- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней.  А знаете почему?

Слайд 

 - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и  человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.

Слайд.1 Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива .

- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).

- Почему растение завяло? (Его не поливали).

- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).

Слайд.2   Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются.

- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).

- Животные, если их лишить воды, быстро погибнут.

Слайд 3 - Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Слайд 4  

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

- Хотите узнать, откуда пришла вода?

Чтение стихотворения

Слайд 5. Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Люди запоминают из детства самые радостные впечатления: рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.

- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?

- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Слайд  6

- А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан? (Ответ: озера, реки, море, океан и т. д.)

Слайд.7 Вот он мировой океан

 



Дополнительные сведения ( сообщения детей)

Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.

Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.

Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их.


Вывод: Вода – дом для многих растений и животных.

  

- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. Слайд 8  

- А как ещё в быту человек использует воду. (Вода в батареях, в кране, гидростанция).

- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.

- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.

  Вывод: Вода – помощник человека. Слайд 9

- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)

- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).

- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).

- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).

- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой» Слайд. Берегите воду!

Практическая работа на интерактивной доске

Давайте очистим океан от мусора

Слайд. 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.

По прогнозам ученых к 2050 году (через 40 лет) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод.  Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.  

Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает 110 капель, за сутки – уже 15 литров.


Решите задачу. В квартире неисправен кран из которого за час вытекает 1 стакан воды. сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней ит.д.




Послушаем историка.






Слайд.11



Как вы понимаете слова «деревня высохла»?




Вывод: таким образом, природные источники нельзя считать неисчерпаемыми.





































Свою точку зрения выскажут экологи.





Слайд12

























Вывод: вода - жизнь. здоровье, красота окружающего мира.





 Игра верны ли утверждения. Если вы согласны то хлопайте, если нет - топайте.

1.Вода необходима всему живому

2. Воды на земле много и беречь её нет необходимости.

3.Мусор можно бросать в реки, он утонет, его не будет видно.

4.Расходовать воду нужно экономно.

5.Употребление чистой воды продлевает жизнь.

6.Заботиться о чистоте водоёмах должны только взрослые.

7. Байкал - самое глубокое озеро планеты.

8.На планете земля больше пресной воды.

9.Нужно бережно относиться к воде.

10.Без воды нет жизни.










Практическая работа в тетрадях

Вставь пропущенные слова.

(Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках)

Проверка: чтение предложений.

На доске запись:

Всему живому ___________ вода.

Пресной воды на Земле _______.

Необходимо _____________ расходовать воду.

Краны в доме должны быть ____________ .

Нельзя ________________ водоемы.

(Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязняется)





На болоте 2 лягушки,2 зелёные подружки.

Утром рано умывались .полотенцем обтирались. вправо влево наклонились и обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт привет.



Давайте ответим на вопрос поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь?

Слайд 13




Вывод: беречь воду- означает беречь жизнь, здоровье красоту окружающего мира.




Ответы детей по пройденному материалу.










Дети определяют тему и цель урока в парах. Заполняют таблицу ЗУХ

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая , мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода?

Нужно ли её беречь?








Выслушиваются ответы детей.


Сообщения детей



Если взглянуть на глобус. больше всего на нём голубой краски .голубым цветом изображают воду. вода- одно из самых важных для человека веществ. без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Организм человека .в том числе кровь .мозг, больше чем на половину состоит из воды .а в некоторых растениях её содержится ещё больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Вода - важное для организма вещество:

На 1кг. тела коровы-600г. воды, утки-700г воды, у медузы на 100г.тела-99г воды.

Вода также является домом для множества растений и животных. при недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные , если их лишить воды, быстро гибнут. например. собака может прожить без пищи до 100 дней ,а без воды- не более 10 дней. без пищи человек может прожить больше месяца, без воды-всего лишь несколько дней. человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица ,зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.








Дети делают вывод:

- Для жизни растений тоже нужна вода.





Дети делают вывод, что вода - это здоровье, красота и жизнь.







 Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» Обсуждают прочитанное.

1. Спросил на днях малыш сосед

    У струйки, льющейся из крана:

    - Откуда ты?

    Вода в ответ: Издалека, из океана.

2. Потом малыш гулял в лесу,

    Росой искрилась вся поляна.

    -Откуда ты? – спросил росу.

    - Поверь, и я из океана.

3. На поле лёг туман седой.

    Малыш спросил и у тумана:

    - Откуда ты? Ты кто такой?

    - И я, дружок, из океана!

4. – Ты, газировка, что шипишь?

    И из бурлящего стакана

    Донёсся шёпот:

    - Знай, малыш, и я пришла из океана.

5. Удивительно, не так ли?

    В супе, в чае, в каждой капле,

    В звонкой льдинке, и в снежинке,

    И в дождинке, и в росинке

    Нам откликнется всегда

    Океанская вода


Дети слушают сообщения детей. Происходит взаимообучение


Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотёсе. В отвесной скале он просверлил отверстие из которого текла тонкая струйка живительной влаги. на скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек .который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. вода пошла сильнее, шумнее. человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высохла , а за ним «высохла» и деревня.


Ответы детей. Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома и деревня перестала существовать, то есть «высохла»



Чистой воды на земле становится всё меньше заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют её отходами производства. Звери. Растения рыба - всё живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно. Беречь воду - означает беречь жизнь, здоровье , красоту окружающего мира.










Дети выполняют задания.














Дети работают самостоятельно

взаимопроверка.













Дети выполняют движения




.



Дети делают вывод: вода входит в состав нашего организма

-вода-это жизнь, красота и здоровье.

-вода – помощник человека.

-количество воды ограничено.

-вода загрязняется.

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя знания полученные ранее.

















Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, формулировать вопрос



























Познавательные: добывать новые знания ,находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания полученные ранее, делать выводы.







































































































































































































































Регулятивные контроль, саморегуляция ,коррекция.

Познавательные: добывать новые знания находить ответы на вопросы.



























VII.

Рефлексия


Установление соответствия целей и результатов.

Формировать умение осуществлять самоанализ, контроль своих действий


1.Заполнение таблицы ЗХУ















2.- Подводя итог нашей работы, как бы вы закончили урок?

- Сегодня я узнал….

- Было интересно….

- Было трудно…..

- Я понял, что….

- Мне захотелось….

- Урок дал мне для жизни…..

3.- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки; если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым; если редко- желтым; не делали – красным.

- У кого получились все кружки зелеными, выйдите к доске. У кого только 4 кружка зеленых встаньте. У кого три поднимите руку.

- Давайте похлопаем лучшим докладчикам.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Жидкая , мы её пьем, бесцветная, не пахнет…

Для чего на Земле нужна вода?

Нужно ли её беречь?




Дети, работая в парах, систематизируют свои знания и заполняют третий столбик таблицы. Оценивают свои знания, обнаруживают незнание, причины затруднений.

Дают развернутые ответы.






Заполняют лист самооценки:

Я предлагал идеи для записи

Я отвечал на вопросы учителя


Я выслушивал мнения товарищей

Я предлагал идеи для записи

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные:оценивать правильность выполнения действии.


VIII.

Домашнее задание


Повторить и закрепить новый материал. Раз-вивать творчество, умение работать с дополнительными источниками, формировать коммуникативные умения

Класс делится на группы: экологи, математики, литераторы, ученые, фотографы. Каждой группе дается задание (составить кроссворды, подобрать пословицы, интересные факты о воде, посчитать расход воды своей семьи, провести опыты с водой и т.д). Желающие могут нарисовать плакат в защиту воды.

.

Выбирают для себя задание.










конспект урока по окружающему миру "Почему воду надо беречь?"
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока:              Почему воду надо беречь?

Тип урока:    Урок сообщения новых знаний.

Цели урока: создать условия для осознания учениками:  много ли на Земле питьевой воды и как можно сохранить чистоту питьевой воды.

Задачи: активизировать знания   и наблюдения детей о питьевой воде;

                показать значение воды для растений, животных, человека;

               обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;

               работать над созданием  плаката - памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты;

               систематизировать и обобщить  изученное на уроке;

               учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке,  формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод ,прием ЗХУ.

Автор Бускинова Нурия Гайфуловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1077
Номер материала 51050
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓