Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Как животные защищаются" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Как животные защищаются" 3 класс

Как защищаются животные


Цели: закрепление материала о различных группах животных,

ознакомление детей с разными способами защиты животных от врагов,

развитие речи, расширение кругозора,

обучение детей работе с книгой,

создание условий для групповой и парной работы

Оборудование: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки с названием хищных животных, карточки с названием способа защиты животных, пуговицы и предметы разного цвета, мультимидийная техника

Основное содержание урока.

Оргмомент

-Поговорим?

- О чём?

-О разном и о прочем?

- О том, что знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим!

- Нам будет интересно!

Актуализация знаний.

Дети, наш урок мы начнём с упражнения « Согласие». Дети берут карточки со стола учителя и находят «родственников» Карточки составлены из названий хищных зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб и насекомых . По сигналу учителя работа прекращается. Учащиеся каждой группы зачитывают карточки барсук, лев, волк, коршун, сова, филин, сокол, божья коровка, стрекоза, жужелица, щука. окунь, сом. Электрический угорь, Жаба, лягушка. Тритон. Червяги. Ящерица прыткая. змея, гадюка, крокодил.

Хищные звери Хищные птицы Хищные пресмыкающиеся

барсук коршун ящерица прыткая

лев сова змея

волк филин гадюка

лиса сокол крокодил

Хищные земноводные Хищные рыбы Хищные насекомые

жаба щука божья коровка

лягушка окунь стрекоза

тритон сом жужелица

червяги электрический угорь

- Что общего у всех групп животных? (Они хищники)

Слайд 2

Предложите задание

Следующее задание, которое вы выполните:

Название каждого животного соотнесите с его отличительным признаком внешнего строения

Оса рога

Черепаха копыта

Бык жало

Лошадь панцирь

Дети. Как вы думаете. Зачем животным эти отличительные признаки?

Кто из вас может назвать тему урока?

Сообщение темы урока.

А, теперь, откроем содержание учебника и проверим себя.

Слайд 3 Как животные защищаются

Какова цель нашего урока? (Дети сами называют цели урока)

На какие вопросы вы хотели бы услышать ответы на этом уроке?

-Каждое животное, даже хищник, может стать добычей хищника. Поэтому в природе у каждого животного появились свои способы защиты от хищника. Животные имеют целый набор средств защиты - от рогов и шипов до химического оружия. Сюда же относится быстрое бегство и простые хитрости.

Работа по новому материалу

Рассмотрите рисунок на стр. 26 и попробуйте ответить на вопросы к этому рисунку (Грозное оружие оленей в борьбе с врагом – их рога. Это же оружие есть у лосей, антилоп, козлов, буйволов)

Слайд 4 (этих животных)

Слайд 5 (самые крупные рога у водного буйвола)

- Дети,прочитайте из текста предложения, которые подходят к рисунку на стр 27. (бегство)

-Большинство животных имеют огромное преимущество перед растениями в том, что могут убежать или улететь от тех, кто хочет их съесть. Кто быстро бегает и ноги длинные имеет, те убегают от хищника. Скорость - хорошая защита. Животные, пасущиеся стадом, при нападении хищника разбегаются в разные стороны, приводя того в замешательство и выигрывая время.


А КАКОЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ У ЭТИХ ЖИВОТНЫХ? (ХВОСТ) СЛАЙД 6

Сообщение детей.

Для многих животных хвост — единственное оружие. В Черном море обитает интересное существо — скат-хвостокол, или морской кот. Внешне скаты похожи на большую сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста растет длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип. Подвергшись нападению, морской кот бешено бьет хвостом, нанося «шпагой» раны.

Крупные ящерицы — вараны, живущие в пустынях и степях Средней Азии, обороняясь от хищника, бьют его своим хвостом, как кнутом. Удар бывает так силен, что может привести к перелому костей. Быки, лошади, зебры, ослы, антилопы, даже громадные слоны обороняются от комаров, мошек, мух, слепней и других насекомых с помощью хвоста. Когда насекомые сильно докучают, лошади Пржевальского занимают круговую оборону, становясь в тесный круг, мордами внутрь, и дружно машут хвостами, чтобы отогнать маленьких агрессоров.

Мелкие животные, попав в лапы хищнику, стараются «откупиться». В этом случае ящерицы и наземные саламандры напряжением специальных мышц переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывают его. Нападающий хватает конвульсивно извивающийся хвост, а его хозяйка торопится удрать. Для этих животных утрата хвоста не потеря, он отрастет снова.

_ Дети, оцените выступление одноклассников

ДМ По полу рассыпаны цветные пуговицы и другие мелкие предметы Часть пуговиц и предметов такого же цвета, как пол в классе, другая часть - яркой окраски. Задача детей за 15 секунд собрать как можно больше предметов на полу. Подведя итоги, дети отмечают, что предметы, окрашенные так же , как пол остались незамеченными.

Так и хищным животным также труднее заметить добычу, которая окрашена под цвет окружающей среды. Об этом мы прочитаем в хрестоматии (тексты читают группами: девочки - « Маскарад, спасающий жизнь», мальчики- «Под шапкой невидимкой», они договариваются, кто будет рассказывать прочитанный текст)

-Ребята, оцените свою работу в группах.


- Есть ли в нашем крае животные с зелёными и пёстрыми шапками – невидимками?

-Почему больше всего зелёных шапок-невидимок у насекомых?

-У каких животных две шапки – невидимки? (заяц, белка, горностай. )

А может кто из вас знает животное, у которого 3 наряда? (белая куропатка)

Слайд 7 (про белую куропатку)

Божья коровка не прячется, но птицы её не трогают. Почему?

- Ещё какие животные защищаются своим химическим оружием?

Работа в тетради (№ 32)

ДМ Проверка выполненной работы

-Чтобы отразить нападение, животные часто громко свистят, шипят, бьют хвостом, встают на задние лапы, чтобы казаться больше, чем есть на самом деле. Если же угрозы не останавливают врага, многие животные притворяются мертвыми: внезапно переворачиваются на спину, раскрыв пасть, и после 2-3-х судорог остаются лежать в полной неподвижности. Столь неожиданный оборот чаще всего приводит хищника в недоумение. При этом животное-обманщик осторожно подглядывает, не отошел ли враг и нельзя ли обратиться к менее рискованному приему - быстро уползти в безопасное убежище.

-Ребята, а вам не удавалось наблюдать в природе способы защиты животных?

Обобщение.

Учитель: Разложите перед собой ваши карточки. Послушайте несколько примеров и постарайтесь определить, о каких приспособлениях идёт речь в каждом случае. Когда выберите ответ, отвечайте поднятием карточки. Каждая пара должна поднять только одну карточку, поэтому сначала посоветуйтесь друг с другом, а затем давайте ответ.

Жук-бомбардир.
. Название получили благодаря своеобразному защитному механизму. Они способны более или менее прицельно выстреливать из желёз в задней

части брюшка саморазогревающейся смесью химических веществ. Температура смеси в момент выстрела достигает 100 °C, а её выброс сопровождается громким звуком (химическое оружие)

Морской конёк. Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостиком и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем. Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской. (цвет)

Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы – притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные как слоны способны обмануть хищников – они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать. (поведение)

Если хищник схватит за хвост мышонка, обедать ему не придется. Кожица хвоста вместе с реденькими волосками легко, как чулочек, стягивается с хвоста и остается в зубах врага, а мышка спешит удрать. Кожица снова уже не нарастет, а обнаженный кончик хвоста высохнет и отвалится. Но ведь жить можно и без хвоста!

На какие вопросы вы получили ответы?

Больше информации вы можете получить … закончите предложение (В энциклопедиях, по телевизору, в интернете)

Каких целей мы сегодня достигли на уроке?

Рефлексия

Закончите предложения:

- Я сегодня узнал…

Сегодня дома я расскажу…

Для меня было новое..

ДЗ стр. 26-28, стр.23№31. Или подготовить сообщение о способах защиты какого-нибудь животного.




Конспект урока по окружающему миру "Как животные защищаются" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Цели: закрепление материала о различных группах животных,

ознакомление детей с разными способами защиты животных от врагов,

развитие речи, расширение кругозора,

обучение детей работе с книгой,

 

создание условий для групповой и парной работы,

воспитание любви к природе.

Урок сопровождается презентацией. Дети работали в группах и парами. Вместо привычных физкультминуток на уроке проводились динамические моменты, которые являлись частью всего урока. При подготовке к уроку дети работали с энциклопедиями, искали материал в интернете

 

Автор Иванилова Людмила Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1588
Номер материала 52312
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓