Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?" (1 класс)



Конспект урока по окружающему миру по теме «Где живут белые медведи?»

«Школа России», 1 класс

Цели :

  • Формировать представление о разнообразии природы Земли;

  • Познакомить с холодными районами Земли(Северный Ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов;

  • Учить приемам работы с глобусом

Планируемые результаты :

  • Учащиеся научатся показывать на глобусе и называть холодные районы Земли;

  • Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями

Оборудование :

  • Картинки с изображением белого медведя и пингвина

  • Глобус

  • Записи песен «Колыбельная медведицы»(слова Ю.Яковлева, музыка Е. Крылатова), «Пингвины»(слова Н.Соловьёвой, музыка М.Протасова)

1.Организационный момент.9ч.05 мин.

  • Дети вам тепло?

  • В классе светло?

  • Прозвенел уже звонок?

  • Уже кончился урок?

  • Хотите учиться?

  • Значит, можно всем садиться?

2.Актуализация знаний.

Презентация «Год»

Игра «Да – нет ка»

Да – зелёный, нет - красный

-Вторник идее после воскресенья.(нет)

-В году 4 времени года. (да)

-В неделе 7 дней. (да)

-Осенью на деревьях распускаются листья(нет)

-Весна приходит после зимы (да)

-В понедельник все люди отдыхают.(нет)

-Осенью желтеют и опадают листья(да)

-Зимой самые короткие дни и самые короткие ночи (да)

-Суббота идёт после пятницы.(да)

-Весной самые длинные дни и самые короткие ночи в году.(нет)

Игра «Не ошибись»

На доске :

1)Июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель

  • Выберите названия весенних месяцев.

На доске :

Названия дней недели:

2)Суббота, понедельник, среда, воскресенье, вторник, пятница, четверг

  • Поставить в правильном порядке.

3)осень, зима, весна, март, лето

  • Найдите лишнее слово (март, т.к.это месяц, а осень, зима, весна, лето – это времена года.

КИМы 9тест 28, с.46-47)

3.Самоопределение к деятельности

Загадка :

  • В чёрных фраках, в белых майках круглый год

Ходит удивительный народ (пингвины)



Егор :

  • К нам шагает господин?

Ошибаетесь – пингвин.

Чёрный фрак накинут сзади.

Наш красавец при параде.

Так изысканны манеры.

Все пингвины – кавалеры.


Загадка :

  • Среди снегов и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает,

В морозы согревает. (белый медведь)


- Кто знает ,где живут эти животные ?

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке .(О животных , которые живут в холодных районах)

- Какие вы поставите цели на этот урок?

-На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?


Учебник :

- Прочитайте тему урока (Где живут белые медведи?)

Для чего нам это нужно знать?

Мы будем исследователями. Какие качества нам сегодня понадобятся?

  1. Наблюдательность

  2. Внимание

  3. Настойчивость

  4. уверенность


4.Работа по теме урока.

1)Практическая работа

- На уроке необходим важный предмет .Отгадайте , какой.


Чёрный ящик:

  • Чтоб изучить пустыни, горы

И океанские просторы,

Все острова , материки

И берега большой реки.

Не нужен поезд иль автобус-

Поможет славный школьный … (глобус)


- Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

Диск (окружающий мир)

  • На Земле есть очень холодные районы – Северный Ледовитый океан и Антарктида. Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

Живут белый медведь, поморник, морж.

  • Антарктида – огромный участок суши , покрытый слоем льда .В этом районе Земли расположен Южный полюс.

живут пингвин, морской котик, треска

- Где на глобусе Северный полюс и Южный полюс ( в группах)

Проверка :

Диск (окружающий мир)

Для чего нам это нужно знать?


- Что вы узнали об этих районах Земли?

- Как называются холодные районы Земли?(Северный Ледовитый океан и Антарктида)

- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (льдом и снегом)

- Какой полюс расположен в этом районе Земли?(Северный полюс)



- Как называется ещё один холодный район Земли?(Антарктида)

-Какой полюс расположен в этом районе?(Южный полюс)

Мультфильм «Умка»

- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов , мы отправляемся в виртуальное путешествие .Для этого мы разделимся на 2 группы.

Правило работы в группе:



1 группа отправится на Северный полюс.

2 группа – на Южный

- Как вы думаете , что нам понадобится в путешествии?(тёплая одежда)

- Правильно , и на Северном полюсе , и на Южном очень холодно. Надо взять шапку , куртку, варежки, могут пригодиться лыжи и аэросани..



2.)Работа по учебнику.с.12-13

1 группа- по рисунку на с.12

2 группа – по рисунку на с.13

Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели по плану:

  • Где вы побывали?

  • Что увидели вокруг7

  • Какие животные птицы вам встретились?



Энциклопедия «Неизвестное об известном» с.19



  • Жизнь на краю Земли.

Арктика и Антарктика являются самыми холодными областями земного шара. Очень немногие виды животных могут существовать в таком климате , но те, кто всё же приспособились к нему , встречаются там в больших количествах.





Что такое Арктика ?

Самые крупные животные Арктики – белые медведи. Это превосходные пловцы охотятся в основном на морских тюленей. Белые медведи встречаются только в этих краях.


Густая шерсть на подошвах медведя не только согревает их лапы, но и не дает им скользить на льду.

Спасаясь от сильных снежных бурь , белые медведи роют в снегу неглубокие берлоги. Там они спокойно спят, пока не утихнет буря.

Морж -единственное животное , которого опасаются белые медведи .И хотя он предпочитает питаться рыбой и моллюсками, он обладает достаточной силой, чтобы убить медведя.



Что такое Антарктика?

Большую часть Антарктики занимает огромный материк Антарктида, площадь которой в полтора раза превышает площадь США. Две трети территории Антарктики на протяжении вот уже 4 миллионов лет покоится под ледяным панцирем.


Кто живёт в Антарктике ?

На побережье Антарктиды (самом тёплом её месте)

Тюлень – леопард, пингвины




Интерактивная энциклопедия «Всё обо всём в вопросах и ответах»с.30-31


В полярных областях животным трудно выжить .Для этого они должны были приспособиться к очень низким температурам и холодным ветрам, а порой проводить долгое время без пищи. Погодные условия там очень суровые. В зимние месяцы солнце вообще не поднимается над горизонтом, там царит полярная ночь .Летом солнце светит круглые сутки, не покидая небосвода.

  • Белый медведь- самый крупный хишник – обитает в Арктике. От холода его спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира. Масса взрослых самцов порой превышает тонну. Медведь прекрасно плавает, загребая широкими сильными лапами, как вёслами.

Охота :

Белые медведи охотятся только на ледовых полях Северного Ледовитого океана. Главная их добыча – тюлени, которых медведи обычно терпеливо подкарауливают около полыньи. Как только тюлень покажется на поверхности воды, медведь сильным ударом лапы выбрасывает его на лёд.

Жизнь в воде:

В Арктике обитают такие тюлени, как гренландский тюлень, морской заяц, нерпа. Тюлени много времени проводят в воде, выбираясь на сушу только для отдыха и для размножения. Арктические китообразные – белуха и нарвал – никогда не выходят на сушу , как и косатка, которая водится и в Арктике ,и в Антарктиде. А вот тюлень Уэдделла и морской леопард , живут только в Антарктике.

  • Пингвины обитают в Антарктиде. Они не умеют летать, зато хорошо приспособлены к жизни в воде .Их жёсткие крылья служат им ластами, а обтекаемая форма тела позволяет стремительно двигаться в воде в погоне за рыбой.

Зимнее чудо.

Самые крупные пингвины – императорские. Самка откладывает одно яйцо и уходит кормиться в море .А самец всю зиму согревает это яйцо, держа его на лапах и прикрыв сверху складкой кожи В это время он ничего не ест.


Птицы :

Многие птицы летят в приполярные районы весной, чтобы отложить яйца и вывести детёнышей .Каждцю весну полярная крачка пролетает расстояние от Антарктиды до Арктики, а осенью возврашается назад – в антарктическое лето.


Поморники летом выводят птенцов на берегах Ледовитого океана, а зимой улетают в открытое море.


Охота на тюленей.

Детёныши некоторых видов тюленей рождаются с белой шкурой .Она делает их заметными на снегу для хищников. К сожалению ,некоторым людям нравится одежда их шкур маленьких тюленей и охотники тысячами убивают беззащитных малышей.Любители животных , стараясь предотвратить бойню, опрыскивают тюленят безвредной краской, чтобы их шкура потеряла ценность для охотников.




Энциклопедия «Что такое ?Кто такой?» с.231

  • Белый медведь –самый крупный хищный зверь на Земле. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не встречаются. Всю жизнь они проводят во льдах, вода для них родная стихия. Белый медведь может долго плыть со скоростью 4-5 км\ч, ныряет не хуже тюленя и может проплыть под водой минуты 2.Питается он тюленями , рыбой, птицами. Когда приходит пора рожать детёнышей, белая медведица забирается в снежную пещеру. У этого огромного животного весом в 700 кг (а самцы достигают 1000кг)детёныши рождаются чуть больше крысы.Пока медвежата не порастут, медведица не выходит из берлоги.

  • Песенка «Пингвины»

С.373-374

  • Пингвины

Первые мореплаватели , увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки! Именно так одевались тогда мужчины в торжественных случаях.

Учёные специально приезжал в суровую Антарктиду, чтобы узнать , чем питаются эти птицы, как выводят птенцов, как выдерживают страшные морозы.

Пингвины относятся к числу птиц, утративших способность летать. Зато они превратились в превосходных пловцов. Толстый слой жира предохраняет пингвина от холода. Крылья выполняют роль плавников.

Самые большие пингвины – императорские. Они достигают 80 см роста и весят от 25 до 40 кг. Тело пингвина похоже на ракету, поставленную на хвост. Ноги с плавательными перепонками и короткий клинообразный хвост- как три опоры у ракеты. Перья на теле и крыльях тёмно-синие, с серебристым оттенком на спине, а на брюшке ослепительно белые .Голова чёрная , а по бока головы и шеи красивые золотисто – оранжевые разводы. Крылья похожи на длинные плавники .Кожа у пингвинов неплотно прилегает к телу, особенно в низу брюшка, где она образует густой слой жира. Этот жир одновременно и тёплая подкладка нарядного пингвиньего фрака, и запас питания на «чёрный день».

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям .Полжизни, если не больше , императорские пингвины проводят в воде, уплывая далеко- далеко от берегов Антарктиды. Питаются они рыбой, кальмарами.В воде их неуклюжее тело превращается в гибкую стремительную торпеду: лапы и крылья гребут, вытянутое тело приобретает совершенно обтекаемую форму.

Перья плотно прилегают к телу и помогают отлично скользить в воде. Пингвин может мчаться со скоростью 36 км\ч. Иногда он так разгоняется , что вылетает из воды на лёд, как камешек из рогатки.

В разгар зимнего ненастья пингвины откладывают яйца .Каждая самка кладё по одному яйцу- 10 см в диаметре и весом около 400г.Яйцо выкатывается прямо на снег , на мороз .Пингвин – отец быстро закатывает яйцо в глубокую складку на брюхе, так, чтобы оно легло на его лапы. Теперь мороз не страшен.Если надо передать яйцо пингвинихе, , отец выкатывает его на снег – и мать быстро скывает в тёплом гнёздышке на своём брюхе. Вот почему пингвины могут обойтись без гнезда. Кормятся пингвины – родители по очереди.

Вылупившиеся птенцы собираются в «детские сады».Матери как-то умудряются различать своих в общей куче и кормят их принесённой в зобу рыбой. Пингвинята покрыты светлым пухом , а вокруг глаз у них забавные белые очки. Спасаясь от резкого ветра и мороза , пингвинята (а иногда и взрослые пингвины) образуют плотную толпу .Внутри толпы тепло, и она постоянно как бы движется : замерзшие птицы снаружи пробираются внутрь , и там отогреваются за спинами своих товарищей.

Энциклопедия «Тайны живой природы» с.22- 23

  • Умелый охотник.

Полярный медведь – превосходный охотник. Когда весной лёд начинает подтаивать и ломаться , требуется особое умение , чтобы поймать тюленя. Ныряя среди плавучих льдов , он подбирается к тюленю как можно ближе , едва высунув нос над водой, а подплыв совсем близко , ныряет и плывёт под льдиной, затем так сильно накреняет её , что находящиеся на ней тюлени соскальзывают в воду , и тогда медведь убивает их одним ударом своих мощных лап.



Энциклопедия «Живой мир» с.72- 73

  • Антарктика – это южная полярная область, включающая Антарктиду, окружённую огромным ледяным океаном. Земля всегда покрыта толстым слоем льда. Почти все животные находят пищу в море .

  • Арктика –это огромное море льда , окружённое северными частями Америки, Европы и Азии. Суша здесь называется тундрой. В тундре лето и зима сильно отличаются. Под вечным слоем почвы земля остается замороженной.Это вечная мерзлота. Поэтому растения не могут иметь длинные корни .Кроме того , они не могут расти высокими из-за сильных ветров

  • У пингвинов крылья как плавники , и они не могут летать. Много времени они проводят на льдинах , чтобы избежать встречи с такими хищниками , как морской леопард.



5.Физминутка «Пингвины» под мелодию

6.Продолжение по теме урока.

1) Беседа

- Подумайте , какие животные приспособились к жизни в холодных районах

2) Выполнение заданий в рабочей тетради

1 с.11

- Рассмотрите рисунки в первой рамке Назовите этих животных.

Кто здесь лишний? Почему?

(пингвин, т.к остальные животные являются обитателями Северного ледовитого океана)

- Назовите животных во второй рамке.

Кто из них лишний ? Почему?

(белый медведь, т.к.остальные животные являются обитателями Антарктиды)

2.с.11 (в парах) проверка



7.Рефлексия .

Вопросы на с.13 (в рамке)

- Оцените свои достижения на уроке.

8.Подведение итогов урока.

-Какая задача стояла на уроке перед нами?

- Выполнили эти задачи?

- Какое задание понравилось больше всего выполнять?







Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок проводится в 1 классе по программе "Школа России"(автор А.Плешаков) с целью формировать  у учащихся начальной школы представление о разнообразии природы Земли , познакомить с холодными районами Земли (Северный ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов.

На уроке планируются разнообразные формы работы учащихся, которые позволяют устанавливать связь между строением , образом жизни животных и природными условиями, показывать на глобусе и называть холодные районы Земли.Урок проводится в форме виртуального путешествия, предусмотрена групповая работа.

Автор УЛЬНЫРОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1602
Номер материала 37115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓