Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа-№2 им. А. А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Конспект
урока по окружающему миру
во
2 классе
«Царица
– водица»
Программа
«Гармония»
подготовила:
учитель
начальных классов
Божко
Анна Анатольевна
г. Семикаракорск
2012
год
Тема:
«Царица – водица»
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Цель урока: подвести детей к осознанию значения воды в природе и
в жизни человека на основе поисковой деятельности
Задачи:
-
расширить представления учащихся о
значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
-
формировать ценностное отношение к воде
как к необходимому фактору жизни на Земле;
-
формировать умение общаться, сотрудничать;
-
способствовать развитию
эмоционально-чувственной сферы учащихся;
-
развивать умения анализировать,
сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-
планировать в сотрудничестве с учителем
или самостоятельно свои действия;
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
контролировать результаты своей
деятельности
Познавательные универсальные учебные
действия:
-
находить в тексте необходимые сведения,
использовать их для решения учебно-познавательных задач;
-
строить рассуждения, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их
Коммуникативные универсальные
учебные действия:
- осознавать, высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество
с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, осуществлять
взаимоконтроль
Тип урока:
комбинированный
Вид урока:
коммуникативно -деятельностное общение
Продолжительность: 45
минут
Методы обучения:
частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный
Средства обучения:
интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютер
Оборудование: рабочие
листы для учащихся, презентация, памятки по охране воды, рисунки, глобус,
посуда
Ход
урока:
I
Организационный момент:
Приветствие «Ладошка к
ладошке»:
- Прикоснитесь ладошками
друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть
будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к
сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в
течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха.
Слайд 1:
«С маленькой удачи начинаются большие успехи».
- Ребята, как вы
понимаете эти слова?
- Надеюсь, что и ваши
маленькие удачи сегодня на уроке приведут вас к новым знаниям и большому успеху.
II
Вхождение в тему:
- Каждый из вас пришел в
школу с какой-то целью. C какой?
(чему-то научиться)
-
«Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было
написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой
стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что
уже знаешь?» Что, по-вашему, это значит?
( нужно
учить новое, не забывая старого)
III Самоопределение
к деятельности, постановка учебной задачи:
- О чем будем сегодня вести разговор, я
надеюсь, вы мне скажите сами.
Слайд 2: Туча, река, луна, снег, дождь, роса.
- Прочитайте записанные слова. Какое
слово лишнее? Почему? Что объединяет остальные слова? Определите тему
сегодняшнего урока.
Слайд3: «Царица – водица»
- Тема сегодняшнего урока «Царица –
водица». Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Трудно представить,
чтобы делало человечество без неё. По-видимому, его бы просто не существовало. Вода имеет очень большое
значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле
обязано воде. Потребность
человека в воде стоит на втором месте после кислорода. Вода необходима нам для
жизни! Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну
неделю без воды.
Слайд 4: «Вода!
Ты просто необходима для
жизни,
ты и есть сама жизнь!»
(Антуан де Сент-Экзюпери)
- Французский писатель
Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое
богатство на свете»
- 22 марта объявлен Международным
днем воды. Для нас вода – самое привычное вещество на Земле. Сколько
только экспериментов не проводилось над водой во все времена. Люди давно
пытаются достучаться до секретов воды и её тайн. Но знать о воде столько,
сколько она знает о нас, пока не получается.
Только сравнительно недавно были обнаружены уникальные, неизвестные и
удивительные свойства воды, вызвавшие у людей сенсацию. Вода нас
понимает! Вода обладает памятью! Она всё слышит, видит и записывает. Вода
реагирует на все, что вокруг нее происходит, на любые действия. Такого,
признаться, никто не ожидал. Будьте осторожны в присутствии Воды! Хотя она –
везде. И в нас, разумеется, не забыли? Следите за своими мыслями, словами,
поступками – вас записывают… Если человек обращается с хорошими и добрыми
мыслями к воде, благословляет и боготворит ее, говорит ей «спасибо» - качество
этой воды поднимается. Такая вода будет положительно влиять на тело человека и
на его самочувствие. Очень важно помнить, что желая кому- то зла, ругаясь,
злясь и завидуя, мы в первую очередь причиняем неприятности себе.
Но
в то же время, именно она обладает необычными свойствами, например, в отличии
от других веществ, только вода при охлаждении расширяется. Это единственное
вещество на Земле, которое может находиться сразу в трех состояниях. В каких?
(ответы детей) Ученые называют воду бесценным компьютером. Так вода с её
памятью в зависимости от внешнего воздействия образует кристаллы различного
вида. Это убедительно показал президент Токийского института общих проблем
доктор Массару Эмото, знаменитый японский ученый и целитель. Посмотрите
на фотографии, которые заставляют крепко задуматься.
Слайд5,6,7,8
Составление синквейна:
- Используя свои знания, давайте скажем о
ней: какая вода? (два прилагательных)
- Что делает? (три глагола)
- Составьте предложение из 4 слов,
выразите свое отношение к воде, можно использовать пословицу.
- С чем ассоциируется вода? Назовите одно
слово, через которое можете выразить свое чувство.
Вода
Прозрачная, чистая
Журчит, льется, бежит
Без воды нет жизни
Жизнь
Постановка целей урока:
-
Что бы вы хотели узнать о воде?
IV
Актуализация опорных знаний учащихся:
-
Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает на нем?
-
Нашу планету называют голубой. Почему?
-
На Земле много различных водоёмов. Какие вы знаете?
Региональный компонент.
- Какие водоемы есть в нашем крае? (озеро, река.)
- Основная масса воды сосредоточена в
морях и океанах. Если выровнять твердую поверхность Земли, то суша погрузится
под воду на 3 км. Много воды находится в газообразном
состоянии в виде паров в воздухе; в виде огромных масс снега и льда на вершинах
гор и в полярных странах. В недрах земли также находитcя вода, пропитывающая
почву и горные породы ( при копании – сырая
земля)
- Не слишком ли много на свете воды?
(ответы, предположения детей)
- Как раз столько, сколько нужно, чтобы
наша планета не замёрзла. Ведь Мировой океан, которым мы называем всю воду, это
что-то вроде гигантского котла центрального отопления земли! Солнце все лето
греет его воды, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло земле.
Без него наступят такие сильные морозы, что погибнет всё живое.
-Несмотря на большие запасы воды на Земле,
всего лишь часть её пригодна для нужд человека. Почему?
-
В океанах и морях вода соленая, а человеку и животным нужна пресная.
-
Если представить себе, что вся вода уместится в трехлитровой банке, то пресная
займет всего лишь полстакана (показываю посуду).
- Из двух стаканов, какой выберите для
питья?
- Составь пословицу из слов: (рабочий лист:
1 задание)
Слайд 9:
Не всякая водица для
питья годится.
-
Как вы понимаете эту пословицу?
Опыт:
очистка воды с помощью марганцовки
- Почему нельзя пить воду из-под крана?
(ответы детей)
-
Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Очень часто хлор чувствуется в
воде и на запах, и на вкус. Вода бывает мутной из-за различных присутствующих в
ней примесей. Поэтому, если пить не отстоянную воду (из неё не успевают
улетучиться атомы хлора), то попадая в организм человека, они постепенно
наносят ему вред.
(показываю носовой платок,
на который попал хлор) Вот как опасно это вещество.
V Работа
над темой, открытие нового знания:
1. Постановка
проблемной ситуации: - Выясним, что значит вода для
человека, растений, животных.
2. Совместное
открытие новых знаний:
Работа с текстом – исследование:
- Послушайте стихотворение, которое
написал школьник Ваня Волков, дополните слово: (читает учитель)
Старший брат открыл тетрадь:
«Как мне лучше написать,
Для чего нужна вода?»
Младший молвил: «Ерунда!
Ведь её невкусно пить,
Без воды легко прожить».
Вот встает наш Саша рано,
Не течет вода из …(крана).
Саше глазки не …(умыть),
Что же делать, как же быть?
Мама в кухне громко …(плачет):
«Невозможная задача –
Без воды сварить …(компот)».
Недоволен рыжий …(кот):
« Не напиться молоком».
И ушёл, вильнув …(хвостом).
Без воды нельзя …(стирать),
И детей нельзя …(купать).
Как порядок наводить,
Даже пол нельзя …(помыть)!
Загрустили в речке …(рыбы):
« Без воды вы плыть смогли бы?»
На поля не льётся …(дождь) –
Засыхает в поле …(рожь).
Все деревья и цветы
Погибают без …(воды).
Без воды не будет снега,
Как же нам по снегу …(бегать)?
И конькам нужна …(вода) –
Без воды не будет …(льда).
Людям всем нужна …(вода),
Потому она …(важна) –
Есть и пить, расти, друзья,
Без неё никак …(нельзя)!
Саша наш сказал тогда:
«Ой, прости меня, …(вода)!
Знаю я теперь ответ –
Без …(воды) нам жизни …(нет)!»
-
Как бы вы озаглавили? Придумайте ему название. В
каком предложении выражена главная мысль? ( Без воды нам жизни нет)
-
Продолжите перечислять случаи, в которых нельзя обойтись без воды.
Слайд 10:
Использование воды человеком
-
О чём нас предупреждает Мойдодыр? (рисунок в учебнике)
- От простой воды и мыла
у микробов тают силы!
Физминутка: - Давайте импровизировать:
Льется
чистая водица.
Мы
умеем сами мыться.
Порошок
зубной берем,
Крепко
щеткой зубы трем.
Моем
шею, моем уши,
После
вытремся посуше.
Поверни
головку вправо,
Поверни
головку влево,
Опусти
головку вниз
И
тихонечко садись.
3. Самостоятельная
работа:
- Продолжим
работу по теме урока.
Чтение текста на рабочем листе (2 задание):
- В процессе работы над текстом отметьте
карандашом слова, в которых говорится об использовании воды.
Проверка:
- Назовите случаи употребления воды, о которых мы ещё не говорили.
VI Актуализация
знаний об использовании воды:
1.Методика «Хорошо - плохо»
Цель: учить выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и
отрицательные стороны.
- Дождь идет, это хорошо - почему?
- Он поливает растения.
- Дождь - это плохо, почему?
- Нельзя гулять …
- Вода – это хорошо – почему?
- Вода нужна для питья, чтобы
умыться и вымыть руки, можно водой закаляться, играть с водой, готовить еду,
мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду, поливать цветы, растения в огороде,
в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
- Но вода - это плохо. Почему?
-
Если в жару напиться холодной воды, можно простудиться; горячей водой можно
обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно
поскользнуться и упасть; если часто поливать растения, они погибнут, потому что
корни сгниют; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывает наводнение, тогда
вода разрушает дома.
- Итак, сделаем вывод: вода необходима, и, в то же время, бывает опасной
и даже приносит вред.
Оценивание
работы учащихся
-
Зная, каково количество пресной воды на Земле, и важность её для всех живых
существ, сделайте вывод об использовании воды. Как же надо относиться к воде?
Слайд 11: Воду
надо беречь и охранять!
-
К сожалению, человек использует один из наиболее ценных ресурсов на Земле
очень неразумно.
- В быту: капают краны, протекают трубы,
иногда и вовсе воду оставляем открытой.
Слайд 12:
Источники загрязнения воды
- Но такое расточительное расходование
воды не самый опасный источник возникновения водного голода на планете. В наше
время над водой нависла угроза загрязнения: заводы, фабрики, города отравляют
сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ,
обитающих в них и возле них, дожди смывают удобрения с полей, попадают в них и
бытовые отходы.
2. Решение экологических задач: ( рабочий лист - 3 задание)
Завод за одну минуту
выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2
минуты?
1 литр сточных вод приводит в негодность 100
литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5
литров сточных вод?
- Как происходит ещё загрязнение водоёмов? (люди во время отдыха)
- Так что же
делать? Запретить туристам отдыхать? Закрыть фабрики и заводы? Давайте
разберемся.
3.Составление
плана по охране водоемов:
-
Как мы можем охранять пресную воду?
Предложения
детей:
1) Беречь водопроводную воду, не
забывать закрывать краны;
2) Не мусорить на водоемах, в местах
отдыха;
3) Следить за чистотой природных
источников
- Что значит выражение «экономно расходовать
воду»?
4.
Работа в парах:
- Предлагаю
разложить картинки, находящиеся на ваших партах, используя рабочие листы, на
две части: в одну сторону положить картинки, как можно вести себя, в другую
сторону – как нельзя.
Проверка: на
доске
Дети выходят
парой: один выбирает картинку и ставит в нужный столбик, другой – объясняет
выбор.
Игра:
- Попробуем помочь
пресной воде с помощью чистых капель, но не простых, а с буквами. Вам нужно,
чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов
составить 2 предложения по теме нашего урока.
Оч…щать
в…да
загр…знённая
…довитые вещества
Б…регите
(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду
от ядовитых веществ. Берегите воду!).
Физминутка: игра «Согласен – не согласен»
- Я буду
произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.
1. Нельзя мыть машину на берегу
водоёма (хлопаем)
2. Для питья годится и пресная, и
соленая вода (топаем)
3. При помощи воды добывают
электрический ток (хлопаем)
4. Без воды погибнет всё живое (хлопаем)
5. Воду можно пить из-под крана (топаем)
6. Без воды нет жизни (хлопаем)
VII Рефлексия
деятельности:
- Закончи предложение:
Слайд 13:
Я не знал, что …
Я хочу рассказать родителям …
Теперь я буду …
Теперь я не буду …
Я понял, что …
Упражнение «Сели, встали,
встали выше»
- Своими действиями можно дать только три
варианта ответа. Можно остаться на стуле, можно встать, можно подняться на
стул. И все поймут, что чем лучше, тем выше вы должны находиться.
- Как вы могли бы оценить свою работу на
уроке?
- Покажите, насколько вы устали?
- Вам понравилось работать в парах?
- Могут ли пригодиться сегодняшние знания
в жизни?
- Какое у вас сейчас настроение?
Слайд 14: Берегите воду!
- А чтобы вы всегда помнили, что воду надо
беречь, вам дарю памятки с правилами поведения у водоемов.
- Помните о могуществе собственной мысли,
о влиянии на воду. Думайте чаще о прекрасном, произносите хорошие и добрые
слова. Заботьтесь об окружающих! Вы подарили мне тепло и радость от общения.
Всем спасибо за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.