Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру "Природа в жизни наших предков"

Конспект урока по окружающему миру "Природа в жизни наших предков"

Тема урока: Природа в жизни наших предков


Данный урок способствует формированию у учащихся представления о том, как зависела жизнь предков от природных условий, обеспечивает осмыслению новых слов и понятий «предки», «потомки», «собирательство», «борть», «бортничество», содействует воспитанию в детях культуры речи, помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности.


Технологическая карта урока


Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима Панова Ольга Алексеевна

Предмет: окружающий мир

Класс 3

УМК «Гармония», автор Поглазова О. Т.

Тема урока: «Природа в жизни наших предков»

Тип урока: ОНЗ


Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о том, как наши предки осваивали природу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выполнять задания творческого и поискового характера;

-применять полученные знания в изменённых условиях.

Личностные:

- создавать условия для формирования  положительного отношения  к учебному материалу,

-формировать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать уважение к старине и к своим предкам;

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в  учебном материале, самостоятельно их находить;

-работать в группе с одноклассниками, определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Познавательные:

- создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

иметь возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- строить понятные для партнёра высказывания.

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Методы: деятельностный метод обучения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.

Средства обучения: Рабочая программа, учебник «Окружающий мир 3 класс», рабочая тетрадь «Окружающий мир 3 класс», раздаточный материал (цветные карандаши, бумага А3, клей, тексты, иллюстрации), толковый словарь В.И. Даля, энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, школьный словообразовательный словарь, интерактивная доска, мультимедийный проектор, нетбук, презентации к уроку Power Point, Panaboard, выставка «Природа в руках умельцев».


Этап урока

Цель

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Мотивация к учебной деятельности.


Проверка готовности обучающихся, настрой на работу.

Здравствуйте! Садитесь.


Ребята, у нас сегодня гости, но пусть вас это не пугает.

Вы будете работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

Приветствует обучающихся, настраивает на урок.

Приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.


Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.








С давних времен люди ощущали себя частью природы, участниками природных событий. Сегодня мы совершим путешествие во времени и вернёмся на много лет назад к нашим предкам.

А знаете ли вы, кто такие предки?

-Где мы можем это узнать?

(в толковом словаре)


(лексическое значение слова предки).

Предки – это люди, которые жили перед нами.

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

По отношению к предкам мы – потомки.

- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Для чего?

(Чтобы знать историю своей страны, получить новую информацию.


Задаёт вопросы, организует беседу, включает учащихся в работу.




Отвечают на поставленные учителем вопросы.


Познавательные УУД

(работа со словарём, анализ)


Отвечают на поставленные учителем вопросы








Послушайте стихотворение, которое подготовила Лена, проанализируйте выставку и предположите, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?


Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.

(Н. Кончаловская)


(О жизни людей в былые времена.

Какое значение имела природа в жизни наших предков.)

Верно!


Подводит обучающихся к самостоятельному формулированию темы урока.



Чтение учащимся стихотворения.

Анализ выставки и стихотворения, прогнозирование.












Высказывают предположения




Тема урока: «Природа в жизни наших предков»




Выявление места и причины затруднения.


Поиск решения.


- Мы будем говорить о том, как наши предки осваивали природу.

-А можете ли вы сейчас точно ответить на этот вопрос?

Нет, т.к. не обладаем нужной информацией.


-Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?


Цель урока: Узнать, какую роль играла природа в жизни наших предков. Сравнить их жизнь с настоящим временем.


Задаёт вопросы, для выявления места и причины затруднения.





Высказывают предположения






Организация познавательной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения.



Организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний.

Цель: организовать усвоение учащимися нового материала и способов действий.


Я предлагаю вам посмотреть картинки на слайде о жизни в старину и определить, какие промыслы использовали предки для освоения природы.

- Внимательно посмотрите на экран и выберите из данных слов те, которые, по вашему мнению, подходят к теме сегодняшнего урока, исключив лишнее слово.

Промыслы наших предков: собирательство, скотоводство, жизнь, охота и рыболовство, земледелие, бортничество.

(Лишнее слово – жизнь, т.к. это не промысел.)

Сколько групп у вас получилось? (5)

А сейчас откройте крышки домиков, стоящих у вас на столе и вы узнаете, как называется промысел, над которым будет работать ваша группа.

Сегодня вы будете настоящими учеными, историками и проведете исследование. Итак, давайте заглянем вглубь времён. Для открытия нового знания мы будем работать в группах по заданному плану, научимся составлять мини проект и защищать его.


Организует предметную деятельность с опорой на рисунки.









Озвучивает называния групп.








Анализируют, выбирают нужные слова, исключая лишнее слово.


Открывают названия групп.


Работа с презентацией

Power Point.


Реализация построенного проекта.




























































Самостоятельная работа.














   Постановка познавательной задачи .



- Давайте вспомним, какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Памятка "Правила работы в группах".

1. В группе должен быть ответственный.

2. Если не понял, переспроси.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Работать должен каждый на общий результат.


У вас на столах находится папка, в которой вы найдёте: план, текст, картинки и белый круг, на котором вы должны нарисовать эмблему промысла. За 7 минут используя картинки, учебник и тексты-помощники вы должны обсудить на все пункты плана, ответить на вопросы и создать кластер по одному из выбранных направлений, а также нарисовать эмблему данного промысла. Работа заканчивается по звонку колокольчика.


Если вам что-то непонятно или есть вопросы к учителю – не забывайте про «Закон поднятой руки».


-Ребята, а что ещё вы должны сделать, прежде чем преступить к групповой работе? (Распределить обязанности)

-Я предлагаю вам на сегодняшний урок следующие роли:


Ролевые функции членов группы.

Организатор – распределяет роли, следит за временем и действиями всех членов группы.

Писарь – записывает решение.

Оформитель – работа с кластером (наклеивание картинок).

Художник- изготовление эмблемы.

Спикер – защита решения, ответ от имени группы.


Желаю вам успешной работы!



План работы.

Собирательство

План:

  1. Работа с толковым словарём.

Как вы понимаете смысл слова собирательство?

  1. Определите по картинкам, что могли собирать наши предки?

  2. Работа с текстом.

Как вы думаете, кто в основном занимался этим промыслом?

Что помогало существовать этому занятию?

Как вы считаете, от чего зависел успех данного промысла?

4. Придумайте эмблему.




Охота и рыболовство

План:

1.Работа с учебником и текстами.

Где люди охотились?

Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

Что вы можете сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты? (Какое это занятие? Какими должны быть охотники?)

Как (с помощью какого оружия) охотились на зверей и птиц?

2. Используя иллюстрации, назовите, какую рыбу ловили наши предки? С помощью чего?

3.Придумайте эмблемы для охоты и рыболовства.


Бортничество

План:

  1. Работа с толковым и энциклопедическим словарём

Объясните значение слова борть?

Объясните, кто такой бортник?

Как вы понимаете смысл слова бортничество?

  1. Работа с учебником и текстом.

Почему это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости?

Как использовали добытое?

3. Придумайте эмблему.



Скотоводство

План:

  1. Работа с текстом.

- Как наши предки стали заниматься скотоводством?

  1. Отгадайте загадки и скажите, каких животных разводили наши предки?

3. - Что давало скотоводство людям?

4. Работа с учебником. Подтвердите свои выводы, используя материал учебника.

5. Придумайте эмблему.


Земледелие

План:

  1. Словарная работа. Используя словарь, объясните, что означает слово – земледелие?

  2. Работа с текстом.

Какие территории нужны для занятия земледелием? Почему?

- Что делали люди, если таких территорий было мало?

- Используя текст-помощник, скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья?

3. Определите по картинкам, что сеяли наши предки и с помощью каких инструментов обрабатывал землю?

4. Придумайте эмблему.


Инструктаж о последовательности работы и правилах работы в группах.










Демонстрация ученикам дидактического материала.








Знакомит учеников с их ролью.





















Организует групповую работу.




































Знакомство с материалом, планирование работы в группе.






















Распределение заданий внутри группы.









Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.


Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения)

Физкультминутка

Соблюдение санитарно - гигиенических норм

Встаньте! О чём мы сегодня говорим? (О природе)

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы на лесной полянке, около красивой ёлочки. Откройте глаза.

Это не простая ёлка, она проведёт с вами физкультминутку.

Предлагает выполнить физкультминутку.

Повторяют движения за ёлочкой.

Защита мини –проектов.

Научить защищать мини – проект.


Представитель одной группы выходит для защиты к доске, а остальные не только внимательно слушают и дополняют, но и являются экспертами, которые оценивают ответ спикера и работу всей группы в целом.





Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.


Задаёт вопросы с опорой на знания учеников.

Сообщение о результатах работы в группах.



Работа с презентацией Panaboard


Подведение итогов урока.

Обобщить полученные знания.

Какие современные отрасли хозяйства заменили занятия наших древних предков?




Проверка задания.



Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины,
Забывать мы не должны.  


Ребята, используя слова на доске, составьте синквейн, подводя итог сегодняшнего урока.


Предки

Трудолюбивые, смелые

Охотились, рыбачили, выращивали

Осваивали природу

История

Предлагает закончить предложение.















Организует обобщение знаний с помощью синквейна.

Один ученик у доски (работа с презентацией Panaboard), остальные в

рабочей тетради

(стр 42, упр 6.)










Составление синквейна.

Работа с презентацией Panaboard


Рефлексия деятельности на уроке.


Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.


- Ребята, достигли вы поставленной цели?


- Посмотрите на рисунки и скажите, какой предмет вы выбираете, и как будете использовать знания, полученные на уроке? (чемодан, мусорная корзина, мясорубка)



Предлагает учащимся оценить собственную деятельность на уроке.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Домашнее задание (на выбор)


Подготовить ответы на вопросы учебника стр116, а также рисунок или мини-сочинение на тему: «Природа в жизни наших предков».















Приложение



Собирательство

План:

1.Работа с толковым словарём.

Как вы понимаете смысл слова собирательство?

2.Определите по картинкам, что могли собирать наши предки?

3.Работа с текстом.

Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

Что помогало существовать этому занятию?

Как вы считаете, от чего зависел успех данного промысла?

4.Придумайте эмблему для данного промысла.

__________________________________________________________________________________________________



Охота и рыболовство

План:

1.Работа с учебником и текстами.

Где люди охотились?

Как вы думаете, кто занимался этим промыслом?

Что вы можете сказать об охоте и охотниках, прочитав тексты?

(Какое это занятие? Какими должны быть охотники?)

Как (с помощью какого оружия) охотились на зверей и птиц?

2. Используя иллюстрации, назовите, какую рыбу ловили наши предки? С помощью чего?

3.Придумайте эмблему для данного промысла.







Бортничество

План:

1.Работа с толковым и энциклопедическим словарём

Объясните значение слова борть?

Объясните, кто такой бортник?

Как вы понимаете смысл слова бортничество?

2.Работа с учебником и текстом.

Почему это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости?

Как использовали добытое?

3. Придумайте эмблему для данного промысла.

______________________________________________________________________________

Скотоводство

План:

1. Работа с текстом.

- Как наши предки стали заниматься скотоводством?

2. Отгадайте загадки и скажите, каких животных разводили наши предки?

3. Что давало скотоводство людям?

4. Придумайте эмблему для данного промысла.

______________________________________________________________________________

Земледелие

План:

1.Словарная работа. Используя словарь, объясните, что означает слово – земледелие?

2. Работа с текстом.

Какие территории нужны для занятия земледелием? Почему?

- Что делали люди, если таких территорий было мало?

- Используя текст, скажите, как люди в старину выкорчёвывали деревья?

3. Определите по картинкам, что сеяли наши предки и с помощью каких инструментов обрабатывал землю?

4. Придумайте эмблему для данного промысла.





Собирательство -__________________________________________________________________________________________________


Наши предки собирали также _______________________________________________________________________


В основном этим промыслом занимались __________________________________________________________________________________________________


Помогало существовать этому занятию то, что_________________________________________________________


Успех данного промысла зависел от __________________________________________________________________








Охота и рыболовство


Наши предки охотились________________________________________________________________________


В основном этим промыслом занимались ________________________________________________________


Охота - … занятие.


Охотники должны быть________________________________________________________________________


На зверей и птиц охотились с помощью ________________________________________________________________________


Наши предки ловили:______________________________________________________________________________


Раньше люди ловили рыбу с помощью _______________________________________________________________

Борть-________________________________________________________________________________________________


Бортник- _____________________________________________________________________________________________


Бортничество-__________________________________________________________________________________________________


Это занятие требовало от людей большого труда, времени и смелости потому, что



Как использовали добытое?







Скотоводство


Наши предки стали заниматься…


Они разводили_______________________________________________________________________________



Скотоводство давало людям___________________________________________________________________

Наши предки перестали зависеть от…

Помогли узнать об этом___________________________________________________________________




Земледелие


Земледелие- ___________________________________________________________________________


Для занятия земледелием были нужны________________________________________________________


Если таких территорий было мало, люди ______________________________________________________


Наши предки сеяли ______________________________________________________________________


Землю обрабатывали … ____________________________________________________________________


Хранили урожай …

Конспект урока по окружающему миру "Природа в жизни наших предков"
  • Начальные классы
Описание:

 УМК "Гармония". Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно -коммуникативных технологий. Данный урок представлен в разделе "Как жили наши предки?" Это второй урок в разделе,  следует после темы: "История вокруг тебя". Он тесно связан с последующими темами "Оюраз жизни наших предков", "Жизнь на селе в старину".

На данном уроке применяется деятельностный метод обучения.

Формы организационной познавательной деятельности учащихся: групповая работа.

Цель урока определяют ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. К каждому этапу урока составлены задания, подобраны вопросы, использованыразличные приёмы активизации учеников.

Этапы урока тесно связаны между собой. Главный этап урока - групповая работа.

На протяжении всего урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельностьисслежовательского характера.

Школьники учатся овладевать элементами знаково-символического моделирования. Составляют схему (кластер) на основе полученной информации.

Материал урока соответствует принципу научности. доступности.

 

Автор Панова Ольга Алексеевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2852
Номер материала 5653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓