Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные катастрофы. Землятресения.

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные катастрофы. Землятресения.

Конспект урока по курсу «Окружающий мир»

Тема: «Природные катастрофы. Землетрясения».

Задачи урока: познакомить детей с признаками землетрясений, со способами их измерения, со способами защиты от землетрясений; развивать умения самостоятельно определять цель, планировать, проверять и оценивать уровень выполнения учебного задания; воспитывать потребность в сотрудничестве, умение договариваться.

Оборудование: таблица для анализа погоды, маршрутные листы, физическая карта мира, иллюстрации и фотографии землетрясений.

  1. Организационный момент

  2. Минутка календаря

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Прочитайте опорные слова в таблице и дайте характеристику погодных условий сегодня.

погода

ясная ветреная

пасмурная тихая

облачная морозная

дождливая холодная

сухая теплая








У. – Какая сегодня погода?

У. – Какой день, по Вашим наблюдениям, был самый холодный на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?

  • Что удивило Вас в природе за неделю?

  • Какие изменения в природе весной Вы наблюдали?

  • Объясните эти народные пословицы: «Как в марте зима не злится, а весне – покорится»; «Весна да осень – на дню погод восемь».

  • Ребята, посмотрите, как ярко светит солнышко, вокруг радуются жизни. Но иногда в природе происходит такое, что даже солнце перестает улыбаться. Как Вы думаете, о чём я говорю?

  1. Определение темы и задач урока

Ученики рассматривают иллюстрации на доске, читают название урока в учебнике.

Д. – Это природные катастрофы.

У. – Внимательно посмотрите на иллюстрации. Как Вы думаете, о какой природной катастрофе мы будем сегодня говорить?

Д. – О землетрясениях.

У. – Что Вы себе представляете, когда слышите это слово?

Д. – Делятся своими представлениями, пытаются описать свой опыт.

У. – Сегодня мы превратимся с Вами в исследователей. И будем изучать одну из самых страшных природных катастроф – землетрясение. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в парах.

Ученики в парах обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы «Землетрясения». Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю Вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его.



Что такое землетрясение? 

Как измеряют землетрясения? 

Какие землетрясения были сильнейшими? 

Как спастись во время землетрясения? 





У. – Если Вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

Физкультминутка для глаз

  1. Изучение нового материала

У. – Что же такое землетрясение?

Д. – Ответы детей.

У. – В какой местности чаще всего возникают землетрясения?

Д. – В горной.

Землетрясение – подземные толчки и колебание отдельных участков земной коры, в результате которых на поверхности земли появляются трещины, рушатся постройки, возникают наводнения и пожары.

У. – Как же возникают землетрясения?

Земная кора состоит из множества отдельных кусков, которые называются плитами. Плиты земной коры находятся в постоянном движении. Они сжимаются, расходятся в разные стороны, наползают одна на другую. Когда две плиты скользят вплотную друг к другу, их зазубренные края застревают один в другом. Напряжение накапливается, пока, наконец, одна из плит не вырывается на свободу. Тогда происходит резкий толчок, от которого земля содрогается.

Само место, где горные породы сдвигаются, обычно находится на глубине от 5 до 15 км. Точка на поверхности земли, которая находится над местом столкновения плит, называется эпицентром землетрясения.

У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о явлении землетрясения, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. – Перед Вами второй вопрос: как измеряют землетрясения? Ученых, которые изучают землетрясения, называют сейсмологами. Они пытаются предсказать, где и когда может произойти землетрясение, чтобы люди могли подготовиться.

Прибор, который используют для измерения землетрясений, называется сейсмограф.

У. – Как ученые договорились рассчитывать силу землетрясения, нам расскажет Настя. Слушайте сообщение Насти внимательно, она Вам будет задавать вопросы.

Н. – Для записи землетрясений используют две шкалы. По шкале Рихтера измеряют силу землетрясений. По шкале Меркалли измеряют последствия землетрясений, связанные с людскими жертвами и разрушениями построек.

Слабое землетрясение может иметь более серьезные последствия, чем даже очень мощное, если оно происходит в городе, где много зданий и где живет много людей.

При землетрясении силой:

1-2 балла – колебания едва заметны.

3-4 балла – колебания достаточно сильны, чтобы сдвинуть легкие предметы.

5-6 баллов – предметы падают, зданиям наносится некоторый ущерб.

7-8 баллов – появляются трещины в стенах, падают трубы.

9-10 баллов – рушатся дома.

11-12 баллов – трещины в земле, здания полностью разрушены.

У. – Настя, какие вопросы ты приготовила ребятам?

Н. – Какие последствия могут быть после землетрясений в 1-2 балла, в 9-10 баллов.

Д. – Отвечают, приводят примеры.

У. – Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал об измерении землетрясений.

Физкультминутка

У. – Как Вы думаете, сколько землетрясений в год происходит на Земле?

Д. – Ответы детей.

Подсчитано, что в настоящее время приборами регистрируется около 100 тысяч слабых толчков в год. Сильных землетрясений насчитывается ежегодно около 100 по всему земному шару. Сильнейшие землетрясения сотрясают планету приблизительно 1 раз в 10-15 лет.

У. – Прослушайте сообщение Коли: «Сильнейшие землетрясения».

Слабые землетрясения случаются гораздо чаще, чем сильные. А сильнейшие совсем редко, но зато часто оказываются катастрофическими. Самыми сильнейшими землетрясениями были: 1906 г. – Сан-Франциско – 10 б., 1960 г. – Марокко – 8 б., 1963 г. – Югославия – 8 б., 1964 г. – Аляска – 9 б., 1976 г. – Китай – 11 б., 1985 г. – Мексика – 10 б., 1988 г. – Армения – 10 б.

Ученик на физической карте мира показывает места землетрясений, заранее помеченные флажками.

По силе толчков самым страшным было землетрясение в Китае 28 июля 1976 г. Самым трагичным считается землетрясение – 13 января 1556 г. в Китае – 830 тыс. человек. Иногда подземные толчки ощущаются очень далеко от эпицентра землетрясения (так в 1911 году землетрясение было на Тянь-Шане, а толчки ощущались на Южном Урале).

У. – Прежде, чем Вы оцените, как поняли информацию о сильнейших землетрясениях, задайте интересующие Вас вопросы Коле.

После этапа самоконтроля ученики фиксируют результат самооценки в маршрутном листе.

Физкультминутка

У. – Что же делать, если заранее землетрясение предугадать не удалось? Как спастись? Как остаться в живых?

Д. – Ответы детей.

У. – Точно ответить на этот вопрос Вы можете, используя учебник (с. 49 – чтение текста). Что же делать во время землетрясения? (задание 3, с.49)

Д. – Обсуждают способы спасения, аргументируют свое мнение.

Часто подземный гул заранее предупреждает о надвигающейся катастрофе. Если на это обратить внимание, можно заранее выбежать из дома на открытое место. Иногда за несколько часов до катастрофы домашние животные начинают нервничать, кричать, метаться, они чувствуют приближение беды и стремятся выйти из помещения. Самое главное – сохраняйте спокойствие.

У. – Ответ на последний вопрос Вы нашли самостоятельно, поэтому оцените свои знания, закрасив квадратик.

  1. Итог урока

У. – Итак, мы нашли ответы на все вопросы.

  • Что же такое землетрясение?

  • Как называются ученые, которые изучают землетрясения?

  • В каких странах были сильнейшие землетрясения?

  • Где в доме самое безопасное место?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

Д. – Самый интересный вопрос: «Как спастись от землетрясения?», самый трудный вопрос: «Как измеряют землетрясения?».

У. – Вы очень хорошо поработали. На следующем уроке мы продолжим изучение природных катастроф. Я желаю, чтобы ни Вы, ни Ваши близкие никогда бы не были очевидцами землетрясений.












Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные катастрофы. Землятресения.
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока может быть использован на конкретном уроке окружающего мира при изучении темы "Природные катастрофы. Землятренсения", так и на внеурочных занятиях.

Земная кора состоит из множества отдельных кусков, которые называются плитами. Плиты земной коры находятся в постоянном движении. Они сжимаются, расходятся  в разные стороны, наползают одна на другую. Когда две плиты скользят вплотную друг к другу, их зазубренные края застревают один в другом. Напряжение накапливается, пока, наконец, одна из плит не вырывается на свободу. Тогда происходит резкий толчок, от которого земля содрогается.

Само место, где горные породы сдвигаются, обычно находится на глубине от 5 до 15 км. Точка на поверхности земли, которая находится над местом столкновения плит, называется эпицентром землетрясения.

Автор Гафарова Светлана Викторовна
Дата добавления 14.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 723
Номер материала 54046
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓