Групповая работа - Теперь
расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово.
Какое слово получилось? Охрана
- Кого? Назови одним
словом всех, кто изображен? Животных
- Итак, тема нашего
урока: Охрана
животных.
2. Повторение
пройденного Блиц опрос (вопросы на экране)
Команда № 1 Кто рождает
живых детёнышей и выкармливает их молоком?
А) звери; б) птицы; в) рыбы.
Команда №2 Какое слово пропущено: икринка – …………. –
взрослая рыба?
А) личинка; б) малёк; в)
головастик.
Команда №3 Какое слово
пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?
А) куколка; б) птенец; в) икринка.
Команда №4 Кузнечик –
насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?
А) у всех насекомых бывают куколки;
Б) у кузнечиков нет стадии куколки;
В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с
крыльями.
Для всех команд В какое время года охота и рыбная ловля бывают
запрещены?
А) весной; б) осенью; в) зимой.
3. Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды
животных? (ответы детей)
Групповая работа
- Проверить себя и возможно дополнить ответы
вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан
возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа
будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют.
Команда № 1 - К чему ведет вырубка лесов и уничтожение растений?
Команда № 2 – Как охота влияет на жизнь животных ?
Команда № 3 – Как влияет причина загрязнение воды и воздуха на жизнь животных?
Команда № 4 – Как влияет на жизнь животных разрушение и загрязнение почвы?
Итог Основные
причины исчезновения животных в природе:
1. Вырубка лесов. Уничтожение
растений
2.Загрязнение воды
и воздуха
3. Охота и
браконьерство
4. Загрязнение и
разрушение почв.
- Животные играют огромную роль в природе.
Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в
связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине
человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради
развлечения.
На диких животных влияет хозяйственная
деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они
невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за
хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда
исчезли, а многие другие стали редкими .
4. Знакомство с Красной книгой. Они внесены в Красную книгу.
А)Рассказ учителя 1948
год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию
этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей
планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги.
Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. - Почему
книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)
Эта книга советует,
рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и
предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли
14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу
нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в
охране.
1966 год. Была
издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц
красный цвет – исчезающие животные,
жёлтый - сохраняющиеся, но их численность
сокращается ,
синий - не находятся под угрозой вымирания, но
встречаются очень редко,
серый - неопределенные виды,
мало изученные учеными,
зелёный удалось спасти в результате мер по
их охране,
чёрный - исчезнувшие животные.
В России такая
книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее
количество видов. С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы
думаете почему? (Ответы детей.) В Монголии тоже есть Красная книга, у которую
также занесены животные, которые находятся под охраной.
Б)Знакомство с
представителями Красной книги.
- Давайте
познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу. - Слушайте
внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:
- Почему это
животное оказалось на страницах Красной книги?
Белый медведь
Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт
он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора
стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У
медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они
слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит
медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30
см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.
Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших
количествах поедают и растительную пищу.
Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо,
жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило
сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.
Тигр
В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их
количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и
корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из
разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили
талисманами.
Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4
метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными
животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и
выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4
тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами.
Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50
см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.
- Продолжим
знакомство с представителями Красной книги. Групповая
работа
-Капитан возьмет
конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы,
капитан поднимет руку.(Прочти описание, найди на рисунке это животное, отметь
его. Назови это животное) - Найди изображение животного, с описанием которого
вы работали.
- Проверка. –
Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.
– Кто не согласен?
1группа – Морж
Могучий морской
зверь. Его длина более 3 м, а масса полторы тонны. Кляки достигают до 80 см в
длину. Они помогают животным добывать пищу со дна, защищаться от белых
медведей, а также вылезать из воды.
2 группа –
орел-беркут
Большая,
величественная птица. Размах ее крыльев до 2 м. Он может подолгу красиво парить
высоко в небе, высматривая добычу.
3 группа –
фламинго
Эти удивительно
красивые птицы снежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками,
насекомыми, семенами водных растений.
4 группа –жук красотел
Он живет в лесах.
Длина его тела около 3см. он поедает опасных для леса гусениц.
5. Меры спасения
животных.
- Но Красная книга
– это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как
там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и
растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла
более чем над 500 видами.
- В чем же выход?
Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники,
питомники)
- Вспомним, что
такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или
сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс; заказник – земельный
или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые
виды животных, растений; питомник – место для разведения и выращивания
растений и животных)
- Что запрещено
делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)
- В России принят
закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных
запрещена или ограничена.
– На территории
России 143 заповедника .Одними из самых крупных являются Воронежский
заповедник, Приокско-террасный заповедник, Астраханский.
Сегодня в Монголии насчитывается 11 заповедников, 7
национальных парков, 13 заказников. Самый крупный заповедник Монголии – Большой
Гобийский . Он включен в международную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО, и
является самым крупным в Азии. Самый старейший – Богд-Ханульский (рядом с Улан-Батором),
организован в 1965 г.
6. Экологическая сказка.
- Беречь нужно не
только редких животных, но и тех, которых еще много и они пока не внесены в Красную
книгу. Это хорошо известные вам белки, ежи синицы, лягушки.
«Однажды в» зимнем лесу»
Однажды в зимнем
лесу на заснеженной полянке собрались лесные жители и стали жаловаться друг
другу. Первыми защебетали птицы.
Сорока затрещала: «В меня кто-то стрелял из рогатки.
Крыло болит, слава Богу, хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. А за
что?! Ведь дятлы столько пользы приносят! лесу. Они и деревья лечат, и дупла
для многих зверей и птиц делают».
Дятел
перестал стучать и заохал: «Ох! Жить нам стало совсем
невозможно рядом с людьми».И они стали просить о помощи медведя, чтобы он
защитил их.
Но Медведь тоже стал жаловаться: «Ведь люди и мне
помешали. Я крепко спал в своей берлоге и ждал весны. Но люди своим
шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то
ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Шага ступить не мог.
Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор
болит, еле хожу».
И тут запричитала
Лисица: «Вышла я па
полянку, где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так
вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку: там и есть-то
оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, кровь шла. а сейчас нарывает,
болит».
Тут не выдержал и Зайчишка и тоже начал свой рассказ: «Я - заяц! Расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме я побелел, шубку новую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я
корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет. А я
животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял,
полизал и чуть не умер, а живот до сих пор болит».
Вслед за зайцем
зафыркал Ёж: «Зимой
я крепко сплю, зарывшись в теплую норку. Готовил с осени запас: грибы и ягоды
припас! Трудился, не ленился! Ой, как мне плохо. Какой-то охотничий пес
раскопал мою норку, свернулся я в клубок, чтоб защититься, он как толкнул меня
лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо па горячие угли, которые
какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки
сильно обжег. Так больно, что плакать хочется».
Рассказала о своих
бедах и Белка. «Стало невыносимо. Раньше грибники грибы под
ногами искали, а теперь есть такие, кто на мои запасы зарится!
«Кто же может нам
помочь?», - думали птицы и звери. И наконец, решили позвонить по телефону Доктору
Айболиту.
Оказал Айболит им помощь, полечил их. Да призадумался: «Да!
Плохи дела у зверей и птиц. Я уже не успеваю их лечить, столько среди
них пострадавших стало! Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно
жить?!». Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда
соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте другим.
Айболит: Давайте будем к тому стремиться,
Сорока: Чтоб нас любили и зверь и птица.
Дятел: И доверяли повсюду нам,
Медведь: Как самым верным своим друзьям!
Лисица:
Давайте будем беречь планету –
Зайчишка: Во всей Вселенной похожей нет:
Ёж: Во всей Вселенной она одна,
Белка: Для жизни, дружбы она дана!
7.Итог
- О чем вы узнали
на уроке?
- Вернитесь к
таблице. Скажите, какие поступки людей ведут к исчезновению животных?
- Что вы можете
сделать для сохранения животного мира?
-Покажите какие
знаки «Друзей природы» вы нарисовали дома.
8. Домашнее задание
Подготовьте сообщение о животных из черных
страниц Красной книги, о тех животных, которых уже никогда нельзя встретить в
природе, а лишь только на страницах книг.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.