Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру по теме

Конспект урока по окружающему миру по теме

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3В классе

ТЕМА: Охрана животных.

ЦЕЛЬ: обобщение ранее изученного по теме; расширение и дополнение знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости охраны животных; продолжение знакомства с Красной книгой и животными, занесенными в нее; развитие речи учеников, в том числе и монологической; развитие познавательной активности, внимания, сообразительности; обучение учащихся работать в группе, воспитание у детей бережного отношения к природе, доброты, сострадания к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и рисунки животных (обезьяна, хомяк, рыба, аист, носорог, альбатрос); таблица «Причины исчезновения животных»; Красная книга; карточки «1966 год», «1974 год»; конверты с заданиями для групповой работы; цветные листы с фотографиями и рисунками животных (белый медведь, тигр, сокол-сапсан, розовый фламинго, морж, орел-беркут, бобер, цапля, зубр); карта России; костюмы и плакаты для экологической сказки.

ХОД УРОКА:

1. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока зашифрована, мы сможем узнать ее, отгадав загадки.


А) «Зверь смешной в огромной клетке

с ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости

к общей детской радости» обезьяна


Б) «Я устраиваюсь ловко:

у меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!» хомяк


В) «В воде она живет.

Нет клюва, а она клюет» рыба


Г) «Это старый наш знакомый:

он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту». аист



Д) «Есть немало рогачей

в зоопарке и в лесу.

У всех рога на голове,

у одного лишь на носу» носорог


Е) «Он верен морю, как матрос,

предвестник бури … альбатрос





Групповая работа - Теперь расшифруйте слово: возьмите из названия животных первую букву и соберите слово. Какое слово получилось? Охрана

- Кого? Назови одним словом всех, кто изображен? Животных

- Итак, тема нашего урока: Охрана животных.

F:\фото открытый урок\3 в класс\DSC04233.JPG


2. Повторение пройденного Блиц опрос (вопросы на экране)

Команда № 1 Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

А) звери; б) птицы; в) рыбы.

Команда №2 Какое слово пропущено: икринка – …………. – взрослая рыба?

А) личинка; б) малёк; в) головастик.

Команда №3 Какое слово пропущено: яйцо – личинка – ……………. – бабочка?

А) куколка; б) птенец; в) икринка.

Команда №4 Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

А) у всех насекомых бывают куколки;

Б) у кузнечиков нет стадии куколки;

В) из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

Для всех команд В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

А) весной; б) осенью; в) зимой.



3. Причины исчезновения видов животных. - Первое, что мы должны выяснить: - Почему исчезают некоторые виды животных? (ответы детей)

Групповая работа

- Проверить себя и возможно дополнить ответы вам поможет первое задание. У каждой группы есть конверт № 1с заданием. Капитан возьмет конверт. Внимательно прочитайте задание и выполните его. Когда группа будет готова, капитан поднимет руку. Ребята других групп проверяют.

Команда № 1 - К чему ведет вырубка лесов и уничтожение растений?

Команда № 2 – Как охота влияет на жизнь животных ?

Команда № 3 – Как влияет причина загрязнение воды и воздуха на жизнь животных?

Команда № 4 – Как влияет на жизнь животных разрушение и загрязнение почвы?

Итог Основные причины исчезновения животных в природе:

1. Вырубка лесов. Уничтожение растений

2.Загрязнение воды и воздуха

3. Охота и браконьерство

4. Загрязнение и разрушение почв.

- Животные играют огромную роль в природе. Лишь очень-очень маленькая часть животных погибает по естественным причинам – в связи с изменением климата на планете. Большая же часть погибает по вине человека. Люди жестоко истребляют животных ради меха или мяса, а иногда и ради развлечения.

На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими .

F:\фото открытый урок\P1050624.JPG
F:\фото открытый урок\P1050620.JPG

4. Знакомство с Красной книгой. Они внесены в Красную книгу.

А)Рассказ учителя 1948 год. Ученые всего мира создали международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. - Почему книга именно Красного цвета? (красный цвет – сигнал опасности)

Эта книга советует, рассказывает какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. Первую Международную Красную книгу составляли 14 лет. Она хранится в Швейцарии. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране.

1966 год. Была издана в необычном виде. Она состояла из разноцветных страниц

красный цвет – исчезающие животные,

жёлтый - сохраняющиеся, но их численность сокращается ,

синий - не находятся под угрозой вымирания, но встречаются очень редко,

серый - неопределенные виды, мало изученные учеными,

зелёный удалось спасти в результате мер по их охране,

чёрный - исчезнувшие животные.



В России такая книга вышла в 1978 году, позже выяснилось, что в защите нуждаются большее количество видов. С тех пор Красная книга много раз переиздавалась. Как вы думаете почему? (Ответы детей.) В Монголии тоже есть Красная книга, у которую также занесены животные, которые находятся под охраной.

Б)Знакомство с представителями Красной книги.

- Давайте познакомимся с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу. - Слушайте внимательно и в конце сообщения дайте ответ на вопрос:

- Почему это животное оказалось на страницах Красной книги?


Белый медведь

Белый медведь – владыка Арктики. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. Когда медведице приходит пора стать матерью, она отрывает в сугробе берлогу. Там проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Они слегка покрыты белой шёрсткой, глаза у них не видят, уши не слышат, весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. Подошвы лапок голые, коготки прозрачные, а нос розовый.

Белый медведь питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. В небольших количествах поедают и растительную пищу.

Издавна люди охотились на белых медведей. Они используют их мясо, жир и шкуру. В результате началось сокращение их численности. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас их численность растёт.


Тигр

В конце 19-го века тигров было около 100 тысяч особей. Затем их количество резко сократилось. Некоторые убивали их из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела лекарства от трусости, слабости, когти тигра служили талисманами.

Тигр – крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров, весит около 390 кг. Это -бродяга-одиночка. Питается крупно-копытными животными. Тигрица задерживается на одном месте только во время родов и выхаживания молодняка. Она выбирает пещеру для гнезда. У неё рождаются 2-4 тигрёнка. Малыши рождаются слепыми, они покрыты тонкой шёрсткой с полосами. Весят от 700 граммов до 1 кг, длина тигрёнка с хвостом 40-50 см. Тигрята растут быстро. Живут 25-30 лет.


- Продолжим знакомство с представителями Красной книги. Групповая работа

-Капитан возьмет конверт № 2. Внимательно прочитайте задание и выполните. Когда будете готовы, капитан поднимет руку.(Прочти описание, найди на рисунке это животное, отметь его. Назови это животное) - Найди изображение животного, с описанием которого вы работали.

- Проверка. – Слушайте задание и ответ. Ребята других групп проверяют.

– Кто не согласен?

1группаМорж

Могучий морской зверь. Его длина более 3 м, а масса полторы тонны. Кляки достигают до 80 см в длину. Они помогают животным добывать пищу со дна, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды.

2 группа – орел-беркут

Большая, величественная птица. Размах ее крыльев до 2 м. Он может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.

3 группа – фламинго

Эти удивительно красивые птицы снежно-розовым оперением живут у воды. Питаются рачками, насекомыми, семенами водных растений.

4 группа –жук красотел

Он живет в лесах. Длина его тела около 3см. он поедает опасных для леса гусениц.

F:\фото открытый урок\P1050629.JPGF:\фото открытый урок\P1050632.JPG


5. Меры спасения животных.

- Но Красная книга – это книга сигналов тревоги и надежды. Ее еще называют книгой печали, так как там содержатся сведения о редких и совершенно исчезнувших с Земли животных и растении. Начиная с 17го века, вымерло 190 видов животных. Сейчас угроза нависла более чем над 500 видами.

- В чем же выход? Что делает человек, чтобы сберечь животных? (создает заповедники, заказники, питомники)

- Вспомним, что такое заповедник? (заповедник – территория, где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс; заказник – земельный или водный участок, в пределах которого под охраной находятся все или некоторые виды животных, растений; питомник – место для разведения и выращивания растений и животных)

- Что запрещено делать на территории заповедника? (запрещена охота и промышленное производство)

- В России принят закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена или ограничена.

– На территории России 143 заповедника .Одними из самых крупных являются Воронежский заповедник, Приокско-террасный заповедник, Астраханский.



Сегодня в Монголии насчитывается 11 заповедников, 7 национальных парков, 13 заказников. Самый крупный заповедник Монголии – Большой Гобийский . Он включен в международную сеть биосферных заповедников ЮНЕСКО, и является самым крупным в Азии. Самый старейший – Богд-Ханульский (рядом с Улан-Батором), организован в 1965 г.

6. Экологическая сказка.

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много и они пока не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам белки, ежи синицы, лягушки.


«Однажды в» зимнем лесу»


Однажды в зимнем лесу на заснеженной полянке собрались лесные жители и стали жаловаться друг другу. Первыми защебетали птицы.


Сорока затрещала: «В меня кто-то стрелял из рогатки. Крыло болит, слава Богу, хоть как-то летать могу, а вот дятлу не повезло. А за что?! Ведь дятлы столько пользы приносят! лесу. Они и деревья лечат, и дупла для многих зверей и птиц делают».


Дятел перестал стучать и заохал: «Ох! Жить нам стало совсем невозможно рядом с людьми».И они стали просить о помощи медведя, чтобы он защитил их.


Но Медведь тоже стал жаловаться: «Ведь люди и мне помешали. Я крепко спал в своей берлоге и ждал весны. Но люди своим шумом, выстрелами разбудили меня. Вышел я из берлоги, наступил на что-то ужасное, оно вонзилось мне в лапу! Сколько крови потерял! Шага ступить не мог. Спасибо сороке, она мне вытащила острый осколок от бутылки. Лапа до сих пор болит, еле хожу».


И тут запричитала Лисица: «Вышла я па полянку, где люди отдыхали: кругом консервные банки валяются, а из одной так вкусно рыбой пахнет. Захотелось полакомиться. Сунула нос в банку: там и есть-то оказалось почти нечего, но нос сильно повредила, кровь шла. а сейчас нарывает, болит».


Тут не выдержал и Зайчишка и тоже начал свой рассказ: «Я - заяц! Расскажу, как живется мне в лесу. К зиме я побелел, шубку новую надел. Очень трудно зимой бывает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет. А я животом маюсь. Кто-то удобрения для полей рассыпал, а я их за соль принял, полизал и чуть не умер, а живот до сих пор болит».

Вслед за зайцем зафыркал Ёж: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую норку. Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас! Трудился, не ленился! Ой, как мне плохо. Какой-то охотничий пес раскопал мою норку, свернулся я в клубок, чтоб защититься, он как толкнул меня лапой, что я покатился с горки вниз и попал прямо па горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Едва выбрался, но иголочки и ножки сильно обжег. Так больно, что плакать хочется».


Рассказала о своих бедах и Белка. «Стало невыносимо. Раньше грибники грибы под ногами искали, а теперь есть такие, кто на мои запасы зарится!


«Кто же может нам помочь?», - думали птицы и звери. И наконец, решили позвонить по телефону Доктору Айболиту.


Оказал Айболит им помощь, полечил их. Да призадумался: «Да! Плохи дела у зверей и птиц. Я уже не успеваю их лечить, столько среди них пострадавших стало! Разве можно допустить, чтобы животным было так опасно жить?!». Ребята! Берегите природу, не обижайте животных и птиц, всегда соблюдайте правила поведения в природе и подсказывайте другим.


Айболит: Давайте будем к тому стремиться,

Сорока: Чтоб нас любили и зверь и птица.

Дятел: И доверяли повсюду нам,

Медведь: Как самым верным своим друзьям!

Лисица: Давайте будем беречь планету –

Зайчишка: Во всей Вселенной похожей нет:

Ёж: Во всей Вселенной она одна,

Белка: Для жизни, дружбы она дана!

F:\фото открытый урок\P1050641.JPGF:\фото открытый урок\P1050644.JPG


7.Итог

- О чем вы узнали на уроке?

- Вернитесь к таблице. Скажите, какие поступки людей ведут к исчезновению животных?

- Что вы можете сделать для сохранения животного мира?

-Покажите какие знаки «Друзей природы» вы нарисовали дома.

F:\фото открытый урок\3 в класс\DSC04251.JPGF:\фото открытый урок\P1050646.JPG

8. Домашнее задание

Подготовьте сообщение о животных из черных страниц Красной книги, о тех животных, которых уже никогда нельзя встретить в природе, а лишь только на страницах книг.



Конспект урока по окружающему миру по теме
  • Начальные классы
Описание:

программа Школа России 

Обобщение ранее изученного по теме;расширение и дополнение знаний учащихся об экологической проблеме – исчезновении видов животных, о необходимости охраны животных;продолжение знакомства с Красной книгой и животными, занесенными в нее;познакомить с животными Монголии , занесенными в красную книгу; развитие речи учеников, в том числе и монологической;развитие познавательной активности, внимания, сообразительности;обучение учащихся работать в группе, воспитание у детей бережного отношения к природе, доброты, сострадания к животным. 

Автор Бойцова Елена Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 615
Номер материала 31602
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓