Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру по теме

Конспект урока по окружающему миру по теме


Уваровская общеобразовательная школа I-III ступеней



hello_html_45e27716.jpg



Урок по окружающему миру

по теме: «Про кошек и собак»

2 класс.

А.А. Плешаков

«Школа России»









Подготовил:

учитель начальных классов

Берберова Л.Л.







2014 -2015 учебный год

Тема: «Про кошек и собак»

Цели урока: 1. Познакомить с историей кошек и собак, с некоторыми породами этих животных, наукой – кинологией, ролью собак и кошек в жизни человека.

2. Учить заботиться о домашних питомцах, быть ответственным за прирученного животного

3. Развивать любознательность, внимательность, сообразительность, умение читать про себя и вслух, речь, творческие способности.

4. Воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным.
Демонстративный материал и оборудование: иллюстрации с изображение кошек и собак, выставка рисунков и фотографий с домашними любимцами, компьютер, музыкальные эффекты, сообщения детей. Презентация: « Про кошек и собак» (Приложение);

Планируемые достижения учащихся:

усвоить правила ухода за животными; выработать ответственность за воспитание животных, которые живут дома; запомнить новые для себя породы собак и кошек;

Ход урока:

I.Организационный момент. Настрой на деятельность. - Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем слушать, рассуждать, выступать и узнавать, прыгать и играть,

чтоб сегодня, как всегда, в руки шла вам всем удача.
II. Актуализация знаний.

- А сейчас перенесёмся в мир живого уголка и ответим на вопросы теста «Животные живого уголка». /Можно учитель читает, а дети отвечают, или самостоятельно/.

III. Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

1. Слушание музыки « Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»/

-Знакома ли вам мелодия, которая звучит?

2. Чтение учителем стихотворения. /На фоне звучащей музыки /. В день, наверно, раз по десять,

Раз по триста каждый месяц

Больше тысяч раз в году

В переулке и в саду,

На вокзале, во дворе,

На мосту, на пустыре,

На бульваре, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может даже вы видали

На ошейниках медали!

- Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? /О собаках и кошках/.

2. Начало показа презентации «Про кошек и собак» - слайд 2

3. Знакомство с проблемными вопросами.

Проблемный вопрос №1

А скажите, вам известно,

Сколько в мире есть пород?

Проблемный вопрос №2

Вам, наверно, интересно,

Сколько с нами их живет?

Проблемный вопрос №3

Как давно, с какого века,

Помогают человеку?

Проблемный вопрос №4

Почему в жестокий миг

Человек покинул их?

- Мы сегодня должны найти ответы на эти вопросы. Откройте учебники на стр. 84. Прочтите тему нашего урока и что мы будем делать.

- И так поговорим о кошках и собаках - самых близких и любимых человеком домашних питомцах.

4. Презентация - 3 слайд - Собаки живут рядом с человеком. /Чтение слайда/.

-К псу ты привязался всей душой,

Ведь о нем сказали: «Брат меньшой».

Но ведь так же говорят:

«За меньших в ответе старший брат»

-Как вы понимаете смысл этих слов?

-4 Слайд-

-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал французский писатель в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые были рядом с ним.
Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц»

-А кто еще из четвероногих животных живет рядом с человеком?

5. Игра «Отгадай- ка». А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Даже по железной крыше В нашем доме кто живёт?

Ходит тихо, тише мыши. Молоко из миски пьёт.

На охоту ночью выйдет По ночам мышей гоняет.

И как днём всё видит, Днём на лавке отдыхает.

Часто спит, а после сна Больше никаких забот.

Умывается она. Ну, конечно, это …../кот/.

-Конечно же, это второе по популярности домашнее животное - кошка.

6. Физическая разминка про киску.

7. Сообщение о кошке.

Домашняя кошка это милое ласковое существо, её чаще других животных держат в доме. Это животное сохранило свою первоначальную форму, хотя всё же имеются различия по складу тела или длине и окраске шерсти. Считается, что кошек приручили около 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? А приручили кошек легко и быстро.

Собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком ещё в каменном веке. Родоначальником большинства пород собак был волк. Сейчас собака – верный помощник человека. На севере собаки перевозят в упряжках людей и грузы. Слепым людям они служат поводырями. Собаки используются охотниками для выслеживания дичи, птиц, зайцев, оленей.

7. Просмотр пород кошек и собак /5 и 6 слайды/.

Собак в мире примерно 400 пород. Все породы можно разделить на такие группы: служебные охотничьи декоративные беспородные.

В мире известно около 60 разных пород кошек. Но большинство кошек, живущих в домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто- домашние кошки. Есть породы кошек: сиамская русская голубая персидская сибирская. Любые кошки нуждаются в заботе и добром отношении человека.

8. Работа по учебнику.

- Прочитать о собаках и кошках, увидеть их породы вы сможете в учебнике «Окружающий мир» на стр.84- 87. Чтение текста «Портрет кошки», «Кошки на работе», «Промокший до нитки».

- Что нового узнали?

- А как нужно ухаживать за животными?

- А важно ли это для животного? - Почему?

-Давайте, подумаем какие личные вещи нужны вашим питомцам?

-А без них они могут обойтись? - 7 слайд

-Еще вы хотели узнать о новых породах собак. Какие породы собак вы уже знаете? Посмотрите на рисунке в учебнике на стр. 85.

-Может быть, вы эти породы знаете?

9.Отгадывание кроссворда - 8 слайд

-Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, ключевое слово.

-Что оно значит и как относится к нашей теме? (друг)

Собака - друг человека

-Как вы понимаете это высказывание?

10. Сообщения учащихся и учителя.

-Ребята подготовили сообщения о необыкновенных собаках. Послушайте.

9 слайд Фландрский бувье. /Текст с экрана читает учитель/. В общем, бувье спокойный и уравновешенный пес, сознающий и демонстрирующий свое превосходство. Он первым не бросится в драку, никогда не будет убивать и обижать слабого, но если на него нападут, - в долгу не останется. Бувье всегда на стороже. Готов нести службу, гордый и независимый ,честный и надежный пес.

10 слайд Колли. /Слайд комментирует ученица/

-Колли – собака красивая умная добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласкова и любит маленьких детей.

11 слайд / Комментирует ученик/.

-Еще есть чудо собака. Это такса. У нее лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

- Кому необходима такая собака? (охотнику)

12 слайд /Комментирует ученик/.

- Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ньюфаундленда еще называют водолазом, потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их даже специально учат спасать людей

-Какую же роль каждая из пород играет для человека?

-Нужно ли, чтобы рядом с человеком находилась собака?

11. Физминутка

-А теперь попрыгайте, как прыгает собачка,

Изогните спинку так, как делает кошка.

-Пройдите два шага так, как ходит кошка.

-Как лает собачка? Как взрослая? А как щенок?

-А как мяукает кошка? Как мяукает котенок?

12. Знакомство с просьбой животных.

- Вот вы побывали в роли домашних животных.

- Как вы думаете, у собак и кошек есть свой язык? Наверное, да. И, если бы они могли говорить, они бы, непременно, выразили свою любовь к человеку, примерно так:

13 слайд / Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка/.

Хочу, чтоб ты со мной был мил,

Меня кормил

Меня поил,

Дал уголок уютный мне,

Где б отдыхал я в сладком сне,

И раза три в теченье дня

На воздух выводил меня…

За все я щедро отплачу:

Тебя быть добрым научу.

13.Прослушивание и обсуждение детской песни «Собака бывает кусачей».

- А когда собака бывает кусачей? Послушайте песенку и подумайте над ответом.

Правила общения с домашними животными.
- Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что домашние животные произошли от диких зверей, и могут быть опасны. Поэтому надо знать правила общения с домашними животными.
• Нельзя трогать кошек и собак, когда они едят. А так же если с ними находятся их детеныши.
• Нельзя гладить незнакомых собак, подходить к собаке, сидящей на привязи.
• Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
- Собаки и кошки могут быть опасны для человека. 
• Они могут вас сильно поцарапать и искусать. Известны даже случаи, когда кошка лишала человека глаза.
• От кошек и собак людям предаются болезни – лишай, чесотка, бешенство.
Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть от укуса животного. От нее можно даже умереть. Поэтому, после того, как вы погладили кошку или собаку. Обязательно надо помыть руки с мылом. Если же вас укусила кошка или собака, надо обязательно сказать взрослым.
- А что делать, если собака все-таки собирается напасть, может помочь твердо сказанное «Фу!», «Стоять!» или «Сидеть!»
Самое чувствительное место у собаки – нос. Иногда достаточно попасть в него, чтобы собака убежала.

14 слайд

-О чем необходимо помнить всегда?

- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

- Чтение детьми стихотворения Романа Сейфа «Домашние животные».

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо – стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

Собаки прилежно наш дом стерегут,

Все кошки, конечно, при доме живут

И нашу еду от мышей стерегут.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.
- Что узнали интересного о кошках и собаках?
- Можно было много еще говорить о животных.

-Что интересного вы, ребята, можете рассказать о своих четвероногих друзьях?

Буду, рада услышать на следующем уроке рассказ о ваших питомцах.

Приносите, рассказывайте, показывайте. Таким будет домашнее задание.

16 слайд - Герои нашего урока прощаются с нами. Они уходят. До свидания.

- Вы хорошо потрудились к уроку, это видно всем: вы были художниками, скульпторами, писателями, фотографами - это видно по подготовленным выставкам.

Ответы на проблемные вопросы.

- Понравился ли вам урок?

Проблемный вопрос №1

А скажите, вам известно,

Сколько в мире есть пород? /Кошек-60 пород, собак- 400./

Проблемный вопрос №2

Вам, наверно, интересно,

Сколько с нами их живет? /6 тысяч лет- кошка/

Проблемный вопрос №3

Как давно, с какого века,

Помогают человеку?

Проблемный вопрос №4

Почему в жестокий миг

Человек покинул их?

- Что понравилось больше всего?

- Могут ли прожить домашние животные без человека? А человек без них?


hello_html_m1ea8c95e.png

Конспект урока по окружающему миру по теме
  • Начальные классы
Описание:

 Уваровская общеобразовательная  школа I-IIIступеней                                  Урок    по окружающему  миру  по теме: «Про кошек и собак"   2 класс.  А.А. Плешаков «Школа России»                                                                       Подготовил: учитель начальных классов   Берберова Л.Л.                              2014 -2015 учебный год

Тема: «Про кошек и собак»

Цели урока: 1. Познакомить с историей кошек и собак, с некоторыми породами этих животных, наукой – кинологией, ролью собак и кошек в жизни человека.

2. Учить заботиться о домашних питомцах, быть ответственным за прирученного животного

 3. Развивать любознательность, внимательность, сообразительность, умение читать про себя и вслух, речь, творческие способности.

 4. Воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным животным.
Демонстративный материал и оборудование: иллюстрации с изображение кошек и собак, выставка рисунков и фотографий с домашними любимцами,
компьютер, музыкальные эффекты, сообщения детей. Презентация: « Про кошек и собак» (Приложение);

Планируемые достижения учащихся:

усвоить правила ухода за животными; выработать ответственность за воспитание животных, которые живут  дома;  запомнить новые для себя породы собак и кошек;

Ход урока:

I.Организационный момент. Настрой на деятельность.                                                                                                                            - Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!»
  Будем  слушать, рассуждать, выступать  и  узнавать, прыгать и  играть,

 чтоб сегодня, как всегда, в руки шла вам всем  удача.
II. Актуализация знаний.

- А сейчас  перенесёмся в мир живого уголка и ответим на вопросы теста «Животные живого уголка». /Можно учитель читает, а дети отвечают, или самостоятельно/.

III. Мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

1. Слушание  музыки  « Человек собаке друг» из мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса»/

-Знакома ли вам мелодия, которая звучит?

 2. Чтение учителем стихотворения. /На фоне звучащей музыки /.                                                                                                          В день, наверно, раз по десять,

Раз по триста каждый месяц

Больше тысяч раз в году

В переулке и в саду,

На вокзале, во дворе,

На мосту, на пустыре,

На бульваре, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может даже вы видали

На ошейниках медали!

- Догадайтесь, о ком мы сегодня будем  говорить на уроке? /О собаках и кошках/.

2. Начало показа  презентации  «Про кошек и собак» - слайд 2

3. Знакомство с проблемными вопросами.

Проблемный вопрос №1

А скажите, вам известно,

Сколько в мире есть пород?

Проблемный вопрос №2

Вам, наверно, интересно,

Сколько с нами их живет?

Проблемный вопрос №3

Как давно, с какого века,

Помогают человеку?

Проблемный вопрос №4

Почему в жестокий миг

Человек покинул их?

- Мы сегодня должны найти ответы на эти вопросы. Откройте учебники на стр. 84. Прочтите тему нашего урока и что мы будем делать.

- И так поговорим о кошках и собаках - самых близких и любимых человеком домашних питомцах.

4. Презентация - 3 слайд- Собаки  живут рядом с человеком.  /Чтение слайда/.                                                                                                                      

-К псу ты привязался всей душой,

Ведь о нем сказали: «Брат меньшой».

Но ведь так же говорят:

«За меньших в ответе старший брат»

-Как вы понимаете смысл этих слов?

-4 Слайд-

-«Мы в ответе за тех, кого приручили», - сказал  французский  писатель  в своем рассказе о тех слабых и незащищенных, которые  были рядом с  ним.
                                                          Антуан де Сент- Экзюпери  «Маленький принц»

-А кто еще из  четвероногих животных живет рядом с человеком?

5. Игра «Отгадай- ка».А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Даже по железной крыше                        В нашем доме кто живёт?

Ходит тихо, тише мыши.                         Молоко из миски пьёт.

На охоту ночью выйдет                           По ночам мышей гоняет.

И как днём всё видит,                              Днём на лавке отдыхает.

Часто спит, а после сна                            Больше никаких забот.

Умывается она.                                         Ну, конечно, это …../кот/.

-Конечно же, это второе по популярности домашнее животное - кошка.

6. Физическая разминка  про киску.

7. Сообщение о кошке.

     Домашняя кошка это милое ласковое существо, её чаще других животных держат в доме. Это животное сохранило свою первоначальную форму, хотя всё же имеются различия по складу тела или длине и окраске шерсти.  Считается, что кошек приручили около 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек не мог в одиночку охранять их от мышей и крыс. И вот в один, действительно прекрасный день, кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле  амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? А приручили кошек легко и быстро.

   Собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком ещё                           в каменном веке. Родоначальником большинства пород собак был волк. Сейчас собака – верный помощник человека. На севере собаки перевозят в упряжках людей и грузы. Слепым людям они служат поводырями. Собаки используются охотниками для выслеживания дичи, птиц, зайцев, оленей.

7. Просмотр пород кошек и собак   /5 и 6 слайды/. 

Собак в мире  примерно 400 пород.  Все породы можно разделить на такие группы: служебные охотничьи  декоративные беспородные.

         В мире  известно около 60 разных пород кошек. Но большинство кошек, живущих в домах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто- домашние кошки. Есть породы кошек: сиамская  русская голубая персидская сибирская.  Любые кошки нуждаются в заботе и добром отношении человека.

8. Работа по учебнику.

- Прочитать о  собаках  и кошках, увидеть их  породы  вы сможете в учебнике «Окружающий мир» на  стр.84-  87. Чтение текста «Портрет кошки», «Кошки на работе», «Промокший до нитки».

- Что нового узнали?

- А как нужно  ухаживать за животными?

- А важно ли это для животного?   - Почему?

-Давайте, подумаем какие личные вещи нужны вашим питомцам?

-А без  них они могут обойтись?  -  7 слайд

-Еще вы хотели узнать о новых породах собак. Какие породы собак вы уже знаете? Посмотрите на рисунке в учебнике на стр. 85.

-Может быть,  вы эти породы знаете?

9.Отгадывание кроссворда   -  8 слайд

-Отгадайте  кроссворд,  и вы узнаете, ключевое слово.

-Что оно значит и как относится к нашей теме? (друг)

Собака - друг человека

-Как вы понимаете это высказывание?

10. Сообщения  учащихся и учителя.

-Ребята подготовили сообщения о необыкновенных собаках. Послушайте.

9 слайд  Фландрский  бувье.   /Текст с экрана читает учитель/.                                                                     В общем, бувье спокойный и уравновешенный пес, сознающий и демонстрирующий свое превосходство. Он первым не бросится в драку, никогда не будет убивать и обижать слабого, но если на него нападут,  - в долгу не останется.                                             Бувье  всегда на стороже. Готов нести службу, гордый  и независимый ,честный и надежный пес.

10 слайд    Колли.  /Слайд комментирует ученица/

-Колли – собака красивая умная добрая. Еще ее называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака очень ласкова и любит маленьких детей.

11 слайд    / Комментирует ученик/.

-Еще есть чудо собака. Это такса. У нее лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

- Кому необходима такая собака? (охотнику)

12 слайд    /Комментирует ученик/.

- Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ньюфаундленда еще называют водолазом, потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их даже специально учат спасать людей

-Какую же роль каждая из пород играет для человека?

-Нужно ли, чтобы рядом с человеком находилась собака?

11. Физминутка

-А теперь попрыгайте, как прыгает собачка,

Изогните спинку так, как делает кошка.

 -Пройдите два шага так, как ходит кошка.

-Как лает собачка?  Как взрослая? А как щенок?

-А как мяукает кошка? Как мяукает котенок?

12. Знакомство с просьбой животных.

- Вот  вы побывали в роли домашних животных.

- Как вы думаете,  у собак и кошек есть свой язык? Наверное, да. И, если бы они могли говорить, они бы, непременно, выразили свою любовь к человеку, примерно так:

13 слайд  / Читает учитель, каждой строчке соответствует анимационная картинка/.

Хочу, чтоб ты со мной был мил,

Меня  кормил

Меня поил,

Дал уголок уютный мне,

Где б отдыхал я в сладком сне,

И раза три в теченье дня

На воздух выводил меня…

За все я щедро отплачу:

Тебя быть добрым научу.

13.Прослушивание и обсуждение детской песни «Собака  бывает кусачей».

- А когда собака бывает кусачей? Послушайте песенку и подумайте над ответом.

Правила общения с домашними животными.
- Животных надо любить. Но при этом надо помнить, что домашние животные произошли от диких зверей, и могут быть опасны. Поэтому надо знать правила общения с домашними животными.
• Нельзя трогать кошек и собак, когда они едят. А так же если с ними находятся их детеныши.
• Нельзя гладить незнакомых собак, подходить к собаке, сидящей на привязи.
• Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
- Собаки и кошки могут быть опасны для человека. 
• Они могут вас сильно поцарапать и искусать. Известны даже случаи, когда кошка лишала человека глаза.
• От кошек и собак людям предаются болезни – лишай, чесотка, бешенство.
Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть от укуса животного. От нее можно даже умереть. Поэтому, после того, как вы погладили кошку или собаку. Обязательно надо помыть руки с мылом. Если же вас укусила кошка или собака, надо обязательно сказать взрослым.
- А что делать, если собака все-таки собирается напасть, может помочь твердо сказанное «Фу!», «Стоять!» или «Сидеть!»
Самое чувствительное место у собаки – нос. Иногда достаточно попасть в него, чтобы собака убежала.

14 слайд

-О чем необходимо помнить всегда?

- Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

- Чтение детьми  стихотворения Романа Сейфа «Домашние животные».

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поим, коль надо – стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

Собаки прилежно наш дом стерегут,

Все кошки, конечно, при доме живут

И нашу еду от мышей стерегут.
VI. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.
- Что узнали интересного о кошках и собаках?
- Можно было много еще говорить о животных.

-Что интересного  вы, ребята, можете рассказать о своих четвероногих друзьях?

 Буду, рада услышать  на следующем уроке  рассказ о ваших питомцах.

Приносите, рассказывайте, показывайте. Таким будет домашнее задание.

16 слайд     - Герои нашего урока прощаются с нами. Они уходят. До свидания.

- Вы хорошо потрудились к уроку, это видно всем: вы были художниками, скульпторами,  писателями, фотографами - это видно по подготовленным выставкам.

 Ответы на проблемные вопросы.

- Понравился ли вам урок?

Проблемный вопрос №1

А скажите, вам известно,

Сколько в мире есть пород?  /Кошек-60 пород, собак- 400./

Проблемный вопрос №2

Вам, наверно, интересно,

Сколько с нами их живет? /6 тысяч лет- кошка/

Проблемный вопрос №3

Как давно, с какого века,

Помогают человеку?

Проблемный вопрос №4

Почему в жестокий миг

Человек покинул их?

- Что понравилось больше всего?

- Могут ли прожить домашние животные без человека? А человек без них?

 



Автор Берберова Людмила Леонидовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 669
Номер материала 16432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓