Главная / Начальные классы / конспект урока по окружающему миру на тему:"Природные зоны России"

конспект урока по окружающему миру на тему:"Природные зоны России"

Природные зоны России


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать и уметь называть основные природные зоны России;

различать основные и промежуточные природные зоны;

пользоваться картой природных зон России как источником информации;

строить модель, демонстрирующую нагревание поверхности Земли солнечными лучами;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Метапредметные результаты:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

сравнивать физическую карту России и карту природных зон России;

использовать знаково-символические средства (схема, модель) для объяснения смены природных зон в нашей стране;

устанавливать причинно-следственные связи между нагреванием поверхности Земли солнечными лучами и сменой природных зон;

взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.


Оборудование. У учителя — иллюстративные материалы (картины, слайды, видеофрагменты), показывающие основные природные зоны России; настенная карта природных зон России; динамическая модель «Нагревание поверхности Земли солнечными лучами». У учащихся — таблички с названиями основных и промежуточных природных зон.


Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учащиеся представляют классу материалы, подготовленные для выставки «Где мы были» (оформление выставки и приглашение гостей проводится во внеурочное время). Кроме того, 2—3 ученика зачитывают сочинения на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»; другие сочинения могут быть представлены на выставке для ознакомления с ними всех учащихся. Ученики, выполнившие задание повышенной трудности, связанное с поиском информации в Интернете (с. 69 учебника, № 3), сообщают классу о результатах работы. В дополнение к этому может прозвучать краткое сообщение о Дальневосточном морском заповеднике по материалу рубрики «Для самых любознательных». Учитель дает общую оценку домашней работы детей и объявляет тему сегодняшнего урока. Целевые установки урока формулируются учащимися на основании рубрики «На следующем уроке»: 1) узнать, какие природные зоны есть в России; 2) познакомиться с картой природных зон; 3) научиться объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Актуализация знаний и умений. Проводится с помощью задания на с. 70 учебника. Учащиеся рассказывают, что им известно о разнообразии природы России (из предыдущих классов, телепередач, книг о природе, личных наблюдений). Возможно, в ответах детей прозвучат упоминания о различных природных зонах — в описательном плане или на уровне общеупотребительных названий (тайга, пустыня и др.). Особо выделив эти упоминания, учитель может перейти к следующему этапу урока.

Освоение нового содержания и его применение. Начать освоение нового содержания целесообразно с воображаемого путешествия из северных районов нашей страны в южные. Его задача — заложить образную основу представлений о смене природных зон. Учитель демонстрирует иллюстративные материалы (картины, слайды, видеофрагменты), сопровождая их ярким, эмоциональным рассказом. При этом важно подчеркнуть особую красоту каждой природной зоны и уникальность природного многообразия России, составляющего общее достояние всех граждан страны.

К сведению учителя. В настоящее время среди основных природных зон России выделяют две лесные зоны: 1) зону тайги; 2) зону смешанных и широколиственных лесов. На карте природных зон в учебнике смешанные и широколиственные леса выделены разными оттенками зелёного цвета. Особо обозначены смешанные леса Дальнего Востока, своеобразие которых в курсе не рассматривается. (С ними могут познакомиться дети, живущие в данных районах страны, при изучении краеведческого материала.) Субтропические леса, составляющие естественную растительность Черноморского побережья Кавказа, относятся к зоне субтропиков.

Далее организуется работа в парах по заданиям учебника (с. 71). С целью сравнения карт один ученик в паре открывает в учебнике физическую карту (с. 58—59), а другой — карту природных зон (с. 72—73). Затем оба ученика работают с картой природных зон и текстом учебника (с. 74).

Результаты работы учащиеся представляют классу. Задача учителя на этом этапе — уточнить и конкретизировать самостоятельно добытые учащимися знания. Внимание следует сосредоточить на двух важнейших задачах: формировании умения находить природные зоны на карте, ориентируясь по легенде карты (цветовым обозначениям); понимании детьми причин смены природных зон. Учитель, приглашая учеников к доске, просит найти на настенной карте природных зон России ту или иную зону, назвать цвет, которым она обозначена. При этом ученик может ограничиться приблизительным показом природной зоны на карте (научиться показывать её точно — задача последующих уроков). Объяснение причины смены природных зон сопровождается демонстрацией динамической модели, созданной на основе схемы учебника (с. 74).

Далее целесообразно провести ряд тренировочных упражнений, закрепляющих различение детьми основных и промежуточных природных зон, а также последовательность их смены. Это можно сделать в игровой форме. Пусть к доске выйдут ученики с табличками, на которых написаны названия основных природных зон, и встанут друг за другом в том порядке, как эти зоны сменяются. Затем выходят ученики с табличками, на которых написаны названия промежуточных природных зон, и занимают места между учениками первой группы. Можно попросить учеников «перемешаться», а затем вновь выстроиться в нужной последовательности. При наличии времени возможны и другие упражнения с табличками, например ученики у доски выстраиваются, сознательно допуская 1—2 ошибки, а дети с мест находят ошибки и говорят, кому как встать.

Изученный материал о смене природных зон с севера на юг учитель дополняет рассказом о высотной поясности, демонстрируя соответствующую картину или слайды, а также показывает области высотной поясности на настенной карте. Они как будто «выпадают» из зональной смены природы, и это надо учитывать при показе на карте. Вероятно, детям будет интересно узнать, что изменения в горах с высотой в общих чертах повторяют последовательность природных зон на равнинах: поднимаясь в горы, мы словно движемся на север от той природной зоны, которая расположена у подножия гор. Хорошо, если дети самостоятельно найдут объяснение этому явлению.

Полученные детьми знания применяются при выполнении заданий рабочей тетради (№ 1—4, с. 36—38). Задания № 1 и 2 предусматривают работу с контурной картой, имеющейся в тетради. Задание № 1 дети выполняют в парах, сопоставляя карту в учебнике и контурную карту в тетради. Задача детей — найти на контурной карте области, соответствующие каждой природной зоне, не закрашивая их. Уровень освоения контурной карты на этом этапе ориентировочный (на следующих уроках, по мере изучения природных зон, дети будут закрашивать каждую природную зону своим цветом). Задание № 2 предусматривает поиск, обведение по контуру и закрашивание соответствующим цветом областей высотной поясности. Учитель просит детей вспомнить, где находятся известные детям горы России: Кавказские, Уральские, Алтай, Саяны. С поиска и закрашивания этих областей можно начать работу. При недостатке времени другие области высотной поясности можно найти и закрасить в группе продлённого дня или дома. Задание № 3 предусматривает формирование одного из видов УУД — сериации. Учащимся предлагается пронумеровать основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг и, наоборот, с юга на север. Задание № 4 предусматривает построение модели-аппликации с использованием деталей из Приложения (с. 103) и последующее объяснение причины смены природных зон с помощью построенной модели. Следует отметить, что задания №3 и №4 включают в себя действие самопроверки (по учебнику).

Контроль и оценка достижений. По вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя» (с. 75 учебника) дети проводят самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Выводы и обобщения. Обобщение материала проводится коллективно. Выводы учащихся сопоставляются с выводом на с. 75 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: выполнить «Задание для домашней работы» (с. 75); проработать материалы рубрики «На следующем уроке» (с. 75); познакомиться с планом изучения природной зоны (с. 71). В рабочей тетради: выполнить задание № 5 (с. 38).




конспект урока по окружающему миру на тему:"Природные зоны России"
  • Начальные классы
Описание:

Природные зоны России

 

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать и уметь называть основные природные зоны России;

различать основные и промежуточные природные зоны;

пользоваться картой природных зон России как источником информации;

строить модель, демонстрирующую нагревание поверхности Земли солнечными лучами;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Метапредметные результаты:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

сравнивать физическую карту России и карту природных зон России;

использовать знаково-символические средства (схема, модель) для объяснения смены природных зон в нашей стране;

устанавливать причинно-следственные связи между нагреванием поверхности Земли солнечными лучами и сменой природных зон;

взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

формулировать выводы из изученного материала;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать уникальность природного многообразия России и его ценность как нашего общего достояния.

 

Оборудование. У учителя — иллюстративные материалы (картины, слайды, видеофрагменты), показывающие основные природные зоны России; настенная карта природных зон России; динамическая модель «Нагревание поверхности Земли солнечными лучами». У учащихся — таблички с названиями основных и промежуточных природных зон.

 

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока учащиеся представляют классу материалы, подготовленные для выставки «Где мы были» (оформление выставки и приглашение гостей проводится во внеурочное время). Кроме того, 2—3 ученика зачитывают сочинения на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»; другие сочинения могут быть представлены на выставке для ознакомления с ними всех учащихся. Ученики, выполнившие задание повышенной трудности, связанное с поиском информации в Интернете (с. 69 учебника, № 3), сообщают классу о результатах работы. В дополнение к этому может прозвучать краткое сообщение о Дальневосточном морском заповеднике по материалу рубрики «Для самых любознательных». Учитель дает общую оценку домашней работы детей и объявляет тему сегодняшнего урока. Целевые установки урока формулируются учащимися на основании рубрики «На следующем уроке»: 1) узнать, какие природные зоны есть в России; 2) познакомиться с картой природных зон; 3) научиться объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране.

Актуализация знаний и умений. Проводится с помощью задания на с. 70 учебника. Учащиеся рассказывают, что им известно о разнообразии природы России (из предыдущих классов, телепередач, книг о природе, личных наблюдений). Возможно, в ответах детей прозвучат упоминания о различных природных зонах — в описательном плане или на уровне общеупотребительных названий (тайга, пустыня и др.). Особо выделив эти упоминания, учитель может перейти к следующему этапу урока.

Освоение нового содержания и его применение. Начать освоение нового содержания целесообразно с воображаемого путешествия из северных районов нашей страны в южные. Его задача — заложить образную основу представлений о смене природных зон. Учитель демонстрирует иллюстративные материалы (картины, слайды, видеофрагменты), сопровождая их ярким, эмоциональным рассказом.При этом важно подчеркнуть особую красоту каждой природной зоны и уникальность природного многообразия России, составляющего общее достояние всех граждан страны.

К сведению учителя. В настоящее время среди основных природных зон России выделяют две лесные зоны: 1) зону тайги; 2) зону смешанных и широколиственных лесов. На карте природных зон в учебнике смешанные и широколиственные леса выделены разными оттенками зелёного цвета. Особо обозначены смешанные леса Дальнего Востока, своеобразие которых в курсе не рассматривается. (С ними могут познакомиться дети, живущие в данных районах страны, при изучении краеведческого материала.) Субтропические леса, составляющие естественную растительность Черноморского побережья Кавказа, относятся к зоне субтропиков.

Далее организуется работа в парах по заданиям учебника (с. 71). С целью сравнения карт один ученик в паре открывает в учебнике физическую карту (с. 58—59), а другой — карту природных зон (с. 72—73). Затем оба ученика работают с картой природных зон и текстом учебника (с. 74).

Результаты работы учащиеся представляют классу. Задача учителя на этом этапе — уточнить и конкретизировать самостоятельно добытые учащимися знания. Внимание следует сосредоточить на двух важнейших задачах: формировании умения находить природные зоны на карте, ориентируясь по легенде карты (цветовым обозначениям); понимании детьми причин смены природных зон. Учитель, приглашая учеников к доске, просит найти на настенной карте природных зонРоссии ту или иную зону, назвать цвет, которым она обозначена. При этом ученик может ограничиться приблизительным показом природной зоны на карте (научиться показывать её точно — задача последующих уроков). Объяснение причины смены природных зон сопровождается демонстрацией динамической модели, созданной на основе схемы учебника (с. 74).

Далее целесообразно провести ряд тренировочных упражнений, закрепляющих различение детьми основных и промежуточных природных зон, а также последовательность их смены. Это можно сделать в игровой форме. Пусть к доске выйдут ученики с табличками, на которых написаны названия основных природных зон, и встанут друг за другом в том порядке, как эти зоны сменяются. Затем выходят ученики с табличками, на которых написаны названия промежуточных природных зон, и занимают места между учениками первой группы. Можно попросить учеников «перемешаться», а затем вновь выстроиться в нужной последовательности. При наличии времени возможны и другие упражнения с табличками, например ученики у доски выстраиваются, сознательно допуская 1—2 ошибки, а дети с мест находят ошибки и говорят, кому как встать.

Изученный материал о смене природных зон с севера на юг учитель дополняет рассказом о высотной поясности, демонстрируя соответствующую картину или слайды, а также показывает области высотной поясности на настенной карте. Они как будто «выпадают» из зональной смены природы, и это надо учитывать при показе на карте. Вероятно, детям будет интересно узнать, что изменения в горах с высотой в общих чертах повторяют последовательность природных зон на равнинах: поднимаясь в горы, мы словно движемся на север от той природной зоны, которая расположена у подножия гор. Хорошо, если дети самостоятельно найдут объяснение этому явлению.

 Полученные детьми знания применяются при выполнении заданий рабочей тетради (№ 1—4, с. 36—38). Задания № 1 и 2 предусматривают работу с контурной картой, имеющейся в тетради. Задание № 1 дети выполняют в парах, сопоставляя карту в учебнике и контурную карту в тетради. Задача детей — найти на контурной карте области, соответствующие каждой природной зоне, не закрашивая их. Уровень освоения контурной карты на этом этапе ориентировочный (на следующих уроках, по мере изучения природных зон, дети будут закрашивать каждую природную зону своим цветом). Задание № 2 предусматривает поиск, обведение по контуру и закрашивание соответствующим цветом областей высотной поясности. Учитель просит детей вспомнить, где находятся известные детям горы России: Кавказские, Уральские, Алтай, Саяны. С поиска и закрашивания этих областей можно начать работу. При недостатке времени другие области высотной поясности можно найти и закрасить в группе продлённого дня или дома. Задание № 3 предусматривает формирование одного из видов УУД — сериации. Учащимся предлагается пронумеровать основные природные зоны в порядке их смены с севера на юг и, наоборот, с юга на север. Задание № 4 предусматривает построение модели-аппликации с использованием деталей из Приложения (с. 103) и последующее объяснение причины смены природных зон с помощью построенной модели. Следует отметить, что задания №3 и №4 включают в себя действие самопроверки (по учебнику).

Контроль и оценка достижений. По вопросам и заданиям рубрики «Проверь себя» (с. 75 учебника) дети проводят самопроверку и оценку своих достижений на уроке.

Выводы и обобщения. Обобщение материала проводится коллективно. Выводы учащихся сопоставляются с выводом на с. 75 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: выполнить «Задание для домашней работы» (с. 75); проработать материалы рубрики «На следующем уроке» (с. 75); познакомиться с планом изучения природной зоны (с. 71). В рабочей тетради: выполнить задание № 5 (с. 38).

 

 

 

Автор Витковская Татьяна Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1284
Номер материала 49500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓