Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных"

Класс: 3

Предмет: окружающий мир.

Тема урока. Зима в жизни животных.

Цель: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в окружающем мире зимой.

Задачи: 1) познакомить учащихся с жизнью животных в зимнее время года;

2) развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных;

3) воспитывать бережное отношение к животным.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок – проектная мастерская.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные,

частично – поисковые (эвристические),

словесные, наглядные, практические,

стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая

Инновационные технологии: - развивающего обучения;

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – пазлы «Животные», музыка П.И.Чайковского «Декабрь», эпиграф.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы вновь продолжать

Окружающий мир изучать.

На партах у вас должны лежать

Учебник, карандаш, тетрадь.

Вниманье, старанье с собой надо взять,

Тогда много нового сможешь узнать.


  1. Изучение нового материала.

Создание эмоционального фона урока.


Звучит фрагмент музыки «Зима» из (грамзапись «Декабрь» из музыкального альбома) «Времен года» П.И.Чайковского.

- Что вы, ребята, себе представляли, когда слушали музыку?

- Скажите, какой вы представляли себе зиму. (Холодная, снежная, вьюжная, морозная).


- Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё.

- Зима – волшебница. Она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, которое обладает способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками.

(Фотоэтюды зимней природы)

- Пожалуй, не найдешь человека, который бы не любил зиму. Её любят все. Наверное, поэтому в народе её ласково называют зимушка-зима.


Постановка темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Урок – проектная мастерская. Это значит, что сегодня мы с вами станем исследователями и начнем, а на следующих уроках продолжим создавать проект «Жизнь животных зимой».


Актуализация опорных знаний.

- Зима для животных, это холодное и голодное время. Поэтому осенью все животные «сдают экзамены» - как они подготовились к суровой зиме.

- Расскажите, что вы знаете о подготовке животных к зиме.


- Опустел холодный лес,

Замер понемногу.

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

(Показ иллюстраций – слайдов)


Не стоит новый цвет ругать –

Зимой он будет защищать.

Среди заснеженных стволов

Спасет от множества врагов..


- Какие животные встречают зиму в новых шубках?

Как хорошо, что мы линяем!

Мы этим жизнь себе спасаем.)


- Продолжаем разговор о зимней поре в жизни животных.


Работа по учебнику (с.111-113)

- Предлагаю поработать с текстом. Прочитайте его самостоятельно.


Работа по рабочей тетради.

- После чтения текста, вы должны будете заполнить таблицу в рабочей тетради №113 с.52.

(Фронтальная проверка)


Заснули: Полиняли: Родились зимой: Оцепенели:

барсуки зайцы медведи жабы

медведи белки клесты змеи

ежи лисы налимы мухи

летучие мыши


Творческая работа.

- У каждого дикого животного есть своя зимняя квартира

- Посмотрите, какие разные зимние квартиры у диких животных.

- Расселите животных по их жилищам.

( Проверка – слайд)


(Дупло – у белки; берлога – у медведя; нора – у лисы; хатка – у бобра; муравейник – у муравьев.)

- Кто здесь лишний? ( Муравей – насекомое)


Физминутка.


Работа в группах

- А сейчас поработаем в группах.

- У вас на столах лежат конверты. В них я положила детали - пазлы с изображением диких животных. Постарайтесь выяснить, что это за животное и его собрать.


- Кто получился у первой группы?

- О бобре расскажет нам Данил.

Бобр. Бобр – это очень интересный зверь. Он умеет строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найдет осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделывает: отделяет ветки, перегрызает на несколько частей ствол, а потом все это сплавляет по воде к хатке и складывает в большие кучи. Так бобр запасает себе на зиму “продукты”. Замерзнет пруд, а он будет сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и ветки деревьев.


- Отгадайте загадку:

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко.
Ну конечно, это ... (белка)


- О белке нам расскажет Вера.


Белка. На дереве у белки свой домик – дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, мне там тепло. Обычно у белок не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но часто ими кормятся и другие лесные звери.


- Под корягой в буреломе

Спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот

И, как маленький, сосёт.


- У кого получился медведь?

- Про медведя подготовила сообщение Катя.

Медведь. Осенью у медведей забот немало. Во-первых, они линяют. Во-вторых, им надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, с большим удовольствием медведи лакомятся медом диких пчел и ос. Накопили жирку – и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. Живут медведи лет до пятидесяти.

- Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц)

- О том, как проводит зиму заяц нам расскажет Надя.

Заяц. Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайцы ничего этого делать не умеют. Врагов же у них полным-полно. И все-таки заяц живет не тужит. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у него не зря “косые” – глядит ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью линяет: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками и корой деревьев.


- Посмотрите, какие красивые животные собрались на нашей лесной полянке. И никто никого не боится.

- Весь этот материал мы сегодня поместим в нашу папку «Жизнь животных зимой».


- Скажите, может ли человек облегчить жизнь диких животных зимой? Как?

(Показ слайдов)


Повторение изученного

- Я вам предлагаю выполнить тест «Что ты знаешь о жизни животных зимой» Тест на тему: «Зима в жизни животных».

  1. Линька – это…

А) обновление шерсти;

Б) спячка;

В) подкожный жир.

2. Линька у многих зверей заканчивается…

А) весной;

Б) к началу зимы;

В) летом.

3. Залегают в спячку

А) медведи;

Б) белки;

В) ежи.

4. У какого зверя день рождения всегда зимой?

А) белки;

Б) зайца;

В) медведя.

5. Снеговой покров –

А) первый снег

Б) нетающий слой снега;

В) ледостав.

Самопроверка.

- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Вы получаете оценку 5.

- Кто допустил 1-2 ошибки. Оценка 4.



Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Молодцы, вы все хорошо работали на уроке. Но особенно мне помогали…


- Домашнее задание. Подобрать дополнительный материал на тему: «Зима в жизни животных»- статьи из журналов; фотографии .


- Сегодняшний урок я хотела бы закончить такими словами:

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

 

На ней мы с тобою родились

Живем мы с тобою на ней.

Так, будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


Дополнительный материал.


Игра «Ответь, как зимует…»

- Я вам загадаю загадки. Вы должны отгадать, что это за животное и рассказать о том, как оно проводит зиму.


1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось, зимой активен)


  1. Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где-нибудь лисички?» (Заяц, ведет активный образ жизни.)


  1. Без работы, хоть убей,

Жить не может …. . (Муравей)


  1. Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Ёж)


Чтение по ролям рассказа Н.Сладкова «Суд над декабрем» (с.138)


Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зима в жизни животных"
  • Начальные классы
Описание:

Урок окружающего мира по программе "Гармония".

Класс: 3.

Тема. Зима в жизни животных.

Цель: познакомить учащихся с изменениями, происходящими в окружающем мире зимой.

Вид урока: урок проектная-мастерская.

Тип урока:  получение новых знаний.

 Методы работы: объяснительно-иллюстративные,  частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, стимулирование интереса к учению.

 Формы работы: общеклассная, индивидуальная, групповая

Инновационные технологии: - развивающего обучения;

                                                      - личностно – ориентированного обучения;

                                                      - объяснительно – иллюстративного обучения;

                                                      - словесной продуктивной и творческой деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, слайды, раздаточный материал – пазлы «Животные»,  музыка П.И.Чайковского «Декабрь», эпиграф.

 

Автор Шинкарева Ирина Геннадьевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1429
Номер материала 3840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓