Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно

Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно

Конспект урока окружающего мира

3 класс

«Замечательное вещество – вода. Свойства воды»

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её

использовании;

  1. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

  2. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты,

вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

  1. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический

подход).

Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;

  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать

и делать выводы;


Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде,

хозяйственного подхода к использованию природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах,

выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда;

чувства взаимопомощи, поддержки.


Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.


Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и

слышать, спрашивать и отвечать?

-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Урок мы будем --------------изучать

Информацию из урока----извлекать

Точку зрения------ высказывать

На вопросы------------------ отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом-------------- развивать


- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.


  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.


- Отгадайте загадку:

В жаркий день
Самой желанной бывает.

-О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран (Видеофрагмент «Вода»)

-Итак, о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)

-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?


( Вода – вещество.)

А любое вещество имеет свои свойства.

А о свойствах воды вам известно? Нет

А если мы не знаем о свойствах воды, то тогда о чем мы будем говорить?

(находить свойства воды)


Сегодня на уроке мы узнаем о воде и какими свойствами она обладает

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!


Уч-ль: Ребята! Для того, чтобы понять насколько важную роль вода играет в жизни

человека, давайте обратимся к учебнику.


Для чего организму нужна вода? Давайте найдем правильный ответ в учебники и

зачитаем его.

– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и

выводить из него ненужные вещества.


Для того, чтобы познакомится со свойствами воды, давайте вместе с вами отправимся в

научную лабораторию.

Кто знает, что такое лаборатория?

(Место, в котором проводятся научные опыты.)

- А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)


Ребята, посмотрите, эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке?

Составьте слово.

Исследователи. ( Прочитать хором)


- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

- ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?


- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.


  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

- Итак, начинаем…

- Итак, что такое вода? (жидкость). Посмотрите на экран

Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

К концу урока мы должны определить с вами что это за вещество?

Объектом нашего исследования – будет жидкость в сосуде.

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет!

Да! – ПОЧЕМУ?)

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)

- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус

запах.


- К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» НА ДОСКЕ

- ну, что исследователи устали? Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.


  1. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

- Как же мы будем исследовать воду?


1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.


  1. Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.


- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать.

Сейчас вы с ними познакомитесь.


- После просмотра постарайтесь ответить:

Какое правило самое важное?


Внимание на экран (Видеофрагмент «Безопасность»)

Ответы детей

Какое правило самое важное.

-Какой вывод сделаем – ВСЕ!


- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист исследований»

(сказать как отмечать)

Работа в парах.

ОПЫТ №1

Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости

с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
- Сделайте отметку в «Листе исследований»

Ну что ж,

Я фокусник известный

Чудесами вас «угощу»

Чистую, светлую водицу

В разные цвета превращу.


Ты вода-водица,

Друг мой прекрасный.

Стань вода-водица,

Не простой, а красной

Ты вода-водица,

Друг мой студеный.

Стань вода-водица,

Не простой – зеленой

Ты вода-водица,

Светлая как иней.

Стань вода-водица,

Не простой, а синей


Уч-ль: Ребята, что же произошло?

Уч-ся: Вода изменила цвет

Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?

Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Уч-ся: Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Вывод в лист исследования:

ОПЫТ №2


- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них

находится? (Понюхать).

- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при

определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой:

кофе вода)

- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать.

(Узнают кофе, сок.)

- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода

- Какой сделаем вывод?

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

ОПЫТ №3


- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример ( сладкий, горький, кислый)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом

стакане, попробовав их.

- Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете

их пробовать. Завязываем глаза.

- Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

2 – сок (кислый)

3 – вода (нет вкуса!!!)

- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

- Где в жизни вы с этим встречались?


ОПЫТ №5


Уч-ль: А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-ся: растворилась
Вывод: Вода – растворитель


ОПЫТ №6

Случайно проливаю воду.

- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)

- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.

Разлилась, расплескалась.

- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести.

Аккуратно зачерпните ложкой воду из стаканчика и снова вылейте её в него. Течет вода? Почему?
Уч-ся: Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет

Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да

Отметьте это свойство в «Листе исследований».


ОПЫТ № 7
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится


- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований

- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

Давайте сделаем вывод, опираясь на свой лист исследования

Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.

Свойства воды

Цвет/прозрачность

-

Запах

-

Вкус

-

Вода -- растворитель

+

Жидкая, течет

+

Форма

-



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него.

«Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.

ПРОЗРАЧНА?

ЗАПАХ? – давайте проверим

Жидкая ? Наливаю в стакан.

- Что осталось определить? Вкус.

- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.

Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)

- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

- Потому что обладает всеми свойствами.

- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.

А сейчас внимание на экран

Внимание на экран (Видеофрагмент «Чистая вода»)

- Что нового о воде узнали?

- Давайте ответим на последний пункт нашего плана – бережное отношение к воде.

- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.

- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду


РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы)

- Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки.

Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.

- Какой вывод сделаем? (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду,

т.к. без нее все живое погибнет.)


7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

- Мы выполнили план урока?

– Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

К логической развязке

Пришли мы без подсказки:

Как нам необходима всем всегда

Чистая вода.
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна. 

- Оцените свои знания на конец урока (капельки)

Синяя – узнал на уроке много;

Желтая – узнал, но не все

Красная – ничего не узнал.

IX. Домашнее задание:

– проработать материал учебника на с.49– 52;

– подобрать пословицы о воде.

- Спасибо за урок!

Конспект урока по окружающему миру на тему «Замечательное вещество – вода. Свойства воды» (3 класс ) УМК Гармония ФГОС Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разно
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Тела, вещества, частицы», «Разнообразие веществ», «Воздух и его охрана" Анализируемый урок первый в системе уроков по теме «Замечательное вещество – вода.

Цели урока:

Обучающие:

1.     формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

2.     формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

3.     формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

делать выводы по результатам

4.     наблюдений, анализировать и обобщать;

5.     Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

 Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

 

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

 

мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Автор Гаер Наталья Игнатьевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1803
Номер материала 20415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓