Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь озера" (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь озера" (4 класс)

Тема: Жизнь озера.

Цель: знакомство с природным сообществом – озером, его растительным и животным миром.

Задачи:

1. Формировать представление учащихся об озёрах нашей Родины и их обитателях; познакомить с разнообразием растений и животных, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в природном сообществе;

показать негативное воздействие на природное сообщество человеком, познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и животных озёр, с правилами экологически грамотного поведения с целью сохранения природных балансов;

2.Содействовать развитию познавательных, коммуникативных УУД, ввести в активный словарный запас учеников новые слова. Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с информацией; умение обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе, эстетически е чувства и чувства ответственности за сохранение красоты и многообразия природы озер.

Оборудование: ИД, презентация, проектор, карточки для работы в парах, фото мусора в природе, учебник по «Наша малая Родина» Г.Граубина (ч.2), листы ватмана, маркеры, физическая карта России, энциклопедии, справочники (выставка); листы с домашним заданием; Красная книга Забайкалья; листочки для синквейна, листочки для теста, плакат «Охрана природы».







Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

УУД

I. Самоопределение в учебной деятельности


Настрой учащихся на работу,

Работа с высказыванием Л.Толстого

Слайд № 1

Приветствует обучающихся; включение в деловой ритм, используя высказывание писателя.

Подготовка класса к работе; высказывают свое мнение о том, как понимают высказывание Л.Толстого«Знание только тогда знание, когда оно приобретается усилиями мысли, а не одной памятью»

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.


Повторение ранее изученного материала и подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Беседа об изученных ранее природных сообществах


Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.


Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности


Составление плана работы (трёхчастный дневник)

Работа с загадкой про озеро (Слайд №2).

Составление «Дневника продвижения» по изучению новой темы: Что я знаю об озере? Что я хочу узнать? Что я узнал нового?

Активизирует внимание уч-ся, создает проблемную ситуацию.


Ставят цель урока, формулируют (уточняют) тему урока; составляют план достижения цели («Дневник продвижения»)


Регулятивные : целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.


IV. Построение проекта выхода из затруднения.


Исследование проблемной ситуации – изучение теоретического материала

Работа в группах. Каждая группа ищет нужные сведения в тексте учебника и готовит рассказ для одноклассников.

Группа А - по вопросу растительный мир озер;

Группа Б - животный мир озер;

Группа В - что дают озёра человеку.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – изучение теоретического материала;











Физминутка

Работают по группам, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.


Регулятивные: познавательные.

Логические – решение проблемы.

V. Первичное закрепление во внешней речи.


Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. Выявить пробелы, неверные представления и их коррекция. Первичное обобщение.


Рассказы по группам о том, что приготовили.

Сопровождение показом слайдов

(№4,5,6).

Первичное обобщение.

Работа в парах – восстановить цепи питания в природном сообществе озеро. (Слайд №7)

Беседа о крупных озёрах нашей страны.


Устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Первичное обобщение.


Проговаривают вслух составленные рассказы, дополняют друг друга, обобщают сказанное.


Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: общеучебные – умение доносить знания до других, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные – умение общаться со сверстниками.


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Закрепление)


Организация деятельности по применению новых знаний.

Работа в парах по учебнику. Ответ на вопрос: что губит озёра и как их лечат?

Работа с книгой Г.Граубина «Наша малая Родина» (часть 2,)Беседа об озере Байкал и озерах Забайкальского края. (Слайд №8)

Вывод об охране природы.


Организует деятельность по применению новых знаний.


Выявляют правильность высказываний одноклассниками о том, что губит озера и как их лечат. Дополняют ответы учащихся.

Делают вывод об охране озер(работа с плакатом).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

VII. Включение в систему знаний и повторений

Выявить качество и уровень овладения учащимися знаний по изученной теме. Коррекция знаний.


Проведение теста об изученном сообществе озеро.

Взаимопроверка.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.


Контролируют, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция; коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, домашнее задание.

Работа с «Дневником продвижения», ответ на вопрос «Что я узнал нового?»

Написание синквейна об уроке – работа в парах.

Домашнее задание по выбору с учетом индивидуальных возможностей.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности(ставят себе оценку и комментируют ее), соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выбирают для себя домашнее задание.


Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия



Конспект урока по окружающему миру на тему "Жизнь озера" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Жизнь озера.

Цель:  знакомство с природным сообществом – озером, его растительным иживотным миром.

Задачи:

1. Формировать представление учащихся об озёрах нашей Родины и их обитателях;  познакомить с разнообразием растений и животных, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, складывающимися в природном сообществе;

показать негативное воздействие на природное сообщество человеком, познакомить с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и животных озёр, с правилами экологически грамотного поведения  с целью сохранения природных балансов;

2.Содействовать развитию познавательных, коммуникативных  УУД, ввести в  активный словарный запас учеников новые  слова. Развивать наблюдательность, память, мышление, умение работать с информацией;  умение обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать гуманное отношение к окружающей  живой и неживой природе, эстетически е чувства и чувства ответственности за  сохранение красоты и многообразия природы озер.

  

Оборудование: ИД, презентация, проектор, карточки для работы в парах, фото мусора в природе, учебник по  «Наша малая Родина» Г.Граубина (ч.2),  листы ватмана,  маркеры, физическая  карта России, энциклопедии, справочники (выставка); листы с домашним  заданием; Красная книга Забайкалья; листочки для синквейна, листочки для теста, плакат «Охрана природы».

 

 

 

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

УУД

 I. Самоопределение в учебной деятельности

 

Настрой учащихся  на работу,

Работа с  высказыванием  Л.Толстого 

Слайд № 1

Приветствует обучающихся; включение в деловой  ритм,  используя высказывание писателя.

Подготовка класса к работе; высказывают свое мнение о том, как понимают высказывание Л.Толстого«Знание только тогда  знание, когда оно приобретается усилиями мысли, а не одной памятью»

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация  знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.

 

Повторение ранее изученного материала и подведение учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Беседа об изученных ранее природных  сообществах

 

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

Выполняют задание, тренирующее мыслительные операции и учебные навыки.

 

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные:  логические -  анализ объектов с целью выделения признаков

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

 

Составление плана работы (трёхчастный дневник)

Работа с загадкой про озеро (Слайд №2).

Составление «Дневника продвижения» по изучению новой темы: Что я знаю об озере? Что я хочу узнать? Что я узнал нового?

Активизирует внимание уч-ся, создает проблемную ситуацию.

 

Ставят цель урока, формулируют (уточняют) тему урока; составляют план достижения цели («Дневник продвижения»)

 

Регулятивные : целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 

Исследование проблемной ситуации – изучение теоретического материала

Работа в группах. Каждая группа ищет нужные сведения в тексте учебника и готовит рассказ  для одноклассников.

Группа А - по вопросу растительный мир озер; 

Группа Б - животный мир озер;

Группа В - что дают озёра человеку.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации – изучение теоретического материала;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Работают  по группам, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.

 

Регулятивные:  познавательные.

Логические – решение проблемы.

 V. Первичное закрепление во внешней речи.

 

Установить правильность и осознанность усвоения  нового учебного материала.  Выявить пробелы, неверные представления  и их коррекция. Первичное обобщение.

 

Рассказы по группам о том, что приготовили.

Сопровождение показом слайдов

(№4,5,6).

Первичное обобщение.

Работа в парах – восстановить цепи питания в природном сообществе озеро. (Слайд №7)

Беседа о крупных  озёрах нашей страны.

 

Устанавливает  правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.  Выявление пробелов и неверных представлений,  их коррекция. Первичное обобщение.

 

Проговаривают вслух  составленные рассказы, дополняют друг друга, обобщают сказанное.

 

Регулятивные: контроль, коррекция; познавательные: общеучебные – умение доносить знания до других, умение осознанно и  произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные – умение общаться со сверстниками.

 

VI. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону. (Закрепление)

 

Организация  деятельности  по применению новых знаний.

Работа в парах по учебнику. Ответ на вопрос: что губит озёра и как их лечат?  

Работа  с книгой Г.Граубина «Наша малая Родина» (часть 2,)Беседа об озере Байкал и озерах Забайкальского края. (Слайд №8)

Вывод об охране природы.

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

 

Выявляют правильность высказываний одноклассниками  о том, что губит озера и как их лечат. Дополняют ответы учащихся.

Делают вывод об охране озер(работа с плакатом).

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

VII. Включение в систему знаний и повторений

Выявить  качество и уровень овладения учащимися  знаний по изученной теме. Коррекция знаний.

 

Проведение теста об изученном сообществе озеро.

Взаимопроверка.

Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.

 

Контролируют, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция; коммуникативные: 

сотрудничество со сверстниками.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, домашнее задание.

Работа с «Дневником продвижения», ответ на вопрос «Что я узнал нового?»

Написание синквейна об уроке – работа в парах.

Домашнее задание по выбору с учетом индивидуальных возможностей.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности(ставят себе оценку и комментируют ее), соотносят цель и результаты, степень их соответствия; выбирают для себя домашнее задание.

 

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия

 

Автор Несанова Елена Юрьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 935
Номер материала 16408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓