Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь лесных зверей зимой" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь лесных зверей зимой" (1 класс)



Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Тема: «Жизнь лесных зверей зимой».

Цели урока: познакомить с разнообразным животным миром нашего края, с особенностями жизни животных зимой, характерными признаками и сезонными изменениями; учить выделять главное из предложенного материала; делать выводы и применять полученные знания на практике.

Задачи: способствовать развитию интереса в познании окружающего мира; развивать устную речь, обогащать словарный запас; воспитывать культуру поведения при фронтальной групповой работе; воспитывать любовь к животному миру, бережное отношение к родной природе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть улыбающимися.

Желаю вам интересного урока.

Вот и прозвенел звонок-

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.



2. Самоопределение к деятельности.

Сейчас вы прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

-О ком говориться в стихотворении?

Чтение стихотворения учителем.

- Вьюги, вьюги на земле

Взвились, завертели

Снегу, снегу в декабре

Намели метели



Опустел холодный лес,

Замер понемногу:

Кто в норе, а кто залез

В зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым

Мед душистый, свежий.

Отощала без еды

Вся семья медвежья.



Скучно зверю в холода.

Вьет пурга до ночи.

Даже белка из гнезда

Вылезать не хочет.

-О ком идет речь в стихотворении?

(Предполагаемые ответы детей)

-Как можно назвать «героев» одним словом?

(звери)

-А где происходит действие?

(в песу)

-Ребята! О каком времени года говорится в стихотворении?

(о зиме)

Давайте подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

(ответы)

-Итак, тема нашего урока: «Жизнь лесных зверей зимой».

А что мы с вами сможем узнать на уроке, чему научиться?

(ответы)

Ребята! А сможем ли мы сейчас прямо здесь увидеть лесных зверей?

-Почему?

А я знаю один способ. К нам пришла телеграмма от наших друзей Маши и Миши. Они пишут: « Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на экскурсию в зимний лес. Там очень интересно!»

Мы с вами совершим путешествие на нашем вертолете. Садимся поудобнее, закрываем глазки и полетели… Нам тепло и уютно.

Давайте посмотрим вниз в иллюминаторы.

3.Проверка знаний по пройденному материалу.

-Что мы видим на земле, на ветках кустарников и деревьев?

(снег)

-А что такое снег? Из чего он состоит?

(ответы)

Снег - это маленькие капельки воды, которые зимой высоко в облаках превращаются в крохотные льдинки - кристаллики. Их называют алмазной пылью. Они все время увеличиваются и становятся красивыми звездочками- снежинками. В мягкую погоду снежинки слипаются и образуют густые, пушистые хлопья снега.

-Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне. Посмотрите, до нас здесь уже кто-то побывал.

-Как вы думаете кто это?

(звери)

-Как вы догадались?

4.Работа по теме урока.

-Загадаю вам загадку

И приближу этот след

Вы, ребята, помогайте

И зверька мне называйте.

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (заяц)

-Давайте с вами узнаем, как же зайчик встречает зиму.

Рассказ ученика: «Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайцы ничего этого делать не умеют. Врагов у них полно. И все-таки живут они не тужат. Выручают их нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у них не зря косые - глядят ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Осенью зайцы линяют: вместо серой вырастает густая снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам веточками и корой деревьев.

-Как же зайка зиму проводит?

(ответы)

Динамическая пауза.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Вот и зайчик проскакал

От лисы он убежал.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет она и нас.

В лесу такая красота,

А нам за работу пора.

Продолжаем наше путешествие в зимнем лесу.

-А вот и еще какой-то зверек пробежал по снегу.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Рассказ ученика: «На дереве у белок свой домик - дупло. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Обычно у белок несколько домиков - для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает в сильные морозы, несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи запасы. Но чаще всего этими запасами кормятся другие лесные звери.

-Ребята, как же белка выживает в суровые морозы?

(ответы)

-Молодцы! А теперь отгадайте зверя, который оставил этот след. (слайд)

На доске ребус:

ЛИСТ, А

Правильно, это лиса. Как же лиса зимует?

(предполагаемые ответы детей)

Рассказ ученика: «Лисы к зиме тоже меняют шубку на более теплую и пушистую. На самом деле лисы не хитрее других зверей. Чтобы лягушек поймать, особой хитрости не надо. И главную добычу - мышей-полевок без всяких уловок находят. А помогают им в этом зоркие глаза, острый слух и удивительное чутье. Догнать зайца им трудно. Разве что случайно столкнется или набредет на зайчонка.

-Подумайте и скажите: лиса какая?

(ответы)

Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как смотрит.

Молодцы! Садитесь.

Следующий зверь - герой многих стихотворений, рассказов, песен.

(слайд) Вот он перед вами, рассмотрите его следы.

Рассказ ученика: «Осенью у медведя немало забот. Они линяют. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: ягоды, плоды, сочные корни растений, много насекомых, мед диких пчел и ос. Накопили жирку - и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи на всю зиму».

Что же делает медведь зимой?

(ответы)

А медведь какой?

(ответы)

Динамическая пауза

-Ребята, помимо тех зверей, которых мы повстречали на нашей экскурсии, есть много зверей, которых можно встретить в зимнем лесу. Назовите их.

(ответы)

А каких животных мы не сможем встретить зимой? Почему?

(ответы)

Рассказы учеников: «Ежи осенью очень любят поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ежи устраиваются в укромное место в сухих листьях и траве, сворачиваются клубочком и спят до весны.»

«Барсук очень осторожный зверь. Тело покрыто серебристой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - черная полоса. Ближе к осени они начинают нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид барсуки неуклюжие, они ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают червей. К холодам накапливают жира столько, что можно и спать на всю зиму ложиться».

-Ребята, нам пора возвращаться. Мы занимаем свои места в вертолете и летим в класс. По дороге мы можем увидеть много интересного.

Показ сюжета.





5. Закрепление изученного.

Мы в классе. Нам тепло, а зверушки и птички остались в лесу. Им холодно и голодно. Как мы, такие маленькие, можем им помочь?

Их надо кормить, и тогда им будет легче пережить холод.

Что мы сможем сделать?

-Сделать кормушки птичкам, насыпать туда корм.

-Подкармливать белок в парке.

А сейчас мы еще раз вспомним о том, что узнали и выполним задание.

Задание: расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому принадлежит след карандашом того цвета, какая шубка у него зимой.

(У белки - серый, у лисы - оранжевый, у мышки - серый, у зайца -…)

-А каким цветом нарисуем стрелочку у зайца?

Поменяться заданиями с соседом. Проверка.

Работа в парах.

Задание: расселить животных по домикам.

1домик - звери, которые ищут корм в природе (заяц, лиса, волк, кабан)

2домик - звери, которые впадают в спячку (медведь, ёж, барсук)

3 домик - звери, которые делают запасы на зиму (белка, мышка, бобр)

-Молодцы! Всех зверей расселили, они вам говорят спасибо.

6. Итог урока

Вспомним, что мы хотели узнать на уроке, что узнали.

-Какие звери бодрствуют зимой?

-Какие впадают в спячку?

-Чем трудна зима для диких зверей?

7. Рефлексия

- Что вам понравилось на уроке?

-Кто доволен своей работой на уроке?

-О чем бы вам хотелось еще узнать?

-Поднимите кружок такого цвета, какое у вас настроение?

-Спасибо за работу! Урок окончен.

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь лесных зверей зимой" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Представлен конспект урока по окружающему миру на тему: "Жизнь зверей зимой" для тех, кто работает по программе УМК "ПНШ".

Целями уроками являются: знакомство с разнообразным миром нашего края, с особенностями жизни животных зимой, характерными признаками и сезонными изменениями. 

На уроке дети учатся определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя, планировать свои действия, совместно договариваться о правилах поведения в парах и группах, правильно формулировать полные ответы на поставленные вопросы.

В уроке использован игровой материал, загадки и задания, помогающие детям расширить свои знания.

Автор Курицына Ольга Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1097
Номер материала 48439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓