Конспект
урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема:
«Жизнь лесных зверей зимой».
Цели
урока: познакомить
с разнообразным животным миром нашего края, с особенностями жизни животных
зимой, характерными признаками и сезонными изменениями; учить выделять главное
из предложенного материала; делать выводы и применять полученные знания на
практике.
Задачи:
способствовать
развитию интереса в познании окружающего мира; развивать устную речь, обогащать
словарный запас; воспитывать культуру поведения при фронтальной групповой
работе; воспитывать любовь к животному миру, бережное отношение к родной
природе.
Ход урока.
1.Организационный
момент.
Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть
улыбающимися.
Желаю
вам интересного урока.
Вот
и прозвенел звонок-
Начинается
урок.
Очень
тихо вы садитесь
И
работать не ленитесь.
2.
Самоопределение к деятельности.
Сейчас вы прослушайте стихотворение и ответьте на
вопрос:
-О
ком говориться в стихотворении?
Чтение
стихотворения учителем.
-
Вьюги, вьюги на земле
Взвились,
завертели
Снегу,
снегу в декабре
Намели
метели
Опустел
холодный лес,
Замер
понемногу:
Кто
в норе, а кто залез
В
зимнюю берлогу.
Снится
мишкам молодым
Мед
душистый, свежий.
Отощала
без еды
Вся
семья медвежья.
Скучно
зверю в холода.
Вьет
пурга до ночи.
Даже
белка из гнезда
Вылезать
не хочет.
-О
ком идет речь в стихотворении?
(Предполагаемые
ответы детей)
-Как
можно назвать «героев» одним словом?
(звери)
-А
где происходит действие?
(в
песу)
-Ребята!
О каком времени года говорится в стихотворении?
(о
зиме)
Давайте
подумаем, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
(ответы)
-Итак, тема нашего урока: «Жизнь
лесных зверей зимой».
А что мы с вами сможем узнать на уроке, чему научиться?
(ответы)
Ребята! А сможем ли мы сейчас прямо здесь увидеть
лесных зверей?
-Почему?
А я знаю один способ. К нам пришла телеграмма от наших
друзей Маши и Миши. Они пишут: « Дорогие первоклассники! Мы приглашаем вас на
экскурсию в зимний лес. Там очень интересно!»
Мы с вами совершим путешествие на нашем вертолете. Садимся
поудобнее, закрываем глазки и полетели… Нам тепло и уютно.
Давайте
посмотрим вниз в иллюминаторы.
3.Проверка
знаний по пройденному материалу.
-Что
мы видим на земле, на ветках кустарников и деревьев?
(снег)
-А
что такое снег? Из чего он состоит?
(ответы)
Снег
- это маленькие капельки воды, которые зимой высоко в облаках превращаются в
крохотные льдинки - кристаллики. Их называют алмазной пылью. Они все время
увеличиваются и становятся красивыми звездочками- снежинками. В мягкую погоду
снежинки слипаются и образуют густые, пушистые хлопья снега.
-Ребята,
мы с вами и не заметили, как оказались на красивой заснеженной поляне.
Посмотрите, до нас здесь уже кто-то побывал.
-Как
вы думаете кто это?
(звери)
-Как
вы догадались?
4.Работа
по теме урока.
-Загадаю
вам загадку
И
приближу этот след
Вы,
ребята, помогайте
И
зверька мне называйте.
У
него нет берлоги,
Не
нужна ему нора.
От
врагов спасают ноги,
А от
голода кора. (заяц)
-Давайте с вами узнаем, как же зайчик встречает зиму.
Рассказ ученика: «Звери от врагов кто в дуплах
спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А зайцы ничего этого делать не
умеют. Врагов у них полно. И все-таки живут они не тужат. Выручают их нос,
чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у них не зря косые - глядят
ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Осенью зайцы линяют:
вместо серой вырастает густая снежно-белая шерстка. Кормится заяц по ночам
веточками и корой деревьев.
-Как же зайка зиму проводит?
(ответы)
Динамическая
пауза.
Мы
пришли в зимний лес.
Сколько
здесь вокруг чудес.
Справа
березка в шубке стоит,
Слева
елка на нас глядит.
Вот
и зайчик проскакал
От
лисы он убежал.
Все
мы спрячемся сейчас
Не
найдет она и нас.
В
лесу такая красота,
А
нам за работу пора.
Продолжаем
наше путешествие в зимнем лесу.
-А
вот и еще какой-то зверек пробежал по снегу.
Хожу
в пушистой шубе,
Живу
в густом лесу.
В
дупле на старом дубе
Орешки
я грызу. (белка)
Рассказ
ученика: «На дереве у белок свой домик - дупло. Дупло не очень большое, но
сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Там тепло. Обычно у белок несколько
домиков - для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает в сильные морозы,
несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В
отдельном месте лежат беличьи запасы. Но чаще всего этими запасами кормятся
другие лесные звери.
-Ребята,
как же белка выживает в суровые морозы?
(ответы)
-Молодцы! А теперь отгадайте зверя, который оставил
этот след. (слайд)
На
доске ребус:
ЛИСТ,
А
Правильно, это лиса. Как же лиса зимует?
(предполагаемые
ответы детей)
Рассказ
ученика: «Лисы к зиме тоже меняют шубку на более теплую и пушистую. На самом
деле лисы не хитрее других зверей. Чтобы лягушек поймать, особой хитрости не
надо. И главную добычу - мышей-полевок без всяких уловок находят. А помогают им
в этом зоркие глаза, острый слух и удивительное чутье. Догнать зайца им трудно.
Разве что случайно столкнется или набредет на зайчонка.
-Подумайте
и скажите: лиса какая?
(ответы)
Встаньте, изобразите ее, как лисичка ходит, как
смотрит.
Молодцы!
Садитесь.
Следующий зверь - герой многих стихотворений,
рассказов, песен.
(слайд)
Вот он перед вами, рассмотрите его следы.
Рассказ
ученика: «Осенью у медведя немало забот. Они линяют. Надо позаботиться о
надежном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нужно
накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время
много еды: ягоды, плоды, сочные корни растений, много насекомых, мед диких пчел
и ос. Накопили жирку - и спать можно ложиться в берлогу. Жир - это запас пищи
на всю зиму».
Что же делает медведь зимой?
(ответы)
А
медведь какой?
(ответы)
Динамическая
пауза
-Ребята, помимо тех зверей,
которых мы повстречали на нашей экскурсии, есть много зверей, которых можно
встретить в зимнем лесу. Назовите их.
(ответы)
А каких животных мы не сможем встретить зимой? Почему?
(ответы)
Рассказы
учеников: «Ежи осенью очень любят поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было
чем питаться во время зимней спячки. На зиму ежи устраиваются в укромное место
в сухих листьях и траве, сворачиваются клубочком и спят до весны.»
«Барсук
очень осторожный зверь. Тело покрыто серебристой жесткой щетиной. От носа к
затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - черная полоса.
Ближе к осени они начинают нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид
барсуки неуклюжие, они ловко ловят грызунов, лягушек, ящериц, выкапывают
червей. К холодам накапливают жира столько, что можно и спать на всю зиму
ложиться».
-Ребята,
нам пора возвращаться. Мы занимаем свои места в вертолете и летим в класс. По
дороге мы можем увидеть много интересного.
Показ
сюжета.
5.
Закрепление изученного.
Мы в классе. Нам тепло, а зверушки и птички остались в
лесу. Им холодно и голодно. Как мы, такие маленькие, можем им помочь?
Их
надо кормить, и тогда им будет легче пережить холод.
Что
мы сможем сделать?
-Сделать
кормушки птичкам, насыпать туда корм.
-Подкармливать
белок в парке.
А сейчас мы еще раз вспомним о том, что узнали и
выполним задание.
Задание:
расставьте стрелочки от следов зверей к иллюстрациям зверя, которому
принадлежит след карандашом того цвета, какая шубка у него зимой.
(У
белки - серый, у лисы - оранжевый, у мышки - серый, у зайца -…)
-А
каким цветом нарисуем стрелочку у зайца?
Поменяться
заданиями с соседом. Проверка.
Работа
в парах.
Задание:
расселить животных по домикам.
1домик
- звери, которые ищут корм в природе (заяц, лиса, волк, кабан)
2домик
- звери, которые впадают в спячку (медведь, ёж, барсук)
3
домик - звери, которые делают запасы на зиму (белка, мышка, бобр)
-Молодцы!
Всех зверей расселили, они вам говорят спасибо.
6.
Итог урока
Вспомним,
что мы хотели узнать на уроке, что узнали.
-Какие
звери бодрствуют зимой?
-Какие
впадают в спячку?
-Чем
трудна зима для диких зверей?
7.
Рефлексия
-
Что вам понравилось на уроке?
-Кто
доволен своей работой на уроке?
-О
чем бы вам хотелось еще узнать?
-Поднимите
кружок такого цвета, какое у вас настроение?
-Спасибо
за работу! Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.