Солнце
источник света и тепла на Земле
Тема :Солнце источник света и
тепла на Земле.
Цель урока: формировать представления
про солнце и солнечную систему, зависимость существования живой природы от
солнечного света и тепла, учить устанавливать связи между живой и неживой
природой.
Ожидаемые
результаты:
ученики должны иметь представления про значения Солнца для живой природы,
понимать, структуру солнечной системы.
Оборудование: предметные картинки по теме
урока.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход
урока:
І Организационный момент
ІІ Актуализация опорних знаний
Доклад синоптиков
Игра «Живое –неживое»
Цель игры: закрепить знаний про живую
и неживую природу.
Учитель показывает картинки с
изображением разных природных объектов, увидевши неживой объект на картинки
учащийся хлопают в ладоши, живой объект сидят молча.
Что относиться к живой природе ?
Что относиться к неживой природе ?
ІІ Мотивация учебной
деятельности
Отгадывание загадки
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаєш,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …..(сонце)
А к какой природе относиться
солнышко?
Дидактическое упражнение
Цель: определить значение солнца
для всего живого на земле.
«Ассоциативный куст»
Составление схемы
по ответам учеников на проблемный вопрос:
Как вы думаете, что
даёт солнце живой природе?
Примерные ответы детей:
ІІІ Сообщение темы урока
Как вы думаете, какой будет тема
сегодняшнего урока?
Сегодня мы поговорим о Солнце как
источнике света и тепла на Земле
ІV Восприятие и осознание нового
материала
Закройте глазки и
попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?
·
Представьте
раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?
·
А теперь
вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.
Фото «Восход-Закат Солнца».
Посмотрите на фото и определите, на
какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце?
(разное)
А теперь узнаем, что о Солнце говорят
ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой
журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.
Тексты для обсуждения в
группах:
·
Солнце –
ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким
кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много –
много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а
большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.
·
Солнце
находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой
планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с
другом. В Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную
семью.
Вопросы для групп:
·
Солнце –
это планета или звезда?
·
Как
выглядит Солнце?
·
Каковы
размеры Солнца?
·
Где
расположено Солнце в Солнечной системе?
·
Какие
планеты входят в Солнечную систему?
Когда группы готовы отвечать, выходят
по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все
полученные знания обобщаются.
Фото«Солнце».
Солнце – большой огненный шар.
Солнце – звезда.
Солнце – глава Солнечной системы.
Еще с древнейших
времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки,
одежду, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали
праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать
солнышко). Вот какую песенку - закличку предлагаю выучить вам
Физминутка
Солнышко-солнышко,
Выгляни в окошко!
Наши детки пляшут,
Солнышку машут,
Лепёшку валяют
Тебя поджидают.
Во двор зовут
Громко песни поют.
V Обобщение и
систематизация знаний
Дидактическое упражнение
«Для чего мне нужно солнце»
Между детьми распределяются роли:
змея, белка, дерево, цветок, человек.
Каждый из детей от имени своего
персонажа рассказывает, какую пользу для них приносит солнце. Остальные ученики
могут дополнять ответы.
Начни свой ответ так
Я дерево – благодаря солнечному
свету из моих листочков выделяется кислород
Я человек – от солнца я получаю
витамин Д.
Представьте, что мы люди разных
профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны
рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на
своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей
профессии.
Тексты для обсуждения в
группах:
1. Врач тому не нужен,
Кто со мною дружит.
Кожа потемнеет –
Сам поздоровеет. (Солнце лечит)
2. Зреет сочный сладкий плод,
Колосок растет, растет,
Солнце льет потоки света,
Это время года – лето. (Дает тепло и
пищу)
3. Свети нам, солнышко, свети,
Легко с тобой живется,
И даже песенка в пути,
Сама собой поется. (Помогает в дороге
ориентироваться, улучшает настроение)
4. Мы на свет родились, чтобы
радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки друг другу
дарить.
Чтобы горе исчезло, пропала беда,
Чтобы яркое солнце светило всегда.
(Дает свет)
Когда группы готовы отвечать, выходят
по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.
Вывод: Какие добрые дела делает
солнышко?
Солнышко освещает, согревает,
веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было
бы жизни на Земле.
VІ Итог урока
Выберите на столе то солнышко, которое
соответствует вашему настроению:
·
Если вы
много нового узнали, урок интересен – веселое солнышко;
·
Ничего
нового не узнал – грустное солнышко.
. Я хочу, чтобы это маленькое
солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни,
пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).
Для самых любопытных
Дополнительній дидактический материал
Расскрась времена года. Определи
какое место занимает солнце в разные времена года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.