Конспект урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Учебник: Н.Я.Дмитриева,
А.Н. Казаков «Окружающий мир», часть 2.-Самара: Издательство «Учебная
литература», 2008г.
Тема: «Самый маленький
материк. Города Австралии»
Тип урока: урок открытия нового
знания
Цель урока: расширить представление
об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и
животного мира Австралии.
Задачи:
личностные: способствовать
формированию интереса к урокам окружающего мира;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать
свою деятельность; принимать и понимать
алгоритм выполнения заданий;
познавательные: сформировать
знания о характерных растениях и животных Австралии, климате и природных особенностях.
коммуникативные: помочь
осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала,
обеспечить развитие монологической и диалогической речи, планировать учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и чётко
выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, проявлять интерес к общению и групповой работе; уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и
аргументировать свою точку зрения;
Предполагаемый результат: к концу урока дети
должны осознать характерные особенности материка Австралия
Оборудование: учебник, видео, фото растения и животные Австралии, карточки с
заданиями.
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
I. Мотивация к учебной деятельности.
|
- Внимание! Внимание! Вас приветствует туристическое
агентство « Незабудка». Уважаемые гости займите свои места.
- А вас, ребята, я приглашаю к сотрудничеству. Меня зовут Фанзиля
Фаидовна. Я директор туристического агентства «Незабудка». Вам предлагаю
поработать в моём агентстве сотрудниками. Задача моего турагентства
организовывать заочные туры по материкам.
- Как вы думаете, чем вообще занимаются туристические агентства?
- Правильно организуют путешествия.
|
- Организуют путешествия.
|
|
- Ко мне поступил необычный заказ. Заказчики прислали видео о
необычном материке, но сомневаются, стоит ли туда ехать, что можно там
увидеть интересного и чем может запомниться путешествие? Давайте посмотрим
видео.
( просмотр видео)
- Куда хотят отправиться в путешествие
наши клиенты?
- Мы должны сделать такую рекламу данному материку, чтобы
заказчики захотели непременно посетить его. Для этого вам понадобятся путевые
дневники. По
ходу ведём записи в путевом дневнике.
- Предположим, о чём мы должны рассказать?
- Правильно, мы должны так рассказать о растениях, животных,
климате, чтобы привлечь в Австралию путешественников. И я в свою очередь,
ознакомлю клиентов и вас мои сотрудники с городами и их
достопримечательностями
|
Смотрят видео
- В Австралию
-О растениях, о животных, о климате и природных особенностях.
|
III. Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Для этого вы будете работать в группах. Первая группа будет
собирать информацию о том, когда и кто открыл Австралию, каков климат и
природные особенности, вторая – о растениях, третья – о животных, четвертая-
о жителях материка Австралия. В помощь вы возьмёте учебник, дополнительный
материал и задания в карточках.
Первая группа:
ü Кто открыл Австралию, в каком веке это произошло?
ü Рассказать о материке. Почему материк называют самым, самым?
ü Каков климат Австралии?
Вторая группа:
ü Сколько видов растений встречаются только в Австралии? (900)
видов.
ü В чем особенность эвкалиптовых деревьев? (Не дают тени).
ü Какие группы растений встречаются в Австралии?
ü Приведите примеры растений Австралии.
ü Как они приспособились к природным условиям?
Третья группа:
ü Какая главная особенность Австралии? (Сумчатые млекопитающие).
ü Назовите группы животных, которые обитают в Австралии?
ü Как они приспособились к природным условиям?
ü Назовите растительноядных животных и хищников.
ü Какие животные занесены в Красную книгу?
Четвертая группа:
ü Что
вы знаете о жителях материка. Расскажите.
ü Про
одежду жителей расскажите.
ü Какие
музыкальные инструменты.
|
Работа в группах (10 минут)
|
VI. Физминутка
|
- Как вы думаете, на чём можно добраться до Австралии?
На дороге все устают. И вы, ребята наверное устали. Давайте
отдохнем. – Молодцы ,садитесь.
|
- На самолёте, на корабле.
(показ)
|
IV. Реализация построенного проекта.
|
- Итак, вы поработали в
группах. А теперь совместными усилиями мы расскажем о материке - Австралия.
- Но прежде давайте покажем
на карте Австралию.
- Слово предоставляю первой
группе.
Рассказать о материке. Почему материк называют одиноким?
-А теперь слово предоставляю
второй группе.
-Приведите примеры
растений Австралии. Чем примечательны растения? Какие растения на ваш взгляд
могут привлечь путешественников? Расскажите о них.
- Теперь очередь третьей
группы
-Перечислите группы
животных обитающих в Австралии.
Какие животные привлекут
внимание путешественников? Расскажите о них.
-
Когда первые иноземцы достигли берегов, они увидели интересное животное,
прыгающее на двух ногах с сумкой на животе. Иноземцы спросили у местных
аборигенов: «Как называется это животное?» Местные жители ответили, не
понимая вопроса: «Кенгуру», что в переводе означало – «не понимаем». В
Австралии живут около 50 видов кенгуру. Один из самых крупных видов – рыжий
кенгуру до 2-х метров в высоту, а родившийся детеныш – 4см.
- Ребята, определите во сколько раз детеныш кенгуру меньше своих родителей?
- Правильно, молодцы.
Теперь слово четвертой
группе
- Еще что интересного можем
предложить нашим туристам в путешествии по этому материку.
Расскажем им про города
Австралии
Столица
Австралии - Канберра. Население Канберры - 300 тысяч человек. Один из
самых крупнейших городов Австралии является - Сидней, население которого 4
млн. Город Мельбурн В силу того, что два крупнейших города страны — Сидней
и Мельбурн не могли решить, кто из них должен быть столицей, ею стал
город Канберра, специально построенный как столица на месте существовавшего с
1824 года поселения Канберри. Столица расположена примерно посередине между
этими двумя городами.
Но зато именно там находится самое большое здание южного полушария. Это
великолепное здание австралийского парламента.(рисунок).
-Чудом
архитектуры,
построенным в 1960г., является и сиднейский оперный театр. Вдумайтесь, в нём
— 1000 залов! Помещаются — 5000 человек! А крыша этого грандиозного
сооружения весит 161 тонну. Оно напоминает натянутые
паруса, застывшие в камне.
-Ещё
одно монументальное сооружение — это самый большой арочный мост в г.
Сиднее Харбор — Бридж.
Мост через залив и
оригинальное здание Оперы считаются такими же символами Австралии, как
кенгуру и коала.
-Достопримечательностью Австралии
является скала Айерс-Рок. Скала красноватого цвета высотой 348
м. Аборигены считают ее священным камнем
Так как
материк этот находится в южном полушарии, когда у нас зима — там — летний
зной и пляжный сезон. И даже диск луны на этом «острове-континенте»
перевёрнут вверх ногами.
-Дорогие сотрудники кто из
вас может сделать рекламу Австралии? Пожалуйста, подойдите к рекламному щиту
и заинтересуйте нас данным материком.
|
(15 минут)
Рассказ о Джеймсе Куке и особенностях страны
Рассказ об эвкалипте, о бутылочном дереве.
Рассказ о рыжем кенгуру, коале, вомбате, собаке Динго и страусе
Эму.
2
метра= 200 сантиметр,
200:4=50
(раз)
Там, где в
Африке проходит северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат там
жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю Австралию. Климатические
условия на южном и северном тропике похожи. Значит в Австралии тоже много
пустынь и саванн.
Австралия
– особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от
других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль
побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных
папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины
австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами
Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.
|
VII.Рефлексия
Оценивание работы учащихся.
|
В конце урока проводится анкета:
1) На уроке я работал …
активно/пассивно
2) Своей работой на уроке… доволен/ не
доволен
3) Урок для меня был:
длинным/ коротким
интересным/ скучным
лёгким/трудным
4) Материал урока мне был … понятен/ не
понятен
Дом.
зад.- Вам нужно найти познавательный дополнительный материал в энциклопедиях,
в учебнике. А потом каждая группа расскажет нам о городах, представив свою
небольшую исследовательскую работу.
- Давайте спросим у наших гостей, захотели ли они посетить
Австралию.
- Кому было интересно на уроке, возьмите на память визитку.
|
|
Бутылочное
дерево
- Кроме
эвкалиптов широко распространены бутылочные деревья. Они имеют
оригинальный бутылкообразный ствол, толстый у основания и резко
суживающийся кверху. В дождливое время года в стволе деревьев скапливаются
большие запасы влаги, которые расходуются в засушливый период. В подросте
этих лесов много кустарников и трав, пестрящих яркими цветами.
Она располагается под нами
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
Они в пустынях пропадают где-то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошке в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц.
И там собаки лаять не умеют.
Г. Усова
Кук Джеймс (родился 27
ноября 1728 г., в Англии – умер 14 февраля 1779
г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший Землю,
первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии,
Новой Зеландии; капитан высшего ранга. Родившись в семье батрака-поденщика, с 7
лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился
читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком
поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи,
поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на
Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит.
Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал себя» благодаря огромному
трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» –
вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась
трудностей и неудач, не теряя присутствия духа.. Его именем названо более 20
географических объектов, в том числе три залива, две группы островов и два
пролива.
Особенности страны. Австралия – самый маленький материк и самый большой остров,
состоящий из материковой части, южного острова – Тасмания и множества небольших
островов, разбросанных вдоль побережья. Страна омывается водами двух великих
океанов (Тихим – с востока и юга и Индийским – с запада) и 4 морями
(Арафурским, Коралловым, Тасмановым и Тиморским). Это один из самых древних
материков.
Эвкалипт. Самые
высокие растения на земле: царственный эвкалипт достигает 152
м. Они невероятно быстро растут, отмечен случай, когда за 9 лет эвкалипт вырос
до 20 метров. Диаметр ствола 1 метр. Древесина эвкалипта очень плотная, тяжёлая
(тонет в воде), не гниёт. Поглощает в сутки 320
литров воды, поэтому эти деревья высаживают в заболоченных местах. Листья
эвкалипта обращены к солнцу не лицевой стороной, а ребром, поэтому это дерево
не даёт тени. В листьях эвкалипта много эфирных масел, которые убивают
бактерии, даже малярийные комары не выносят их запаха. Широко применяются
листья в медицине при простуде, воспалении лёгких. Австралийцы зовут эти
деревья «деревьями чудес», «алмазами лесов».
Коала, или сумчатый медведь, – один из самых известных и популярных
зверей на нашей планете. Животные эти ведут древесный образ жизни и питаются
исключительно листьями эвкалиптов, причем из более чем 500 видов эвкалиптов,
растущих в Австралии, они кормятся только на 10–20.
Рыжий кенгуру. Рыжий (красный) кенгуру,
наряду с гигантским серым кенгуру – самый крупный из кенгуру и сумчатых
млекопитающих вообще. Длина тела взрослых самцов достигает 140
см, длина хвоста – 100 см, а весить они могут более 80
кг. Спасаясь от опасности, эти животные могут преодолевать одним прыжком 12 и
более метров, подпрыгивая в высоту более чем на 3
метра! Распространены рыжие кенгуру почти по всей Австралии, в том числе в ее
центральных, пустынных районах.
Черношейный аист, или
азиатский ябиру, – крупная птица семейства аистовых. Распространен довольно
широко; помимо Северной Австралии встречается также на Новой Гвинее и во многих
районах Юго-Восточной Азии вплоть до Индии. Подобно другим аистам, питается
всевозможными мелкими животными, которых собирает главным образом на сырых
участках, по берегам водоемов и на мелководье.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.