Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Тепличный Саратовского района Саратовской области»







Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе

«Природа тундры»

(развивающая система Л.В. Занкова)





подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Яковлева Ольга Сергеевна





2014

Развивающего система Л. В. Занкова Предмет. Окружающий мир Класс. 3 класс Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров, 2013, Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Тема урока. Природа тундры Дидактическая цель. Создание условий для осмысления и освоения обучающимися новой учебной информации о том, как зависит растительный и животный мир тундры от ее природных условий. 
Тип урока.
«Открытие» нового знания. Вид урока. Урок-экспедиция Задачи по содержанию. Обучающая: познакомить учащихся с географическим положением тундры, с климатическими условиями этой природной зоны и формировать представление об особенностях животного и растительного мира тундры. Развивающая: развивать познавательную интерес учащихся, умение наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, высказывать своё мнение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру учащихся, товарищеские отношения между детьми.
Методы обучения. Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации познавательной деятельности учащихся. Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа Средства обучения. Для учителя:

  • мультимедийная установка;

  • презентация;

  • видеоролик «Тундра»

  • карта «Природные зоны России»;

  • рисунки и фото растительного и животного мира тундры;

  • гербарий.

Для учащихся:

  • учебник, рабочая тетрадь

  • карточки с названиями природных объектов для работы в группах

  • карточки для повторения.

  • энциклопедии “Всё обо всём”, “Я познаю мир” и др.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности (2мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность



Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем с вами наблюдать, рассуждать, искать решенья и заданья выполнять.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают учителя.


К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать.

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (5 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения

- выявить место затруднения,

- выявить недостающие знания


Каждая группа получает карточки, на которых написаны названия природных объектов, относящихся к лесной (известной им) зоне, и одно название, относящихся к природе пока ещё не изученной зоны тундры.

1 группа. Лось, сосна, белка, пуночка, малина,

2 группа. Дятел, ягель, лиса, осина, ель.

3 группа. Кабан, лиственница, ёж, карликовая берёза, калина.

4 группа. Заяц, орешник, лемминг, берёза, бобры.

5 группа. Дуб, лось, клён, бурый медведь, морошка



- К какой природной зоне относятся эти объекты? Есть ли среди них «лишние» или незнакомые?



- Воспользуйтесь справочной литературой, определите, что это за объекты, где они встречаются?



- Расскажите о результатах работы. К какой природной зоне относятся эти природные объекты?

Ученики делятся на пять групп. Получают задания.



Находят «лишние» объекты.









- Эти природные объекты относятся к лесной зоне, но есть незнакомые.



1 группа. Пуночка

2 группа. Ягель

3 группа. Карликовая берёза

4 группа. Лемминг

5 группа. Морошка











Ученики работают со справочной литературой, находят информацию о незнакомых объектах.



Дети рассказывают и делают вывод.

Вывод. Пуночка, ягель карликовая берёза, лемминг, морошка относятся к природной зоне тундра.

П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение работать со справочной литературой, принимать участие в групповой работе

К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

III. Постановка учебной задачи (2 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока

-Сегодня мы проводим необычный урок, урок – экспедицию. Весь класс продолжит работать по группам. В каждой группе (экипаже) вы выберете командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. В экипаже нужно работать дружно, помогать друг другу. 

- Как вы думаете, какую природную зону будет исследовать наша экспедиция?


- Правильно, тема нашего урока «Природная зона тундра. Природа тундры».

Новая природная зона приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется класс.

- Как вы думаете, о чем мы можем узнать в экспедиции?



















- Наша экспедиция будет исследовать тундру.















- Мы можем узнать, где находится тундра, какой там климат, какая природа.

П: формулирование познавательных задач, Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)

«Открытие» нового знания.

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом

- сформулировать новое знание в речи и знаках.


Просмотр видеофрагмента «Тундра».

Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.

Каждой группе учитель выдаёт конверт с заданием, с помощью которого проводится исследование в соответствии с составленным планом. Результаты ученики записывают в таблицу.



Учитель консультирует по мере необходимости, ненавязчиво контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.






1 группа. Географическое положение, климат. Источники информации: учебник с.112-113; карта природных зон России
Вопр
осы 1.Расскажите, используя карту природных зон, где проходят границы тундры.
2.
Какая зима в тундре?
3.
Какое лето в тундре?
4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого океана).
 
2 группа. Выявить связь между природными условиями и особенностями растений тундры. Источники информации: учебник с.114; Вопросы:
1.На сколько см оттаивает поверхность тундры за лето?
2.Почему в тундре много болот и озёр?
3. Какая почва в тундре?

4. Какие растения в основном растут на такой почве?

3 группа. Какие растения можно встретить в тундре? Расскажите о некоторых из них. Источники информации: учебник с.114-115; рисунки и фото растительного мира тундры, гербарий.

4 группа. Как животные приспособились к суровым условиям тундры. Источники информации: учебник с.113-114;

Вопросы:

1.Каков волосяной покров зверей и перья птиц?

2.Что помогает животным переносить холод?

3. Как меняется окраска?

4.Чем питаются животные тундры?

5 группа. Каких животных можно встретить в тундре? Рассказ о некоторых из них. Источники информации: учебник с.115-117; рисунки и фото животного мира тундры.

П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: оценивать правильность выполнения своих действий со словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Музыкальная физкультминутка под песню «Увезу тебя я в тундру»

V. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи

- Расскажите о результатах работы.

При ответе детей учитель показывает слайды презентации.



Каждая группа делает короткое сообщение по записям в таблице.

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: умение осуществлять действие по заданному плану.

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на повторение изученного материала и на новое знание.

-Выполните задание в рабочей тетради № 109 на стр.47



(Выпишите, какая растительность свойственна степям, а какая – тундре: мхи, лишайники, травянистые раннецветущие, стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые растения, карликовые деревья)

Дети выполняют задание с последующей проверкой.



Степь: травянистые раннецветущие, засухоустойчивые, злаковые растения.

Тундра: мхи, лишайники, стелющиеся, карликовые деревья.


Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

VII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися заданий на повторение


1.Вставить пропущенные слова в текст:

























2. Отгадайте загадку.


Здесь березы – по колени. 
Щиплют мох стада оленьи.
 
Их пасет с семьей каюр,
 
Чум у них из дымных шкур.

1.Вставляют пропущенные слова

  • Тундра протянулась … (географическое положение)

  • Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется … (вечная мерзлота)

  • Зима в тундре … (суровая и длинная)

  • Лето в тундре …(холодное и короткое)

  • В тундре много различных мхов и … (лишайников)

  • Кроме того здесь растут …, …, …, … (морошка, голубика, брусника, карликовые берёзы и ивы)

  • В тундре летом много перелётных птиц …, …, …

  • А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная … (белая куропатка и полярная сова)

  • Самым главным животным тундры является северный … (олень)



2.Отгадка. Тундра

Р: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения,

П: моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов, проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению).

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 3 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Какую природную зону исследовали на уроке?

- Что нового узнали о тундре?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

- Оцените свои достижения на уроке.

- Кто доволен своей работой, всё ли было понятно?

Д/з Прочитать стр. 112-118, выполнить задание в рабочей тетради № 108 (На примере одного животного напишите, как оно приспособилось к суровой зиме тундры. Выбирайте: песец, лемминг, полярная сова). Приготовить сообщение об одном из животных.

Ответы учащихся.

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе.


Приложение.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 3 класс, ИД Фёдоров 3013

  2. Тарасюк О.С. Животный и растительный мир тундры. Практика образования. 2008. №1 с. 12-15

  3. Карта «Природные зоны России» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3020b656-38f3-486c-8491-2c3c6eb4d981/%5BBIO11_03-35%5D_%5BIM_04%5D.swf

  4. Гербарий

  5. Рисунки и фото растительного и животного мира тундры

  1. Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров, 2013,

  2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., ИД Фёдоров 3013

  3. Энциклопедии “Всё обо всём”, “Я познаю мир” и др.








Конспект урока по окружающему миру на тему "Природа тундры" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир», 3 класс, по теме «Природа тундры». Развивающая система Л. В. Занкова. Базовый учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Окружающий мир», 2 часть, ИД Фёдоров,  2013,  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., ИД Фёдоров 3013.  

  Дидактическая цель: создание условийдля осмысления  и освоения обучающимися новой учебной информации о том, как зависит растительный и животный мир тундры от ее природных условий. Тип урока: «открытие» нового знания, в основе - технология деятельностного метода.Вид урока: урок-экспедиция.

 

Урок соответствует ФГОС НОО. В технологической карте указаны этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся и формирование УУД.                                                                                                                                                                                  

Автор Яковлева Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1985
Номер материала 37870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓