Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формирование УУД
|
I.Самоопределение к деятельности (2мин)
Цель:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней
потребности включения в учебную деятельность
|
Я рада
нашей встрече, друзья!
Мы
сегодня на уроке будем с вами наблюдать, рассуждать, искать решенья и заданья
выполнять.
А чтобы
урок пошёл каждому впрок,
Активно
в работу включайся, дружок!
|
Дети садятся за парты соблюдая правила посадки, слушают
учителя.
|
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать.
|
II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (5 мин)
Цель:
-
организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение
места затруднения
-
выявить место затруднения,
-
выявить недостающие знания
|
Каждая
группа получает карточки, на которых написаны названия природных объектов,
относящихся к лесной (известной им) зоне, и одно название, относящихся к
природе пока ещё не изученной зоны тундры.
1 группа. Лось,
сосна, белка, пуночка, малина,
2 группа. Дятел,
ягель, лиса, осина, ель.
3 группа. Кабан,
лиственница, ёж, карликовая берёза, калина.
4
группа. Заяц, орешник, лемминг, берёза, бобры.
5 группа.
Дуб,
лось, клён, бурый медведь, морошка
- К
какой природной зоне относятся эти объекты? Есть ли среди них «лишние» или
незнакомые?
- Воспользуйтесь
справочной литературой, определите, что это за объекты, где они встречаются?
-
Расскажите о результатах работы. К какой природной зоне относятся эти
природные объекты?
|
Ученики
делятся на пять групп. Получают задания.
Находят
«лишние» объекты.
- Эти природные
объекты относятся к лесной зоне, но есть незнакомые.
1
группа. Пуночка
2
группа. Ягель
3
группа. Карликовая берёза
4
группа. Лемминг
5 группа.
Морошка
Ученики
работают со справочной литературой, находят информацию о незнакомых объектах.
Дети
рассказывают и делают вывод.
Вывод. Пуночка,
ягель карликовая берёза, лемминг, морошка относятся к природной зоне тундра.
|
П: формулирование
познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Р: принимать и сохранять
учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умение
работать со справочной литературой, принимать участие в групповой работе
К: допускать возможность
существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать
собственную позицию.
|
III. Постановка учебной задачи (2 мин)
Цель:
-
организовать постановку цели урока
|
-Сегодня мы проводим необычный урок, урок – экспедицию. Весь
класс продолжит работать по группам. В каждой группе (экипаже) вы выберете командира
экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены
экипажа. В экипаже нужно работать дружно, помогать друг другу.
- Как вы думаете,
какую природную зону будет исследовать наша экспедиция?
- Правильно, тема нашего урока «Природная зона тундра.
Природа тундры».
Новая
природная зона приглашает нас
И опять в экспедицию отправляется класс.
- Как вы
думаете, о чем мы можем узнать в экспедиции?
|
- Наша
экспедиция будет исследовать тундру.
- Мы
можем узнать, где находится тундра, какой там климат, какая природа.
|
П: формулирование познавательных
задач, Р: умение
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
К: ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии.
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10
мин)
«Открытие»
нового знания.
Цель:
-
реализовать построенный проект в соответствии с планом
-
сформулировать новое знание в речи и знаках.
|
Просмотр видеофрагмента «Тундра».
Организация
поиска новых знаний по учебнику по группам.
Каждой
группе учитель выдаёт конверт с заданием, с помощью которого проводится
исследование в соответствии с составленным планом. Результаты ученики
записывают в таблицу.
Учитель
консультирует по мере необходимости, ненавязчиво контролирует, подсказывает,
как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.
|
1
группа. Географическое положение, климат. Источники информации: учебник с.112-113; карта природных зон России
Вопросы 1.Расскажите,
используя карту природных зон, где проходят границы тундры.
2. Какая зима в тундре?
3. Какое лето в тундре?
4.С чем связаны суровые условия тундры? (близость Северного Ледовитого
океана).
2 группа.
Выявить
связь между природными условиями и особенностями растений тундры. Источники информации: учебник
с.114; Вопросы:
1.На сколько см оттаивает поверхность тундры за лето?
2.Почему в тундре много болот и озёр?
3. Какая почва в тундре?
4. Какие
растения в основном растут на такой почве?
3 группа. Какие растения можно встретить в тундре? Расскажите
о некоторых из них. Источники информации: учебник с.114-115; рисунки и фото
растительного мира тундры, гербарий.
4 группа. Как
животные приспособились к суровым условиям
тундры. Источники информации: учебник с.113-114;
Вопросы:
1.Каков
волосяной покров зверей и перья птиц?
2.Что
помогает животным переносить холод?
3.
Как меняется окраска?
4.Чем
питаются животные тундры?
5 группа. Каких
животных можно встретить в тундре? Рассказ о некоторых из них. Источники информации: учебник с.115-117; рисунки
и фото животного мира тундры.
|
П: осуществлять поиск нужного
текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста,
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков.
Р: оценивать правильность
выполнения своих действий со словесно-логическим материалом при
сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других.
|
Музыкальная
физкультминутка под песню «Увезу тебя я в тундру»
|
V. Первичное закрепление во внешней речи (10 мин)
Цель:
-
организовать усвоение учениками нового способа действия с проговариванием во
внешней речи
|
-
Расскажите о результатах работы.
При
ответе детей учитель показывает слайды презентации.
|
Каждая
группа делает короткое сообщение по записям в таблице.
|
Л: осознание ответственности
за общее дело.
П: умение осуществлять
действие по заданному плану.
К:
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)
Цель:
-организовать
выполнение учащимися самостоятельной работы на повторение изученного
материала и на новое знание.
|
-Выполните
задание в рабочей тетради № 109 на стр.47
(Выпишите,
какая растительность свойственна степям, а какая – тундре: мхи,
лишайники, травянистые раннецветущие, стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые
растения, карликовые деревья)
|
Дети
выполняют задание с последующей проверкой.
Степь: травянистые
раннецветущие, засухоустойчивые, злаковые растения.
Тундра: мхи,
лишайники, стелющиеся, карликовые деревья.
|
Р: уметь вносить необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок
Л: способность к самооценке
на основе критерия успешности учебной деятельности.
П: осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков.
|
VII. Включение в систему знаний и повторение (8 мин)
Цель:
- организовать выполнение учащимися заданий на повторение
|
1.Вставить пропущенные слова в текст:
2. Отгадайте загадку.
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур.
|
1.Вставляют пропущенные слова
·
Тундра протянулась … (географическое положение)
·
Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется …
(вечная мерзлота)
·
Зима в тундре … (суровая и длинная)
·
Лето в тундре …(холодное и короткое)
·
В тундре много различных мхов и … (лишайников)
·
Кроме того здесь растут …, …, …, … (морошка, голубика,
брусника, карликовые берёзы и ивы)
·
В тундре летом много перелётных птиц …, …, …
·
А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная … (белая
куропатка и полярная сова)
·
Самым главным животным тундры является северный … (олень)
2.Отгадка. Тундра
|
Р: следовать установленным
правилам в планировании и контроле способа решения,
П: моделировать задачи на
основе анализа жизненных сюжетов, проводить сравнение (последовательно по
нескольким основаниям; наглядное и по представлению).
К: активно участвовать в
учебно-познавательной деятельности.
|
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока) ( 3 мин)
Цель:
-
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной
деятельности.
|
- Какую природную зону исследовали на уроке?
- Что нового узнали о тундре?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы
поделиться?
- Оцените свои достижения на уроке.
- Кто доволен своей работой, всё ли было понятно?
Д/з Прочитать стр. 112-118, выполнить задание в
рабочей тетради № 108 (На примере одного животного
напишите, как оно приспособилось к суровой зиме тундры. Выбирайте: песец,
лемминг, полярная сова). Приготовить сообщение об одном из животных.
|
Ответы
учащихся.
|
Р: умение оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Л: внутренняя позиция
школьников на уровне положительного отношения к школе.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.