Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Откуда берутся снег и лед?" ( 1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Откуда берутся снег и лед?" ( 1 класс)

Открытый урок русского языка в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

УМК «Школа России», автор учебника А. А. Плешаков

Разработан учителем начальных классов ГБОУ СОШ № 21 г. о. Сызрань Самарской области.

Разработка включает: конспект, дидактический материал и презентацию со звуковым сопровождением.

Место занятия в учебном процессе: раздел "Как, откуда и куда?"

Форма проведения: урок-исследование с применением ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Драчева Светлана Александровна

Дата проведения: 08.12.2014г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда.

  2. Дать понятие о том , что снег и лед – это замерзшая вода.

  3. Развивать наблюдательность, мышление, память.

  4. Воспитывать культуру речи, уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся;

  5. воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Формировать УУД:

  • Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа "хорошего ученика".

  • Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  • Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

  • Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.



Методы: поисковый, метод консультанта

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Тип урока: урок открытия нового знания, урок - исследование

Оборудование и образовательные ресурсы: учебник, интерактивная доска, стаканы с теплой водой, цветная бумага, снег, лед, аппликации разных видов снежинок, опорные слова, кроссворд ,рисунок снеговика, презентация, электронная энциклопедия.







Этапы

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД



1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент. Психологический настрой.





























- Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

http://musafirova.ucoz.ru/Metod_kopilka/1_klass/Okruzhajushhij/Sneg_i_ljod/1.jpgСлайд№1

- - Посмотрите , кто пришел к вам в гости?

В голове – снег,

В животе – снег,

И в ногах снег,

И в руках снег.

Что за чудо-человек?

(рисунок снеговика)

-Что принес вам на урок снеговик? ( учитель показывает снег и лед)

Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие учёные, будем выдвигать гипотезы, т. е предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Значит, что вы будете изучать на уроке?



Изучение свойств снега и льда

-Готовы ли вы проявить свои знания и умения?



Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Проводит игру «Доскажи словечко».


Настраиваются на учебную деятельность.

Участвуют в игре.





Личностные УУД:

-проявлять интерес



Познавательные УУД:

-проявляют познавательную активность



Коммуникативные

УУД:

-взаимодействовать с учителем и одноклассниками

2. Актуализация знаний и мотивация.

Постановка учебной задачи.

















Работа по теме урока












(Объяснение порядка работы на уроке.

Как вы думаете, откуда они берутся и что это такое?

- Это наша гипотеза, т. е. предположение. Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А что для этого нужно сделать нам подскажет Снеговик.

*совет снеговика


- Готовы стать учёными-исследователями?

- Чтобы доказать или опровергнуть нашу гипотезу, надо провести опыты.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.

- Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.

(Изучим свойства снега и льда)

- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает его, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.

Класс делится на группы, назначаются руководители групп и дежурные)

- Узнаем, как образуются снег и лед. Для этого проделаем несколько опытов.




(слайд 2)

1 опыт ( снег и лед – замерзшая вода)

Стаканы с теплой водой.(потрогать руками)

- Какая вода в стаканах?

- Что произойдет, если в эту воду положить снег и лед?

- Проверим ваше предположение. (Руководители групп кладут в стаканы снег и лед)

- Почему растаяли снег и лед?( обратить внимание на t)

- Во что превратились снег и лед?

- Что такое снег и лед?

- Какая вода?

-Прочитайте вывод на доске.

(дежурные убирают стаканы)

http://musafirova.ucoz.ru/Metod_kopilka/1_klass/Okruzhajushhij/Sneg_i_ljod/2.jpg

2 опыт

(определение цвета снега и льда)

(на доске таблица . Заполняется по мере изучения свойств снега и льда)

снег

лед











Рассмотреть снег и лед. Определить их цвет.

- Какого цвета снег? (отвечает каждая группа). Вывод: снег белый (записать в таблицу)

- Теперь определим цвет льда. Чтобы определить цвет льда воспользуемся цветной бумагой. (конверт №1 на партах)

Положите лед на белую, серую, желтую , голубую бумагу. Можно ли сказать, что лед голубой,белый, желтый, серый.

-Какого же цвета лед? (дети находят нужное слово среди слов- помощников, которые лежат на партах) (дежурные убирают цветную бумагу)

Вывод: лед бесцветный (запись в таблицу)

3 опыт

(Определение прозрачности льда)

-Возьмите кусок газеты(конверт№2), положите на него снег.

- Можно ли через снег увидеть текст?

-А теперь положите кусок льда. Можно ли через лед увидеть текст?

-Как называют предметы через которые все видно?(слова- помощники)

-Что скажете о льде?

-Что скажете о снеге?

Вывод : лед прозрачный, снег непрозрачный(запись в таблицу)

4 опыт

(Определение плотности снега и льда)

-Возьмите карандаши, попробуйте воткнуть их в снег.

- Легко ли карандаш входит в снег?

-А теперь попробуйте воткнуть карандаши в лед.

-Можно ли проткнуть лед?

Сделаем вывод. (Слова - помощники)

Вывод: снег рыхлый, лед плотный. (запись в таблицу)

5 опыт

(демонстрирует учитель)

(Определение хрупкости льда)

Учитель раскалывает лед.

-При ударе лед раскаливается на мелкие кусочки. О каком свойстве это говорит?

Вывод: лед хрупкий ( запись в таблицу)































































































































































































































































































































































































































Познавательные : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

3.Физминутка.

3 Физкультминутка под легкую музыку

Мы снежинки , мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Встанем вместе мы в кружок.

Получается снежок.

Подул ветерок .

Разлетелся весь снежок.


Организует музыкальное сопровождение.

Дети на определенные слова выполняют заданные упражнения.


Познавательные : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

Работа по теме урока.

Первичное закрепление

-Вот мы и отдохнули и отправляемся дальше.(слайд 6)


а) Работа по таблице.

Назвать свойства снега и льда

б) Работа в тетрадях

Соединить стрелками свойства со словами «снег», «лед»

Интерактивная доска презентация

Проверка (1группа назвать свойства снега, 2 группа назвать свойства льда, 3 группа назвать еще одно свойство льда)

5 Образование снега и льда

-Как образуется лед?

(Учитель объясняет опасность тонкого льда)

Рассказ учителя , о том как образуется снег.

Интерактивная доска презентация

(По ходу рассказа учитель показывает кристаллик, а затем снежинки)

6 Закрепление

. Работа в Рабочей тетради.

Каждой группе составить снежинку из ее частей ( конверт со звездочкой)

Снежинки вывешиваются на доску.

http://musafirova.ucoz.ru/Metod_kopilka/1_klass/Okruzhajushhij/Sneg_i_ljod/3.jpg

7 Итог урока

Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- Можно ли в доме увидеть лёд?

- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (с.49 учебника, внизу).

- Для чего?

(Можно добавлять лёд в коктейль, чай, напиток, чтобы было вкуснее)

- Вернёмся к нашему исследованию.

- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

Предлагает задания на актуализацию имеющихся знаний и опыта по теме, которую предстоит изучать.






















Подводит детей к выведению правила.


Демонстрирует слайды.

















Предлагает задания для закрепления знаний.






Выполняя задания учителя, вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт.






















Выводят правило сами и сверяют по учебнику.


Рассматривают слайды.















Выполняют задание










Коммуникативные УУД:

-вступать в диалог с учителем.


Предметные УУД:

-воспринимать значение нового правила.







Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в письменной и устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-договариваться

о правилах поведения и общения и

следовать им.


Регулятивные УУД:

-учатся высказывать свое мнение.


Личностные УУД:

-развитие готовности к сотрудничеству.

Дифференциация заданий.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Умение работать в группе, договариваться. Умение учитывать позицию партнёра




Предметные УУД:

-строить предложения в устной форме.


Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать с учителем и одноклассниками;

-оформлять свои мысли в устной форме.




6. Закрепление.








































































1. Что образуется, когда растает снег и лед?

2 Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.

3 Не драгоценный камень, а блестит.

4 Красивая шестигранная звездочка.

-Что такое снег и лед?


Предлагает задания для закрепления знаний.



























Выполняют задания.













































Личностные УУД:

-развитие готовности к сотрудничеству.































8. Итог урока


hello_html_408d0120.gif

- Это наша школа! Где вы можете путешествовать, делать открытия. В этом помогут вам учителя и книги.

Проводит беседу по вопросам рефлексивного характера.




Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке




Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока:

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался...

Оценивают работу, высказывают своё мнение.

Регулятивные УУД:

-констатировать факт завершения действий;

-самооценка.


Личностные УУД:

-осуществлять самоконтроль по результату урока.

9. Рефлексия.


Поделитесь своим впечатлением об уроке: что понравилось, какое настроение от урока, что можете предложить.

- А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

- А на память о нашем уроке Снеговик приготовил для вас снежинки.

hello_html_5306fb7e.gif

Организует процедуру самооценки результатов учебной деятельности на уроке

Объявляет и комментирует выставление за урок отметки.


Осуществляют процедуру самооценки учебной деятельности.

Слушают сообщение учителя.



Регулятивные УУД: Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные УУД Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок.

Список использованной литературы:

  1. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. + Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2009.





Интернет-источники:

  1. htp://www.da-voda.com/news/reki-uskoryayut-globalnoe-poteplenie/

  2. http://www.photosight.ru/photos/1667519/

  3. http://fotki.yandex.ru/users/milolica2011/view/466376/?page=7

  4. http://www.rb.ru/blog/1474/showentry=1478407

  5. http://freelance.ru/users/Tanushka_psd/?work=803508

  6. http://www.free-lancers.net/users/vitasunny/projects/278639/

  7. http://www.ileach.co.uk/post/archive/archivepost247.html

  8. http://vsyaanimaciya.ru/photo/80-0-5974

  9. http://www.region.1mmtt.ru/index.php?ukey=search&tag=%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%BE

  10. http://cat77.pluspicture.ru/img56105.html






Конспект урока по окружающему миру на тему "Откуда берутся снег и лед?" ( 1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

  Разработка составлена для урока окружающий мир 1 класс "Откуда берутся снег и лед?" Учащиеся опытном путем узнают свойства снега и льда. Определяют откуда берутся снег и лед.

    Учатся исследовать снег, лед. Объясняют нахождение грязи в них. Видя, что из полного стакана снега выделяется мало воды.

    Стараются через снег и лед прочитать текст, рассмотреть картинку. Отгадывают загадки. Дома находят новые загадки, стихи о снеге.

   Опытным путем дома получают лед. Находят полезные свойства применения льда для человека.

   Проводится работа по оздоровлению, закаливанию детей зимой.

     Учатся работать в группах.

Автор Драчева Свветлана Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1330
Номер материала 16540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓