Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "О купцах, торговле и деньгах" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему "О купцах, торговле и деньгах" 3 класс

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века»,
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г.Минусинска
Катаевой Елены Николаевны.
Тема урока:О купцах, торговле и деньгах.
Цели урока:
Обучающие:

Формировать представления об истории возникновения торговли и денег на Руси.

Формировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета».

Учить детей давать определения историческим терминам.

Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

Развивать внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные 

Организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истории.

При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу. 

Воспитывать умение сотрудничать.
Задачи урока:

Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся. 

Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, частично-поисковая.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: 
словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Оборудование и наглядные пособия: 
мультимедийная презентация «Торговое дело на Руси», учебники, тетради на печатной основе, иллюстрации товара для меновой торговли, раздаточный материал для работы в парах и группах, отрывок из видеофильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси», отрывок музыкального произведения «Ярмарка».
Ход урока.
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности
учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест.
2. Постановка учебной задачи.
Продолжаем наше заочное путешествие по Древней Руси. Тема нашего сегодняшнего путешествия « О купцах, торговле и деньгах»
Какую задачу мы поставим перед собой? ( ответы детей)
Обобщение ответов детей: узнать историю возникновения торговли на Руси.
3.Актуализация знаний
Чем занимались люди в Древней Руси? (охота, рыбалка, земледелие, ремёсла)
Представьте, что вы – жители Древней Руси: 1 ряд – охотники и рыбаки,
2 – крестьяне, 3 – ремесленники.
Сколько вы, крестьяне, выращиваете зерна, овощей? ( чтобы хватило до нового урожая, чтобы были излишки, чтобы обменять на орудия труда и другие изделия ремесленников)
Охотники, рыбаки, а вам нужно добывать больше рыбы, зверя? 
Нужно ли вам, ремесленники, делать лишнюю посуду, одежду, инструменты и др. изделия?
Вывод: им нужно обменяться результатами своего труда.
4.Знакомство с понятием «меновая торговля». 
Где происходил этот обмен? ( На ярмарках) 
Посредников тогда еще не было, обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара ) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.
Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар.(дети берут карточки с рисунками различных товаров) 
Выходите на торговую площадь и обменяйтесь своими товарами.
Всем ли удалось найти нужный товар?
Покажите и расскажите о результатах своего обмена. 
Вывод учителя: Вы сейчас участвовали в МЕНОВОЙ ТОРГОВЛЕ, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена. 
— Давайте подумаем, чем неудобен был такой обмен товарами? (Тратили время на сбыт товара, не могли отъехать далеко от своих мест, чтобы найти покупателя, не было снаряжения для поездок в далекие края.)
Вывод: Меновая торговля была неудобной.
5.Купцы и их роль в организации торговли на Руси.
Создание проблемной ситуации:
Как же быть? (дети высказывают свои предположения) 
Должны были появиться посредники между производителями.
Чтобы узнать кто они, давайте разгадаем кроссворд и повторим ремесла древней Руси. ( кроссворд на доске).

Как называется ремесло, которое изготавливало следующие изделия:

1.подкова (кузнец),

2.лампочка (стеклодув),

3.изба (плотник).

4. Как называется ремесло, которое изготавливало изделия из драгоценных металлов? (ювелир)

5.Какое изделие, изготовленное ювелиром, носят на шее? (цепь)
По вертикале появляется ответ: КУПЕЦ
Вместе с купцами появились и ОБМЕННЫЕ ТОВАРЫ, выполнявшие роль денег. На Руси это были шкуры куницы 
— Чем занимались купцы? 

Сложна ли была их работа? Какие товары они ввозили в Россию? Что вывозили? Ваши предположения?( метод критического мышления «Корзина идей») Дети высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.
Как мы можем проверить наши предположения? (энциклопедия, учебник, интернет…) 
Сегодня нам поможет отрывок из фильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси». (http://vk.com/search?c%5Bq%5D=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.%20%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8&c%5Bsection%5D=video&z=video-41832366_163296063)
Во время просмотра дети заполняют таблички, работая в парах. Приложение 1.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Кончаловской.
Послушайте стихотворение, и может еще какие-то товары добавите в свои таблички. 
— Проверка таблицы в парах.  Самооценка своей деятельности.

Сообщение о Маргаритинской ярмарке (заранее подготовленные дети рассказывают, класс задает вопросы по содержанию.)
Но торговля на обменный товар тоже была неудобна. Почему? Что надо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой (деньги)
6.Как появились на Руси деньги?
Впереди трудная работа. Необходимо внимание. Подготовимся. 
Физкультминутка (игра на внимание)
— Самостоятельная работа в группах. Приложение 2.
Проверка с доской: 
— Из какого металла чеканились монеты? 
— Как называется наука, изучающая монеты? 
— Металлические деньги были очень долговечны, но тяжелы. А поэтому тоже неудобны для дальних поездок купцов. Их заменили бумажные деньги. Первые бумажные деньги назывались АССИГНАЦИЯМИ. 
 Современные деньги. Чем отличаются от древних? 
7.Итог урока.

Путешествие подходит к концу и пора подвести итоги. Вспомним какую задачу мы ставили? 
Смогли ли мы её решить?
Что вы узнали на уроке?
Изменилось ли в наше время значение денег?
Как называют человека, который собирает старинные монеты?
8.Рефлексивно – оценочная деятельность. 
Что больше всего понравилось на уроке? Если вам захочется узнать больше о торговле на Руси, как вы это сделаете? Я довольна вашей работой на уроке. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах листочки с изображением смайликов, отметьте того, у которого настроение такое же как и у вас.
9.Домашнее задание: подготовить сообщение (по выбору) об открытиях человека: девочки – о приборах и машинах, которые помогают в домашнем хозяйстве (стиральная машина, миксер и т.д.), мальчики – о технических изобретениях (телевизоре, компьютере и т.д.)

Спасибо за работу! 
Приложение 1.

Ввозили из других стран

Вывозили из Руси













Приложение 2.

Выполните задания.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка —                        отрубленный слиток серебра 
Монета —                          мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль —                               металлические монеты с чеканкой



























Задание 1.

Ввозили из других стран

Вывозили из Руси












Задание 2.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка —                        отрубленный слиток серебра 
Монета —                          мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль —                               металлические монеты с чеканкой









Задание 1.

Ввозили из других стран

Вывозили из Руси












Задание 2.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка —                        отрубленный слиток серебра 
Монета —                          мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль —                               металлические монеты с чеканкой



Конспект урока по окружающему миру на тему "О купцах, торговле и деньгах" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 века»,
учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 4» г.Минусинска
Катаевой Елены Николаевны.
Тема урока:О купцах, торговле и деньгах.
Цели урока:
Обучающие:

Формировать представления об истории возникновения торговли и денег на Руси.

Формировать понятия: «меновая торговля», «купец», «монета».

Учить детей давать определения историческим терминам.

Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.
Развивающие:

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

Развивать умения использовать словарный запас, знания и устойчивые выражения для достижения поставленной цели.

Развивать внимание, память, логическое мышление.
Метапредметные 

Организовать обмен мнениями на основе прочитанных текстов.
Воспитывающие:

Воспитывать интерес к истории.

При работе в группе воспитывать уважительные отношения друг к другу. 

Воспитывать умение сотрудничать.
Задачи урока:

Создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность.

Формировать способности к самостоятельному преодолению затруднений.

Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира, что способствует повышению уровня обученности учащихся. 

Формировать понятие «уметь учиться».
Тип урока: открытие нового знания.
Формы организации учебной деятельности на уроке:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, частично-поисковая.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: 
словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.
Оборудование и наглядные пособия: 
мультимедийная презентация «Торговое дело на Руси», учебники, тетради на печатной основе, иллюстрации товара для меновой торговли, раздаточный материал для работы в парах и группах, отрывок из видеофильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси», отрывок музыкального произведения «Ярмарка».
Ход урока.
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности
учащихся к уроку. Подготовка рабочих мест.
2. Постановка учебной задачи.
Продолжаем наше заочное путешествие по Древней Руси. Тема нашего сегодняшнего путешествия « О купцах, торговле и деньгах»
Какую задачу мы поставим перед собой? ( ответы детей)
Обобщение ответов детей: узнать историю возникновения торговли на Руси.
3.Актуализация знаний
Чем занимались люди в Древней Руси? (охота, рыбалка, земледелие, ремёсла)
Представьте, что вы – жители Древней Руси: 1 ряд – охотники и рыбаки,
2 – крестьяне, 3 – ремесленники.
Сколько вы, крестьяне, выращиваете зерна, овощей? ( чтобы хватило до нового урожая, чтобы были излишки, чтобы обменять на орудия труда и другие изделия ремесленников)
Охотники, рыбаки, а вам нужно добывать больше рыбы, зверя? 
Нужно ли вам, ремесленники, делать лишнюю посуду, одежду, инструменты и др. изделия?
Вывод: им нужно обменяться результатами своего труда.
4.Знакомство с понятием «меновая торговля». 
Где происходил этот обмен? ( На ярмарках) 
Посредников тогда еще не было, обменивались товарами сами производители. Делалось это на осенних и зимних ярмарках, когда крестьяне были свободны. Такие ярмарки обычно проходили в городах. Городские власти брали пошлину (плату, часть товара ) за то, что давали возможность продать свой товар всем желающим.
Представьте, что вы попали на ярмарку. Вот ваш товар.(дети берут карточки с рисунками различных товаров) 
Выходите на торговую площадь и обменяйтесь своими товарами.
Всем ли удалось найти нужный товар?
Покажите и расскажите о результатах своего обмена. 
Вывод учителя: Вы сейчас участвовали в МЕНОВОЙ ТОРГОВЛЕ, которая была свойственна нашим предкам в далекие времена. 
— Давайте подумаем, чем неудобен был такой обмен товарами? (Тратили время на сбыт товара, не могли отъехать далеко от своих мест, чтобы найти покупателя, не было снаряжения для поездок в далекие края.)
Вывод: Меновая торговля была неудобной.
5.Купцы и их роль в организации торговли на Руси.
Создание проблемной ситуации:
Как же быть? (дети высказывают свои предположения) 
Должны были появиться посредники между производителями.
Чтобы узнать кто они, давайте разгадаем кроссворд и повторим ремесла древней Руси. ( кроссворд на доске).

Как называется ремесло, которое изготавливало следующие изделия:

1.подкова (кузнец),

2.лампочка (стеклодув),

3.изба (плотник).

4. Как называется ремесло, которое изготавливало изделия из драгоценных металлов? (ювелир)

5.Какое изделие, изготовленное ювелиром, носят на шее? (цепь)
По вертикале появляется ответ: КУПЕЦ
Вместе с купцами появились и ОБМЕННЫЕ ТОВАРЫ, выполнявшие роль денег. На Руси это были шкуры куницы 
— Чем занимались купцы? 

Сложна ли была их работа? Какие товары они ввозили в Россию? Что вывозили? Ваши предположения?( метод критического мышления «Корзина идей») Дети высказывают предположения, учитель фиксирует на доске.
Как мы можем проверить наши предположения? (энциклопедия, учебник, интернет…) 
Сегодня нам поможет отрывок из фильма «История государства Российского. Торговля в Киевской Руси».
Во время просмотра дети заполняют таблички, работая в парах. Приложение 1.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Натальи Кончаловской.
Послушайте стихотворение, и может еще какие-то товары добавите в свои таблички. 
— Проверка таблицы в парах.  Самооценка своей деятельности.

Сообщение о Маргаритинской ярмарке (заранее подготовленные дети рассказывают, класс задает вопросы по содержанию.)
Но торговля на обменный товар тоже была неудобна. Почему? Что надо было придумать, чтобы купцы разных стран могли торговать между собой (деньги)
6.Как появились на Руси деньги?
Впереди трудная работа. Необходимо внимание. Подготовимся. 
Физкультминутка (игра на внимание)
— Самостоятельная работа в группах. Приложение 2.
Проверка с доской: 
— Из какого металла чеканились монеты? 
— Как называется наука, изучающая монеты? 
— Металлические деньги были очень долговечны, но тяжелы. А поэтому тоже неудобны для дальних поездок купцов. Их заменили бумажные деньги. Первые бумажные деньги назывались АССИГНАЦИЯМИ. 
 Современные деньги. Чем отличаются от древних? 
7.Итог урока.
Путешествие подходит к концу и пора подвести итоги. Вспомним какую задачу мы ставили? 
Смогли ли мы её решить?
Что вы узнали на уроке?
Изменилось ли в наше время значение денег?
Как называют человека, который собирает старинные монеты?
8.Рефлексивно – оценочная деятельность. 
Что больше всего понравилось на уроке? Если вам захочется узнать больше о торговле на Руси, как вы это сделаете? Я довольна вашей работой на уроке. Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах листочки с изображением смайликов, отметьте того, у которого настроение такое же как и у вас.
9.Домашнее задание: подготовить сообщение (по выбору) об открытиях человека: девочки – о приборах и машинах, которые помогают в домашнем хозяйстве (стиральная машина, миксер и т.д.), мальчики – о технических изобретениях (телевизоре, компьютере и т.д.)

Спасибо за работу! 

 

 

 


Приложение 1.

Ввозили из других стран

Вывозили из Руси

                   

 



Приложение 2.

Выполните задания.
1.Укажи цифрами последовательность появления денег на Руси.
Монеты, бумажные деньги, обменный товар, гривны.
2.Соотнеси слова и их значения.
Копейка —                        отрубленный слиток серебра 
Монета —                          мелкая монета с изображением «ездеца»
Рубль —                               металлические монеты с чеканкой

Автор Катаева Елена Николаевна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1140
Номер материала 12036
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓