IV. Первичное усвоение новых знаний.
1)Составим портрет воды. (слайд)
(- кадры презентации:
Облака, снег, дождь, лед, роса, пар)
Итог.
- На какие на три группы можно разделить отгадки?
-Что нового узнали о воде?
-В каких состояниях встречается вода в природе?
-Знаете ли вы, от чего зависит состояние воды? (Демонстрация
ролика «Изменение агрегатного состояния воды»). Объяснение учителя.
-0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег
начинают таять.
Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как
только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные
вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели,
что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе?
Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них
вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят
аварии, и люди остаются без тепла и воды.
Итог.
-Что нового узнали о воде?
-В каких состояниях вода встречается в природе?
-Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля?
2. Физминутка
(в группах по 4 человека).
- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите,
что происходит с молекулами воды:
· в паре над кипящим чайником;
· в стакане воды, которую поставили в холодильник;
· в чайнике, который поставили на огонь.
(Дети должны «изобразить» молекулы).
3. Разгадать к р о с с в о р д «Три
состояния воды» в быстром темпе. (презентация).
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись
на колючей елке. (Снежинки.)
2. Рассыпался горох,
Никто его не соберет,
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град.)
3. Молоко над речкой плыло,
Ничего
не видно было,
Растворилось
молоко –
Стало
видно далеко. (Туман.)
4. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег.)
5.
Растет она вниз головою,
Не
летом растет, а зимою.
Чуть
солнце ее припечет –
Заплачет
она и умрет. (Сосулька.)
6. По
морю идет, идет,
А до берега
дойдет –
Тут и
пропадет. (Волна.)
7.
Утром бусы засверкали,
Всю
траву собой заткали,
А пошли
искать их днем –
Ищем,
ищем, не найдем. (Роса.)
8.
Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст. (Радуга.)
9. Шел долговяз,
В сырую землю увяз. (Дождь.)
10. Летит сова
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
–
Прочитайте ключевое слово. (круговорот)
-
Кто знает значение того слова?
- Какие слова спрятались в слове «круговорот»?
Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот» - вращение.
Получается «вращение по кругу».
4.Проблемный вопрос. (Дети
читают отрывок из рассказа Л. Толстого «Куда девается вода из моря» и готовят
свой ответ в группах).
«Из
родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в
большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут
другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда
девается вода из моря? Отчего она не течет через край?..»
- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются
ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря
не переполняются и не выходят из берегов?
5.Демонстрация опыта.
-Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней
происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния
перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом.
Пронаблюдайте. Что происходит с водой?
Откуда появились капли на дне тарелки?
(конденсация – охлаждение пара, переход воды из
газообразного состояния в жидкое)
-А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение
осадков)
- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу?
(слайд )
-В природе это называют «круговоротом воды».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.