Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Круговорот воды в природе" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Круговорот воды в природе" (3 класс)


Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Круговорот воды в природе».

Цель урока: формировать понятия о круговороте воды в природе.

Задачи урока:

- сформировать понятие «круговорот воды в природе»;

- расширить и закрепить знания учащихся о трех состояниях воды.

Планируемые результаты:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Содержание урока

I.Организационный момент

Приветствие учителя. Психологический настрой.

-Улыбнитесь друг другу и скажите: (повторяют за учителем)

У нас хорошее настроение

Мы будем внимательны на уроке

Мы успеем сделать все!

-Те знания, которые вы получили на прошлом уроке, и получите сегодня, нужно будет продемонстрировать в конце урока.

Итак, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем, ни минуты не теряем.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

  1. Повторяем свойства воды. (слайд )

-Ответьте на вопрос или закончите фразу.

-Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная)

-Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная)

-Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).

-Что происходит с водой, когда мы кастрюлю ставим на огонь? (вода нагревается и расширяется)

-Что происходит с водой, когда чайник остывает? (вода остывает и сжимается)

-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха)

2.Решение познавательной задачи.

-Катя налила воду в стакан и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитый стакан. Можете объяснить, что произошло? (размышляют)

Ш. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд)

-Мы повторили основные свойства воды.

-А все ли мы знаем о воде?

- Впереди еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях.

- Воду называют путешественницей. Вы согласны?

У ч и т е л ь. Вода о себе говорит так:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Верную ли характеристику дала себе вода?

  • Сформулируйте тему и цели урока.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1)Составим портрет воды. (слайд)

(- кадры презентации:

Облака, снег, дождь, лед, роса, пар)

Итог.

- На какие на три группы можно разделить отгадки?

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях встречается вода в природе?

-Знаете ли вы, от чего зависит состояние воды? (Демонстрация ролика «Изменение агрегатного состояния воды»). Объяснение учителя.

-0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять.

Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами. Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды.

Итог.

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях вода встречается в природе?

-Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля?

2. Физминутка (в группах по 4 человека).

- Представьте, что каждый из вас « молекула воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды:

  • в паре над кипящим чайником;

  • в стакане воды, которую поставили в холодильник;

  • в чайнике, который поставили на огонь.

(Дети должны «изобразить» молекулы).

3. Разгадать к р о с с в о р д «Три состояния воды» в быстром темпе. (презентация).

hello_html_m3846263d.gif

1. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчелки,

Уселись на колючей елке. (Снежинки.)

2. Рассыпался горох,

Никто его не соберет,

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

3. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

4. На дворе горой,

А в избе водой. (Снег.)

5. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

6. По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (Волна.)

7. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. (Роса.)

8. Раскинулся золотой мост

На семь сел, на семь верст. (Радуга.)

9. Шел долговяз,

В сырую землю увяз. (Дождь.)

10. Летит сова

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча.)

Прочитайте ключевое слово. (круговорот)

- Кто знает значение того слова?

- Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот» - вращение. Получается «вращение по кругу».

4.Проблемный вопрос. (Дети читают отрывок из рассказа Л. Толстого «Куда девается вода из моря» и готовят свой ответ в группах).

«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет с моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?..»

- Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?

5.Демонстрация опыта.

-Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом.

Пронаблюдайте. Что происходит с водой?

Откуда появились капли на дне тарелки?

(конденсация – охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое)

-А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение осадков)

- Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? (слайд )

-В природе это называют «круговоротом воды».


V. Закрепление.

1.Познавательная сказка «Путешествие Капельки». (слайды)

-Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит круговорот в природе.

Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправились в путешествие.

-Как вы думаете, кто им в этом помог?

- Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо.

-Как называется этот процесс в природе?

(испарение)

-Как вы думаете, а что было дальше?

-Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

- Откуда высоко в небе взялись капли? Вверху было очень холодно, капельки стали прижиматься друг к другу, и стало их уже целое облако. Из газообразного состояния капли вернулись в жидкое. Процесс превращения пара в жидкость называется «конденсацией». Так путешествовали наши капельки долго. К ним присоединялись новые капли. Облако становилось тяжелее и тяжелее. Вдруг загремел гром, ударила молния и наши путешественницы вместе с другими каплями полились дождем. Они оказались в незнакомом месте. Течение несло их дальше. Путешествие продолжалось. Они попали в речку, берега, которой были засыпаны снегом.

Так Капелька и ее друзья познакомились со снежинками.

-Как вы думаете, они смогли вместе продолжить путешествие? Почему?

( нет, в разных состояниях находились)

-Течение речки понесло Капельку и ее друзей дальше. Они оказались в очень неприятном месте. Вокруг было грязно. Капельке это очень не понравилось.

Откуда берется грязная вода мы поговорим на следующем уроке.

А наши путешественники поспешили домой, в свое чистое, теплое озеро.

Выводы.

- Что сначала случилось с Капелькой и ее подружками? (превратились в пар)

В каком состоянии находятся частицы воды высоко в небе? Что там с ними происходит?

Как частицы воды опять оказываются на земле?

Капелька с подружками совершила круговое путешествие. Как называется их путешествие в природе?

2.Демонстрация видеоролика «Круговорот воды в природе».

Учитель делает обобщение (слайд)

-Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Растения поглощают воду из почвы и испаряют ее через листья в атмосферу. Пар поднимается вверх, и, достигнув, более холодных слоев атмосферы, конденсируется в облака. Ветер несет их по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода, выпадает обратно на землю в виде осадков: дождя, снега.

Выводы: (слайд)

-Что происходит с водой под воздействием солнечных лучей?

-Что происходит с паром высоко над поверхностью земли?

-Что происходит с облаками?

3.Проверка усвоения нового материала.

а) Работа с рисунком-схемой (нарисовать схему круговорота)

Взаимопроверка в парах.

б) Тест (на листах распечатан).

Ф.И.____________________________

Зачеркни «лишнее»

1.Дождь- это вода ….

в твердом жидком газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …

роса снег пар лёд

6.Под действием солнечных лучей происходит…

охлаждение испарение выпадение осадков

7.В жидком состоянии находится …..

пар вода снег

Самопроверка (слайд)

VI. Информация о домашнем задании.

1.Учебник: с.64-65 прочитать, ответить на вопросы.

2.Сочинить сказку «Путешествие капельки»

VII. Итог урока

-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и снова в поход!

(вода совершает круговорот)

-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

-Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

- Какое явление объединяет эти процессы в природе?

VIII . Рефлексия. Самоанализ и самооценка ученика.

«Продолжи фразу». Своей работой на уроке я …

  • доволен

  • не совсем доволен

  • не доволен, потому что…

(у каждого ученика бумажная «капелька»)

-hello_html_m69247b3d.gifНа капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

(на доске)

Красная – удовлетворен

Синий – не совсем удовлетворен

Жёлтый – не удовлетворен


hello_html_m43aaa5d4.gif

Конспект урока по окружающему миру на тему "Круговорот воды в природе" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

      Конспект урока по окружающему миру на тему "Круговорот воды в природе" (3 класс) спроектирован в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В нем продуманы педагогические средства и формы организации учебной деятельности, подобраны проблемные и творческие задания. Конспект предназначен для работы по УМК "Перспектива", однако может быть использован при работе по любому УМК.

    Материал содержит виды и формы деятельности, способствующие  развитию познавательной активности, коммуникативных умений, предлагающие учащимся осуществлять регулятивно - оценочные функции, формулировать и находить пути решения учебно-практических задач.

Автор тетеркина елена александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1389
Номер материала 36599
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓