Константинова
Л.О.,
учитель
начальных классов
МАОУ
«СОШ №24 с УИОП»
города
Старый Оскол
Окружающий
мир, 3 класс
Программа
«Школа России»
Тема:
«Грибы»
Тип
урока: ОНЗ
Основные
цели:
1)
сформировать представление о «царстве» грибов.
2) расширить
представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном
сообществе «лес»;
3)
тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационный
материал: 1) картинки растениями и грибами; 2)
эталоны по понятию «Строение растения», «Строение грибов»
3)
карточка с заданием для пробного действия; 4) презентация к уроку
Ход
урока
1.
Мотивация к учебной деятельности.
-Давайте
улыбнёмся мне, друг другу и с хорошим настроением начинаем урок.
Учитель
включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса
-Куда я хочу
пригласить вас сегодня ? ( В лес).
Учитель читает
четверостишие:
В
добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
- Сегодня на уроке
мы будем открывать новую тайну. А как мы
открываем неизвестное? ( По шагам учебной деятельности)
- Посмотрите на
доску. Назовите шаги учебной деятельности,
которые вы должны будете обязательно выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной
деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
-Назовите
шаги.
Один
из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.
− Пожелайте друг
другу удачи! В путь!
2.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
− С
чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
-Какие царства
живой природы мы знаем? (Царства растений, животных)
- Я предлагаю вам
загадки. Отгадки вы распределите по царствам живой природы и определите, о
каких царствах живой природы мы будем сегодня говорить на уроке.
Стоят
в поле сестрички:
Желтый глазок –
белые
реснички. (Ромашки)
Ну и платье! —
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (Ёлки)
Стоят девчонки
В белых рубашонках.
Распустили по привычке
Зелёные косички. (Берёзки)
Что за деревце
такое
Всё от страха
дрожит
Но не куда не
бежит. (Осинка)
На
зеленой хрупкой ножке
вырос
шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И
развеял этот шар. (Одуванчик)
-Что объединяет
все эти отгадки? (Это царство растений)
- Перечислите,
какие группы растений вы знаете (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения,
цветковые растения)
- Назовите
основные части растения (Корень, стебель (ствол) и листья, цветок, плод)
- Вспомните, как
питаются растения. ( Листьях из частиц воды и углекислого газа «готовят пищу» -
сахар , крахмал. Свет даёт энергию «кухне».)
-Что мы с вами
повторили о растениях? ( Строение и питание растения)
-Где
нам понадобятся эти знания? ( При открытии нового знания)
- У кого есть результат? (Я пока не могу
доказать, почему грибы не относятся к царству растений
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
(Разобраться в наших затруднениях.)
3. Выявление места и причины затруднения.
-
Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны объяснить, почему грибы не относятся
к царству растений гриба)
- В чем затруднение? (Мы не знаем, почему грибы не относятся к
царству растений.)
– Какую цель мы поставим на уроке?( Узнать, к какому природному
царству относятся грибы)
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
-Что мы повторяли,
чтобы узнать новое? ( Части растения. Способ питания)
Также по аналогии
с эталонами.
-Как вы будете
определять части гриба? (Мы будем сравнивать части растения и части гриба,
используя эталон « Строение растения».)
- Сравнить питание
гриба и растения.
-Где мы можем
взять информацию ( в учебнике, в интернете)
5. Реализация
построенного проекта.
Работа в
группах.
1.
На карточках изображён
гриб. Используя эталон «Строение растения»
( на слайде) делают подписи к рисункам.
Представитель
защищает результат работы своей группы .
-
В самом верху? (шляпка).
-
Что находится ниже? (Ножка)
-
Как называется подземная часть гриба? (грибница)
- Как можно
проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Один из учащихся
читает эталон на стр. 112, «Строение гриба» вслух, остальные следят.
- Чего не хватает
в вашем эталоне?
-
Шляпка и ножка называется плодовое тело.
2.На
стр. 112. прочитайте третий абзац текста, как питаются грибы. Сравните с
питанием растений. Сделайте вывод, закончите запись в карточке)
(
На столе лежит карточка с пропущенными словами. Дети вставляют по смыслу
МОГУТ– НЕ МОГУТ).
Растения
……..сами производить для себя питательные вещества.
Грибы………
сами производить для себя питательные вещества)
Следовательно…..
-
Какой вывод вы можете сделать? (У нас получился эталон.)
-
Мы преодолели затруднение? (Да.)
Как вы думаете,
какая тема нашего урока? «ЦАРСТВО ГРИБОВ»
ФИЗМИНУТКА
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-
Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
На слайде
изображен гриб, с неправильно указанными частями гриба.
- Проверьте, все
ли записи на слайде верны? Исправьте ошибки, если они есть.
Работа в парах
«Что где растёт»
Используя
информацию учебника с. 113, определите, почему так названы грибы ( ПОДОСИНОВИК
, ПОДБЕРЁЗОВИК, ОПЯТА)
− А
как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить
самостоятельную работу.)
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа
в тетрадях
1.с.66
задание №1
-Подпиши
части гриба
На выполнение
задания отводится 2–3 минуты.
-
Проверьте по образцу и эталону.
2.с.67
№3
Разделить
на группы грибы(Съедобные- несъедобные)
-
Проверьте по образцу и эталону.
- У кого есть
ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод.
(Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у гриба.)
- Где вы можете
это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет
ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение
в систему знаний и повторение.
- Где вы
сможете использовать открытые знания? ( В жизни)
-Как
в жизни вы сможете эти знания использовать?
-В
природе большое количество грибов. Но и к ним надо осторожно относиться.
Почему? ( Грибы бывают съедобные и несъедобные)
ПРАВИЛА
СБОРА ГРИБОВ
Дети
читают текст с.115. ,
Фронтальная
проверка с опорой на слайд.
-Как
вы понимаете фразу» Если не станет грибов – лес начнёт болеть»? (Ответы детей)
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать строение гриба)
- Достигли ли вы цели? (Да)
- В чем возникали трудности на уроке? ( В определении некоторых
частей гриба)
-
Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику)
-
Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)
- Оцените свою работу на уроке, используя веер цифр.
Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее
задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.