Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему " Царство грибов" (3 класс"

Конспект урока по окружающему миру на тему " Царство грибов" (3 класс"

Константинова Л.О.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

города Старый Оскол

Окружающий мир, 3 класс

Программа «Школа России»

Тема: «Грибы»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать представление о «царстве» грибов.

2) расширить представления учащихся о разнообразии грибов, об их связях в природном сообществе «лес»;

3) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал: 1) картинки растениями и грибами; 2) эталоны по понятию «Строение растения», «Строение грибов»

3) карточка с заданием для пробного действия; 4) презентация к уроку


Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности.

-Давайте улыбнёмся мне, друг другу и с хорошим настроением начинаем урок.

Учитель включает музыку «Звуки леса». На экране появляется картинка леса

-Куда я хочу пригласить вас сегодня ? ( В лес).

Учитель читает четверостишие:

В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти
.

- Сегодня на уроке мы будем открывать новую тайну. А как мы открываем неизвестное? ( По шагам учебной деятельности)

- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить.

Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

-Назовите шаги.

Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

Пожелайте друг другу удачи! В путь!


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

-Какие царства живой природы мы знаем? (Царства растений, животных)

- Я предлагаю вам загадки. Отгадки вы распределите по царствам живой природы и определите, о каких царствах живой природы мы будем сегодня говорить на уроке.


Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок –

белые реснички. (Ромашки)

Ну и платье! —
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (Ёлки)

Стоят девчонки

В белых рубашонках.

Распустили по привычке

Зелёные косички. (Берёзки)


Что за деревце такое

Всё от страха дрожит

Но не куда не бежит. (Осинка)


На зеленой хрупкой ножке

вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)


-Что объединяет все эти отгадки? (Это царство растений)

- Перечислите, какие группы растений вы знаете (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения)

- Назовите основные части растения (Корень, стебель (ствол) и листья, цветок, плод)

- Вспомните, как питаются растения. ( Листьях из частиц воды и углекислого газа «готовят пищу» - сахар , крахмал. Свет даёт энергию «кухне».)

-Что мы с вами повторили о растениях? ( Строение и питание растения)

-Где нам понадобятся эти знания? ( При открытии нового знания)

- Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

-Какой предмет не относится к царству растений и доказать, почему?. (На слайде слова: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, грибы)

-- Я вам предлагаю попробовать самостоятельно доказать, почему грибы не относятся к царству растений..

-У кого нет результата? (Я пока не знаю почему грибы не относят к царству растений)

- У кого есть результат? (Я пока не могу доказать, почему грибы не относятся к царству растений

-Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)


3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны объяснить, почему грибы не относятся к царству растений гриба)

- В чем затруднение? (Мы не знаем, почему грибы не относятся к царству растений.)

Какую цель мы поставим на уроке?( Узнать, к какому природному царству относятся грибы)


4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Что мы повторяли, чтобы узнать новое? ( Части растения. Способ питания)

Также по аналогии с эталонами.

-Как вы будете определять части гриба? (Мы будем сравнивать части растения и части гриба, используя эталон « Строение растения».)

- Сравнить питание гриба и растения.

-Где мы можем взять информацию ( в учебнике, в интернете)


5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах.

  1. На карточках изображён гриб. Используя эталон «Строение растения»

( на слайде) делают подписи к рисункам.

Представитель защищает результат работы своей группы .

- В самом верху? (шляпка).

- Что находится ниже? (Ножка)

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

- Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Один из учащихся читает эталон на стр. 112, «Строение гриба» вслух, остальные следят.

- Чего не хватает в вашем эталоне?

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

2.На стр. 112. прочитайте третий абзац текста, как питаются грибы. Сравните с питанием растений. Сделайте вывод, закончите запись в карточке)

( На столе лежит карточка с пропущенными словами. Дети вставляют по смыслу МОГУТ– НЕ МОГУТ).

Растения ……..сами производить для себя питательные вещества.

Грибы……… сами производить для себя питательные вещества)

Следовательно…..

- Какой вывод вы можете сделать? (У нас получился эталон.)

- Мы преодолели затруднение? (Да.)

Как вы думаете, какая тема нашего урока? «ЦАРСТВО ГРИБОВ»


ФИЗМИНУТКА


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

На слайде изображен гриб, с неправильно указанными частями гриба.

- Проверьте, все ли записи на слайде верны? Исправьте ошибки, если они есть.

Работа в парах «Что где растёт»

Используя информацию учебника с. 113, определите, почему так названы грибы ( ПОДОСИНОВИК , ПОДБЕРЁЗОВИК, ОПЯТА)

А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетрадях

1.с.66 задание №1

-Подпиши части гриба

На выполнение задания отводится 2–3 минуты.

- Проверьте по образцу и эталону.

2.с.67 №3

Разделить на группы грибы(Съедобные- несъедобные)

- Проверьте по образцу и эталону.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у гриба.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где вы сможете использовать открытые знания? ( В жизни)

-Как в жизни вы сможете эти знания использовать?

-В природе большое количество грибов. Но и к ним надо осторожно относиться. Почему? ( Грибы бывают съедобные и несъедобные)

ПРАВИЛА СБОРА ГРИБОВ

Дети читают текст с.115. ,

Фронтальная проверка с опорой на слайд.

-Как вы понимаете фразу» Если не станет грибов – лес начнёт болеть»? (Ответы детей)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

- Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать строение гриба)

- Достигли ли вы цели? (Да)

- В чем возникали трудности на уроке? ( В определении некоторых частей гриба)

- Над чем еще вам надо будет поработать? (Повторить изученный материал по учебнику)

- Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

- Докажите. (Мы сами открывали новое знание)

- Оцените свою работу на уроке, используя веер цифр.

Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание.



Конспект урока по окружающему миру на тему " Царство грибов" (3 класс"
  • Начальные классы
Описание:

Урок плановый, тип урока - открытие новых знаний.. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. На уроке создаются возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, т.е., создаются условия для полного развития личности. 
На предыдущих уроках учащиеся узнали о многообразии растений, особенностях их строения, условиях, необходимых для жизни и развития. Опираясь на ранее приобретённые знания о признаках живой природы и внешнем строении растения,. ученики выходят на тему «Растения-царства живой природы». Их представления о внешнем строении растения вступают в противоречие со строением новых групп растений, которые лишены какого-либо органа. В результате возникает коллизия: несоответствие прежнего знания новым наблюдениям вызывает удивление и желание узнать , почему они такие. На протяжении всего урока идёт исследовательская работа, используются проблемные методы обучения, направленные на самостоятельное открытие новых знаний на основе имеющегося жизненного опыта. Система вопросов и заданий требует от учеников добывать знания в процессе индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, которая направлена на формирование коммуникативных компетентностей учащихся. Урок поможет сформировать у школьников представление о грибах, как самостоятельном царстве, строении взаимосвязи растений и грибов, делении на группы, научит приобретать приобретённые знания в практической деятельности, бережно относится к природе. 

Автор Константинова Лада Олеговна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 702
Номер материала 16288
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓