Главная / Начальные классы / конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" (4 класс)

конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" (4 класс)

Тема : Отечественная война 1812.

Цель: освятить страницы истории России, связанные с Отечественной войной.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, видеофильм, учебник, тетрадь, словарь.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент


- Координировать выполнение задания.

Фронтальный опрос

- Кто командовал русскими войсками на поле Невской битвы?

- Кто возглавил армию на Куликовом поле?

- Против кого поднялся русский народ в 1612г.?

- А что вы знаете про 1812г.?

- Соотнести события и даты

1240г.- Невская битва

1380г. – Куликовская битва

1612- Освобождение Москвы от польских захватчиков

1812 - ?


Определение темы , постановка учебной задачи

Запись темы.( на доске)

Прежде чем говорить о войне, скажите, что значить «Отечественная»?

-Что мы должны узнать?

-Какую цель урока поставим?

-Вы многое знаете об этом событии, так как оно напрямую связано с историей нашего района. Наша задача – обобщить и узнать новые грани Отечественной войны 1812года.

- Высказывают предположение по теме урока.

- Отечество – это Родина, люди защищали свою землю, поэтому война была Отечественной.

Выполнение задания №1 стр.39, определение на слайд



- Узнать историю «Отечественной войны» 1812г.


Открытие нового знания

В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.

С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и войнами.

На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.



12 июня 1812 года громадная французская армия вторглась в Россию.

Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

Сначала нашей армии пришлось отступать. Был оставлен город Смоленск.



Командование на себя всеми русскими войсками принял Михаил Илларионович Кутузов.



Кутузов понимал, что с каждым шагом вглубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать.



Кутузов продолжал отступать, пока под Можайском не была найдена удобная позиция для сражения.



26 августа на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии.



Работа со схемой сражения.

Командный пункт Кутузова – д.Горки

Командный пункт Наполеона – д.Шевардино

Французская армия наступала на село Бородино,

на Багратионовы флеши ,

за Семеновские овраги

на Батарею Раевского

Русская армия напротив двигалась к Семеновскому оврагу,

К батарее Раевского

И в тыл армии Наполеона



Физкультминутка для глаз











Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву. Для русских это была значимая победа.





Русские войска отступали к Москве. Кутузов созывает в Филях военный совет и ставит вопрос: давать бой под Москвой или сдать древнюю столицу. Решающими стали слова Кутузова «Пока цела армия, цела и Россия». Было решено оставить Москву.



Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.



Падение и пожар Москвы потрясли русский народ.

По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях разгоралось партизанское движение. Основателем партизанского движения стал Денис Давыдов.



Началось изгнание Наполеоновских войск за территорию страны. В декабре 1812 года захватчики полностью изгнаны.

Каждая война имеет своих героев. Такими героями стали Николай Николаевич Раевский и Петр Иванович Багратион


Беседа, слушание ,

просмотр видео фильма















































Сообщение учащихся про Кутузова















Просмотр видеофильма

















Работа со схемой сражения

Карта схема на парте, в парах рассматривают карту

Параллельно работа со словарем





(Быстро поморгать, закрыть глаза посчитать до 5; крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль, повторить 5 раз, вытянуть руку, следя за пальцем, коснуться кончика носа, повторить 5 раз)

Теперь, представьте, что вы историки. Объединяясь в группы, воссоздайте схемы бородинского сражения.

Условные обозначения на доске.

































































Работа со словарем

Сообщение про Дениса Давыдова















Сообщения о героях войны.


Закрепление полученных знаний

Многие писатели и поэты осветили историю Отечественной войны, послушайте стихотворения и выполните задание №4 стр. 40

Подведем итоги нашего урока

Поможет это сделать задания для работы в парах.



На слайде ответы. (сигнальные карточки)




Чтение стихотворений,

Выполнение задания в рабочей тетради.





Работа с деформированным текстом.


Рефлексия

Синквейн

- С каким событием познакомились?

-Достигли ли мы целей, которые ставили?

- Почему это событие важно?

-попробуем составить в группах синквейн.

Тема: Отечественная война






Сущ.

Прил.,прил.,

Гл.,гл.,гл,.

Предложение

Вывод.

Домашнее задание

На слайд.


Основное: Стр. 112-117,пересказ, р.т.стр. 42

Творческое:

Подготовить сообщение о памятных местах

Бородинского поля

Оценивание




конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока по окружающему миру в разделе "История России"

Цель: освятить страницы истории России, связанные с Отечественной войной.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование: презентация, видеофильм, учебник, тетрадь, словарь.

На рассвете 24 (12 по старому стилю) июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл "Великой армией", насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренных Наполеоном, а также польский корпус маршала Ю.Понятовского.

 

Главные силы Наполеона были развернуты в два эшелона. Первый (444 000 человек и 940 орудий) состоял из трех группировок: правое крыло во главе с Жеромом Бонапартом (78 000 человек, 159 орудий) должно было двигаться на Гродно, отвлекая на себя как можно больше русских сил; центральная группировка под командованием Евгения Богарне (82 000 человек, 208 орудий) должна была помешать соединению 1-й и 2-й русских армий; левое крыло во главе с самим Наполеоном (218 000 человек, 527 орудий) двинулось на Вильно - ему отводилась главная роль во всей кампании. В тылу, между Вислой и Одером оставались второй эшелон - 170 000 человек, 432 орудия и резерв (корпус маршала Ожеро и другие войска).

 

Автор Простова Анна Вячеславовна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1596
Номер материала 58144
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓