Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс).

Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс).

Урок окружающего мира во 2 классе.


Тема: Про воду.

Цели урока:

познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами, значением в жизни человека и необходимостью в её охране.


Задачи с учетом ФГОС:


  • Обучающие:на основе предметных знаний и жизненного опыта детей обобщить знания учащихся о том, какими свойствами обладает вода.

  • Развивающие: создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование), коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром) и общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы); развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;  воспитание усидчивости, аккуратности, любознательностьи.


Оборудование:



компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл

А. А. Плешаков, “Тесты к учебнику для 2 класса”Е.М. Тихомирова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: «Шум дождя» В. А. Моцарта.


План урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Проверка д.з.

-Свойства воздуха.

- Состав воздуха.

-Охрана воздуха.

4. Мотивация учебной деятельности.

5. Сообщение темы урока.

6.Работа по теме урока.

-Чтение стихотворения

-Знакомство с понятием «Исследователь

-Опыты с формулирование выводов.

-Распространеие воды в природе.

7. Физкультминутка.

8 Продолжение по теме урока.

- Использование воды.

-Сценка.

-Охрана воды.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Домашнее задание.


Оформление доски.



14 октября.

Про воду.

Вода- это жизнь, здоровье и помощник человека.
















экран


Ход урока:


этапа

Название слайда

Содержание урока

Время

(в мин.)

1

Титульный лист

1.Организационный момент.

Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).



2

1



Планета Земля






























2. Актуализация знаний.

У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?  (Про воздух.) 

У. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров.

Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации.

Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи солнца сожгли бы всё живое.


3

2

Свойства воздуха.





3

Состав воздуха






3. Проверка д.з.

Ребята. Давайте вспомним опыты, которые мы делали на прошлом уроке. Какие свойства воздуха они помогают нам раскрыть.

( Прозрачный, без цвета, без запаха, упругий, легче воды)



Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ)















4

Охрана воздуха












-Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?

-Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать.

-Как мы можем помочь природе, чтобы воздух стал чище? (Сажать растения, деревья и кустарники.)

-Какие меры нужно предпринять на больших заводах и фабриках, которые через огромные трубы выбрасывают клубы дыма? ( Устанавливать фильтры).

Тест « Про воздух»


4


5

Вода

Мотивация к учебной деятельности.

-А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечемА название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе.   Это – вода. 

- Как ты разгадал ребус? ( В О нарисовано ДА – получается вода.) 

-.У кого из вас другой ответ?


5

6











7

Моцарт. Музыка.

Сообщение темы и целей урока.

-А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. ---Сегодня мы будем говорить про воду.





А австрийский музыкант, композитор Вольфганг Амадеус Моцарт про воду сказал совершенно по- другому, на языке музыки.

-Закройте глаза, представьте себе лето, идёт дождь.

-какой музыкальный инструмент уловили. Какое настроении передает музыкант?



 


Работа с учебником.

Прочитайте в учебнике, какие слова использует авто учебнике при описании воды на стр.54. ( Чтение сильного ученика).


На доске запись

Вода-это

(На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять.

 У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.



6






























Работа по теме урока.

А).Чтение стихотворения (Ксения Катя, Оля)

Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

Вы слыхали о воде? 
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране. 
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает. 
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. 
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. 
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: 
без воды нам не прожить!

У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?




8 Исследователь

Б) Знакомство с понятием исследователь.

-Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

(Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.)

- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

( Вода.)

-Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.




План работы нашего исследования 

(на доске).



























































9

Свойства воды.

Оформление выводов в тетради.









10

Распространение воды в природе.



11

Состояние воды

















































12

Круговорот воды

  1. Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.

  2. Наблюдение за распространением воды в природе.

  3. Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

  4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа с оформлением таблицы.

Опыт №1

У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )

У. Почему? Д. Она текуча.

У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость текучая.

-Попробуйте на вкус. Добавьте сахар. Попробуйте. ( Св-во- без вкуса, растворитель)

- Добавьте кукурузную крупу. ( Не растворяется)

- Добавьте камешки. ( Тонут, значит, тяжелее воды)

- Возьмите чистый стакан. Определите цвет воды. Закрасьте воду. ( Прозрачная . Нет цвета)

- А теперь сделайте наобарот. Пропустите через фильтр. ( Вода фильтруется, очищается)

Опыт №2

 Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )

 Какой сделаем вывод?

Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

- Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?' Д. Она испарилась.(Или кипятить воду в чайнике, перед этим измерив количество воды) и

- Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.

-Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какими свойствами обладает вода? (Без цвета, без запаха, без вкуса, течёт, растворяет некоторые предметы,)

Какие превращения имеет вода?

Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).



У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

2. Распространение воды в природе

У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.

Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(

У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Заря-зареница
    По миру ходила,
    Слезу уронила. 
    Месяц видел,
    Солнце скрыло. (Роса)

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )

  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )

  • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

  • Похож я с виду на горох,
    Где я пройду – переполох. (Град. )

  • И не снег, и не лед,

  • А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

  • Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

(Второй пункт плана стирается с доски)

-Почему вода не заканчивается?




































































































13

Планета Земля











14

Соотношение пресной и солёной воды.

Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

Слайд№6

- Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? (Голубой.)

- А почему? (Это вода. )

-Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.






Работа с учебником. Стр. 52.












 Где мы используем воду?

- С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(На доске карточка со словами Вода – это )

- Значит, вода – это…( Вода – это жизнь.)

(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

- Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

(Третий пункт плана стирается с доски)



7


Физминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись. 
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль. 
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.



8







































































































15

Использование №16

Охрана воды.

Продолжение работы по теме урока.

У. Перейдем к четвертому вопросу.

4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. 

- Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! 

(Лера и Арина)

Рыбак:

Из страны заморской, дальней 
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Тишанку поспешил
Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друзья:

Какую?

Может, рыбку золотую?

Рыбак:

Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь:

речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь:

Грязь всю в речку к нам сливают 
От нее все погибает 
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!

Рыбак:

Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.

У. Грустная сказка! Но и быль не радостней. 
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. 
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. 
Рассмотритеслайды. Объясните, отчего загрязняется вода?

- Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

- Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.

- Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашей реке Уча? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других. 
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер. 
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. 
Не уничтожать растения и обитателей водоемов. 
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

(Четвертый пункт плана стирается с доски)

Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)





Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!

Слайд №8

У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?





VIII. Домашнее задание

Придумать табличку с призывом о бережном отношении к воде.




Итого:





Приложение.

Вода.

( Оформляется детьми после проведения опытов с комментированием)

Свойства воды:

  1. Нет в…

  2. Нет ц…

  3. Нет з…



  1. Растворитель (сахар, соль…)Применяется это свойство в приготовлении еды.



  1. При охлаждении в объёме у…



и превращается в л…



При нагревании превращается в п…






Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс).
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по окружающему миру на тему " Про воду" (2 класс, УМК "Школа России") содержит цели, задачи с учётом ФГОС и план урока, перечень оборудования и литературу. Оформлен в виде таблицы со столбцами : этапы урока, номер и название слайда, содержание, время. В приложении содержится индивидуальная дидактическая карточка, которую нужно оформить после каждого проделанного ребёнком опыта.

Форма работы: урок с элементами интеграции( литературное чтение, музыка, физика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, индивидуальна подготовка учащихся дополнительного материала, практикум.

 

 

 

Автор Сюмайкина Надежда Анатольевна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 8347
Номер материала 1631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓