Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое кровь"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое кровь"

Тема: Что такое кровь.

Цели урока:

Личностные: применять полученные знания и умения на уроках жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; формирование здорового образа жизни; расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию у учащихся к познанию мира. Оценивать, что полезно, а что – вредно.

Метапредметные: учить осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, высказывать свое предположение; предлагать способы проверки; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре.

Предметные: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки)

Задачи урока:

Образовательная: дать первичные сведения о составе крови.

Воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни.

Развивающая: развивать исследовательские навыки и устную речь

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, задания для пар, карточки с названиями состава крови, учебник «Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.- М: Баласс, 2010, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» «Человек и природа» 4 класс А.А. Вахрушев, О.В. Бурский и др., -М: Баласс, 2009, сигнальные карточки разного цвета,

Методы: деятельностный, проблемный диалог, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Объем: 1 час.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока в теме: 1 урок из уроков по теме «Кровь».

Ожидаемый результат:

учащийся будет:

  • знать: минимум: кровь

максимум: кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные

пластинки.

  • уметь:

- называть состав крови,

- объяснять значение и функции крови в организме,

- оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.





Этап урока

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

1

Организационный момент

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

- Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма.

Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания.


2

Проверка усвоения предыдущей темы.

Цель: проверка знаний о кровеносной системе

- Главная мысль, которой вы следовали при подготовке домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся сердце - он живет».

а. Фронтальный опрос.

- Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

- попробуйте решить кроссворд.

- мельчайшая сеть кровеносных сосудов, пронизывающих ткани.

- Сильная мышца и очень большая труженица, выполняющая роль неутомимого насоса.

- Газ необходимый для дыхания и жизнедеятельности органов.

- Кровь, движущаяся к сердцу, наполненная углекислым газом.

- Кровь, движущаяся от сердца и наполненная кислородом.

-Какова роль крови в организме? (главный транспорт в организме)











Применяют ранее полученные знания. Отгадывают кроссворд.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2)формируем умение находить ответы на вопросы.

3)формируем умение делать выводы.

3

Изучение нового учебного материала.

Цель: систематизировать знания о кровеносной системе.

- Ребята, я знаю, что многие из вас любят сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? « Прибежал серый волк, принес в зубах две хрустальные бутылки с живой и мертвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мертвой водой, все раны на нем затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: «Как долго я спал». Это сказка, но волшебная вода есть в каждом существе. Причем она одновременно и живая, и мертвая. Вы догадались, о какой жидкости идет речь?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Цель: постановка проблемы урока.

- Откройте учебники на стр. 36. Давайте по ролям прочтем диалог ребят.

- Какое противоречие вы услышали из диалога ребят?

- Какой возникает проблемный вопрос?

- Какие цели мы сегодня для себя поставим на уроке? Что бы вам еще хотелось узнать про кровь? Постараемся на сегодняшнем уроке расширить наши знания про кровь. (составляется план урока: из чего состоит кровь? Какова функция крови в организме? )

- Сейчас каждая пара, используя текст учебника, будет исследовать, из чего состоит кровь.

1-я пара изучит первый абзац,

2-я пара – 2 абзац

3-я пара – 3 абзац

4 пара – 4 абзац

Каждой паре нужно изучить свой абзац и выяснить 1. Название составной части крови. 2. Какие вещества содержит?3. Могут ли двигаться? 4. Какую роль выполняют? 5. Как можно представить пантомимой данную часть крови?

(Учитель дополняет ответ каждой пары.)

Плазма составляет около 55 % крови. Она состоит из воды и растворенных в ней веществ. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. В плазме находятся клетки крови. Вязкость крови в 6 раз больше вязкости воды.


Красные кровяные тельца называются – эритроцитами, их в крови больше всего. Они имеют форму дисков, которые вогнуты с двух сторон. Их число в крови взрослого человека составляет в среднем около 5 млн. на 1 мм (куб). Красные кровяные клетки живут около четырех месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.


Белые кровяные тельца называются – лейкоциты. Лейкоциты не имеют цвета. В 1 мм (куб) крови их содержится в среднем около 7 тысяч, их гораздо меньше. Они как сторожевые катера, передвигаются по крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной- это мертвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.


Кровяные пластинки называются – тромбоцитами. Они представляют собой бесцветные сферические тельца, диаметр которых в три раза меньше диаметра эритроцитов. Правильно вы сказали, что тромбоциты свертывают кровь и любая рана не вызывает потери всей крови. А крови у человека не так и много, у взрослого человека 4,5 – 5 литров, у детей 8-12 лет всего 3,5 литра.




Концентрируют внимание.















Читают диалог по ролям.

Формируют тему урока.

Составляют план урока.







Работа с учебником, работа в парах по плану.



Учащиеся делятся новой информацией опираясь на план.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.















Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение прогнозировать представленную работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4

Физминутка

Физминутка. Что делают эритроциты? Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты? Повороты влево, вправо, ладонь сжата в кулак, махи рукой назад. Что делают тромбоциты? Обхватываем себя руками.


Выполняют физические упражнения.


5

Закрепление учебного материала


Цель: первичная проверка понимания прочитанного.

Откройте рабочие тетради на стр. 14. Выполните 1 задание.

- Сравните результат работы с соседом по парте. Если ваши ответы совпали, то возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

- Если вы внимательно слушали своих товарищей, то сможете ответить на вопросы, в случае затруднения эксперты от каждой группы придут на помощь.

- Почему, соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным? Что произойдет, если оно изменится?

- Почему, иногда, в том месте, куда зашла заноза, образуется гной?

- Почему, порезав палец, кровь перестает течь?

-Можем ли мы теперь ответить на второй вопрос нашего плана: Какова роль крови в организме?

- Откройте рабочие тетради на стр. 14. Выполните задание № 3.




Выполняют задание в рабочей тетради.

Сравнивают результат работы с соседом.

Отвечают на вопросы.











Выполняют задание в рабочей тетради.

Личностные УУД:

1)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;


6

Подведение итогов.


- Что такое кровь?

- Назовите основные клетки крови.

- Какую роль играет кровь в сохранении нашего здоровья?

- Какая информация для вас была самой интересной?

- Если на уроке вам было интересно и тема вам понятна поднимите зеленый сигнал, если остались вопросы- желтый, а если тему урока вы не поняли – красный сигнал

Обобщают полученные знания.

Развивают умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


7

Задание на дом

- материал на стр.36-37 прочитать

- кто желает, ответьте на вопрос №4 повышенной сложности в учебнике

-рабочая тетрадь стр.14 №2

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания

































Приложение № 1.

1. Название составной части крови______________________________

2. Содержит ли какие – то вещества?____________________________

3. Могут ли двигаться? _______________________________________

4. Какую роль выполняют? ____________________________________

5. Как можно представить пантомимой данную часть крови?



1. Название составной части крови______________________________

2. Содержит ли какие – то вещества?____________________________

3. Могут ли двигаться? _______________________________________

4. Какую роль выполняют? ____________________________________

5. Как можно представить пантомимой данную часть крови?







Из чего состоит кровь?

Какова функция крови в организме?

кровяная плазма

красные кровяные клетки

белые кровяные клетки

кровяные пластинки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

План урока:











«Это интересно»
В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ животных ПОГИБАЛИ в нашей крови, и человек умирал. Потому что у каждого человека своя группа крови. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови. У взрослого человека около 5 литров крови, у ребёнка – 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.
Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.



Интересные факты.

Красный цвет нашей крови придает железо, которое входит в состав гемоглобина. У всех позвоночных животных, а так же у дождевого червя, пиявок, комнатной мухи и некоторых моллюсков в гемоглобине крови находится окисное железо и поэтому она красная. Некоторые морские черви имеют в крови вместо гемоглобина хлорокруолин. Поэтому кровь у этих животных зеленая. А у речных раков, скорпионов, пауков, осьминогов и каракатиц кровь синяя. Вместо гемоглобина она содержит гемоцианин.















Конспект урока по окружающему миру на тему "Что такое кровь"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Что такое кровь.

Цели урока:

  Личностные: применять полученные знания и умения на уроках жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; формирование здорового образа жизни; расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию у учащихся к познанию мира. Оценивать, что полезно, а что – вредно.

Метапредметные: учить осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, высказывать своепредположение; предлагать способы проверки; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать  речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре.

Предметные:  формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки)

Задачи урока:

Образовательная: дать первичные сведения о составе крови.

Воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни.

Развивающая:  развивать исследовательские навыки и устную речь

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, задания для пар, карточки с названиями состава крови,  учебник «Окружающий мир». «Человек и природа». 4 класс, А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов и др.- М: Баласс, 2010, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» «Человек и природа» 4 класс А.А. Вахрушев, О.В. Бурский и др., -М: Баласс, 2009, сигнальные карточки  разного цвета,

Методы: деятельностный, проблемный диалог, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Объем: 1 час.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Место урока в теме: 1 урок из  уроков по теме «Кровь».

Ожидаемый результат:

учащийся будет:

·        знать: минимум: кровь

           максимум: кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные   

           пластинки.

·        уметь:

- называть состав крови,

- объяснять значение и функции крови в организме,

- оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

 

 

 

 

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Формирование УУД

1

Организационный момент

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

 - Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма. 

Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания.

 

2

Проверка усвоения предыдущей темы.

Цель: проверка знаний о кровеносной системе

 - Главная мысль, которой вы следовали при подготовке домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся сердце - он живет».

а. Фронтальный опрос.

- Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

- попробуйте решить кроссворд.

- мельчайшая сеть кровеносных сосудов, пронизывающих ткани.

- Сильная мышца и очень большая труженица, выполняющая роль неутомимого насоса.

- Газ необходимый для дыхания и жизнедеятельности органов.

- Кровь, движущаяся к сердцу, наполненная углекислым газом.

- Кровь, движущаяся от сердца и наполненная кислородом.

-Какова роль крови в организме? (главный транспорт в организме)

 

 

 

 

 

 

Применяют ранее полученные знания. Отгадывают кроссворд.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2)формируем умение находить ответы на вопросы.

3)формируем умение делать выводы.

3

Изучение  нового учебного материала.

Цель: систематизировать знания о кровеносной системе.

-  Ребята, я знаю, что многие из вас любят сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? « Прибежал серый волк, принес в зубах две хрустальные бутылки с живой и мертвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мертвой водой, все раны на нем затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: «Как долго я спал».  Это сказка, но волшебная вода есть в каждом существе. Причем она одновременно и живая, и мертвая. Вы догадались, о какой жидкости идет речь?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Цель: постановка проблемы урока.

- Откройте учебники на стр. 36. Давайте по ролям прочтем диалог ребят.

- Какое противоречие вы услышали из диалога ребят?

- Какой возникает проблемный вопрос?

- Какие цели мы сегодня для себя поставим на уроке? Что бы  вам еще  хотелось  узнать про кровь? Постараемся на сегодняшнем уроке расширить наши знания про кровь. (составляется план урока: из чего состоит кровь? Какова  функция крови в организме? )

  - Сейчас каждая пара, используя текст учебника, будет исследовать, из чего состоит кровь.

1-я пара изучит первый абзац,

2-я пара – 2 абзац

3-я пара – 3 абзац

4 пара – 4 абзац

Каждой паре нужно изучить свой абзац и  выяснить 1. Название составной части крови. 2. Какие вещества содержит?3. Могут  ли  двигаться? 4. Какую роль выполняют?  5.  Как можно представить пантомимой данную часть крови?

(Учитель дополняет ответ каждой пары.)

Плазма составляет около 55 %  крови. Она состоит из воды и  растворенных в ней веществ. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови  и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. В плазме находятся клетки крови. Вязкость крови в 6 раз больше вязкости воды.

 

Красные кровяные тельца называются – эритроцитами, их в крови больше всего. Они имеют форму дисков, которые вогнуты с двух сторон. Их число в крови взрослого человека составляет в среднем около 5 млн. на 1 мм (куб). Красные кровяные клетки живут около четырех месяцев, потом  их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.

 

Белые кровяные тельца называются – лейкоциты. Лейкоциты не имеют цвета. В 1 мм (куб) крови их содержится в среднем около 7 тысяч, их гораздо меньше. Они как сторожевые катера, передвигаются по крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной- это мертвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.

 

Кровяные пластинки называются – тромбоцитами. Они представляют собой бесцветные сферические тельца, диаметр которых в три раза меньше диаметра эритроцитов. Правильно вы сказали, что тромбоциты свертывают кровь и любая рана не вызывает потери всей крови. А крови у человека не так и много, у взрослого человека 4,5 – 5 литров, у детей 8-12 лет всего 3,5 литра.

 

 

Концентрируют внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Читают диалог по ролям.

Формируют тему урока.

Составляют план урока.

 

 

 

Работа с учебником, работа в парах по плану.

 

 Учащиеся делятся новой информацией опираясь на план.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1)формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

2)формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3)формируем умение прогнозировать представленную работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4

Физминутка

Физминутка.  Что делают эритроциты? Представим себя эритроцитами – побежали на месте. Что делают лейкоциты? Повороты влево, вправо, ладонь сжата в кулак, махи рукой назад. Что делают тромбоциты?  Обхватываем себя руками.

 

Выполняют физические упражнения.

 

5

Закрепление учебного материала

 

Цель: первичная проверка  понимания прочитанного.

Откройте рабочие тетради на стр. 14.  Выполните 1 задание.

- Сравните результат работы с соседом по парте. Если ваши ответы совпали, то возьмитесь за руки и поднимите их вверх.

- Если вы внимательно слушали своих товарищей, то сможете ответить на вопросы, в случае затруднения эксперты от каждой группы придут на  помощь.

- Почему,  соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным?  Что произойдет, если оно изменится?

- Почему, иногда, в том месте, куда зашла заноза, образуется гной?

- Почему, порезав палец, кровь перестает течь?

-Можем ли мы теперь ответить на второй вопрос нашего плана: Какова роль крови в организме?

- Откройте рабочие тетради на стр. 14. Выполните задание № 3.

 

 

Выполняют задание в рабочей тетради.

Сравнивают результат работы с соседом.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Выполняют задание в рабочей тетради.

Личностные УУД:

1)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 

6

Подведение итогов.

 

- Что такое кровь?

 - Назовите основные клетки крови.

- Какую роль играет кровь в сохранении нашего здоровья?

- Какая информация для вас была самой интересной?

- Если на уроке вам было интересно и тема вам понятна поднимите зеленый сигнал, если остались вопросы- желтый, а если тему урока вы не поняли – красный сигнал

Обобщают полученные знания.

Развивают умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

7

Задание на дом

- материал на стр.36-37 прочитать

- кто желает, ответьте на вопрос №4 повышенной сложности в учебнике

-рабочая тетрадь стр.14 №2

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

1. Название составной части крови______________________________

 2. Содержит ли  какие – то вещества?____________________________

3. Могут ли  двигаться? _______________________________________

4. Какую роль выполняют? ____________________________________

5.  Как можно представить пантомимой данную часть крови?

 

 1. Название составной части крови______________________________

 2. Содержит ли  какие – то вещества?____________________________

3. Могут ли  двигаться? _______________________________________

4. Какую роль выполняют? ____________________________________

5.  Как можно представить пантомимой данную часть крови?

 

 

 

Из чего состоит кровь?

Какова функция крови в организме?

кровяная плазма

красные кровяные клетки

белые кровяные клетки

 кровяные пластинки

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

План урока:

 

 

 

 

 

 «Это интересно»
 В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ животных ПОГИБАЛИ в нашей крови, и человек умирал. Потому что у каждого человека своя группа крови. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека. Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови. У взрослого человека около 5 литров крови, у ребёнка – 3,5 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. В течение года трижды полностью обновляется вся кровь в организме. И этот процесс происходит всю жизнь без остановок.
Постоянным должно быть в крови и соотношение между её разными клетками: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

 

 

Интересные факты.

 

Красный цвет нашей крови придает железо, которое входит в состав гемоглобина.  У всех позвоночных животных, а так же у дождевого червя, пиявок, комнатной мухи и некоторых моллюсков в гемоглобине крови находится окисное железо и поэтому она красная. Некоторые морские черви имеют в крови вместо гемоглобина хлорокруолин. Поэтому кровь у этих животных зеленая. А у речных раков, скорпионов, пауков, осьминогов и каракатиц кровь синяя. Вместо гемоглобина она содержит гемоцианин.

Автор Скачкова Светлана Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 917
Номер материала 28342
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓