Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру для 3 класса.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса.

Агафонова Светлана Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - педагогический лицей города Димитровграда Ульяновской области (МБОУ педагогический лицей)

Учитель начальных классов

















































Агафонова Светлана Михайловна - учитель начальных классов,

МБОУ педагогический лицей, Ульяновская область, г. Димитровград


Предмет (направленность): окружающий мир, начальная школа.

Возраст детей: 3 класс.

Место проведения: класс.


УМК «Перспективная начальная школа».

Тема урока: «Почва. Как образуется почва».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Формирование УУД на данном уроке:

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;


б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.


Коммуникативные

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Регулятивные

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

 Оборудование и наглядные пособия:

  1. Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 2).

  2. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.

  3. Тетрадь для самостоятельной работы №2.

  4. Интерактивная доска, проектор, ноотбук (подключение интернета) .



Ход урока.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.(слайд2)

Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

- Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ). (Приложение1.)

  1. Этап актуализации знаний.

Цель: проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».


А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.

- Пока мы будем писать графический диктан, один человек ответит на вопросы по изученной теме. (Ученик работает на ИД: соединяет ответы с вопросами)

1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)

2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.

(Нефть).

 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. (Каменный уголь)

4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)

 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)

 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. (Глина)

 7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)

 8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? (Известняк)

 9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? (Природный газ)


Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-)

-Правда ли, что

1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);

2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);

3) гранит— осадочная горная порода?(-);

4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная порода?(+);

5) в состав гранита входит три минерала?(+);

6) торф образовался из раковин морских животных?(-);

7) нефть, каменныйуголь, природныйгаз — это горючие полезные ископаемые? (+);

8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);

9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов— алюминий, медь? (-);

10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).

- Посмотрите, на доске правильный вариант ответов. (слайд 3)

(+ + - + + - + + - -)

- Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.

- Посмортите на работу одноклассника, работавшего у ИД, оцените. (Ученики с помощью сигнальных карточек оценивают, сопровождая коментариями.)

Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического использования человеком, можно начать изучение новой темы.


  1. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.


А) Определение темы и целей урока.

-Отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять.             (Земля)

- Земля! Какое это емкое слово! У слова  "земля" есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова и в картинках оформить на ИД. ( Планета, суша, страна)

- А еще одна группа будет работать с Толковым словарем, искать значение слова «земля».

- А все остальные работают с ноотбуком. (узнают значение слова «земля»)

-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из словаря, и дополняем из интернета.

- Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)

- Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.) (слайд 4)

- О какой земле будем говорить? (Почве)

-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

- Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое почва и как она образуется)


Б) Самостоятельная работа.

- Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? ( Дети читают самостоятельно первые четыре абзаца нового параграфа и высказываются в группах, по цепочке. Их задача — выделить в тексте новые сведения.)

- Чем новым можете поделиться? (Высказывания учащихся.)


В) Беседа.

Наш урок посвящен почве и её образованию.

- О! Это особая тема! Почва – вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них – «Никого не родила, а все матушкой зовут». О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать!

И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её верхнем слое, который называется …(почвой).

- Сформулируйте правильное определение и оформите на ИД. ( Почва— это самый верхний слой земли,на котором растут растения). (слайд 5 )


(слайд 6) А как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли. Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов. Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её частицами.

(слайд 7) Вывод: итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не образуется.

(слайд 8 ) Давайте вспомним прогулку в осенний лес.

Г) Работа в группах.

- На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и живую природу? (Учащиеся обсуждают в группах вопрос и по одному высказыванию от группы)

Д) Рассказ учителя.

Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе.  Всё это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества. В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой природе. Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет? Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной.

Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно возвращаются в почву и вновь расходуются растениями.  Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.

- Почва - часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.


Е) Работа парами « с соседом по плечу».

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве. А он пусть расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе.




Ж) Беседа.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца размножения.

(слайд 9) В лесной подстилке замерла божья коровка,

(слайд 10) что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи, кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь.

(слайд 11) Самые большие труженики из червей — дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из главных почвообразователей.

(слайд 12) А вот земляной шмель только зимует.

(слайд 13) Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары,

(слайд 14) а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.

Жуки проникают в почву на глубину до 2 метров, муравьи – до 3 метров. Кроты – до 5 метров, а дождевые черви – до 8 метров.

(слайд 15) Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

Учёные подсчитали, что в березовом лесу кроты поднимают из глубины на поверхность такой обогащённой земли до 10 тонн на гектар. Получается, что большую часть берёзового леса удобряют кроты. А ещё в небольших кучках в земле, кротовинах, скапливается вода, которая увлажняет почву.

- Чем же питаются животные почвы? (Высказывания учащихся)

Они питаются остатками живых организмов, корнями растений и другими мелкими животными. Корни одуванчиков грызут личинки майских жуков, а личинками любят лакомиться кроты. Крот, наевшись, отправляется спать, и спит часа 4, проснувшись, он немедленно отправляется искать себе пищу. Делая глубокие ходы, крот постоянно натыкается на вредных насекомых и их личинок. За сутки крот съедает столько, сколько весит сам и даже больше. Голодать крот не может, 17-18 часов без еды для него губительны. Вот поэтому зимой кроты не могут залечь в спячку.

- Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость.

(слайд 16) - Посмотрите на картинки ИД, составьте цепь питания. (корень одуванчика – личинка – крот).

Не будет одуванчика – погибнут личинки, не будут личинок – будут голодать кроты. Поэтому ученые считают, что все живые организмы связаны между собой цепями питания.

Пищевая цепь показывает, кто кого ест.

- Расставьте на ИД стрелочки зависимости.(Ученики чертят стрелки от крота.)

- Посмотрите на определение и помогите его дополнить.

Между обитателями почвы существую очень много цепей питания, но в каждой такой цепи, первое звено – это растение. Ведь только оно способно на свету образовывать питательные вещества из углекислого газа и воды с растворёнными в ней минеральными солями. Второе звено – растительноядные животные, третье звено – хищные и всеядные животные. Когда хищные или всеядные животные погибают, то их останки становятся пищей для бактерий и других мелких животных.

Динамический момент (групповой метод работы, позволяющий развивать коммуникативное сотрудничество, в условиях учебной деятельности. По «Сингапурскому проекту» дети под музыку будут играть в игру «MIX»- «Найди пару»: отгадывают загадки) Приложение 2.

  1. Этап первичного закрепления знаний.


А) - Обратимся к полученным на уроке знаниям.

(слайд 17)

Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .

- Сейчас вы обсудите в группах выбор правильных ответов, выберите правильный, а потом мы проверим ваш выбор.

Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?

Начало формы

Шаг1 .Что делают животные с землёй?

  1. Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .

  2. Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.

  3. Откладывают запасы пищи .

Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:

  1. Сами становятся частицами почвы.

  2. Их останки превращаются в горные породы .

  3. Их уносит потоками воды.

Связывает ли почва в единое целое живую и неживую природу?

Начало формы

Шаг 1. Как пополняются запасы почвы?

  1. Животные почвы прокладывают ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки растений.

  2. Их восстанавливают животные .

  3. Сами восстанавливаются .

Шаг 2. Какая роль бактерий?

  1. Прокладывают ходы для перемешивания почвы.

  2. Они не принимают участия в пополнении запасов почвы .

  3. Превращают остатки растений в перегной.

Почему кроты приносят пользу почве?

Начало формы

Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:

  1. Прячутся от дневной жары.

  2. Закапывают запасы еды.

  3. Выбрасывают на поверхность землю .

Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?

  1. Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.

  2. В этой земле содержатся вредные насекомые.

  3. Она богата на алмазы.


5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Работа в ТПО.

- Откройте ТПО на странице 10. Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.

Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым – подземные воды, а желтым – слой горных пород.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом «по лицу», сделайте взаимопроверку.






6. Этап включения в систему знаний и повторения.

А)

Сказала лопата:
Земля - чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля - чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля - чтобы жить. А. Тетивкин

- Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)

- Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как образуется почва, и какие существуют цепи питания.

- Проверить полученные знания на уроке вы сможите с помощью теста.

Тест к уроку: «Как образуется почва»

Вопрос №1

Начало формы

Что грызут личинки майских жуков?

  1. Майских жуков .

  2. Кротов .

  3. Корни одуванчиков .

  4. Муравьёв.

Вопрос №2

Основа образования почвы – это:

  1. Живые организмы .

  2. Живая и неживая природа .

  3. Неживая природа .

  4. Горные породы Земли .

Вопрос №3

Каких животных можно увидеть в почве?

  1. Кротов, муравьев, дождевых червяков.

  2. Зайцев, медведей.

  3. Дождевых червяков, белок, муравьёв .

  4. Кротов, муравьёв, лис.

Вопрос №4

Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?

  1. Солнечного тепла .

  2. Ветра.

  3. Воды .

  4. Солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов .

Вопрос №5

Что такое почва?

  1. Природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического состава, образующая самостоятельное тело в земной коре .

  2. Верхний плодородный слой земли .

  3. Тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.

  4. Извержение раскаленных, огненных потоков особого вещества.

(слайд 18)

- Сделайте самопроверку, по ответам на ИД, и оцените себя по критериям:

«5» - без ошибок;

«4» - 1ошибка;

«3» - 2-3 ошибки;

«2» - 4 и более ошибок.



Б) Домашняя работа.

1. ТПО страница 11: Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почваы.

2. Дифференцировонное задание (по выбору).

А) Учебник стр.31-34-знать, уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Б) В хрестоматии по теме урока приведены рассказы «Чудесный гастроном» и «Какую пользу приносит почве крот?». Уметь рассказать новую информацию из текста.

В) Подготовить сообщение или презентацию по изученной теме.

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы


7. Этап рефлексии учебной деятельности.


Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

А) — А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету!


- Почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет. (Высказывания учеников)


Б) (слайд 19 – «солнышко»)

- Нарисуйте свое настроение в конце урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ). (Приложение1.)

- Оцени свою работу на уроке (веер).

- Почему так? (дети высказываются.)

















Приложение1.


http://sun.wauu.ru/0_8ad6_18898049_XL.gif



















Приложение 2.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (нефть)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (глина)

Росли на болоте растения ...

А теперь это топливо и удобрение. (торф)


Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже. (песок)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске — Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен ... (мел)


В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (соль)

Покрывают им дороги,

Улицы в селеньях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (известняк)

Туп конец,

Востёр резец.

Режет листы,

Летят куски. (алмаз)

Источник:
http://www.ubilya.ru/Mysteries_of_minerals
© ubilya.ru



11


Конспект урока по окружающему миру для 3 класса.
  • Начальные классы
Описание:

Конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" по теме "Почва. Как образуется почва".Урок соответствует требования ФГОС НОО. Конспект полезен учителям, работающим по этому УМК.Проверка знаний учащихся на уроке осуществляется с помощью теста.

Формирование  УУД на данном уроке:

Познавательные

Общеучебные универсальные действия

1.Обучение работе с разными видами информации :

а) формирование умения  извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

 

б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .

2. Оценка достоверности получаемой информации .

3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Универсальные логические действия

1) Подведение под понятие.

2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.

 

Коммуникативные

Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по парте).

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.

Регулятивные

 

Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Автор Агафонова Светлана Михайловна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2172
Номер материала 1623
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓