Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру «Чудеса и опасности электричества» (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру «Чудеса и опасности электричества» (1 класс)

1 класс

Программа «Перспективная начальная школа»

Урок: Окружающий мир

Время: 45 минут

Учитель: Хрякова Марина Александровна

Урок по теме: «Чудеса и опасности электричества»

Цель:

  1. Познакомить детей с видами электричества (статистическое, электрический ток), способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Познакомить с правилами безопасности при работе с электроприборами.

  2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, радость открытий, полученных из опытов, умение работать в коллективе.

Оборудование:

Опыт № 1:

- воздушные шарики

Опыт № 2:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5мл) соли

- 1 чайная ложка (5мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Опыт № 3:

- водопроводный кран и раковина

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

План урока. Таблица 1



Содержание этапов работы

Виды и формы работы

1. Организационный момент. Психологический момент. 1 минута

Приветствие. Рефлексия. Настроение.

2. Вводно-мотивационный этап. 3 минуты

Коллективная работа.

2. Актуализация знаний. 3 минуты

Индивидуальная, работа в парах, коллективная.

4. Определение темы и целей урока.

2 минуты

Проблемный вопрос.

5. Постановка проблемы. Создание положительной мотивации. 2 минуты

Коллективная работа. Рефлексия. «Мозговой штурм»

6. Изучение нового материала. Практическая работа исследовательского характера. 3 минуты

Работа в группах сменного состава. Динамическая пауза.

7. Изучение нового материала. 10 минут

Групповая работа, исследовательская работа, самостоятельная работа, работа с дидактическим материалом.

8. Физкультминутка. 1 минута


9.Практическая работа. Актуализация субъектного опыта учащихся через групповую, индивидуальную работу аудиалов, визуалов, кинестетиков. 13 минут

Групповая работа, исследовательская работа, проведение опытов.

8. Минутка теории. Необычное в обычном. Контрольный момент. 4минуты

Индивидуальная работа.

9. Подведение итогов. Самоанализ урока. 2 минуты

Рефлексия.

10. Домашнее задание. 1 минуты

Общее задание, задания на выбор (творческие).



Ход урока

  1. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Вводно-мотивационный этап.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с волшебником. Предложите варианты ответа на вопрос:

« Кого мы можем назвать волшебником?» (Ответы детей)

Отгадайте загадку.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу,

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество).

Работа в парах.

Подумайте и выскажите свои предложения, а может ли волшебство совершить электричество?

Дети (варианты ответов):

Загорается свет, работают электроприборы, электротранспорт.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Какие вы молодцы. А знаете ли вы, каким бывает электричество?

3. Познавательный этап. Изучение нового материала.

Электричество бывает двух видов. Одно называется статистическим, а второй вид электричества называется - электрический ток. Он умеет бегать по проводам. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны.

Практическая работа, исследовательского характера.

Цель: убедиться в том, что приводит в движение электронные игрушки – электрический ток.

Сейчас мы убедимся в волшебстве электрического тока. Помогут нам в этом ваши игрушки, если внутри них правильно соединить детали, то мы сможем услышать разные звуки, увидеть, как двигаются электронные игрушки (котик, музыкальная лошадка), как светятся и переливаются разноцветными цветами автоматические осветители (световые палочки, фонарик).

Этот вид электричества используется для освещения, обогрева наших домов и приводит в движение машины.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Учитель:

Работа в группах сменного состава. Динамическая пауза.

Цель: вспомнить электроприборы, познакомиться с правилами экономии электричества.

Предлагаю группам разгадать кроссворд и узнать зашифрованное слово.

  1. Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудись,

Без обеда насидитесь. ( Электроплита)

Обычная кастрюля может способствовать сбережению электроэнергии в том случае, если она перекрывает комфортку электроплиты и плотно прилегает к ней. Это первое правило экономии электричества.

  1. Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает. ( Пылесос)

  1. На столе, в колпаке,

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок –

Развесёлый огонек. (Лампа)

Правило второе экономии электричества.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие бывают лампочки? (лампа накаливания, энергосберегающая). Использование энергосберегающей лампочки позволяет сэкономить электроэнергию в 5-6 раз. Такие лампы стоят дороже, но и служат они гораздо дольше.

  1. Посмотри на мой бочек,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бъет,

Быстро крем вам собъет. (миксер)

  1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода поспела». (Чайник)

Третье правило экономии электричества.

Учитель: Представьте, Вы вскипятили чайник, сколько сразу воды вы используете? Что происходит с остывшей водой? (остывает, поэтому использованная на нее электроэнергия потрачена зря). Как можно сэкономить электроэнергию, если у нас чайник и термос? (перелить вскипяченную воду в термос).

  1. Два соседа колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами. (Магнитофон)

  1. Не радио, а говорит,

Не театр, а показывает. (Телевизор)



Учитель:

Какое слово получилось? (опасно). Какую опасность представляют электроприборы? Чего ни в коем случае нельзя делать? (работа с иллюстрациями)

Цель работы с иллюстрациями: познакомить с правилами безопасности при работе с электроприборами.

  • Не вытягивайте из розетки, потянув за шнур.

  • Не включайте больше одной вилки в розетку: это может привести к короткому замыканию.

  • Пользуясь удлинителем. После окончания работы сначала выдерните его из розетки. А затем сворачивайте в кольцо.

  • Посмотрите и предупредите родителей, чтобы провода приборов не оказались защемленными мебелью.

  • Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

  • Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы.

  • Помните, электричество не терпит соседства с водой.

  • Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы.

  • Не прикасайся к оголенным проводам.

Учитель:

Ребята, подумайте, а может ли от электричества случиться пожар?

Вот как этого избежать, давайте послушаем своих одноклассников, которые нам подготовили небольшое выступление.

Выступления детей (маски электроприборов на головах у детей, в руках рисунки)

Цель выступления детей: активизировать внимание учащихся и закрепить правила безопасности с электроприборами.

1 ученик:

Много электроприборов

Не включай в одну розетку.

Случится пожар!

Свой сериал не досмотрит соседка.

2 ученик:

Погладить рубашку и брюки

Утюг вам поможет всегда.

Сухими должны быть руки

И прочными провода!

А главное – не забывать

Все электроприборы вовремя отключать.

3 ученик:

Гвоздики и пальчики

В розетку не вставлять.

Электричество опасно –

Это каждый должен знать.

4 ученик:

Чтоб никогда не завыла сирена,

Чтоб не было больше несчастий и бед

К электроприборам относись осторожно,

Не знаешь – не трогай!

Вот наш совет

5 ученик (маска – электрический ток)

Чуть о главном совсем не забыл,

Я ребят еще не предупредил,

Что энергию мою надо вам экономить,

Тратить впустую не могу я позволить,

Из дома выходишь, ты все выключай,

А если остался, хочешь, включай,

Но только тот прибор, который используешь,

Другие в покое оставишь, поэкономишь!

Физкультминутка.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

(Дети бегут на месте)

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Дети поднимают руки вверх, затем разводят их в стороны и опускают вниз)

К дальним селам, городам,

Кто идет по проводам?

(Дети шагают на месте)

Светлое величество.

Это электричество.

(Прыжки на месте)

4. Практическая работа. Актуализация субъектного опыта учащихся через групповую, индивидуальную работу аудиалов, визуалов, кинестетиков.

Цель: познакомить со вторым видом электричества: статистическое электричество, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Учитель:

Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Называется оно статистическим. Оно живет само по себе. Иногда слышно, как потрескивает, когда снимаешь синтетическую одежду. Если статистическое электричество поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Сегодня мы научимся ловить электричество.

Проведение опытов.

Опыт № 1.

На стене висит шарик и на полу лежат три шарика. Учитель предлагает повесить их на стену. ( У детей не получается)

Учитель:

Почему красный шарик висит, а ваши падают? (предположения детей)

Учитель:

Давайте наши шарики превратим в волшебные. А кто знает, что надо сделать?

Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными.

Объяснение:

Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

Учитель:

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся)

Опыт № 2:

Учитель:

Как вы думаете, возможно, ли разделить перемешанные перец и соль?

Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой задачей.

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5мл) соли

- 1 чайная ложка (5мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Учитель:

Мне нужен помощник.

Подготовка:

  1. Расстелите на столе бумажное полотенце. (1 ученик)

  2. Насыпьте на полотенце соль и перец. (2 ученик)

  3. Начинаем научное волшебство.

  4. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. (3 ученик)

  5. Попробуйте отделить соль от перца. (4 ученик. Это сложно сделать)

  6. Надуем шарик. (Учитель)

  7. Потрите им о шерстяной свитер. (5 ученик)

  8. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. (6 ученик).

Что вы видите?

Результат:

Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статистического электричества. Когда вы трете, шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Опыт № 3:

А сейчас мы узнаем, как статистическое электричество действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

- водопроводный кран и раковина

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Подготовка:

Начинаем научное волшебство.

Учитель:

Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой.

  1. Откроем воду, так, чтобы она текла тонкой струйкой.

  2. Надуем шарик, завяжем его.

  3. Потрем шариком о свитер

  4. Поднесем шарик к струйке воды.

Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статистическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Учитель:

Молодцы! Сегодня мы научились волшебству при помощи статистического электричества.

Минутка теории. Необычное в обычном.

Некоторые виды рыб используют статистическое напряжение. Электрические рыбы известны людям с давних времен. Еще Аристотель рассказывал своим ученикам, что электрический скат, обитающий в Средиземном море, «заставляет цепенеть животных, которых он хочет поймать, побеждая их силой удара, живущего в его теле». Эффективно его использует скат. У этой рыбы голова переходит в широкие волнообразно двигающиеся плавники, несущие «электростанцию». Мгновенный разряд достигает 300 вольт.

В Амазонке живут угри длиною в три метра, имеют три электрических органа – два для навигации и обнаруженья добычи, а третий, самый большой, - надежное и безотказное оружие. Электрический разряд угря с напряжением в 550 вольт поражает добычу, состоящую обычно из рыб и лягушек, но может убить человека и даже лошадь, окажись они в зоне электрического удара.

Странное млекопитающее, живущее в водах Австралии, утконос, тоже замечен в чувствительности к электричеству. В эксперименте он безошибочно находил одновольтовую батарейку, зарытую в грунт водоема. Тщательное обследование обнаружило у экзотического австралийца рецепторы по всей поверхности клюва, чувствительные к электричеству. Значит, кто-то в австралийской воде это электричество генерирует, и утконос его ловит.

5. Итог урока (рефлексия).

Что нового для себя вы открыли на уроке?

О чем вы дома расскажете своим родным из содержания нашего урока?

6. Домашнее задание.

Рассказать, родным, что нового узнали на уроке.

На выбор:

  1. Чтобы электричество всегда было нашим другом, дома нарисуйте свои правила безопасности при его использовании.

  2. Придумать сказку о том, как экономить электроэнергию.

  3. Узнать у родителей или прочитать в энциклопедии и ответить на вопрос: « Почему светит лампочка?»

Ответ: Мчится ток по проводам, но они не светятся. Потому что провода – медные или аллюминевые – хорошо пропускают электрический ток. Но вот ток добежал до спиральки - волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, поэтому – то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит.

















Список литературы

  1. Клив, Д.В. 200 экспериментов. [Текст] / Д.В. Клив. – Москва: АСТ - ПРЕСС, 1995.-255 с.

  2. Кульневич С.В. С.В. Анализ современного урока.[Текст] /С.В.. Кульневич ,Т.П Лакоценина.:Анализ современного урока.-Ростов: Издательство «Учитель», 2006.-224 с.

  3. Поташник М.М., Левит М.В.. [Текст]/ М.М.Поташник, М.В.Левит: Как подготовить и провести открытый урок современная технология.- Москва: Педагогическое общество России, 2011.-144с.















































Конспект урока по окружающему миру «Чудеса и опасности электричества» (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тезисы к уроку по окружающему миру

Тема: «Чудеса и опасности электричества» 1 класс

Марина Александровна Хрякова,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №82» , г. Кемерово

 

         Представленная разработка урока по теме: «Чудеса и опасности электричества» предназначена для обучающихся первого класса. Уроки проводятся по программе О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий  мир»,  учебник «Окружающий мир» часть №1.

В разработке урока использованы материалы дистанционной программы для педагогов «Методическая лаборатория», где мной  были представлены   компетентностно - ориентированные задания по учебным предметам. Применяются  элементы программы «Исследовательская и проектная деятельность обучающихся начальных классов», разработанной М.А. Хряковой, представленной в КРИПК и ПРО.

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: расширение и углубление знаний обучающихся по теме «Чудеса и опасности электричества».

 

На уроке используются следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, исследовательская деятельность, практическая работа, проведение эксперимента. На уроке применяются информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Автор Хрякова Марина Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 971
Номер материала 35059
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓